Вам нужен реферат?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Язык как важнейшее средство общения

  • 25 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 04.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Функции человеческого языка
Коммуникативная функция
Когнитивная и аккумулирующая функции языка
Стилевые и речевые функции языка
Функции единиц языка
Язык и другие средства общения
Язык как общественное явление
Язык и мышление
Язык как средство выражения и передачи мысли
Отличия языка от мышления
Язык и культура
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Мысль – это конкретный результат мышления.
Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественных произведениях живописи, музыки, архитектуры, в кинофильмах. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.
Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего, словарным составом. Слова обращены к миру вещей и миру понятий. Слова называют предметы и выражают знания.
Межличностное общение в тех или иных формах является не единственной важной функцией языка, поскольку без языка мышление не могло бы достичь присущего человеку уровня сложности. Человек думает, используя язык, беззвучно «говоря сам с собой».
Менее очевидно то, что язык также облегчает восприятие. Человек легче воспринимает те вещи, для которых у него имеются вербальные обозначения. Например, если готический собор рассматривает человек, которому знакомы такие понятия, как «аркбутан», «стрельчатая арка» и «готический свод», он увидит больше, нежели тот, который ничего этого не знает [www.krugosvet.ru].
Если язык играет столь существенную роль в мышлении и восприятии, то можно предположить, что следствием радикальных различий между языками в мире должны быть различия в способах видения мира у носителей этих языков. В XX веке эту идею решительно защищал американский лингвист и культуролог Бенджамин Ли Уорф. Уорф утверждал, что язык североамериканских индейцев хопи навязывает их восприятию иные понятия о времени и пространстве, чем имеющиеся в европейских языках. В любом случае бесспорным является факт, что языки по-разному членят цветовой спектр. Так, его часть, обозначаемая английским словом blue (франц. bleu, нем. blau) в русском языке соответствует двум разным словам: голубой и синий. В тюркских же языках имеется лишь одно слово, покрывающее часть спектра, для которой в английском языке есть два прилагательных: blue ‘синий, голубой’ и green ‘зеленый’. Эксперименты показывают, что люди склонны сортировать цветные карточки на группы в соответствии с системой цветообозначений, характерной для языка, на котором они говорят.
Хотя межличностная коммуникация не единственная функция языка, в ряде отношений она первична. Во-первых, ребенок в процессе своего развития учится родному языку через общение со старшими, он должен это до того, как сможет использовать язык в своем мышлении. Во-вторых, существует рад гипотез, что язык скорее начался с попыток общения, нежели с индивидуального, частного мышления. В-третьих, мышление можно рассматривать как особую разновидность общения, когда говорящий и слушающий – одно и то же лицо, а языковые средства, не будучи вербализованными, не воспринимаются окружающими.
Язык как средство выражения и передачи мысли
Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей – результатов мышления, познавательной деятельности.
Как мы уже выяснили, язык выражает и передает не только интеллектуальные сообщения, но и чувства, эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают модальные разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды, когнитивной функции, а именно – информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (функция передачи чувств и эмоций), волюнтивная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами мышления: слово с понятием, предложение с суждением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений объективного мира. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание. Однако слово может указывать на несущественные признаки и указывать на представление, а предложение – содержать вопрос или побуждение. Ни понятие, ни суждение не обладают этими свойствами.
Так, частое расхождение лексикографического определения значения слова (в том числе выражающего научное и техническое понятие) и научного определения содержания (обыденная и научная картины мира) понятия показывает, что лексическое значение и научное понятие не совпадают, что язык и мышление отличаются друг от друга.
Отличия языка от мышления
Язык и мышление (имеются в виду как языковые логические формы, так и конкретные мысли) отличаются друг от друга по назначению и по строению своих единиц [Язык и мышление, 1998]. Первое различие состоит в том, что целью мышления является получение новых знаний, их систематизация, тогда как язык всего лишь обслуживает, познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их. Иначе говоря, мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания.
Второе различие языка и мышления состоит в строении их единиц, в различии языковой и логической формы. Основу мышления составляют логический строй мысли, правила оперирования понятиями и суждениями для достижения истины. Логические законы и формы - общечеловеческие.
Основу языка составляют его грамматический строй, правила словоизменения, словообразования и построения предложений, для того чтобы точно выразить и ясно передать мысль. Грамматический строй, его формы весьма и весьма разнообразны в языках мира; более того, в пределах одного и того же языка можно использовать различные синонимические средства для выражения одной и той же мысли.
Диалектика единства языка и мышления проявляется в том, что мысль непосредственно связана с языком, но не с языком вообще, а с определенным конкретным языком, который используется как средство общения.
Язык и культура
Характер взаимоотношения языка и культуры обусловливается их природой и сущностью. Язык – знаковая система, служащая средством коммуникации, средством формирования и репрезентации сознания, в том числе и культуры. Все множество существующих определений культуры можно свести к трем основным [Алефиренко, 2007. С. 371].
1. Культура, в отличие от природы, – это все то, что создано человеком, его физической или духовной деятельностью; ненаследственная информация.
2. Культура – совокупность стереотипов сознания, привитых человеку данным обществом.
3. Культура – совокупность норм поведения, привитых человеку в том или ином социуме.
Первое толкование понятия «культура» можно назвать материальным, второе – ментальным (психологическим), третье – прагматическим.
Культура в материальном понимании выражается в языке культурно-специфической лексикой и специфическими имплицитными (подразумеваемыми) компонентами значения слова. Например: 1) слово прописка в русском языке выражает специфически российскую культурную реалию, которой нет в других культурах; 2) в слове такси (taxi) компоненты внешней формы и цвета не входят в интенсионал (внутреннее содержание) понятия, но актуализируются при межкультурной коммуникации (в США такси желтого цвета, а в Англии – черного).
Хотя во втором и в третьем толковании понятия «культура» много общего, их не стоит смешивать. Между тем, что люди думают (объект психологического толкования) и как они поступают (объект прагматического толкования), существуют значительные различия. Культура в ментальном понимании выражается такими компонентами языковой семантики, как коннотативный и национально-специфический. Коннотативный компонент содержит субъективно-коллективные представления об именуемом предмете, закрепленные в переносных значениях слов (в русском языке – Баба-яга, медведь (о человеке), в украинском калина – символ любви, явiр – образ парня). Национально-специфический компонент отражает особое понятийное членение картины мира.
Однако язык и культура связаны между собой не только на функциональном уровне, но и генетически: о началах культуры можно говорить только тогда, когда возникают символические системы, способные стать посредниками в человеческой коммуникации. Такие символические системы называют «языками культуры»: язык танца, язык музыки, художественно-изобразительный язык и т. п. Однако наиболее универсальным для культуры оказывается естественный язык, поскольку его основной элемент – слово – является предельной величиной членения дискурсивного пространства. Ни один другой язык культуры не доходит до такого уровня расчленения и интеграции картины мира.
Культура – источник происхождения знаков, используемых нашим языковым сознанием. Она нарекает все явления и предметы своего культурного космоса особыми именами (словесными знаками). Поэтому слово служит своего рода «живой клеткой» образа в духовном организме культуры. Более того, о культуре можно говорить только тогда, когда появляется язык и языковое сознание (образ мира той или иной культуры, опосредованный языком). Следовательно, взаимодействие языка и культуры осуществляется в процессах коммуникации и познания людей.

Заключение
Язык как важнейшее средство человеческого общения неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно. Без рассмотрения назначения языка, его связей с обществом, сознанием и мыслительной деятельностью человека, без рассмотрения правил функционирования и законов исторического развития языков невозможно глубоко и правильно понять систему языка, его единицы и категории.
Итак, в нашей работе мы не только рассмотрели функции человеческого языка, но и выявили основные, характерные для языка в целом (коммуникативную, когнитивную, аккумулирующую), и второстепенные, характерные для отдельных форм существования языка – стилевые и речевые функции.
В рамках антропоцентрического подхода мы рассмотрели язык как феномен человеческого общества, а также обозначили двунаправленную связь между человеческим языком и культурой. Также мы проследили соотношения феноменов человеческого языка и мышления, выявив места их «пересечения».
Важно отметить не только то, что язык является средством общения, но и то, что это важнейшее средство человеческого общения. Раскрытие признаков понятия «язык» предполагает, следовательно, сравнение языка с другими средствами общения и характеристику языка как общественного явления.
Природа языка, его эволюционные и функциональные механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек, специфическим видом деятельности которого он является. Сущность языка может быть раскрыта только в процессе познания речевого онтогенеза человека.
Список литературы
Реформатский А. А. Введение в языкознание / под ред. В. А. Виноградова. М., 2000.
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2007.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М., 1987.
Язык // www.krugosvet.ru
Язык и мышление // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998.











2

Список литературы
1.Реформатский А. А. Введение в языкознание / под ред. В. А. Виноградова. М., 2000.
2.Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2007.
3.Кодухов В. И. Введение в языкознание. М., 1987.
4.Язык // www.krugosvet.ru
5.Язык и мышление // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998.

Узнать стоимость работы