Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Использование фонетической ритмики при формировании произносительной стороны речи лиц с нарушением слуха

  • 32 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 09.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение.
Глава1.
1.1. Условия развития речи глухих детей.
1.2. Значение овладения устной речью
1.3. Задачи и организация работы по обучению произношению
1.4. Содержание обучения произношению
Глава 2.
2.1. Фонетическая ритмика
Глава 3. Практическая часть исследования.
3.1.1.Организация и методика исследования.
3.1.2.Характеристика речевого материала.
3.1.3.Методы научного исследования, которые использовались в эксперименте.
3.2. Характеристика произношения детей, участвующих в эксперименте.
3.2.1. Особенности слогоритмической структуры устной речи у детей, участвующих в эксперименте.
3.2.2. Сформированность навыка звукопроизношения.
Выводы по главе 3.
4. Формирующий эксперимент.
Заключение.
Список литературы:
Приложение.

Фрагмент для ознакомления

Произношение дифтонгов.
В исследовании мы проверяли правильность произношения как восходящих дифтонгов (йа, йо, йэ, йу), так и нисходящих дифтонгов (ай, ой, уй, эй, ий, ый) [8, стр. 56]. Нами была выявлена высокая степень дефектного произношения данного речевого материала – 38% и 62% соответственно. Причем высокая степень дефектного произношения не снижалась в зависимости от способа предъявления материала – самостоятельное произношение, по подражанию или по табличке.
Основной вариант дефектного произношения дифтонгов – замена их на гласный или мягким согласным гь или ть.
Произношение согласных звуков.
Нами анализировались согласные звуки твердые и мягкие, которые предусмотрены программой ( п, т, к, с, ш, х, ф, в, ц, ч, щ, м, н, л, р, б, д, г, з, ж).
Звуки п, т, с, д, в, м, н в основной массе произносятся правильно – это можно объяснить тем, что формирование данных согласных начинают с самого начала обучения и они включены в часто используемые слова (мама, папа, дай, дом и т.д.) Наиболее часто дефектное произношение встречается при произнесении следующих звуков : з (92%), ж (86%), щ (82%) и аффрикаты (80%), что связано с тем, что они включаются в работу на более поздних сроках.
Далее рассмотрим звуки, которые наиболее часто произносятся дефектно.
- звук к – пропуск (41%), замена (38%),
- звук ш – замена (61%), пропуск (20%), смягчение (18%),
- звук х – замена (89%), выдох (9%),
- звук ч – замена (62%), пропуск (38%),
- звук ц – замены (67%), пропуск (33%).
Данные звуки произносятся испытуемыми 100% дефектно, это объясняется сложностью постановки данных звуков.
Далее проанализируем произношение бокового звука л и вибранта р. Звук л не часто произносится дефектно (27%), но следует отметить, что при дефектном его произнесении преобладает замена его на звук н (68%). Дефект отличается особой стойкостью. Пропуск звука л (32%) не является стойким и легко исправляется при целенаправленной работе.
Вибрант р произносится дефектно в более частых случаях (60%). Наиболее часто его просто пропускают (85%), менее часто вибрант р имеет призвук в виде согласного т (16%). Данные дефекты достаточно устойчивые и требуют долговременной, целенаправленной работы.
Далее рассмотрим произношение звонких взрывных согласных - звуки б и г. Данные звука также показали высокий процент дефектного произношения: б - 44%, г – 76%. Это объясняется сложностью артикуляции.
Дефектам звука г: сонантность - 50%, пропуск звука (34%), замена на звук т (16%). Дефекты этих звуков не стойкие и преодолеваются при планомерной работе над ними.
Далее рассмотрим звонкие фрикативные согласные з и ж. Для данных звуков характерен высокий процент дефектного произношения. Звук з часто пропускается (38%), оглушается (38%), заменяется на другой звук (24%). Дефекты звука ж – сонантность (28%), пропуск (15%), замена на другой звук (57%).
Такое разнообразие дефектов, большое количество замен говорит об индивидуальных особенностей ребенка и о недостаточности правильной и целенаправленной работы, проводимой сурдопедагогом. Хотя общий процент дефектного произношения составил только 38%, однако и это отрицательно сказывается на членораздельности речи. А следовательно не позволяет детям полноценно использовать речь в качестве инструмента общения и обучения.
При анализе произнесения детьми мягких согласных был отмечен положительный результат – 92% детей смягчали согласные, стоящие перед гласными, или согласными, обуславливающими мягкость. 63% детей самостоятельно выделяли мягкость согласных.
Состояния голоса.
На качестве произношения также сказывается состояние голоса детей. В ходе наблюдения было установлено следующее: 50% детей обладают голосом нормальной высоты, тембра, силы. 40% детей голос тихий, слабый. У 40% детей – выявлено нарушение нормальной высоты голоса, как фальцет так и очень низкий голос являются стойким дефектом и требует постоянной коррекции со стороны сурдопедагога.

Выводы по главе 3

1. На овладение устной речью детей с нарушенным слухом большое влияние оказывает степень снижения их слуха.
2. Анализируя качество устной речи детей, можно сделать вывод, что у детей преобладает послоговое, равноударное произношение.
3. На формирование слого-ритмической стороны речи оказывают отрицательное влияние недооценивание сурдопедагогом целенаправленной работы над ударением и стремление достич четкости произношения звуков за счет снижения темпа речи.
4. Самостоятельность произношения не выражена, т.к. отсутствует целевая установка со стороны учителя на самостоятельное произношение.
5. К моменту начала эксперимента испытуемые овладели произношением всех гласных и согласных п, т, с, д, в, м, н, л в твердом и мягком произнесении. Остальные звуки предусмотренные программой для данного возраста не усвоены детьми.
6. В состояние голоса также были обнаружены дефекты, обусловленные недостаточным вниманием со стороны сурдопедагога.

Формирующий эксперимент

Перед тем, как проводить формирующий эксперимент мы поставили перед собой следующие задачи:
- используя элементы фонетической ритмики в течение уроков, автоматизировать звук ш;
- используя элементы фонетической ритмики работать над слитностью произношения.
Формирующий эксперимент проходил в течении 4 дней и протекал следующим образом: во время проведения каждого урока выделялось 5-7 минут на проведение занятия по автоматизации звука ш с помощью элементов фонетической ритмики, а также в течении уроков используя элементы фонетической ритмики, отрабатывалась слитность произношения слов и фраз. Материал для формирующего эксперимента был взят из книги «Фонетическая ритмика» Методические рекомендации для педагогов специальных детских садов. Екатеринбург -1993г. [12].
После проведения формирующего эксперимента была проведена проверка правильности произношения звука ш. Проверка показала, что процент замены звука снизился с 61% до 32%, пропуск звука – с 20% до 6%, смягчение – с 18% до 12%. Как видно из результатов – целенаправленная работа и использование приемов фонетической ритмики за непродолжительный промежуток времени позволила существенно улучшить произношение звука ш глухими детьми. В работе над слитностью произношения нет таких ярких результатов, но это объясняется тем, что процесс формирования слитности произношения длительный и требует более продолжительного времени для выявления существенной положительной динамики.

Заключение

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих детей. Развитие мышления, познавательных способностей ребенка в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется в старшем возрасте.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха своеобразно. Именно поэтому в учебных учреждениях и в семье должны предусматриваться условия, обеспечивающие формирование различных сторон данного процесса. Создание слухо-речевой среды является одним из главнейших факторов развития речи.
Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.
Фонетическая ритмика является неотъемлемой частью комплексной работы с детьми с нарушениями слуха и речи и играет существенную роль как в формировании и коррекции произносительной стороны речи детей, так и в развитии у них естественных движений.
Данные констатирующего эксперимента показали, что произношение глухих детей старшего дошкольного возраста нельзя назвать членораздельным, то есть служащим базой для развития мышления. Потому, что ни слого-ритмическая структура устной речи, ни звукопроизношение, ни голос, темп не сформированы в достаточной мере. Но использование на уроках элементов фонетической ритмики целенаправленно и непрерывно позволяет сформировать у глухих детей достаточный уровень членораздельности речи, позволяющий беспрепятственно общаться и обучатся, преодолевая отрицательное воздействие на развития глухоты.

Список литературы

1. Андреева Е. И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. - Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.
2. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Просвещение,
3. Богданова Т.Г. «Сурдопсихология» - М.: Академа, 2002г.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос, 2001г.
5. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Л., 1987.
6. Новикова О.О., Шматко Н.Д. речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. – Москва: «Советский спорт». 2003.
7. Николаева Л.В. Уточнение приближенного произношения слов и речи глухих школьников. М., 1975.
8. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. - М.: Просвещение, 1981.
9. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973.
10. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
11. Фонетическая ритмика : Пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 233,[2] с. ил. 21 см., 2-е изд., перераб. М. Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС" 1996
12. «Фонетическая ритмика» Методические рекомендации для педагогов специальных детских садов. Екатеринбург -1993г.

Приложение

Список слов, используемых для проверки состояния произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Барабан. 2. Кукла. 3. Слива. 4. Ключи. 5. Слон. 6. Стол. 7. Грибы. 8. Машина. 9. Ракета. 10. Платье. 11. Ежи. 12. Яблоко. 13. Попугай. 14. Танк. 15. Собака. 16. Хвост. 17. Муха. 18. Шкаф. 19. Медведь. 20. Дым. 21. Ваза. 22. Звезда. 23. Обезьяна. 24. Голубь. 25. Рысь. 26. Кольцо. 27. Пень. 28. Дятел. 29. Курица. 30. Щетка








19

Список литературы:

1. Андреева Е. И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. - Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.
2. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Просвещение,
3. Богданова Т.Г. «Сурдопсихология» - М.: Академа, 2002г.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос, 2001г.
5. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Л., 1987.
6. Новикова О.О., Шматко Н.Д. речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. – Москва: «Советский спорт». 2003.
7. Николаева Л.В. Уточнение приближенного произношения слов и речи глухих школьников. М., 1975.
8. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. - М.: Просвещение, 1981.
9. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973.
10. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
11. Фонетическая ритмика : Пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 233,[2] с. ил. 21 см., 2-е изд., перераб. М. Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС" 1996
12. «Фонетическая ритмика» Методические рекомендации для педагогов специальных детских садов. Екатеринбург -1993г.

Узнать стоимость работы