Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Уровень жизни и его измерение(на примере РФ)

  • 29 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 31.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1 Теоретические основы измерения уровня жизни населения страны
1.1Общая характеристика понятия «уровень жизни»
1.2 Основные показатели измерения уровня жизни
2 Анализ основных показателей, характеризующих уровень жизни населения в Российской Федерации в 1999 – 2007 гг.
2.1 Анализ динамики доходов населения Российской Федерации в 1999 – 2007 гг.
2.2 Оценка уровня бедности населения в Российской Федерации в 1999 – 2007 гг.
3 Программа повышения уровня жизни населения в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.
3.1 Общая характеристика программы повышения уровня жизни
3.2 Общая характеристика основных мероприятий по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Масштабы и география крайней бедности (доли населения с доходами ниже половины прожиточного минимума среди бедных) также изменились за пять лет экономического роста. В наихудшем 1999 г., когда в число бедных попало до половины населения многих регионов, региональная дифференциация крайней бедности была достаточно сильной. Только в наименее развитых республиках и округах доля крайне бедного населения достигала половины всех живущих за чертой бедности. В большинстве областей «срединной зоны» бедность не имела застойного характера, и поэтому доля крайне бедных среди малообеспеченного населения была в 3-5 раз ниже, за исключением некоторых регионов Сибири. В развитых субъектах РФ с относительно невысоким уровнем бедности отмечалась как повышенная доля крайне бедных (20% и более), что характерно для столицы и ведущих экспортных регионов с максимальной поляризацией по доходу, так и пониженные значения в регионах с более благоприятными условиями жизни или локализацией ареалов высоких доходов в отдельных городах.
К сожалению, статистические органы перестали публиковать показатели доли крайне бедного населения в регионах, поэтому приходится ориентироваться только на общие для страны тенденции. Выборочные бюджетные обследования показывают, что крайняя бедность все более смещается в сельскую местность: в 2003 г. там проживало 47% населения этой доходной группы, в 2003 г. – 53%, при почти вдвое меньшей доле сельского населения в России (27%). Среди крайне бедных домохозяйств 61% имеют детей (среди всех бедных – 49%). Следовательно, регионы юга с повышенной долей сельского населения и республики с более высокой рождаемостью концентрируют значительную часть крайне бедного населения (2, с. 35).
Важно также учитывать различия в среднедушевых располагаемых ресурсах всего бедного населения и крайне бедного. За 1999-2004 гг. дефицит располагаемых ресурсов в расчете на члена бедного домохозяйства сократился втрое – с 39% прожиточного минимума до 12%, т.е. бедность стала менее глубокой (в 2006 г. дефицит вновь вырос до 33% из-за изменения методики расчета прожиточного минимума и роста черты бедности). Дефицит доходов для крайне бедного населения оставался стабильным все эти годы ( 62-64% прожиточного минимума). Это означает, что для крайне бедных домохозяйств мало что меняется: они не имеют ресурсов (здоровья, образования и др.) для адаптации к рынку и получения более высоких доходов, поэтому их трудно вывести из крайней бедности, которая становится застойной (2, с. 36).
Снижение уровня бедности в России признано одним из приоритетов политики государства. Позитивным изменениям препятствует не только медленный рост доходов бедного населения и сохранение значительного неравенства по доходу, но и неэффективность существующей системы социальной защиты. Даже имеющиеся доходы далеко не всегда используются на адресную поддержку бедного населения, а с началом монетизации льгот эта форма и вовсе отошла на второй план, вновь усиливается неэффективный категориальный принцип социальной помощи. Значительные риски роста бедности возникают в связи с повышением цен на услуги ЖКХ в ходе реформы этого сектора.
3 Программа повышения уровня жизни населения в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.
3.1 Общая характеристика программы повышения уровня жизни
Программа повышения уровня жизни в Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2008 -2010 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности Программы повышения уровня жизни страны при этом является удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития (3, с. 92).
Следовательно, необходимо создать гибкую, эластичную, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. Создание равных условий конкуренции для всех предприятий является главной задачей Правительства в сфере экономики. Правительством должна быть решена увязанная по целям и срокам задача резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих:
Человека;
Государственных институтов;
Бизнеса.
Программа предполагает проведение преобразований, нацеленных на создание заявленных условий обеспечения глобальной конкурентоспособности. Она содержит в себе меры, реализация которых в комплексе, во-первых, приведет к повышению эффективности госуправления, росту качества и условий предоставления государственных услуг, во-вторых, создаст условия и стимулы для развития человеческого капитала, в-третьих, создаст и усовершенствует институты и инфраструктуру, обеспечивающую конкурентоспособность экономических субъектов (3, с. 93).
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что программа повышения уровня жизни и содержащиеся в ней меры являются естественным продолжением предшествующих этапов деятельности правительства Российской Федерации. Достижения первых этапов социально-экономических реформ создали базу для выдвижения новых задач, которые стоят сейчас перед страной.
3.2 Общая характеристика основных мероприятий по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации
В качестве основных мероприятий по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации можно выделить следующие:
1) В рамках создания условий для повышения конкурентоспособности человека необходимо сосредоточить усилия на реформе образования. Требуется сохранить более высокий уровень российского образования по сравнению с тем, который характерен для стран сопоставимого уровня социально-экономического развития. Необходимо реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим профессиональным, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Параллельно должна быть проведена реструктуризация сети образовательных организаций, упорядочена система бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрение образовательных кредитов, созданные независимые системы контроля качества образования.
2) Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения. Существующая система здравоохранения характеризуется дефицитом финансирования отрасли, неудовлетворительной материально-технической базой, неэффективностью использования ресурсов, что негативно отражается на доступности и качестве медицинской помощи населению. Внедрение оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения, способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения, повышению его удовлетворенности качеством медицинских услуг.  В этой связи необходимо конкретизировать государственные гарантии в области здравоохранения, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами, модернизировать систему обязательного медицинского страхования, внедрить новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда медицинских работников
3) Правительству необходимо сконцентрировать свои усилия на борьбе с бедностью. Необходимо значительно повысить эффективность программ в области социальной политики, пересмотрев существующие механизмы предоставления социальной помощи. Необходимо в этой связи создать условия для вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность, внедрить координацию деятельности всех органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи на основе совместного планирования и реализации программ помощи бедным, содействовать повышению внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности.
4) Повышение эффективности государства, отвечающего потребностям общества через реализацию административной реформы, а также реформы государственной службы. В рамках данного направления необходимо сконцентрироваться на обеспечении публичности своей деятельности, эффективной ее регламентации, дальнейшем сокращении избыточных функций, а также на переходе к ориентации на достижение результатов.
5) Развитие инновационной сферы. В рамках данного направления требуется повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Реформа науки и стимулирование инноваций должны быть нацелены на стимулирование роста предложения инновационной продукции и услуг путем: формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, развития нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, расширения системы кадрового обеспечения инновационной экономики.
6)Развитие российских регионов, поддержка региональных стратегий социально-экономического развития. Необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста. Это должно достигаться за счет повышения качества управления на субфедеральном уровне, содействия распространению лучшей практики, содействия формированию и развитию региональных экономических кластеров, увеличении ориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование реформ в регионах.
7) Устранение ограничений инфраструктурного и технологического характера. Развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики, должно являться не самоцелью, а реально способствовать росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу наукоемких отраслей. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса, в том числе при его финансовом участии, создающем гарантии эффективности таких проектов и отсутствия перспективы «простаивания» дорогостоящих объектов инфраструктуры и неконкурентного, способного существовать исключительно за счет бюджетного финансирования, производства.
8) Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора. Необходимо создавать и совершенствовать рыночные институты, обеспечивающие гибкость и стабильность экономики через рост финансовых рынков, обеспечивающих переток капиталов, развитие несырьевых секторов, малого бизнеса, стимулирование инноваций, поддержание конкурентных условий на рынках. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг (3, с. 93 – 96).
Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. Уровень жизни - социально-экономическая категория, отражающая уровень развития потребностей, а также условия для их развития и удовлетворения, позволяющие человеку быть деятельным членом общества.
2. Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно разделить на три вида: синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.); натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.); показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.)
3. Доходы населения Российской Федерации вернулись к докризисному уровню после более чем двоекратного спада 1990-х гг. только в 2007 г. Однако на современном этапе для России характерны как значительные социальные расслоения по доходу, так и сильные региональные различия.
4. Проблема массовой бедности стала одной из острейших проблем переходного периода в России, доля малоимущих в конце 1990-х гг. достигала 30% населения страны. К 2006 г. уровень бедности в России снизился до 15,3% населения (в 2007 г. – до 13,5%). Несмотря на устойчивую позитивную тенденцию сокращения уровня бедности, региональные различия остаются очень высокими.
5. Программа повышения уровня жизни в Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2008 -2010 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Список использованной литературы
Антонова Н.А. Доходы и уровень жизни населения: состояние и перспективы роста // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 3. С. 43 - 48.
Баженов С.А., Маликов Н.С. Качество жизни населения. // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 10. С. 22 – 38.
Бобков В. О программе повышения уровня и качества жизни. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 6. С. 92 - 97.
Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. / Под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: Экономика. 2008. 158 с.
Ракитский Б.В. Стратегия благосостояния. М.: Финансы и статистика. 2003. 243 с.












29

1.Антонова Н.А. Доходы и уровень жизни населения: состояние и перспективы роста // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 3. С. 43 - 48.
2.Баженов С.А., Маликов Н.С. Качество жизни населения. // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 10. С. 22 – 38.
3.Бобков В. О программе повышения уровня и качества жизни. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 6. С. 92 - 97.
4.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. / Под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: Экономика. 2008. 158 с.
5.Ракитский Б.В. Стратегия благосостояния. М.: Финансы и статистика. 2003. 243 с.

Узнать стоимость работы