Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Песочная терапия в семейном консультировании

  • 19 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 15.02.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
История возникновения
Цели, задачи и техники песочной терапии в семейном консультировании
Различные подходы в песочной терапии
Песочная терапия в России
ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Продолжительность песочной психотерапии
Преимущества песочной психотерапии в семейном консультировании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он — мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»
Дело в том, что на песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента. Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со сновидениями, сказками, рисунками и другими проективными продуктами человека. Внутренний мир, отображенный в песочнице, становится реально осязаемым. Надо сказать, это странное чувство. С одной стороны, есть ощущение «избыточности» информации, с другой — хрупкости этого мира, с третьей — присутствуют трудно вербализуемые чувства. На наш взгляд, «священный трепет» при первом соприкосновении с песочной картиной клиента — это наиболее «здоровое» чувство, позволяющее специалисту реализовать древний принцип «не навреди» (2, с. 174).
Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.
Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. Только сейчас у нас начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Поэтому нам часто приходится слышать от наших коллег вопрос: «А как ПРАВИЛЬНО задавать вопрос? А как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы мы знали, как ПРАВИЛЬНО!
Итак, перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:
— либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;
— либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;
— либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции (4, с. 175).
Третий путь нам представляется наиболее предпочтительным, но самым трудным. Здесь действуют ТРИ ПРАВИЛА:
1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. В этом отношении интересен образ лейтенанта Коломбо из знаменитого американского сериала. Он не боится показаться чудаком или недостаточно осведомленным, он демонстрирует оппонентам собственный процесс поиска решения, он показывает себя уязвимым и сильным одновременно; но главное — ему доставляет очевидное удовольствие сам процесс «распутывания клубка», сплетенного из фактов и событий. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, — все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.
В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.
Личность терапевта окажет влияние на стиль и стратегию работы с клиентом. А нашим уважаемым начинающим коллегам мы хотим сказать — каждому терапевту свой клиент, поэтому не стоит бояться начинать работу. Главное, помнить о трех правилах.
Продолжительность песочной психотерапии
Это зависит от того, что именно вы хотели бы, как давно существуют беспокоящие проблемы, и каков их характер. Обычно, этот вопрос можно обсудить с психологом на первой-второй встрече, иногда для такого ответа требуется более продолжительное знакомство с вашей ситуацией и вашими способами справляться с ней.
Преимущества песочной психотерапии в семейном консультировании
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова (например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело – детям, которые пока еще не чувствуют себя непринужденно в мире слов).





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям…
Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включена семейная пара. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых супруги испытывают определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет членам семьи изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.
Совместная работа в "песочнице" позволяет не только выявить дефекты взаимоотношений, но и устранить их.







ЛИТЕРАТУРА
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.-СПб.: «Речь», 2007.-340с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с.
Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.












2

ЛИТЕРАТУРА
1.Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.-СПб.: «Речь», 2007.-340с.
4.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
5.Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
6.Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с.
7.Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
8.Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.

Узнать стоимость работы