Вам нужна курсовая работа?
Интересует Налоги?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнительная характеристика налоговых систем Японии и Швеции (либерально-рыночных и социально -рыночных хозяйств.)

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 08.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Налоговая система Японии
1.1. Общая характеристика налоговой системы Японии
1.2. Федеральные и местные налоги Японии
1.3. Налоговый контроль
2. Налоговая система Швеции
2.1. Общая характеристика налоговой системы Швеции
2.2. Налоги с граждан
3. Сравнение налога на прибыль корпораций Японии и Швеции
3.1. Налог на прибыль корпораций Швеции
3.2. Налог на прибыль в Японии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Здания амортизируются по ставкам, варьирующимся от 2 до 5 % от стоимости приобретения (не включая затраты на улучшение их качества). Амортизационные ставки зависят в основном от целей использования зданий. Земля не является предметом начисления амортизации, хотя затраты на рекультивацию земель и могут амортизироваться по ставке 5 % в год.
Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагается по ставке 28 %. Убыток, полученный при реализации капитальных активов, списывается за счет совокупной прибыли без всяких временных ограничений. Однако убыток, возникающий от реализации инвестиционного портфеля акций и иных подобных финансовых инструментов, может приниматься к зачету только в счет прибыли, полученной по такому же виду собственности. Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобождены от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25 %), также могут быть освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15 %.
Понесенные убытки могут быть зачтены за счет полученного дохода следующего года и не могут переноситься на счета прошлых лет. Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников (резидентов Швеции) в размере 33 % от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Пониженная ставка взносов в размере 21,39 % установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть понижена на 5 - 10 %. Законодательством установлен налоговый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за рубежом. В отношении зарубежных дивидендов налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного у источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Вместо этого дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25 %), также освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15 %. Если поставленные условия не выполнимы, то стандартный налоговый кредит в размере 13 % добавляется к кредиту по налогу, удержанному у источника выплаты, но дивиденды в Швеции облагаются по ставке корпоративного налога (28 %). Действующая ставка на дивиденды корректируется международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Неиспользованный налоговый кредит может быть перенесен на срок до трех лет. Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включен в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение. Налоговая декларация предоставляется ежегодно. Налоги подсчитываются на протяжении всего финансового года. Налоговое извещение выдается в декабре по окончании финансового года и все задолженности по налогам должны быть выплачены не позднее апреля. Иностранные компании, зарегистрированные в органах для целей выплаты страховых взносов в социальные фонды, могут их уплачивать раз в год (одним платежом).

3.2. Налог на прибыль в Японии

Одной из отличительных черт налогообложения в Японии является преобладание прямых налогов, в число которых входит и налог на прибыль корпораций. Этот налог взимается с чистой прибыли. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации. Налогоплательщики самостоятельно заполняют налоговые декларации и одновременно с их подачей представляют в налоговые органы заявления о доходах и убытках. Ставки корпоративного подоходного налога остаются неизменными с 1991 года. К некоторым категориям юридических лиц применяются льготные ставки налога на прибыль.
28% - для предприятий мелкого и среднего бизнеса, прибыль которых не превышает 8 млн. иен;
27% - для кооперативов, общественных организаций, медицинских организаций.
Для остальных налогоплательщиков применяется ставка в размере 42%.
Японские исследователи налоговой проблематики обычно выделяют три группы субъектов, несущих бремя налога на прибыль корпораций: сами корпорации; те, кто предоставляет корпорациям капитал и «организаторские способности»; потребители товаров и услуг, соответственно производимых и оказываемых корпорациями.
Международные холдинговые компании имеют на Мальте филиалы оффшорной местной компании. Она является налоговым резидентом, и на нее распространяется действие соглашений об избегании двойного налогообложения, подписанных Мальтой с 37 странами, включая РФ.
Международная холдинговая компания получает прибыль от инвестиций в виде дивидендов, процентов, лицензированных платежей и других. Прибыль зачисляется на специальный “счет иностранной прибыли”, и для нее предусмотрена налоговая скидка в размере 25%. Для получения скидки необходимо представить аудиторский сертификат, который подтверждает, что прибыль изъята из иностранного источника.
Акционеры-нерезиденты Международной холдинговой компании имеют право на возврат налоговой суммы в размере 2/3 от общего налога. “Участвующий пакет акций” возможен в случае:
Международные холдинговые компании владеют 10% и более обыкновенных акций компании, не являющиеся резидентом
Международные холдинговые компании владеет менее чем 10% акций компании- нерезидента Мальты
Международные холдинговые компании инвестирует в компанию не менее 500 тыс. мальтийских лир
Основная особенность и преимущество “участвующего” холдинга состоит в том, что акционеры-нерезиденты, имеют право на полный возврат налога, уплаченного холдинговой компанией.
В соответствии с мальтийским законодательством существует следующая схема начисления налога на прибыль Международных холдинговых компаний.
Налоговая база определяется как прибыль, поступающая от иностранного источника, плюс 25% от этой прибыли.
Налог на прибыль МХК - 35% от вышеуказанной суммы.
Налоговая скидка – 25% от прибыли.
Возврат налога для акционеров-нерезидентов:
для «участвующего» холдинга - полный возврат суммы уплаченного налога на прибыль;
для обычного холдинга-2/3 от уплаченной суммы налога.
Таким образом, налог на прибыль МХК можно снизить с 35% до 0% для «участвующего» холдинга и до 6,25% для обычной холдинговой компании.
Заключение

В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы.
В Японии взимаются общегосударственные и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым - налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.
В помощь налогоплательщику в Японии помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих популяризацию этих знаний путем издания различных брошюр, пособий, проведения семинаров, собеседований, организации «горячих» линий связи через Интернет и других форм с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов, численностью около 70 тыс. человек, имеющих соответствующие лицензии.
Почему-то у нас привыкли считать, что в экономически развитой стране обязательно должны быть низкие налоги. Яркий пример, доказывающий обратное, – Швеция. Эта страна прославилась самыми высокими в мире налогами.
Можно сказать, что в Швеции именно налоги стоят у власти. Они – основной аргумент в предвыборных программах и центральная тема при обсуждении государственного бюджета страны. В спорах о налоговом бремени часто теряют свои портфели министры финансов и уходят в отставку правительства.
Но самое интересное даже не это, а то, что даже при безбожных ставках шведы убеждены: «Налоги нужно платить». И платят. Например, в 1976 году известная шведская писательница Астрид Линдгрен (знаменитая Карлсоном и Пеппи Длинный чулок) публично жаловалась, что налоги, которые ей надо заплатить, превышают ее доходы. Тем не менее она отдала государству все причитающееся.
Свою позицию шведы объясняют одной фразой: «Мы знаем, за что платим». И действительно: высокий уровень жизни в стране поддерживается именно благодаря налогам.
Все образование в стране, включая высшее, бесплатное. Почти все медобеспечение – тоже. Причем, и то и другое очень качественное. Но самым наглядным примером служит все же система социального страхования. Любой человек, лишившийся работы, имеет право на пособие по безработице. Причем на него можно вполне сносно жить.
Для сравнения: средняя месячная зарплата в Швеции составляет 16 тысяч крон (около 62 тысяч руб.). Пособие по безработице начинается от 240 крон в день (примерно 940 руб.) и может доходить до 580 крон (примерно 2250 руб.) в случае, если работник был заранее застрахован. Как вам нравится пособие от 28 000 до 67 500 рублей в месяц? У нас в стране с такой заботой все перестали бы работать. А шведы предпочитают трудиться, и процент безработицы в этой стране самый маленький в Европе – около 5 процентов.
Чем еще жить «несчастной» Швеции, если не налогами? Богатых месторождений природных ископаемых у этой страны нет. Единственная радость – развитые сети производственных предприятий. Именно в Швеции зародились такие монстры, как Ikea и Volvo.
Фирмы Швеции платят в бюджет прямые и косвенные налоги. К прямым относятся подоходный налог (вроде нашего налога на прибыль), на собственность (налог на имущество), социальные взносы. Косвенные – это в первую очередь НДС и акцизы.
НДС в Швеции считают и платят примерно так же, как и во всем Евросоюзе. Если оборот фирмы больше миллиона крон в год (примерно 3,9 млн руб.), то она обязана встать на учет в налоговой как плательщик НДС. Неважно, насколько годовой оборот превышает миллион, ставка НДС едина – 25 процентов. С реализации продуктов питания (кроме питьевой воды), гостиничных и туристических услуг НДС платят по льготной 12-процентной ставке. Для печатных СМИ ставка еще ниже – 6 процентов. Вовсе не облагаются НДС услуги банков, страховщиков, медицинских и образовательных учреждений, аренда недвижимости и некоторые другие виды деятельности. Всего их около 25.
Налог с прибыли – подоходный налог – шведские фирмы платят по ставке 28 процентов. Его, как НДС и акцизы, перечисляют в федеральный бюджет.
Граждане делятся и с центром, и с бюджетом региона, в котором работают. Чуть меньше половины подоходного налога с физлиц поступает в лэны (губернии), чуть-чуть – в церкви, а остальное – в коммуны (более мелкие территориальные единицы вроде районов у нас в областях). Суммарно это получается порядка 32 процентов от общего дохода человека. Если же его доход больше 209 100 крон в год (примерно 817,9 тыс. руб.), то он обязан отдать в федеральный бюджет еще 25 процентов с суммы, превышающей этот порог.
Кстати, в Швеции подоходным налогом с физлиц облагается не только зарплата, но и доход, который приносит хобби, выручка от сдачи в аренду, дивиденды. Так что шведов, которые отдают государству больше половины своего дохода, довольно много.
Шведские бухгалтеры, как и наши, каждый месяц перечисляют в казну подоходный налог за своих работников. Однако если у работника есть дополнительный заработок, то он самостоятельно должен вносить предварительные платежи в бюджет и ежегодно подавать декларацию.
Нужно сказать, что у шведов есть стимул перестраховаться и заплатить в казну побольше. Дело в том, что по итогам декларационной компании налоговики сравнивают данные декларации с суммой предварительно заплаченных налогов. Если денег поступило меньше, чем должно быть по декларации, то человека штрафуют и заставляют доплатить налог. А если больше – переплату вернут, да еще и с набежавшими процентами.


Список использованной литературы


Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 2005.- №10.- С.62-74.
Картавцева Е.П. Налогообложение в зарубежных странах. Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2002.- 65с.
Картавцева Е.П. Социальные расходы капиталистических государств.Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2001.- 49с.
Леонтьева Е. Приватизация государственных предприятий в Японии // МЭи МО.- 2005.- №2.- С.101-109
Леонтьева Е. Япония: сложные задачи // МЭ и МО.- 2008.- №8.- С.121-126
Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №4.- С.93-99.
Налоги и налогообложение: учебное пособие/Под ред. И.Г. Русаковой и В.А. Кашина, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
Налоги: Учебное пособие /Под ред. Черника Д.Г.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 544с.
Сабельников Л.В., Зотов Г.М., Чеботарева Г.Д. Налогообложение в Европейском союзе. – М., 1999.
Сенаторов А. Япония: курс на структурные реформы // Проблемы Дальнего Востока.- 2001.- №2.- С.37-49.
Снижение налога на прибыль // Деловой экспресс.- 2000.- №2.- С.4
Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 224с.
Тихоцкая И.С. Налоговая система Японии. – М.: Наука, 2005.
Финансы капиталистических государств: Учебник /Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 2000.- 352с.
Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.- 2002.-№12.- С.56-60.











31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 2005.- №10.- С.62-74.
2.Картавцева Е.П. Налогообложение в зарубежных странах. Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2002.- 65с.
3.Картавцева Е.П. Социальные расходы капиталистических государств.Текст лекций.- Новосибирск, НИНХ, 2001.- 49с.
4.Леонтьева Е. Приватизация государственных предприятий в Японии // МЭи МО.- 2005.- №2.- С.101-109
5.Леонтьева Е. Япония: сложные задачи // МЭ и МО.- 2008.- №8.- С.121-126
6.Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №4.- С.93-99.
7.Налоги и налогообложение: учебное пособие/Под ред. И.Г. Русаковой и В.А. Кашина, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
8.Налоги: Учебное пособие /Под ред. Черника Д.Г.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 544с.
9.Сабельников Л.В., Зотов Г.М., Чеботарева Г.Д. Налогообложение в Европейском союзе. – М., 1999.
10.Сенаторов А. Япония: курс на структурные реформы // Проблемы Дальнего Востока.- 2001.- №2.- С.37-49.
11.Снижение налога на прибыль // Деловой экспресс.- 2000.- №2.- С.4
12.Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 224с.
13.Тихоцкая И.С. Налоговая система Японии. – М.: Наука, 2005.
14.Финансы капиталистических государств: Учебник /Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 2000.- 352с.
15.Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.- 2002.-№12.- С.56-60.

Узнать стоимость работы