Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Феноменологическая социология

  • 23 страницы
  • 21 источник
  • Добавлена 01.05.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
План
Введение
Идейно-теоретические истоки
Феноменологическая парадигма: предмет и методы
Типизация и конструирование идеальных типов
Интерсубъективный мир
«Мы»-группа и «Они»-группа
Концепция дома
«Мы» и «Они» в российском обществе
Вопросы на развитие социологического воображения:
Основные термины и выражения:
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Скажем, в советские времена многие граждане, особенно партийно- государственные работники, относили себя к считавшейся в то время престижной социально-этнической группе - «русские». Аналогично, сегодня социологи обратили внимание на то, что некоторые люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в силу разных мотивов не считают себя представителями класса предпринимателей или «новых русских», а продолжают относить себя к рабочим, интеллигенции и т.д., что может проявляться и в их мышлении, и в их социальных действиях. Значит, субъективные представления о своей социальной принадлежности могут принимать вполне реальные очертания в повседневной жизни. Феноменологи исходят из того, что начиная с детства на уровне повседневного общения, у индивидов по мере усвоения социокультурных ценностей складывает определенное видение себя в «домашней» социальной группе и определенное представление об этой группе. Эта группа видится как некое «Мы» в противоположность тому, что где-то есть другие люди - «Они», - у которых свой мир, своя жизнь. В сопоставлении своего «Мы» с другими «Они» вырабатывается социальная самоидентификация индивидов. Социальная самоидентификация формируется стихийно в процессе социализации у каждого человека и в последствии так или иначе влияет на выбор жизненных стратегий, на степень готовности людей к взаимодействию с представителями других социальных групп.
Разве мы ежедневно не сталкиваемся с тем, что кое-кто говорит и действует, исходя из своей принадлежности к определенному «Мы». Так появляется: «Мы - рабочие» или «Мы - офицеры, промышленники» и т.д. В каждой социальной группе складывается своё отношение к другим «Они». В зависимости от характера доминирующих социокультурных ценностей в сознании индивидов это отношение может быть самых разных оттенков - уважительное, боязливое, высокомерное, враждебное. Так, ещё недавно виноватыми во всех наших проблемах были «Они - буржуи». Дух отношения к «Ним» прекрасно выражен у В. Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй».
Социологические исследования свидетельствуют, что до сих пор у значительных социальных групп страны остается враждебное отношение к бизнесменам, предпринимателям, фермерам. Однако характер взаимоотношений «Мы» и «Они», конечно, постепенно меняется при изменении социокультурных ценностей, и это можно наблюдать в современных российских реалиях. У россиян постепенно складывается иное видение того, что есть рабочий класс, интеллигенция, интеллектуалы, офицерство, предприниматели и т.д.
По мнению феноменологов, объективное хотя и влияет на формирование классов и социальных групп, но субъективная социальная самоидентификация индивидов играет значительно большую роль при формировании социальных действий и интересов, социальных жизненных стратегий. Поэтому весьма значимым для общества является то, как государство интерпретирует интересы социальных групп, оказывая тем самым огромное влияние на субъективную социальную самоидентификацию людей. Если в недавнем прошлом всячески возвеличивались «особые интересы» рабочего класса, как «интересы социального прогресса» (отнюдь не случайно многие относили себя к рабочим), то теперь взят иной крен - насыщение рынка товарами, политическая демократия ассоциируется с деятельностью класса предпринимателей. Это не способствует формированию толерантной ментальности в различных социальных группах и, соответственно, социальной стабилизации. Не менее важно и то, что люди, оказывающиеся в «низших» социальных группах, как правило, менее способны к выбору активных жизненных стратегий, полагая, что такое социальное поведение «не для них».
Во многих учебниках и учебных пособиях Вы встретитесь с суждениями о том, что феноменологическая социология Шютца является парадигмой, исследующей социальные реалии на микро уровне. Безусловно, это так. Но не только. Другие исследователи творчества этого социолога не без основания отмечают, что данная парадигма позволяет диалектически исследовать процессы как на микро, так и на макро уровнях. Представляется, вторая позиция более правильная. В самом деле, характер интерсубъективных миров, отношений «Мы» и «Они», несомненно, влияет на макро социальные структуры общества. По результатам исследования интерсубъективных миров конкретных социальных групп можно сделать представления об общественном сознании в целом. Этот методологический подход прекрасно применяют ученики Шютца - П. Бергер и Т. Лукман. Об их вкладе в развитие феноменологической социологии речь пойдет в следующей теме.
Вопросы на развитие социологического воображения:
11 сентября 2001 года Америка подверглась беспрецедентным террористическим атакам [Cicourel A. Cognitive sociology. Oxf., 2008]. Однако восприняты они были далеко не однозначно: в одних регионах мира люди выражали боль и скорбь, а в других - откровенно радовались случившемуся. Как Вы это объясните с позиций феноменологической социологии? Можно ли терроризм победить только силовыми и экономическими акциями? Что по Вашему нужно предпринять, чтобы в мире постепенно формировались более толерантные отношения между многочисленными «Мы» и «Они»?
Сегодня и в мире, и в России обострились национальные конфликты. В чем Вы видите основные причины тому? Аргументируйте Ваш ответ с позиций конфликтной и феноменологической парадигм.
Не приходилось ли Вам сталкиваться со следующей ситуацией. В школе у Вас был очень близкий друг (подруга). Вы понимали друг друга без слов, могли часами быть вместе. Но по окончании школы ваши пути разошлись. И вот через 2-3 года Вы неожиданно встречаетесь вновь. Однако после радости встречи Вы вдруг неожиданно для себя замечаете, что говорить-то Вам не о чем. Как Вы это объясните? Используйте положения феноменологической социологии.
Основные термины и выражения:
Феноменологическая социология, повседневный жизненный мир, «домашний мир», плюрализация жизненных миров, субъективное восприятие социального контекста, повседневное знание, конструирование социальной реальности, знание здравого смысла, конструкты первого порядка, конструкты, второго порядка, научное знание, интерсубъективный мир, биографическая ситуация индивида, «Мы»-группа, «Они»-группа, концепция дома, социальная самоидентификация индивида
Заключение
Если повседневный мир с самого начала является доинтерпретативным миром, если все элементы этого мира имеют свои горизонты типичности и если понятия биографически детерминированной ситуации, наличного запаса знания и определения ситуации оказываются средствами интерпретации социальной реальности, тогда должны быть основополагающие принципы отбора, на основе которых конкретно выбирают, совершают определенные действия, принимаютте или иныеустановки, реше ния, обязательства. Их Шюц называет релевантностью. Я выбираю тот или иной способ действия, отличающийся от принятого другим человеком в зависимости от того, что считаю релевантным (соответствующим) моим глубоким убеждениям и интересам. Хотя я и разделяю некоторые общие релевантные системы с большинством моих партнеров (коллег, друзей и тл.), в то же время я знаю, что часто я это делаю по каким-то иным причинам, объяснить которые можно в терминах лишь моей схемы фундаментальных интересов. Я знаю: то, что интересно мне, может быть скучно другому, над тем, что свято для меня, может смеяться другой и тл. В основе этого лежит различие систем релевантности. Подобно тому как координаты социальной матрицы определяют способ видения мной мира, так существует особый вид «здесь-и-сейчас» реле вантной структуры моей жизни, исходный пункт моего аксиологического существования, в терминах которого получают значимость и направление те или иные мои оценочные суждения.

Список используемой литературы
Абельс Х., Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование.
Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 2004. – Раздел «Феноменологическая социология».
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишке: Издательство «Одиссей», 2007. - Глава ХII.
Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 2006. - Главы 2-5.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 2006.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург: Издательство «Ольга», 2006. - Часть II, глава 3, раздел 2.
Давыдов Ю.Н. социологический радикализм и феноменологическая социология. - История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000
Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии.
Шюц А. и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3. М.: Канон, 2008 - Глава десятая, 1, 3.
Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 2008.
Смирнова Н.М., Феноменологическая социология. Программа спецкурса, Социологические исследования. Сентябрь 2000.  № 9. С. 111-117.
Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. – Раздел «Альфред Шюц и социология повседневности».
Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
Кравченко. М.: Экзамен, 2001.
Шютц А. Возвращающийся домой. - Социс, 2005, № 2.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.:
Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational, 2005. - Сhapter 14 - «Sociological Theory».
Ritzer G. Classical sociological theory. - McGraw Higher Education, 2000. - Сhapter 13 «Alfred Schutz».
Garfinkel H. Studies in Ethnometho-dology, Englewood-Cliffs. New Jersey, 2007.
Phenomenology and the social sciences/ M. Natanson. Evanston (Illinois), 2003. V. 1—2.
Cicourel A. Cognitive sociology. Oxf., 2008.










17

Список используемой литературы
1.Абельс Х., Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование.
2.Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 2004. – Раздел «Феноменологическая социология».
3.Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишке: Издательство «Одиссей», 2007. - Глава ХII.
4.Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 2006. - Главы 2-5.
5.Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 2006.
6.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург: Издательство «Ольга», 2006. - Часть II, глава 3, раздел 2.
7.Давыдов Ю.Н. социологический радикализм и феноменологическая социология. - История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000
8.Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии.
9.Шюц А. и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3. М.: Канон, 2008 - Глава десятая, 1, 3.
10.Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 2008.
11.Смирнова Н.М., Феноменологическая социология. Программа спецкурса, Социологические исследования. Сентябрь 2000. № 9. С. 111-117.
12.Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. – Раздел «Альфред Шюц и социология повседневности».
13.Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
14.Кравченко. М.: Экзамен, 2001.
15.Шютц А. Возвращающийся домой. - Социс, 2005, № 2.
16.Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.:
17.Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational, 2005. - Сhapter 14 - «Sociological Theory».
18.Ritzer G. Classical sociological theory. - McGraw Higher Education, 2000. - Сhapter 13 «Alfred Schutz».
19.Garfinkel H. Studies in Ethnometho-dology, Englewood-Cliffs. New Jersey, 2007.
20.Phenomenology and the social sciences/ M. Natanson. Evanston (Illinois), 2003. V. 1—2.
21.Cicourel A. Cognitive sociology.

Узнать стоимость работы