Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Стрессоустойчивость у среднего медицинского персонала

  • 33 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 08.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы стрессоустойчивости
1.1.Сущность стрессов и механизм их возникновения
1.2.Анализ факторов стрессоустойчивости
1.3.Отношения человека к самому себе при стрессе
2.Исследование стрессоустойчивости среднего медицинского персонала
2.1.Особенности деятельности медсестер
2.2.Исследование уровня стрессоустойчивости среднего медицинского персонала роддома №3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

39 15. Реорганизация на работе. 39 16. Изменение финансового положения. 38 17. Смерть близкого друга. 37 18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. 36 19. Усиление конфликтности отношений с супругом. 35 20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). 31 21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. 30 22. Изменение должности, повышение служебной ответственности. 29 23. Сын или дочь покидают дом. 29 24. Проблемы с родственниками мужа (жены). 29 25. Выдающееся личное достижение, успех. 28 26. Супруг бросает работу (или приступает к работе). 26 27. Начало или окончание обучения в учебном заведении. 26 28. Изменение условий жизни. 25 29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. 24 30. Проблемы с начальством, конфликты. 23 31. Изменение условий или часов работы. 20 32. Перемена места жительства. 20 33. Смена места обучения. 20 34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. 19 36. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. 19 36. Изменение социальной активности. 18 37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). 17 38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. 16 39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 15 40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). 15 41. Отпуск. 13 42. Рождество, встреча Нового года, день рождения. 12 43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). 11 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов Степень сопротивляемости стрессу 150-199 Высокая 200-299 Пороговая 300 и более Низкая (ранимость) Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
ОПРОСНИК НА ВЫГОРАНИЕ
Опросник на выгорание (MBI) для измерения степени выгорания в профессии «человек-человек», разработанный К.Маслач и С.Джексон; адаптирован Н.Е.Водопьяновой
Инструкция
Ответьте пожалуйста как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике: на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний («никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
После работы я чувствую себя, как выжатый лимон
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела
Я чувствую, что отношусь к некоторым подчинённым и коллегам как к неодушевлённым предметам(без теплоты и расположения к ним)
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего
Я умею находить правильно решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
Я чувствую угнетённость и апатию
Я уверен, что моя работа нужна людям
В последнее время я стал более чёрствым по отношению к тем, с кем работаю
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
Моя работа всё больше меня разочаровывает
Мне кажется что я слишком много работаю
Мне бывает действительно безразлично то, что происходит с некоторыми подчинёнными и коллегами
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех и всего
Я легко могу содавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
Во время работы я чувствую приятное оживление
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей
Обработка результатов
«никогда» - 0 баллов
«очень редко» -1 балл
«иногда» - 3 балла
«часто» - 4 балла
«каждый день» - 6 баллов
Ключ к опроснику
Эмоциональное истощение: ответы «да» по пунктам 1,2,3,6,8,13,16,20(максимальная сумма баллов – 54).
Деперсонализация: ответы «да» по пунктам 5,10,11,15,22(максимальная сумма баллов – 30).
Редукция личных достижений: «да» по пунктам 4,7,9,12,17,18,19,21(максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у опрошенного выражены различные стороны выгорания. О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов всех шкал.

Обследование проводилось в наиболее благоприятных условиях и показало следующие результаты. Для обеспечения достоверности применяемых методик обследование проводилось два раза с промежутком в один месяц
Таблица 2
Уровень стрессоустойчивости среднего медицинского персонала 1 этап
Уровни
стрессоустойчивости Кол-во
чел. Процентное
отношение Средний показатель
в баллах Высокая (150-199) 2 10% 171,8 Пороговая (200-299) 8 40% 282,5 Низкая (300 и более) 10 50% 315,2 Итого за группу 20 100% 256,5
Таблица 3
Уровень стрессоустойчивости среднего медицинского персонала 2 этап
Уровни
стрессоустойчивости Кол-во
чел. Процентное
отношение Средний показатель
в баллах Высокая (150-199) 2 10% 175,4 Пороговая (200-299) 8 40% 286,2 Низкая (300 и более) 10 50% 317,8 Итого за группу 20 100% 259,8
Проанализировав результаты, использования методики определения стрессоустойчивости мы пришли к выводу о вероятной достоверности применяемой диагностики. Данный вывод был сделан на основании результатов первого и второго этапа обследования – различия между уровнями стрессоустойчивости показанными средним медицинским персоналом роддома на этапах обследования не значимы. В результате можно говорить о достоверности полученных результатов и репрезентативности выборки.
В результате можно говорить о следующих показателях стрессоустойчивости среднего медицинского персонала: высокий уровень стрессоустойчивости был определён лишь 10% опрошенных респондентов, пороговое значение стрессоустойчивости показали 40% обследуемых медицинских работников, низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации выявлен у 50% обследуемой группы.
Соответственно средний балл за группу составляет 256,5-259,8 балла, что в принципе соответствует пороговому значению стрессоустойчивости, однако просматривается стремления уровня стрессоустойчивости к низкому показателю.
Для наглядности отображения полученных результатов представим из в виде диаграмм(см.диаграммы 1 и 2).
Диаграмма 1
Средний балл по уровням стрессоустойчивости среднего медицинского персонала на 1 этапе

Диаграмма 2
Средний балл по уровням стрессоустойчивости среднего медицинского персонала на 2 этапе

Практически у всех медицинских работников, принимавших участие в исследовании, наблюдалась выраженность медицинского призвания. Главными мотивами выбора медицинской профессии явились: мотив лечить людей – 72,5%; забота о здоровье своих близких – 70,0%; желание облегчить страдание людей – 56,0%. Среди самых непопулярных отмечались такие мотивы, как возможность заботиться о своем здоровье – 16,7%; престиж профессии – 13,3%; материальная заинтересованность – 9,8%; доступность медикаментов – 2,9%; возможность оказывать влияние на других людей – 2,9%.
Результаты тестирования с использованием опросника на «эмоциональное выгорание» К. Маслач и С. Джексона показали, что синдром профессионального «выгорания» имеется у 22,5% обследованных, при этом эмоциональное истощение наблюдается у 36,3%, деперсонализация – у 23,5% и сниженная рабочая продуктивность – у 94,1% исследованных медицинских работников.
Проведенное исследование позволило заключить, что синдром профессионального «выгорания» полностью сформирован и доминирует у 21,6% палатных медицинских сестер ОРИТ, находится на стадии формирования у 39,2%. Его отсутствие зафиксировано у 39,2%. Необходимо отметить, что потенциал рабочей продуктивности снижен у 94,1% среднего медицинского персонала ОРИТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем больше медицинский персонал эмоционально отстранен от своих профессиональных обязанностей, тем сильнее включаются психосоматические защитные реакции; чем больше снижается эмоциональный тонус, тем меньше используются агрессивные реакции, вспышки гнева. Средний медицинский персонал становится эмоционально безразличной к окружающим пациентам, пассивно относится к своей работе, с нежеланием выполняет профессиональные обязанности, что выливается в болезненные формы реагирования организма на сложившуюся ситуацию.
Результаты исследования подтверждают, что существует ряд психоэмоциональных состояний человека, которые способны резко уменьшить его мотивацию, в том числе и связанную с профессиональной деятельностью, а также указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья. Если активно не вмешиваться в развитие синдрома «эмоционального выгорания», то самопроизвольного улучшения не происходит. Медицинских сотрудников необходимо еще в учебных заведениях готовить к тому, что надлежит делать в тех случаях, «когда ничего уже сделать нельзя». Сотрудников, впервые приступивших к работе, нужно адекватно ввести в курс дела, если их ожидания нереалистичны. Следует проводить профилактику и обучать способам релаксации, умению разделить с пациентом ответственность за результат, говорить «нет», улучшению навыков борьбы со стрессом после критического события (физические упражнения, адекватный сон и т. д.).
Не менее 50% медицинских работников, включенных в исследование, находились на различных стадиях формирования синдрома «профессионального выгорания», и более чем у трети из них он полностью сформирован и доминирует.
Психоэмоциональное напряжение, связанное с профессиональной деятельностью, приводит к снижению потенциала рабочей продуктивности более чем у 90% среднего медицинского персонала .
Необходимо определение путей социальной и юридической профилактики формирования синдрома «профессионального выгорания» среднего медицинского персонала .





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоционально- вегетативных дисфункций// Труды конференции аспирантов и клинических ординаторов КГМИ. Фрунзе, 1971. Т.72, с.109- 113.
Аболин Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопр. психол. 1974. № 1. С. 104—115.
Банников, В. В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации : диссертация ... кандидата психологических наук : Москва, 2003. - 145 с.
Биргит Ломборг, Зеркало ученика М.: Издательство "Эддар", 2000 - 520 с.
Дьяченко М.И. О природе эмоциональной устойчивости // Тезисы научных сообщений к . VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. М., 1983.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. БГУ, 1985. Т. 120.
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. М., 1974.
Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М., 1980.
Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: диссертация ... кандидата психологических наук : Москва, 2005
Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. Л., 1982.
Психологический отбор летчиков / Под ред. Е.А. Милеряна. Киев, 1966.
Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте // Физкультура и спорт. М., 1985.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 1979.
Чебыкин А.Я., Аболин. Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психол. журн. 1984. Т. 5, № 4. С. 83-89.
Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. Т.II. М., 1966.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.








34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоционально- вегетативных дисфункций// Труды конференции аспирантов и клинических ординаторов КГМИ. Фрунзе, 1971. Т.72, с.109- 113.
2.Аболин Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопр. психол. 1974. № 1. С. 104—115.
3.Банников, В. В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации : диссертация ... кандидата психологических наук : Москва, 2003. - 145 с.
4.Биргит Ломборг, Зеркало ученика М.: Издательство "Эддар", 2000 - 520 с.
5.Дьяченко М.И. О природе эмоциональной устойчивости // Тезисы научных сообщений к . VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. М., 1983.
6.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. БГУ, 1985. Т. 120.
7.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. М., 1974.
8.Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М., 1980.
9.Ли Канг ХиСоциально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: диссертация ... кандидата психологических наук :Москва, 2005
10.Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. Л., 1982.
11.Психологический отбор летчиков / Под ред. Е.А. Милеряна. Киев, 1966.
12.Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте // Физкультура и спорт. М., 1985.
13.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 1979.
14. Чебыкин А.Я., Аболин. Л.М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психол. журн. 1984. Т. 5, № 4. С. 83-89.
15.Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. Т.II. М., 1966.
16.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

Узнать стоимость работы