Исследование психомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3535 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 08.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования психомоторных функций у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1. Роль моторики в развития речи
1.2.Возрастные особенности психомоторного развития
1.3.Особенности психомоторики у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование психомоторных функций у детей старшего дошкольного с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2.Характеристика испытуемых детей
2.3.Содержание методики исследования психомоторных функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.4.1.Содержание методики исследования общей моторики
2.4.2. Содержание методики исследования ручной моторики
2.4.3.Содерхание методики исследования артикуляторной моторики
2.4.4. Содержание методики исследования мимической моторики
Заключение
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Цель: определяется возможность выполнять движения одновременно
Инструкция:
одновременное изменение положения обеих кистей рук (руки перед собой, одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами), расправляя одну и сжимая другую;
- определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева от спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку.
Процедура: После показа ребенок выполняет задание
Материал: спичечная коробка, спички
Оценка: 4 балла – выполняет движения одновременно и правильно;
3 балла – задание со спичками выполняет не всегда одновременно двумя руками, при движениях кистями рук иногда останавливается;
2 балла – трудности выполнения одного из заданий;
1 балл – оба задания выполняются не одновременно, медленно, поочерёдно;
0 баллов – с заданием не справился.

2.4.3.Содерхание методики исследования артикуляторной моторики
3.1. Статическая координация.
Цель: определить умение удерживать позу по образцу
Инструкция: Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также
открыть рот, подержать открытым, закрыть;
растянуть губы в улыбку с оскалом зубов;
вытянуть губы вперед трубочкой;
открыть рот, высунуть язык, длительно удерживать его высунутым, убрать, рот закрыть;
поднять язык на верхнюю губу, удержать в таком положении;
опустить язык на нижнюю губу, удержать в таком положении.
Процедура: После показа ребенок выполняет задание
Оценка: 4 балла – выполняет все задания правильно, позы удерживает;
3 балла – позы удерживает, но отмечаются синкинезии, либо мелкие лишние движения артикуляционных органов, задействованных в задании;
2 балла – трудности выполнения одного из заданий;
1 балл – выполняет только одно из предложенных заданий;
0 баллов – с заданием не справился.
3.2. Динамическая координация.
Цель: определяется возможность выполнять попеременные движения
Инструкция: Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также
открыть рот, закрыть рот, повторить движение несколько раз;
подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
вытянуть губы вперед, растянуть их в улыбку, повторить движение несколько раз («улыбочка» - «хоботок» и наоборот);
высунуть широкий язык, сделать его узким, повторить движение несколько раз;
поднять язык вверх к верхней губе, опустить к нижней губе, повторить движение несколько раз.
Процедура: После показа ребенок выполняет задание
Оценка: 4 балла – выполняет все движения правильно;
3 балла – движения выполняет, но путает очерёдность движений, повторяет одно движение несколько раз;
2 балла – трудности выполнения заданий, связанных с движениями языка;
1 балл – выполняет только одно из предложенных заданий;
0 баллов – с заданием не справился.
2.4.4. Содержание методики исследования мимической моторики
Статическая координация.
Цель: определить умение удерживать позу по образцу
Инструкция: Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также
- нахмурить брови;
- поднять брови вверх и удержать в таком положении («удивиться»);
- зажмурить глаза.
Процедура: После показа ребенок выполняет задание
Оценка: 4 балла – выполняет все задания правильно, позы удерживает;
3 балла – позы удерживает, но отмечаются синкинезии, либо мелкие лишние движения мимических мышц, задействованных в задании;
2 балла – трудности выполнения одного из заданий;
1 балл – выполняет только одно из предложенных заданий;
0 баллов – с заданием не справился.
4.2. Динамическая координация.
Цель: определяется возможность выполнять попеременные движения
Инструкция: Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также
- зажмурить поочерёдно каждый глаз;
- надуть щёки («толстячок») и сразу выпустить воздух, вобрать воздух («худышка»);
- несколько раз поднять брови.
Процедура: После показа ребенок выполняет задание
Оценка: 4 балла – выполняет все движения правильно;
3 балла – движения выполняет, но повторяет одно движение несколько раз;
2 балла – трудности выполнения заданий, связанных с движениями бровей и глаз;
1 балл – выполняет только одно из предложенных заданий;
0 баллов – с заданием не справился.
Таким образом, методика экспериментального исследования позволяет выявить особенности развития психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (стёртая дизартрия) в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

Заключение

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Изучение психомоторики у детей с ФФНР актуально т.к. ее нарушение тесно связано с речью.
Положение об исключительной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека опирается на многочисленные данные отечественных и зарубежных исследователей. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
Согласно Н.А. Бернштейну, на начальных этапах овладения произвольным движением программирование двигательного акта осуществляется в основном высшими неврологическими уровнями. По мере упражнения все большее количество компонентов этого программирования передается с высших, «ведущих» уровней нервной системы на низшие, филогенетически более ранние — «фоновые» уровни. Механизм этой передачи отражает этап формирования корково-подкорковых взаимосвязей и представляет собой физиологическую основу автоматизации. При этом необходимо отметить, что полностью корковый контроль в управлении движением, естественно, не утрачивается. Возрастание же удельного веса фоновых уровней в управлении движением очень важно, во-первых, потому, что эти уровни больше приспособлены к проприоцептивной коррекции и тем самым к более эффективному управлению движением и, во-вторых, потому, что, принимая на себя выполнение известной части двигательной задачи, они разгружают работу соответствующих корковых центров. Механизм автоматизации движений лежит в основе формирования двигательных навыков, например навыка ходьбы, письма, печатания на пишущей машинке и др. Существенная роль в процессе этой автоматизации принадлежит экстрапирамидной системе. При поражении или дисфункции этой системы процесс формирования двигательных навыков происходит с трудом и требует специальных коррекционных мероприятий.
При ФФНР оказывается нарушенной артикуляторная моторика, несовершенна ручная моторика дошкольников, что приводит к затруднениям формирования графомоторного навыка у этих детей в школе. Изучение психомоторики у дошкольников с ФФНР и подбор способов ее коррекции у детей актуально, т.к. ее нарушение тесно связана с речевой деятельностью (Кольцова М.М.).
За основу методики исследования были использованы теоретические положения: уровневая организация движений (Н.А. Берштейн), которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений. Содержание констатирующего эксперимента включало в себя исследование состояния общей, ручной, оральной моторики и мимической мускулатуры.
Список литературы

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. - М., 1969
Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977.
Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1974.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М., 1930. Т 1–2.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М., 1981.
Жинкин Н.М. Механизмы речи. - М., 1958. – 138 с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, № 5. 1996. – С. 8 – 10.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребёнка. – М., 1973.
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1979. – 276 с.
Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. – С. 11 – 12.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб., 2000.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Павлов И.П. Полн. собр. соч. – М., 1951. Т. 3.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. – М., 1979.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР. – М., 1980.
Трауготт Н.Н Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб., 1994.
Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи // Учёные записки МГПИИЯ. – М., 1971. Т. 60.
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.
Приложение
Экспериментальная группа (Выявление особенностей общей моторики).
Статическая координация Динамическая координация Скорость движений Одновременность движений Всего Примечание Илья М. 3 3 3 1 10 сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Таня В. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Люда К. 2 1 1 1 5 сходила с места
скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём
синкинезии (вытягивание вперёд головы) Женя Т. 3 3 2 2 10 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Рома К. 1 1 1 1 4 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Уля М. 2 2 1 2 7 делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Ксюша Г. 2 2 1 1 6 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Маша С. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Стас К. 2 2 2 2 8 скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём
синкинезии (вытягивание вперёд головы) Дима Л. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Андрей К. 2 2 1 2 7 сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Миша К 2 2 1 1 6 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Ира Б. 3 2 2 2 9 скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём
синкинезии (вытягивание вперёд головы) Таня Б. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Сергей И. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делал рывок в стороны
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Виталик К. 2 1 1 1 5 сходил с места
скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём
синкинезии (вытягивание вперёд головы) Вика З. 3 3 2 2 10 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Зоя И. 1 1 1 1 4 сходила с места
скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём
синкинезии (вытягивание вперёд головы) Маша Л. 3 2 2 2 9 делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Коля А. 2 1 1 1 5 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делал рывок в стороны
скованность движений рук и ног Всего 46 40 38 32 152




Экспериментальная группа (Выявление особенностей мелкой моторики)

Статическая координация Динамическая координация Одновременность движений Всего Илья М. 3 2 2 7 Таня В. 2 2 2 6 Люда К. 1 0 0 1 Женя Т. 2 1 1 4 Рома К. 0 0 1 1 Уля М. 1 1 1 3 Ксюша Г. 2 1 2 5 Маша С. 2 2 2 6 Стас К. 2 2 2 6 Дима Л. 2 1 2 5 Андрей К. 2 1 2 5 Миша К 2 2 2 6 Ира Б. 3 2 2 7 Таня Б. 2 2 2 6 Сергей И. 2 2 2 6 Виталик К. 2 1 2 5 Вика З. 1 0 0 1 Зоя И. 2 1 1 4 Маша Л. 0 0 1 1 Коля А. 1 1 1 3 Всего 34 24 30 88















Экспериментальная группа (Выявление особенностей артикуляционной моторики)

Статическая координация Динамическая координация Всего Илья М. 3 2 5 Таня В. 1 1 2 Люда К. 2 2 4 Женя Т. 3 2 5 Рома К. 1 1 2 Уля М. 2 1 3 Ксюша Г. 2 2 4 Маша С. 2 2 4 Стас К. 2 1 3 Дима Л. 3 2 5 Андрей К. 1 1 2 Миша К 2 1 3 Ира Б. 2 2 4 Таня Б. 2 2 4 Сергей И. 2 1 3 Виталик К. 3 2 5 Вика З. 2 2 4 Зоя И. 3 2 5 Маша Л. 1 1 2 Коля А. 3 2 5 Всего 42 32 74













Экспериментальная группа (Выявление особенностей мимической моторики)
Статическая координация Динамическая координация Всего Примечание Илья М. 3 2 5 объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Таня В. 1 1 2 амимичность лицевой мускулатуры
объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Люда К. 2 2 4 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушен тонус, движения вялые Женя Т. 2 1 3 движения заторможены, сглаженность носогубных складок Рома К. 0 0 0 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Уля М. 1 0 1 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушена переключаемость и объём движений неполный Ксюша Г. 2 1 3 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушена переключаемость и объём движений неполный Маша С. 2 1 3 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Стас К. 2 2 4 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Дима Л. 2 2 4 объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Андрей К. 2 2 4 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Миша К 3 2 5 объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Ира Б. 1 1 2 амимичность лицевой мускулатуры
объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Таня Б. 0 0 0 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Сергей И. 1 0 1 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушена переключаемость и объём движений неполный Виталик К. 2 1 3 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушена переключаемость и объём движений неполный Вика З. 2 2 4 движения заторможены, сглаженность носогубных складок
нарушен тонус, движения вялые Зоя И. 2 1 3 движения заторможены, сглаженность носогубных складок Маша Л. 2 1 3 амимичность лицевой мускулатуры
нарушен тонус, движения вялые
нарушена переключаемость и объём движений неполный Коля А. 2 2 4 объём выполнения движений неполный, мимическая картина нечёткая, наблюдались синкинезии (прищуривание глаз при попытке нахмурить брови)
нарушена переключаемость и объём движений неполный Всего 34 24 58






2

Список литературы

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
2.Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. - М., 1969
3.Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос-приятия и усвоения устной речи - М., 1977.
4.Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1974.
5.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М., 1930. Т 1–2.
6.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характери-стика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и ме-тоды коррекционного воздействия // Преодоление речевых нару-шений у детей и взрослых. – М., 1981.
7.Жинкин Н.М. Механизмы речи. - М., 1958. – 138 с.
8.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонема-тического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1963.
9.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
10.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, № 5. 1996. – С. 8 – 10.
11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций моз-га ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребёнка. – М., 1973.
12.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1979. – 276 с.
13.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у де-тей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллекту-альной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
14.Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. – С. 11 – 12.
15.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб., 2000.
16.Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
17.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
18.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
19.Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произ-вольных движений // Павлов И.П. Полн. собр. соч. – М., 1951. Т. 3.
20.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реаби-литационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
21.Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. – М., 1979.
22.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961.
23.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР. – М., 1980.
24.Трауготт Н.Н Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб., 1994.
25.Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи // Учёные записки МГПИИЯ. – М., 1971. Т. 60.
26.Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая рабо-та с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за-ведений. М., 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.

Вопрос-ответ:

Какие психомоторные функции исследуются у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия?

Исследуются различные психомоторные функции, такие как координация движений, моторная активность, мимика, графическая моторика, грубая и мелкая моторика, равновесие и др.

Какая роль моторики в развитии речи у детей?

Моторика играет важную роль в развитии речи у детей. Она помогает формированию правильного артикуляционного аппарата, координации движений речевых органов, обеспечивает точность и четкость произношения звуков и слов.

Какие возрастные особенности существуют в психомоторном развитии детей?

У детей дошкольного возраста происходит активное развитие психомоторных функций. В этом возрасте дети улучшают свои координационные способности, развивают мелкую моторику, улучшается понимание пространства и времени.

Какие особенности психомоторики наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут наблюдаться проблемы с координацией движений, моторной активностью, плохой мимикой и графической моторикой. Также может быть нарушено равновесие и общая моторная функция.

Какие исследования проводятся для изучения психомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?

Для изучения психомоторных функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводятся различные исследования, включающие тестирование моторики, анализ двигательной активности, наблюдение за мимикой и графической моторикой, а также оценку равновесия и общей моторной функции.

Какую роль играет моторика в развитии речи у дошкольников?

Моторика играет важную роль в развитии речи у дошкольников. Она предоставляет возможность контролировать движения артикуляционных органов, необходимые для произнесения звуков и формирования слов. Кроме того, развитие моторики влияет на развитие речевого дыхания и интонации.

Какие возрастные особенности есть в психомоторном развитии у детей дошкольного возраста?

Возрастные особенности психомоторного развития у детей дошкольного возраста связаны с ростом и развитием мышц, улучшением координации движений и развитием мелкой моторики. Например, у трехлетних детей еще наблюдаются некоторые неуклюжести в движениях, в то время как у пятилетних детей уже формируется более точное движение рук и пальцев.

Какие особенности психомоторики наблюдаются у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?

У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут наблюдаться особенности в психомоторике, такие как нарушение координации движений, затруднения в выполнении мелких движений рук и пальцев, неустойчивость походки, плохая устойчивость при выполнении заданий требующих точности движений. Это может быть связано с недостаточной развитием центральной нервной системы и затруднениями в обработке сенсорной информации.