Роль ситуации успеха в организации учебно-воспитательного процесса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 28.11.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОЛЬ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Мотивацию учения следует специально формировать, развивать и, особенно положительно подкреплять.
Обеспечить успешность обучения можно путем воздействия на мотивационную сферу детей через создание ситуаций успеха. Ситуация успеха формируется преподавателем при помощи методических средств и обеспечивается поэтапным фиксированием того положительного результата, который достигнут ребенком. Положительное подкрепление достигнутых успехов придает уверенности для решения более трудных задач и перехода на следующий уровень.
Таким образом, учебная деятельность идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны мотивы учения.
Удовольствие от достигнутых успехов – один из важнейших мотивов, оказывающих влияние на формирование положительного отношения к учебной деятельности. Этот факт используется в качестве основополагающего принципа в методике создания ситуаций успеха: реальность ближайшей цели. Только в случае посильности решаемых задач и соответствия уровня владения интеллектуальными операциями, возможно положительное подкрепление в виде удовольствия от найденного решения.
Ситуация успеха обеспечивает абсолютный прирост знаний и умений ребенка, который он приобретает за определенный отрезок времени. Это, в частности, обеспечивается тем, что в основе методики формирования ситуаций успеха педагогом закладывается и так называемая «перспектива роста», которая предполагает поощрение со стороны преподавателя тех детей, которые стремятся к выполнению заданий более высокого уровня.
Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации успеха: переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха, положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру. Это является весьма важным для воспитания детей.
Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи:
- на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности;
- на операционном - обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося;
- на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, так как формирует у субъекта деятельности:
- положительное отношение к деятельности;
- приятное чувство успеха, вызванное преодоление им трудностей, предложенных педагогом;
- эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;
- удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым;
- осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;
- формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, «мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда».
Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения. Гуманизацию системы образования можно рассматривать как процесс перехода к образовательной системе, ориентированной, в первую очередь, на развитие личности учащихся.
Ситуация успеха для учащегося на исполнительно-активном уровне заключается в том, что учитель, анализируя самостоятельную работу ученика, видит и подчеркивает в ней недочеты и достижения, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон: необычность замысла, неординарность хода решения, усидчивость, настойчивость и т.п.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в учебном коллективе благоприятный психологический климат.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, поддерживающим желание учиться. Ситуация успеха способствует уверенности в себе и внутреннему удовлетворению, закладывает фундамент жизненного успеха.

ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.:»Просвещение», 1991.
Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. - № 10. - С.31-32.
Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - М.: ИДО РУДН, 2002.
Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 2006.
Олейникова И.И., Буржинская Т.Г., Габрук Н.Г. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» // Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования» - 2009. - №5. - С.31-32.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Академия, 2002.
Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1990.



Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - М.: ИДО РУДН, 2002. С.129.
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1990. С.42.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.:"Просвещение", 1991. С.30.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: "Народное образование", 1998. С.24.

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. С. 19.
Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - М.: ИДО РУДН, 2002. С.134.
Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - М.: ИДО РУДН, 2002. С.136.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.:"Просвещение", 1991. С.28.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Академия, 2002. С. 211.
Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. - № 10. - С.31.

Олейникова И.И., Буржинская Т.Г., Габрук Н.Г. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» // Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования». - 2009. - №5. - С. 32.












4

ИТЕРАТУРА

1.Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
2.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.:»Просвещение», 1991.
3.Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. - № 10. - С.31-32.
4.Богданов И.В. и др. Психология и педагогика. - М.: ИДО РУДН, 2002.
5.Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 2006.
6.Олейникова И.И., Буржинская Т.Г., Габрук Н.Г. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» // Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования» - 2009. - №5. - С.31-32.
7.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Академия, 2002.
8.Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.
10.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1990.


Вопрос-ответ:

Какую роль играет ситуация успеха в организации учебно-воспитательного процесса?

Ситуация успеха играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Она помогает развивать и формировать мотивацию учащихся, способствует успешному обучению и создает положительную атмосферу в классе.

Что такое ситуация успеха и какие виды она может иметь?

Ситуация успеха - это специально созданная образовательная ситуация, которая позволяет детям испытать чувство успеха. Виды ситуаций успеха могут включать достижения в учебе, спорте, творчестве и других сферах деятельности.

Как создать ситуацию успеха в учебной деятельности?

Ситуацию успеха в учебной деятельности можно создать, предлагая детям задания, которые они смогут успешно выполнить. Также важно учесть индивидуальные особенности каждого ученика и подходить к формированию успеха с учетом их интересов и способностей.

Какую роль играет ситуация успеха в организации учебно-воспитательного процесса?

Ситуация успеха играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Она помогает развивать и формировать мотивацию учащихся, способствует успешному обучению и создает положительную атмосферу в классе.

Какие методы мотивации учения могут быть использованы для создания ситуаций успеха?

Для создания ситуаций успеха можно использовать различные методы мотивации учения, такие как поощрение, похвала, награды и возможность участия в интересных проектах. Важно специально формировать и развивать мотивацию у детей и особенно положительно подкреплять их успехи.

Какова роль ситуации успеха в организации учебно-воспитательного процесса?

Роль ситуации успеха в организации учебно-воспитательного процесса заключается в том, что она способствует формированию мотивации учеников и обеспечивает успешность обучения. Создание ситуаций успеха помогает развивать у детей уверенность в своих способностях, повышает их самооценку и мотивацию к учебе. В результате, ученики более заинтересованы в учебной деятельности, проявляют большую активность и достигают лучших результатов.

Как можно создать ситуацию успеха в учебной деятельности?

Создать ситуацию успеха в учебной деятельности можно разными способами. Во-первых, важно предлагать задания, соответствующие уровню подготовки каждого ученика, чтобы они могли успешно выполнить их. Также можно использовать похвалу и положительное подкрепление для стимулирования учеников. Важно создать дружественную и поддерживающую обстановку в классе, где ошибки считаются частью процесса обучения и не наказываются, а исправляются и анализируются для дальнейшего роста.

Какая роль ситуации успеха в организации учебно-воспитательного процесса?

Основная роль ситуации успеха в организации учебно-воспитательного процесса заключается в стимулировании мотивации учащихся к учению и создании благоприятного эмоционального климата для обучения. Ситуация успеха помогает детям почувствовать свою успешность и компетентность, что активизирует их интерес к учебе и способствует лучшему усвоению знаний. Благодаря созданию ситуаций успеха, учебный процесс становится более эффективным и результативным.

Что можно сделать, чтобы обеспечить успешность обучения?

Обеспечить успешность обучения можно, воздействуя на мотивационную сферу детей через создание ситуаций успеха. Необходимо развивать мотивацию учения и специально формировать ее у детей, а также положительно подкреплять их за достижения. Важно подстроить уровень сложности заданий под возможности каждого ученика, чтобы они могли успешно справляться с ними. Также нужно освободить учеников от страха перед ошибками, чтобы они могли активно участвовать в учебе и исправлять свои ошибки для дальнейшего развития.