По МУ -"Экономический анализ."

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономический анализ
  • 4141 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 05.06.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1Исходные данные
2Анализ объема производства и реализации продукции
2.1Анализ динамики объема производства в натуральном выражении и стоимостном выражении
2.2Анализ сезонности
2.3Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении
3Анализ затрат и себестоимости продукции
3.1Анализ состава, структуры затрат и себестоимости продукции
3.2Анализ динамики затрат
3.3Постатейный анализ затрат
4Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа затрат и себестоимости продукции
4.1Определение величины маржинального дохода
4.2Определение безубыточного объема продаж, точки закрытия
4.3Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
4.4Определение операционного рычага и оценка эффекта операционного рычага
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

14 для 11-го и 12-го периодов. Табл. 14 содержит систематизированную ключевую информацию и расчетные показатели, и алгоритм их вычисления.
Таблица 13
Расчет маржинального дохода
Наименование статьи затрат 1 период 2 период 3 период 4 период 5 период 6 период 7 период 8 период 9 период 10 период 11 период 12 период Выручка с НДС 63310940,38 53142296,76 34707647,41 68925676,19 60382505,7 66576250,81 21366824,94 87630797,44 89263267,28 49410422,86 18739870,94 57749524,84 Выручка без НДС 53653339,31 45035844,72 29413260,52 58411589,99 51171615 56420551,53 18107478,77 74263387,66 75646836,67 41873239,72 15881246,56 48940275,29 Переменные расходы 26059339,02 15928786,67 5858898,35 21857364,06 19148179,13 22063684,00 3917837,55 28592272,29 26502739,32 14837435,52 4929314,98 16399044,29 Маржинальный доход 27594000,29 29107058,04 23554362,17 36554225,93 32023435,87 34356867,54 14189641,22 45671115,37 49144097,35 27035804,20 10951931,58 32541230,99

Алгоритм расчета порога безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности реализуется для заданного объема выпуска продукции. Порог безубыточности данной продукции – это такой объем производства, который обеспечивает получение выручки от его реализации, покрывающей переменные затраты и затраты на продукт.

ПГ безубыт шт. = З продукт / МД ед , (15)

где ПГ безубыт шт. – порог безубыточности в штуках продукции; З продукт – сумма затрат на продукт; МД ед – маржинальный доход на единицу продукции.

ПГ безубыт руб. = З продукт / КМД, (16)
где ПГ безубыт руб – порог безубыточности в рублях, т.е. обеспечивающая его выручка от реализации продукции; КМД – коэффициент маржинального дохода.
Порог рентабельности товара – это такой объем производства, который обеспечивает выручку от реализации, покрывающую не только переменные затраты и затраты на продукт, но и отнесенные на данный товар затраты на￿период при этом прибыль от данного товара равна нулю.

ПГ рентаб шт. = FC / МД ед , (17)

где ПГ рентаб шт. – порог рентабельности в штуках продукции; FC – сумма постоянных затрат, руб..

ПГ рентаб руб. = FC / КМД, (18)

Превышение выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

ЗФП = Ц ед. * ОП – ПГ рентаб руб. , (19)

ЗФП – запас финансовой прочности, руб.; Ц ед. – отпускная цена единицы продукции без НДС, руб.;ОП - объем производства, шт.
Точка закрытия предприятия – это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

(20)

где – точка закрытия, ед., FC – сумма постоянных затрат, руб., р – цена, руб./ед.
Если фактический объем производства и реализации продукции меньше , предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше , предприятию следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, – “кромка безопасности”: это разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

(21)

где Кб – кромка безопасности, ед.; Qф – фактический объем выпуска и реализации продукции.
Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему (в процентах). Эта величина покажет, насколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

(22)

где K% – отношение кромки безопасности к фактическому объему, %.


Таблица 14
Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности
для 11-го и 12-го периодов

Показатели 11-й период 12-й период 1. Отпускная цена (за минусом налога на добавленную стоимость), руб./ед. 222,03 111,86 2. Объем производства, ед. 71526 437496 3. Переменные затраты на единицу продукции, руб./ед. 68,92 37,48 4. Маржинальный доход, руб./ед. (1)- (3) 153,12 74,38 5. Коэффициент маржинального дохода (4)/(1) 0,69 0,66 6. Затраты на продукт на единицу продукции, руб./ед. 146,30 69,49 7. Валовая маржа, руб./ед. (4) – (6) 6,82 4,90 8. Коэффициент валовой маржи (7)/(1) 0,031 0,044 9. Затраты на продукт, руб. 215,22 106,97 10. Порог безубыточности, ед. 212,15 104,50 11. Порог безубыточности, руб. 47104,62 11690,04 12. Всего постоянные затраты, руб. 10464432,87 30399473,26 13. Порог рентабельности, ед. 68342 408702 14. Порог рентабельности, руб. 15174331 45719186 15. Запас финансовой прочности, руб. 706915 3221089 16. Операционный рычаг, % 4,45 6,58 17. Точка закрытия предприятия, ед. 47130 271753
За анализируемый период коэффициент маржинального дохода снизился, сто привело к росту порога рентабельности, данная динамика оценивается отрицательно, хотя в абсолютном выражении запас финансовой прочности возрос, это было вызвано резким ростом объемов производства, хотя цена значительно сократилась.

Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Безубыточный объем продаж (критический объем) и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает, снижение удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Безубыточный объем продаж (критический объем) определяется следующим образом:

, (23)

где - цена на продукцию текущего отчетного периода, руб./ед., - предполагаемые, ожидаемые постоянные расходы, руб., VC-удельные переменные затраты, руб./ед.
Влияние на критический объем изменения постоянных расходов.

(24)

где - цена на продукцию текущего отчетного периода, руб./ед., а - предполагаемые, ожидаемые постоянные расходы, руб.
Влияние на критический объем изменения переменных расходов.

(25)

3) Влияние на критический объем изменения цен.
(26)

Расчет влияния факторов представлен в таблице 15.
Таблица 15
Расчет влияния факторов на безубыточный объем продаж
Показатели 11-й период 12-й период Постоянные расходы, руб. 10464432,87 30399473,26 Цена, руб. 222,03 111,86 Удельные переменные расходы, руб. 68,92 37,48 Безубыточный объем продаж 68342,41 408701,81 Влияние на критический объем изменения постоянных расходов   130194,22 Влияние на критический объем изменения переменных расходов   -33814,53 Влияние на критический объем изменения цен   243979,71
Таким образом, рост безубыточного объема продаж был вызван ростом постоянных расходов (влияние составило 130194,22 руб.) и снижением цены (влияние составило 243979,71 руб.). при этом снижение переменных расходов вызвало сокращение безубыточного объема на 33814,53 руб.

Определение операционного рычага и оценка эффекта операционного рычага

Анализ поведения затрат (переменные и постоянные) позволяет рассчитать операционный рычаг и оценить его эффект. Любое изменение объема продаж товаров всегда порождает более сильное изменение прибыли от продаж. Операционный рычаг определяется как отношения маржинального дохода к прибыли от продаж.
(27)
где МД – маржинальный доход, находится как разница между выручкой от продаж(за минусом налога на добавленную стоимость) и переменными расходами; П – прибыль от продаж, находится как разница между маржинальным доходом и постоянными расходами.
Операционный рычаг в 11 периоде составил 4,45%, а в 12 периоде 6,58% (табл. 14)
Рост силы операционного рычага свидетельствует о том, что предприятие снизило свою финансовую устойчивость, так как приблизилось к точке безубыточности.
Для снижения порога рентабельности предприятию необходимо повысить цена до уровня 11 периода, так как снижение цены практически в два раза оказало очень негативное воздействие на запас финансовой прочности.
Заключение

В процессе выполнения курсовой работы был проведен анализ динамики объема производства. Он показал, что в целом наблюдается снижение динамики показателей, так как рост наблюдается только в 4, 6, 8 и 9 периодах. При этом показатель снижался в среднем на 9844,32 тыс. руб. в период или на 0,83%.
Анализ сезонности показал, что у предприятия существует достаточно сильная сезонность производства, максимальный объем приходится на 1 и 4 кварталы, а в 2 и 3 квартале объемы производства ниже среднего.
Факторный анализ объема производства показал, что снижение объема производства продукции в стоимостном выражении составило 5561 тыс. руб., при этом изменение объема производства в натуральном выражении привело к снижению показателя: методом цепных подстановок – на 12561 тыс. руб., интегральным методом – на 13428 тыс. руб., логарифмическим – на 13376 тыс. руб., а рост цен вызвал рос показателя: методом цепных подстановок – на 7000 тыс. руб., интегральным методом – на 7866 тыс. руб., логарифмическим – на 7815 тыс. руб.
Анализ затрат предприятия показал, что максимальное влияние на рост себестоимости оказал рост материальных затрат и заработной платы рабочих. Переменная честь себестоимости составляет менее 50% от полных затрат, это говорит о том, что предприятие достаточно близко к порогу рентабельности.
Постатейный анализ затрат показал, что значительная экономия была достигнута при использовании материала 1, как за счет нормы расхода, так и за счет цен. По материалу 2, наоборот выявлена негативная тенденция, перерасход по данной статье наблюдался как за счет роста цен, так и из-за роста нормы расхода, значит, по данной статье существует резерв снижения себестоимости.
За анализируемый период коэффициент маржинального дохода снизился, сто привело к росту порога рентабельности, данная динамика оценивается отрицательно, хотя в абсолютном выражении запас финансовой прочности возрос, это было вызвано резким ростом объемов производства, хотя цена значительно сократилась.
Рост силы операционного рычага свидетельствует о том, что предприятие снизило свою финансовую устойчивость, так как приблизилось к точке безубыточности.
Для снижения порога рентабельности предприятию необходимо повысить цена до уровня 11 периода, так как снижение цены практически в два раза оказало очень негативное воздействие на запас финансовой прочности.

Список литературы

Баканов М.И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 6-е изд. М.: Финансы и статистика, 2008. 536 c.
Бухгалтерский управленческий учет: Метод. указания/Сост. Вещунова Н.Л., Вершкова Т.М.СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. с.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие/ ВЗФЭИ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2004. 595 с.
Елисеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики М.: Финансы и статистика. 2006.480с.
Кордович В.И., Попова О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 121 с.
Куприенко Н.В., Пономарева О.А. Статистика. Анализ временных рядов. Ч.3.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 116 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 512 с.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2006. 656 с.
Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.













2

Список литературы

1.Баканов М.И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 6-е изд. М.: Финансы и статистика, 2008. 536 c.
2.Бухгалтерский управленческий учет: Метод. указания/Сост. Вещунова Н.Л., Вершкова Т.М.СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. с.
3.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие/ ВЗФЭИ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2004. 595 с.
4.Елисеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики М.: Финансы и статистика. 2006.480с.
5.Кордович В.И., Попова О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 121 с.
6.Куприенко Н.В., Пономарева О.А. Статистика. Анализ временных рядов. Ч.3.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 116 с.
7.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 512 с.
8.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2006. 656 с.
9.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.

Вопрос-ответ:

Какие данные используются для проведения экономического анализа?

Для проведения экономического анализа используются исходные данные о производстве и реализации продукции, а также данные о затратах и себестоимости продукции.

В чем состоит анализ объема производства и реализации продукции?

Анализ объема производства и реализации продукции включает в себя изучение динамики объема производства в натуральном и стоимостном выражении, а также проведение анализа сезонности и факторного анализа объема производства в стоимостном выражении.

Как проводится анализ динамики объема производства в натуральном выражении и стоимостном выражении?

Для анализа динамики объема производства в натуральном выражении используются данные о количественных показателях производства за определенный период времени. Для анализа динамики объема производства в стоимостном выражении используются данные о денежной стоимости произведенной продукции. Сравнивая данные за разные периоды времени, можно определить изменения в объеме производства и выявить тенденции.

Что такое сезонность в анализе объема производства?

Сезонность в анализе объема производства означает повторяющиеся циклы изменения объема производства в зависимости от времени года или других факторов. Анализируя сезонность, можно определить периоды повышенного или пониженного спроса на продукцию и принять соответствующие меры по планированию производства и реализации продукции.

Что такое факторный анализ объема производства в стоимостном выражении?

Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении позволяет определить влияние различных факторов на объем производства и выявить ключевые факторы, которые оказывают наибольшее влияние на производственные результаты. Это помогает управляющему персоналу принимать обоснованные решения для увеличения объема производства и оптимизации затрат.

Какие данные используются для проведения экономического анализа?

Обычно для проведения экономического анализа используются исходные данные о объемах производства и реализации продукции, затратах и себестоимости, а также информация о изменениях в этих показателях.

Как провести анализ объема производства и реализации продукции?

Для анализа объема производства и реализации продукции можно использовать различные методы, например, анализ динамики объема производства в натуральном и стоимостном выражении, анализ сезонности и факторный анализ объема производства в стоимостном выражении.

Что такое анализ динамики объема производства в натуральном выражении и стоимостном выражении?

Анализ динамики объема производства в натуральном выражении позволяет выявить изменения в объеме производства продукции по годам или периодам. Анализ динамики объема производства в стоимостном выражении помогает оценить изменения в стоимости произведенной продукции.

Как провести анализ сезонности в объеме производства продукции?

Анализ сезонности в объеме производства продукции предполагает выявление периодических колебаний объема производства, связанных с сезонными факторами. Для этого можно использовать статистические методы, например, метод сезонных показателей или метод декомпозиции временных рядов.

Что такое факторный анализ объема производства в стоимостном выражении?

Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении позволяет определить влияние различных факторов на объем производства продукции и его стоимость. Например, можно проанализировать влияние цен на сырье или трудовых ресурсов на стоимость произведенной продукции.

Как провести анализ затрат и себестоимости продукции?

Анализ затрат и себестоимости продукции включает в себя анализ состава структуры затрат и себестоимости, анализ динамики затрат и постатейный анализ затрат.