Страны ACEAH в интеграционных процессах региона.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 3434 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава. 1 Официальная концепция и практика экономического сотрудничества АСЕАН – исторический анализ
1.1. Выработка единой внешнеэкономической политики на мировом рынке
1.2. Общеторговое сотрудничество
1.3. Промтиленное сотрудничество
Глава 2. Современное состояние АСЕАН в интеграционных процессах региона
2.1. Структура, задачи АСЕАН
2.2. Зона свободной торговли АСЕАН
2.3. Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН
Глава 3. Проблемы и перспективы АСЕАН
3.1. Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу
3.2. Россия и АСЕАН
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения «горячих денег». АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.
Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.
Единый Устав АСЕАН
В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН. Глава 3. Проблемы и перспективы АСЕАН
3.1. Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу

Среди трудностей, возникающих при анализе перспектив развития АСЕАН в ближайшем будущем, эксперты-международники склонны называть следующие проблемы:
– адаптацию новых членов в рамках АСЕАН (страны Индокитая, Мьянма) и выравнивание уровней развития на основе рыночной экономики с различной долей государственного вмешательства;
– противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАН как Ассоциации, основанной на принципах консенсуса и взаимных консультаций, и продвижением к организации с наднациональными руководящими органами по примеру Европейского Союза;
– вопрос о национальной аутентичности Индонезии (унитарное или федеральное устройство, перспектива распада и межэтнических конфликтов по примеру бывшей Югославии);
– территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия – Сингапур, Малайзия – Филиппины, Малайзия – Индонезия);
– вопросы, связанные с включением стран АСЕАН в процесс глобализации: реформа властных структур, преодоление негативных социально-экономических последствий;
– перспектива поглощения АСЕАН за счет создания более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).
Все эти факторы ослабляют процесс региональной интеграции в рамках АСЕАН и делают ее гораздо более аморфной организацией, чем ЕС или НАФТА. Вместе с тем, общее географическое положение, близость исторических судеб, общность идеологии национализма стимулируют сближение стран АСЕАН.
Региональная интеграция в рамках АСЕАН вступает в противоречие с такими глобальными форумами как ВТО или АТЭС. Можно сказать, что в ЮВА наблюдаются два параллельных процесса. С одной стороны – укрепление регионального сотрудничества. С другой – включение стран АСЕАН в процесс экономической глобализации. Переплетение этих двух противоречивых тенденций лежат в основе дискуссий о будущем развития АСЕАН.

3.2. Россия и АСЕАН

В странах Ассоциации считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.
Начиная с 1992 Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.
С середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.
Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений. Объем взаимной торговли за период 1992–1999 составил свыше 21 млрд. долл.
В данном случае можно говорить лишь о приближенных данных торговли со странами ЮВА. Во-первых, статистическому учету не поддается экономическая деятельность так называемых «челноков». А во-вторых, существенно различается методика подсчета торгового оборота в РФ и странах АСЕАН – так, последние включают в статистические отчеты о внешней торговле данные о банковских операциях, что не принято для российской отчетности. Этим объясняется разница в показателях.
Заключение

Анализ концепций регионального экономического сотрудничества и интеграции, выдвигаемых в официальных и академических кругах АСЕАН, показывает, что в этой группировке, так же как и повсюду в развивающемся мире, идет интенсивная разработка стратегии развития взаимных хозяйственных связей - стратегии, направленной на достижение экономической самостоятельности и наиболее эффективного участия в международном разделении труда.
Для первых программ интенсификации региональных экономических связей, намечавшихся в группировках развивающихся стран в 60-е годы, было характерно непосредственное использование интеграционных схем развитых капиталистических стран. К 80-м годам, когда в развивающемся мире был накоплен значительный (в том числе и негативный) опыт интеграции, все большее влияние на соответствующие концепции в анализируемых странах стала оказывать национальная экономическая мысль. Становление экономической мысли во многих развивающихся странах происходило и происходит под заметным воздействием западной экономической науки. Причем в АСЕАН это влияние можно назвать определяющим, в отличие от ситуации в латиноамериканском регионе, где гораздо более заметную роль в разработке теории интеграции сыграли «периферийная школа» и «школа зависимости», рожденные в самом развивающемся мире.
Для дальнейшей разработки официальной концепции сотрудничества АСЕАН характерны ббльшая опора на собственный научный потенциал и настойчивый поиск новых самостоятельных интеграционных форм, оптимального сочетания рыночных и целенаправленно регулирующих инструментов регионального сотрудничества. Здесь, так же как и в развивающемся мире в целом, наиболее остро стоит вопрос о таких формах межгосударственного вмешательства в интеграционный процесс, при которых максимально бы использовался потенциал спонтанно нарождающихся интеграционных связей, при одновременном укреплении самостоятельных хозяйственных структур субрегиона, особенно важном в условиях слабости национального частного предпринимательства и прочных позиций иностранного капитала.
Несмотря на разработанность теории экономической интеграции, по-прежнему существуют расхождения в оценках сущности этого явления, конкретных путей его развития в разных частях света. Один из ведущих российских исследователей международной экономической интеграции М.М.Максимова дала следующее определение интеграции: "международная экономическая интеграция — объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимного приспособления национальных хозяйств двух и более государств с однородной социально-экономической системой, оптимизации их экономических структур в соответствующих международных хозяйственных комплексах, приводящий в конечном счете к экономии времени, повышению общественной производительности труда"1.
Это определение включает в себя наиболее важные характеристики интеграции: "1) интеграция имеет объективную основу - процесс сближения национальных хозяйств, интернационализацию хозяйственной жизни; 2) интеграция - регулируемый процесс в том смысле, что он требует сознательных действий субъектов (хозяйственных объединений, государств) по формированию и регулированию глубоких и устойчивых экономических связей между отдельными предприятиями, производственными комплексами, отраслями, национальными хозяйствами различных государств; 3) в своем развитии процесс экономической интеграции наций ведет к определенной качественной новой ступени: приспособлению национальных хозяйств друг к другу, созданию условий для оптимизации экономических структур государств; 4) развитие процессов интеграции идет в направлении создания международных экономических комплексов, объединяющих национальные хозяйства двух и более государств; 5) экономическая интеграция может происходить лишь между государствами с однородной социально-экономической природой, с единым способом производства; этим определяются социально-экономические границы интеграции".
По мнению Л.И.Глухарева, международная экономическая интеграция - это "международное перемещение и обобществление всех факторов производства: капитала, товара, рабочей силы. При этом интеграция сопровождается возникновением межнациональных и транснациональных монополий, хозяйственный механизм которых перерастает национальные границы, в результате чего создается международный производственно-торговый комплекс, действующий в разных странах, но руководимый из одного центра". Это определение справедливо отражает тот факт, что интеграция подразумевает формирование целого комплекса взаимных экономических связей, включающих в себя и торговые отношения, и операции с капиталом, и миграцию рабочей силы, и, главное, связи между производственными комплексами, которые приводят к возникновению международных хозяйственных структур в рамках группировки.
Для концепций региональной интеграции, выдвигаемых в группировках развивающегося мира, и в частности в АСЕАН, характерна не только эволюция в сторону выработки форм сотрудничества, в большей степени соответствующих условиям развивающейся экономики, — в них в определенной мере преодолевается и ограниченность тех западных исследований, которые не учитывают неравноправный характер связей развивающихся стран с развитыми капиталистическими государствами. Так, в официальной стратегии сотрудничества АСЕАН с самого начала значительно больше внимания, чем, например, в рекомендациях доклада экспертов ООН, уделялось защите общих региональных интересов.
Список использованной литературы
Декларации АСЕАН

Декларация АСЕАН (1967).
Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация).
Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму принята в Брунее в ноябре 2001 года. В документе выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия стран АСЕАН по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе.

Договоры АСЕАН

Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on amity and Cooperation, TAC) (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, сувере-нитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.

Устав АСЕАН

Устав АСЕАН. Подписан на саммите АСЕАН в Сингапуре в 2007 г., в настоящее время находится на стадии ратификации странами-членами.

Научная литература

Андреев А.Ю. Страны АСЕАН: проблемы и тенденции современного развития. М., 1990.
Вахрамеев А.Н. Государство и развитие промышленного сотрудничества стран АСЕАН. – Юго-Восточная Азия: государство и экономика., М. 2003
Жулев И.Ф. Местный Китайский капитал: проблемы интеграции на региональном и страновом уровне. – Юго-Восточная Азия. М., 2007.
Зайцев Н.Г. К оценке региональной интеграции развивающихся стран. – Процессы региональной интеграции. М., 2006
Куприянов А.Б. Развивающиеся страны и международное сотрудничество: региональный аспект. М., 1998 г.
Ключников Б. Ф. Концепции и прогнозы нового международного экономического порядка. Горизонты 2020 года. М., 2007.
Ковригин Е.Б. Противоречия и перспективы формирования "тихоокеанского сообщества". М., 2006.
Малетин Н.П. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. М., 1980
Азия: роль ключевых стран в международных отношениях в 1990-е годы. М., 1994
Юго-Восточная Азия: Параметры безопасности в конце ХХ столетия. М., 1995
Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 2007
Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., 2001

Периодическая пресса

Ли Сын Мин Международно-правовые аспекты деятельности АСЕАН // Закон и право. № 3, 2007
Кодаченко А.С. Проблемы экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран. — МЭ и МО. 2005, № 11.
Самойленко В.В. АСЕАН. Политика и экономика. М., 1982
Приложения

Приложение 1. АСЕАН: ВЫБОРОЧНАЯ СТАТИСТИКА. Данные национальной статистики и Всемирного банка Страна Площадь (кв.км) Население (тыс. чел) ВВП (млрд.долл.США Рост ВВП,(%) ВВП на душу населения (долл. США) Валютные резервы (млрд. долл. США) Инфляция (%) Экспорт (млрд. долл. США) Импорт (млрд. долл. США) Бруней 5,765 305 5,3 3,5 20400 20,0 2,0 2,609 2,505 Вьетнам 330,955 76500 25,9 3,5 310 1,1 1,1 10,379 17,443 Индонезия 1919,317 201050 94,2 0,9 460 26,3 4,7 48,848 27,337 Камбоджа 181,000 10700 3,1 1,0 270 0,4 0,2 0,999 1,127 Лаос 236,000 5000 1,3 3,9 258 0,1 0,2 0,370 0,553 Малайзия 329,759 23000 78,9 5,4 3092 33,4 1,6 84,521 65,492 Мьянма 676,577 45570 117,7 5,8 765 0,3 11,5 0,862 1,866 Сингапур 648,000 3894 93,9 5,4 21828 83,0 1,5 114,632 111,005 Таиланд 514,000 61200 123,0 4,0 1850 31,1 0,9 52,900 40,600 Филиппины 300,000 76780 76,5 3,2 907 12,6 3,0 27,972 31,570 Источник: Mark Hong. ASEAN’s Challenges in the 21st Century, November 2000

Андреев А.Ю. Страны АСЕАН: проблемы и тенденции современного развития. М., 1990.
Куприянов А.Б. Развивающиеся страны и международное сотрудничество: региональный аспект. М., 1998 г.
Вахрамеев А.Н. Государство и развитие промышленного сотрудничества стран АСЕАН. – Юго-Восточная Азия: государство и экономика., М. 2003
Ли Сын Мин Международно-правовые аспекты деятельности АСЕАН // Закон и право. № 3, 2007

Вахрамеев А.Н. Государство и развитие промышленного сотрудничества стран АСЕАН. – Юго-Восточная Азия: государство и экономика., М. 2003
Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., 2001
Азия: роль ключевых стран в международных отношениях в 1990-е годы. М., 1994. С. 25.













2

Список использованной литературы

1.Азия: роль ключевых стран в международных отношениях в 1990-е годы. М., 1994
2.Андреев А.Ю. Страны АСЕАН: проблемы и тенденции современного развития. М., 1990.
3.Вахрамеев А.Н. Государство и развитие промышленного сотрудничества стран АСЕАН. – Юго-Восточная Азия: государство и экономика., М. 2003
4.Жулев И.Ф. Местный Китайский капитал: проблемы интеграции на региональном и страновом уровне. – Юго-Восточная Азия. М., 2007.
5.Зайцев Н.Г. К оценке региональной интеграции развивающихся стран. – Процессы региональной интеграции. М., 2006
6.Ключников Б. Ф. Концепции и прогнозы нового международного эко-номического порядка. Горизонты 2020 года. М., 2007.
7.Ковригин Е.Б. Противоречия и перспективы формирования "тихо-океанского сообщества". М., 2006.
8.Кодаченко А.С. Проблемы экономического сотрудничества и интег¬рации развивающихся стран. — МЭ и МО. 2005, № 11.
9.Куприянов А.Б. Развивающиеся страны и международное сотрудничество: региональный аспект. М., 1998 г.
10.Ли Сын Мин Международно-правовые аспекты деятельности АСЕАН // Закон и право. № 3, 2007
11.Малетин Н.П. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. М., 1980
12.Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 2007
13.Самойленко В.В. АСЕАН. Политика и экономика. М., 1982
14.Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., 2001
15.Юго-Восточная Азия: Параметры безопасности в конце ХХ столетия. М., 1995

Вопрос-ответ:

Какие страны входят в регион ACEAH?

В регион ACEAH входят такие страны, как Австралия, Китай, Европейский союз, Индия, Индонезия, Япония, Республика Корея и Новая Зеландия.

Как формировалась единая внешнеэкономическая политика АСЕАН на мировом рынке?

Эдиная внешнеэкономическая политика АСЕАН на мировом рынке формировалась путем согласования интересов и целей всех членов ассоциации. Она базировалась на принципе равноправия и взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Какие виды сотрудничества осуществляли страны АСЕАН?

Страны АСЕАН осуществляли общеторговое и промышленное сотрудничество. Общеторговое сотрудничество включало обмен товарами и услугами. Промышленное сотрудничество заключалось в совместной разработке производственных проектов и использовании общих ресурсов и технологий.

Какая структура задачи у АСЕАН?

Структура задачи АСЕАН включает такие аспекты, как развитие экономического сотрудничества, обеспечение политической стабильности, культурное и социальное развитие, охрана окружающей среды и поддержка региональной безопасности.

Что такое зона свободной торговли АСЕАН?

Зона свободной торговли АСЕАН (АСТАФ) - это соглашение между странами АСЕАН, направленное на снижение таможенных пошлин и торговых барьеров между ними. Целью АСТАФ является создание условий для более свободного движения товаров, услуг и капитала в регионе.

Какая концепция экономического сотрудничества применяется в АСЕАН?

В АСЕАН применяется концепция единой внешнеэкономической политики, которая предполагает разработку и применение общих правил и норм во внешнеэкономических отношениях со странами-партнерами и в международных организациях.

Каковы формы сотрудничества в АСЕАН?

Формы сотрудничества в АСЕАН включают общеторговое сотрудничество, промышленное сотрудничество и создание зоны свободной торговли. Эти формы помогают развивать экономику региона и повышать уровень жизни населения.

Какова структура задачи АСЕАН?

Структура задачи АСЕАН включает в себя создание благоприятных условий для развития торговли, инвестиций и экономического роста, улучшение конкурентоспособности региона на мировом рынке, обеспечение устойчивого развития и защиту окружающей среды, а также обеспечение социальной стабильности и благосостояния населения.

Что такое зона свободной торговли в АСЕАН?

Зона свободной торговли в АСЕАН представляет собой соглашение, которое обеспечивает свободный обмен товарами и услугами между странами-членами. В рамках этой зоны устанавливаются нулевые или низкие тарифы на импорт и экспорт товаров, что стимулирует развитие торговли между странами региона и укрепляет их экономическую интеграцию.

Какие проблемы и перспективы существуют в АСЕАН?

Среди проблем, с которыми сталкивается АСЕАН, можно выделить неравномерность экономического развития между странами-членами, различия в правовых системах и неравные условия конкуренции. Однако АСЕАН также имеет перспективы в виде укрепления своего влияния на международной арене, расширения сотрудничества с другими региональными и международными организациями и привлечения инвестиций для развития экономики.

Что представляет собой АСЕАН?

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) - это региональная организация, созданная в 1967 году для содействия политическому, экономическому и социокультурному сотрудничеству между государствами Юго-Восточной Азии.