Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 2525 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 10.06.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава III. Исследование особенностей словоизменения существительных у дошкольников с ОНР
Фрагмент для ознакомления

На согласование с числительным «два» ошибок не было.
Гистограмма 7
Уровень сформированности умения согласовывать числительные и существительные дошкольниками ЭГ и КГ

Таким образом, уровень сформированности умения согласовывать числительные «два» и «пять» с существительными дошкольниками с ОНР находится на низком уровне.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что формирование процессов словоизменения у дошкольников с ОНР находится на низком уровне (Таблица 8).
Таблица 8
Уровень сформированности процессов словоизменения у дошкольников с ОНР и дошкольников без речевой патологии
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Средний балл Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах 1,3 3,5 Беспредложные падежные формы существительных 1,4 3,2 Предложные падежные формы существительных 1,2 3,0 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе 0,9 2,12 Согласование существительных и глаголов в числе 1,6 3,7 Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе 1,3 3,5 Согласование числительных «два» и «пять» с существительными 1,2 3,5 За все задания 1,4 3,2
Обобщая полученные данные по результатам выполнения тестовых заданий на исследование процессов словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (ЭГ) и их сверстников с нормальным речевым развитием (КГ) можно сделать вывод, что дети КГ продемонстрировали уровень развития процессов словоизменения выше среднего, в отличие от детей ЭГ, у большинства детей с ОНР уровень развития процессов словоизменения находится на низком уровне.

Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента позволяет выделить уровни развития навыка словоизменения существительных, прилагательных и глаголов у удетей с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гистограмма 8
Исследование грамматического строя речи


Из гистограммы видно, что уровень сформированности грамматического строя речи у детей экспериментальной группы ниже, чем у контрольной.
Результаты комплексного обследования дошкольников показали, что наблюдаются отчётливые различия между выявленными особенностями формирования процессов словоизменения в группе детей с общим недоразвитием речи и дошкольников с нормальным речевым развитием. Практически по всем тестам дошкольники ЭГ показали низкий уровень развития, тогда как дети КГ показали средний и высокий уровень развития (Диаграмма 1).

Диаграмма 1
Уровень сформированности словоизменения у дошкольников с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием
Экспериментальная группа Контрольная группа ░ - высокий уровень
░ - средний уровень
░ - низкий уровень
Обобщение результатов констатирующего эксперимента позволило выделить две группы детей с ОНР на основании сформированности у них грамматического строя речи – низкий и средний уровни. Также на основании сформированности процессов словоизменения было выделено две группы детей с нормальным речевым развитием – это средний и высокий уровни.
Таким образом, по результатам количественного анализа дошкольников можно разделить на 3 подгруппы по развитию у них грамматического строя речи.
I группа. К ней мы отнесли дошкольников с высоким уровнем развития процессов словоизменения (средний балл по всем сериям составил 3 – 4 балла). На этом уровне оказалось 8 дошкольников контрольной группы. Высокий уровень не показал ни один ребёнок с ОНР. У детей выявлено достаточно высокое развитие сформированности мыслительных операций, они правильно изменяют слова, относящиеся к разным частям речи, самостоятельны в выполнении заданий.
II группа. К ней мы отнесли дошкольников со средним уровнем развития грамматического строя речи (средний балл по всем сериям составил 2 балла). На данном уровне оказалось 7 дошкольников без речевых нарушений, 5 дошкольников с ОНР. Дошкольникам требовалась помощь экспериментатора. Наибольшие трудности вызывали задания на согласование прилагательных и изменение по числа существительных мужского рода.
III группа. В неё попали дети с низким уровнем развития процессов словоизменения (средний балл по всем сериям составил 1 балл). На данном уровне оказалось наибольшее число испытуемых ЭГ – 10 дошкольников с ОНР. В данную группу вошли дети, которые отказывались от выполнения некоторых заданий (2 дошкольника). Дошкольники данной группы не могут самостоятельно правильно образовывать формы слов.

Выводы по главе 3
Нарушение формирования процесса словоизменения у детей с ОНР проявляются как при существительных и прилагательных, так и глаголов.
Формирование механизмов словоизменения тесно связано с развитием морфологической системы языка.
По результатам качественного и количественного анализа экспериментальных данных было выделено три подгруппы дошкольников.
К I подгруппе относятся дошкольники с достаточно высоким уровнем развития грамматического строя речи. В эту подгруппу вошли только дошкольники без речевой патологии. Ко II подгруппе относятся дети с недостаточным развития грамматического строя речи. В эту подгруппу вошли 5 дошкольников с ОНР. К III группе отнесены дошкольники с грубыми нарушениями развития грамматического строя речи. В данную подгруппу мы отнесли 10 дошкольников с ОНР.
В процессе формирования словоизменения дошкольники с ОНР проходят те же этапы формирования речевой функции, что и нормально развивающиеся дети, но прохождение этих этапов задерживается во времени и имеет ряд особенностей.
Трудности выработки навыков словоизменения у дошкольников необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению речевых нарушений.
Заключение
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что при ОНР формирование грамматического строя речи происходит большими трудностями, так как значения грамматических форм абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны.
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Анализ литературы показал, что в отечественной логопедии существует достаточно большой материал, касающийся изучения и развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Овладение синтаксическими структурами как формой выражения знаний ребенка о мире происходит относительно поздно. Порождение синтаксических структур связано с овладением операциями программирования речевого высказывания. Планированием своих предметных действий ребенок овладевает только после усвоения отдельных операций и только тогда, когда начинает выполнять инструментальную функцию. Возникающее противоречие преодолевается в ходе речевого развития, основанного с одной стороны, на развитии предметных действий, с другой – на развитии деятельности общения.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Формирование синтаксических моделей в онтогенезе, в основном заканчивается в 6-7 лет, и означает овладение ребенком основами синтаксиса простого предложения.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
Общее недоразвитие речи – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дошкольники с третьим уровнем ОНР уже могут пользоваться развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонетические и лексико-грамматические недостатки.
Таким образом, можно сказать, что развитие грамматического строя речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что система словоизменения у детей с ОНР сформирована хуже, чем у дошкольников без речевых нарушений.
На основании полученных результатов можно утверждать, что обнаружились специфические ошибки, характерные только для детей с ОНР при словоизменении в:
формировании словоизменения у детей с ОНР проявляются в расхождении объема активного и пассивного словаря,
в употреблении формы родительного падежа множественного числа,
в согласовании прилагательного с существительным,
в недостаточно точном употреблении слов,
в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа,
в нарушении чередования в основе глагола
В процессе формирования словоизменения дошкольники с ОНР проходят те же этапы формирования речевой функции, что и нормально развивающиеся дети, но прохождение этих этапов задерживается во времени и имеет ряд особенностей.
Неспособность различать различные формы у детей с ОНР также обусловлена несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
Выявленная зависимость обосновывает необходимость комплексного коррекционно – педагогического воздействия.
Список литературы

Вендина Т.И. Введение в языкознание. - М., 2003
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М.1998
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Т.Б. Филичева, Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2006
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия, М. 2001
Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с.50-51 // Дефектология № 5, 2004
Краткая русская грамматика / под редакцией Шведовой Н.Ю., Лопатиной В.В. М, 1989
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001
Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002. – С. 614 – 648
Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи. - М., 1968
Ломтьев Т.П. Предложения и его грамматические категории. М. 1972
Лопатина Л.В. Серебрякова Е.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001
Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М., 1993
Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопедия, № 2(8), 2005 – С. 31 - 39
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2000
Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. - СПб, 1994
Основы логопедической работы / под ред. Чиркиной Г.В. - М, 1969
Предмет логопедии. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т.В. - М. 2004
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
Скрозникова А.Б. Ориентированность общения и предикативность / Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. – М., 1975
Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М. , 1984
Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей. – Киев, 1981.
Современный русский язык / под. ред. Розенталя Д.Э. М, 1984
Спирова Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у детей // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операции у дошкольников с ОНР: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1997
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург, 2000.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1996.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997
Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958














35

1.Вендина Т.И. Введение в языкознание. - М., 2003
2.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
3.Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М.1998
4.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994
5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Т.Б. Филичева, Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2006
6.Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987
7.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия, М. 2001
8.Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с.50-51 // Дефектология № 5, 2004
9.Краткая русская грамматика / под редакцией Шведовой Н.Ю., Лопатиной В.В. М, 1989
10.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001
11.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
12.Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2002. – С. 614 – 648
13.Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи. - М., 1968
14.Ломтьев Т.П. Предложения и его грамматические категории. М. 1972
15.Лопатина Л.В. Серебрякова Е.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001
16.Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М., 1993
17.Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопедия, № 2(8), 2005 – С. 31 - 39
18.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2000
19.Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. - СПб, 1994
20.Основы логопедической работы / под ред. Чиркиной Г.В. - М, 1969
21.Предмет логопедии. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968
22.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т.В. - М. 2004
23.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
24.Скрозникова А.Б. Ориентированность общения и предикативность / Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. – М., 1975
25.Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М. , 1984
26.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей. – Киев, 1981.
27.Современный русский язык / под. ред. Розенталя Д.Э. М, 1984
28.Спирова Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у детей // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968
29.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
30.Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операции у дошкольников с ОНР: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1997
31.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000.
32.Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеренбург, 2000.
33.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78.
34.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64
35.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1996.
36.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997
37.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250
38.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958



Вопрос-ответ:

Какие особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР?

У детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР наблюдаются особенности в развитии грамматического строя речи. Они могут испытывать трудности с согласованием числительных и существительных, что свидетельствует о низком уровне сформированности данного умения.

Сколько ошибок было допущено в согласовании числительного "два" с существительными у дошкольников с ОНР?

По результатам исследования у дошкольников с ОНР не было допущено ошибок в согласовании числительного "два" с существительными.

Каков уровень сформированности умения согласовывать числительные и существительные у дошкольников с ОНР?

Уровень сформированности умения согласовывать числительные и существительные у дошкольников с ОНР находится на низком уровне. Данное исследование показало, что у детей с ОНР есть трудности в данном аспекте грамматического строя речи.

Какие особенности словоизменения существительных у дошкольников с ОНР были выявлены в исследовании?

В исследовании были выявлены особенности словоизменения существительных у дошкольников с ОНР. Они испытывают сложности в согласовании существительных с числительными "два" и "пять".

Какие результаты показала гистограмма по уровню сформированности умения согласовывать числительные и существительные у дошкольников с ОНР?

Гистограмма по уровню сформированности умения согласовывать числительные и существительные у дошкольников с ОНР показала, что данный навык находится на низком уровне развития.

Какие особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР?

Дети дошкольного возраста с диагнозом ОНР (общие нарушения развития) имеют определенные особенности в развитии грамматического строя речи. Они могут испытывать затруднения в согласовании числительных и существительных, что проявляется в совершении ошибок. Однако, с помощью специальных упражнений и поддержки педагогов, эти дети могут преодолеть эти трудности и достичь уровня сформированности этого умения.

Какие ошибки в согласовании числительных и существительных наблюдались у дошкольников с ОНР?

В ходе исследования было обнаружено, что у дошкольников с ОНР допускается некоторое количество ошибок в согласовании числительных и существительных. Конкретные ошибки, которые были выявлены, можно увидеть в гистограмме. Однако, важно отметить, что с помощью специальных упражнений и коррекционных занятий эти ошибки могут быть исправлены и уровень сформированности этого умения у детей с ОНР может повыситься.

Какой уровень сформированности умения согласовывать числительные и существительные был у дошкольников с ОНР?

Исследование показало, что уровень сформированности умения согласовывать числительные и существительные у дошкольников с ОНР находился на низком уровне. Из гистограммы видно, что ошибки в согласовании числительных два и пять с существительными были допущены. Однако, с помощью специальных коррекционных занятий и разработкой индивидуальных методик работы с каждым ребенком, этот уровень может быть повышен и умение согласовывать числительные и существительные будет улучшаться.