Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Классификация методов психодиагностики

  • 16 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 29.12.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Проблемы классификации диагностических методов
Глава 2. Критерии классификации методов
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Тесты достижений с задачами конвергентного типа, имеющими одно правильное решение, можно интерпретировать вполне «объективно», иначе дело обстоит с тестами творческих способностей, в которых допускается несколько правильных решений, отличающихся степенью оригинальности и т.п., их труднее подвергнуть объективному анализу. Также при оценке по шкалам или по порядку многое зависит от личности экспериментатора и его тенденций (снисходительности, строгости, тенденции уравнивать), которые в значительной степени могут нарушить объективность оценки.
Проективные техники основаны на предположении, что неопределенный и мало структурированный материал с неявной ориентацией является, образно говоря, проекционным аппаратом, посредством которого обследуемый проецирует свои личностные установки, тенденции, желания, мотивы и проблемы в определенных образах, которые психолог наблюдает, как на экране. Предполагается, что люди друг от друга отличаются по степени, в которой они способны проецировать свои установки и т.д., т.е. по способности реагировать на скрытые, неопределенные и неструктурированные стимулы. Для разных испытуемых при этом один и тот же материал может оказаться в равной степени проективным в зависимости от его «стимулирующей силы», зависящей от личностного склада и проблем человека. Например, картинки Тематического апперцептивного теста (ТАТ) могут стимулировать к проекции, если их тематика близка личным проблемам испытуемого. В обратном случае они являются проективно «немыми», а ответы испытуемого ничего не говорят о его личности. Критики проективных методов часто забывают это обстоятельство и глобально критикуют эти методы. По мнению Е.С. Романовой, проективные методы имеют в психодиагностике большое будущее при условии, что нам удаётся преодолеть их теоретическую зависимость от психоанализа и создать объективный подход к их интерпретации. До сих пор их интерпретация, по сравнению с другими методами, в наибольшей степени зависит от личного опыта психолога, даже, можно сказать, от его творческого склада. Большим преимуществом проективных методов является их объективность со стороны испытуемого. Он не подозревает, что о себе сообщает, когда описывает чернильные пятна, завершает незавершенные предложения или строит рассказ по тематически неопределенным картинкам.
Эта классификация, разумеется, не является полностью удовлетворительной, так как существуют методы, о которых можно сказать, что они принадлежат и к объективным, и к проективным техникам. Сюда относятся, например, метод свободного рисунка, метод «нарисуй человека» и ряд других графических техник, далее некоторые техники, основанные на перцепции и т.д.
Полностью вне психодиагностики развиваются до сих пор разные техники регистрации физиологических характеристик организма, по которым можно с высокой степенью вероятности судить о некоторых динамических особенностях психической деятельности (плетизмография, психогальванический рефлекс, пневмография, ЭЭГ и др.). Диагностическое использование многих аппаратурных методов экспериментальной психологии как естественное требование является в психодиагностике перспективным. Проблемой здесь является стандартизация и серийное производство приборов, применение которых доступно для психологов, не имеющих технического образования, где есть хорошо разработанные инструкции по эксплуатации и оценке изучаемых показателей. Проще говоря, превратить прибор в психодиагностический метод – это значит результаты, полученные с помощью прибора, подвергнуть стандартизации и психометрической обработке так, как это делается при создании любых других методов.
В арсенал психодиагностических методов будут входить хорошо построенные методы нейропсихологической диагностики, среди которых многие могут использоваться не только для диагностики органических повреждений мозга, но и более широко (см. труды А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и других авторов).
Нерешенной проблемой психодиагностики является обработка различных биографических данных и продуктов творчества в качестве психодиагностических показателей. С давних времён заключения о человеке делали на основе разных жизненных событий, например, кто-то жил до 30 лет с матерью и только тогда впервые познакомился с девушкой и женился; кто-то больше пяти раз в год менял место работы и т.д. Это основа практики житейского познания людей, которая часто приводит к верным знаниям и заключениям. Похожим образом используется житейское познание самых разнообразных выразительных средств, включая жесты, походку и мимику лица. Психология до сих пор не провела систематической оценки диагностических методов экспрессии и не выработала принципы диагностики при оценке экспрессивных показателей.
Заключение
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи.
Строго и чётко проведенная классификация одновременно подытоживает результаты предшествующего развития данной отрасли познания и отмечает начало нового этапа. Она содействует продвижению научного знания со ступени эмпирического накопления на уровень теоретического синтеза. Классификация, базирующаяся на научных основах, не только представляет собой в развёрнутом виде картину состояния науки или её фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.
В психодиагностике существует множество классификаций методов исследования по различным основаниям.
Список используемой литературы
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 688 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – 652 с.: ил.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.: ил.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 15.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – С. 71.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 40.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – С. 115.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 40.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 40 – 41.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 41 – 42.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 42 – 44.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 44.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 45 – 46.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 46 – 47.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 47 – 48.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 48 – 49.
Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 49 – 50.












2

1.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
3.Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
4.Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 688 с.
5.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
6.Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – 652 с.: ил.
7.Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.: ил.
8.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.

Узнать стоимость работы