Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Конституция России в системе нормативных актов, ее достоинства и недостатки

  • 36 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 15.04.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона государства
1.1 Становление Конституции в системе нормативных актов
1.2 Содержание Конституции в системе нормативных актов
2. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства, принципы
3. Конституция Российской Федерации как основной закон РФ
3.1 Достоинства и недостатки Конституции Российской Федерации в системе нормативных актов
3.2 Судебная практика
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Что касается граждан и организаций, то они только и могут подавать в данные суды обращения, связанные с обжалованием нормативных актов (обращения с иными требованиями – не могут).
Итак, при подаче жалобы гражданином (физическим лицом) в Конституционный Суд РФ уплачивается госпошлина в размере 300 рублей; если жалуется организация - 4 500 рублей. При обращении в конституционный (уставный) суд субъекта РФ гражданином уплачивается госпошлина в размере 200 рублей, организацией – 3000 рублей.
Прежде чем начать разговор об обоснованности установлении системы уплаты госпошлины как таковой по делам об оспаривании нормативных актов, следует сказать несколько слов об обоснованности установления конкретных ставок госпошлины, их логической соотносимости. Так, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматривают дела о соответствии нормативных актов федеральных органов государственной власти нормативным актом, имеющих большую юридическую силу. Необходимо заметить, что точно такие же категории дел рассматривает и Конституционный Суд РФ, только в отношении немного иного круга нормативных актов (законы, а также постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, изданные в порядке делегированного нормотворчества). При этом постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, изданные не в порядке делегированного нормотворчества, могут быть предметом проверки также и в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. Таким образом, компетенция указанных трех высших судов РФ в области обжалования нормативных актов, если не идентична, то, во всяком случае, аналогична.
Межу тем, госпошлина при обращении в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ при оспаривании нормативного акта установлена в размере 100 рублей для граждан и 2000 рублей для организаций; в Конституционный Суд РФ – 300 рублей для граждан и 4500 рублей для организаций (в настоящее время, до приведения ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в соответствие с Налоговым кодексом РФ, действуют старые ставки госпошлины – 100 рублей для граждан и 1500 рублей для организаций).
Однако в данном случае можно возразить – ведь Конституционный Суд не просто проверяет нормативные акты с точки зрения их законности, а оценивает их на соответствие Основному Закону нашей страны – Конституции РФ, акту высшей юридической силы. Данные возражения имели бы право на существование, если бы не одно «но». Дело в том, что законодатель в Налоговом кодеке РФ точно такую же логическую ошибку делает и в отношении оспаривания нормативных актов на предмет их соответствия конституциям (уставам) субъектов РФ, которые вовсе не являются нормативными актами высшей юридической силы в системе российского законодательства.
Так, согласно статье 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривается существование конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые, наряду с мировыми судьями, являются судами субъектов РФ. Основная задача этих судов – разрешение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ законов и иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ, а также органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на его территории.
Другими словами, объектом проверки конституционными (уставными) судами являются точно такой же круг нормативных актов, которые в системе судов общей юрисдикции по первой инстанции проверяют районные (городские) суды (в отношении муниципальных нормативных актов) и областные (краевые, окружные) суды (в отношении законов и иных нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ); в системе арбитражных судов – арбитражные суды субъектов РФ (в отношении всех нормативных актов, подсудных арбитражным судам, за исключением Высшего Арбитражного Суда РФ).
При этом, напомним, что при подаче заявления об оспаривании нормативного акта в районных или областной суд, равно как в арбитражный суд субъекта РФ гражданину следует оплатить 100 рублей, организации – 2000. Вместе с тем, при обращении, по сути, с точно таким же требованием в конституционный (уставный) суд гражданину надо будет уплатить 200 рублей, организации – 3000 рублей. И это несмотря на то, что правовые последствия вынесения актов судов общей юрисдикции (арбитражных судов) и конституционных (уставных) судов субъектов РФ о признании нормативного акта не легитимным, в общем, одинаковы.
Но нелогичность установления конкретных ставок госпошлины по делам об оспаривании нормативных актов – это лишь одна сторона медали, лишь, если так можно выразиться, законодательная арифметика, хотя и она весьма показательна. Однако есть и другая сторона медали.
На наш взгляд, на проблему уплаты государственной пошлины по делам об оспаривании именно нормативных актов необходимо посмотреть с точки зрения самой юридической природы, юридической сущности оспаривания нормативных актов и проверить, как соотносится эта юридическая сущность с самим фактом существования госпошлины по такой категории дел. Необходимо поставить вопрос: обоснован ли подход законодателя, при котором он предусматривает саму необходимость или даже возможность уплаты госпошлины по делам об оспаривании нормативных актов?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, выяснить, что представляет собой такая категория судебных дел, и какую цель преследует законодатель, устанавливая её в соответствующем процессуальном законодательстве.
С возникновением современной российской государственности граждане и организации в нашей стране получили возможность оспорить непосредственно в суде незаконные решения, действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, должностных лиц, нарушающих их права, не апеллируя при этом к вышестоящим в порядке подчиненности органам и должностным лицам. Данное право закрепляется в Конституции РФ (часть 2 статьи 46) и выступает как один из важнейших элементов конституционного права на судебную защиту.
В рамках рассматриваемой нами проблемы нас больше всего интересует возможность судебного оспаривания решений официальных властей. Как известно, решения властных органов бывают двух видов: ненормативного (индивидуально-властного) и нормативного характера. Решения нормативного характера представляют собой всем нам известные нормативные правовые акты, т.е. правовые акты, содержащие нормы права (правила поведения, рассчитанные на многократное применение персонально неопределенным кругом лиц). Таким образом, граждане и организации могут оспорить в суде любые нормативные акты любых публичных органов и должностных лиц.
Конституционный Суд РФ также неоднократно подчеркивал, что возможность оспаривания именно нормативных актов, нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, непосредственно вытекает из содержания и смысла части 2 статьи 46 Конституции РФ. Действующая в Российской Федерации система судебного оспаривания нормативных актов включает в себя практически все суды, существующие в нашей стране (за исключением мировых судей): начиная от судей районного звена и заканчивая Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. В некоторых субъектах РФ созданы конституционные (уставные) суды.
Если сравнивать дела об оспаривании нормативных актов с иными делами (исковое производство, оспаривание действий (бездействие) и решений ненормативного характера органов публичной власти и должностных лиц, особое производство, пр.) можно выделить одну важную особенность этих дел – обращения частных лиц в суд по таким делам имеют своей целью не только защиту частного интереса, но и публичного интереса (действующий правопорядок, права неопределенного круга лиц, интересы общества и государства). На данную существенную особенность дел об оспаривании нормативных актов неоднократно обращали внимание, как отдельные ученые, так и Конституционный Суд РФ.
Так, судья Конституционного суда РФ докт. юрид. наук, профессор Г.А.Жилин отмечает: «Решение по таким делам всегда направлено на защиту не только частного интереса заявителя, но и публичного интереса, поскольку нормативный акт касается неопределенного круга лиц и рассчитан на многократное применение. От качества нормативных актов зависит уровень законности и правопорядка…».
Конституционный Суд РФ в ряде своих решений отметил, что дела об оспаривании нормативных актов (в отличие от других категорий дел) преследуют не только частный интерес, но и, прежде всего!, публичный интерес.
Так, в Определении от 12 мая 2005 года № 244-О по жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Конституционный Суд РФ, обосновывая свою правовую позицию относительно запрета прекращать производство по делу об оспаривании нормативных актов только на том основании, что оспариваемый нормативный акт был отменен органом, его издавшим, указал на то, что право на судебную защиту «выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая его статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2, и статья 18 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов…».
Основываясь на этих праворазмышлениях, Конституционный Суд сделал вывод о том, что неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих, является возможность лица обжаловать принятые органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
В другом своем решении – Определении от 2 марта 2006 года № 58-О по жалобе гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ – Конституционный Суд РФ, обосновывая свою правовую позицию, касающуюся возможности оспаривания в суде не только зарегистрированных и опубликованных нормативных актов, но и нормативных актов, не являющихся таковыми (несмотря на запрет это делать, установленный в статье 251 ГПК РФ), также указал на то, что право на судебную защиту выступает гарантией других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Следует отметить, что прокуроры, а также различные государственные органы, обращающиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных актов, никакой государственной пошлины не уплачивают. И это вполне естественно, т.к. обращение этих субъектов преследует публичные интересы – изъять из правовой системы нелегитимный нормативный акт, нарушающий права граждан (организаций) либо интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Чем же тогда «хуже» обычные граждане или организации, стремящиеся, по сути, выполнить работу государства и обращающиеся в суд с требованиями о признании нормативных актов не легитимными (незаконными, неконституционными)? Ведь и их обращения преследуют публичные цели, т.к. для интересов законности и правопорядка никакого значения не имеет, отменил ли суд юридически ущербный нормативный акт по обращению гражданина или органа государственной власти.
Следует отметить, что по своей мощи по воздействию на правоприменительную практику и в целом на всю правовую систему страны дела об оспаривании нормативных актов могут быть сопоставимы только с делами, рассматриваемыми Европейским судом по правам человека, т.к. прецеденты этого суда обязательны для нашей страны. Однако, как известно, при обращении в Европейский суд никакой государственной пошлины платить не надо; и это вполне естественно и справедливо. Между тем, при обращении в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта законодатель обязывает уплачивать госпошлину, даже при обращении в Конституционный Суд РФ…
На наш взгляд, государство должно полностью изменить свое отношение к этой важнейшей проблеме, в том случае, если оно действительно стремится быть правовым. Оно не должно препятствовать гражданам и организациям в их стремлении аннулировать законным способом нелегитимные нормативные акты, в том числе, посредством введения и повышения до бесконечности государственной пошлины. Наоборот – правовое государство обязано содействовать частным лицам в их желании защитить не только свои интересы, но и интересы государства (публичные интересы) посредством признания незаконными нормативных актов, с учетом также того, что именно по обращениям граждан и организаций в нашей стране уже были дисквалифицированы тысячи самых различных нормативных актов самыми различными судами, начиная Конституционным Судом РФ и заканчивая районными судами общей юрисдикции.
Препятствование же государства такой, по сути, подвижнической деятельности граждан и организаций посредством установления различных ставок государственной пошлины по делам об оспаривании нормативных актов дискредитирует сам институт налогов и сборов.










Заключение

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни и государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Завершая краткий обзор проблем, решение которых в той или иной мере связано с реализацией конституционных прав граждан, еще раз отметим, что до настоящего времени в России нет единого основополагающего правового акта в севере социального обеспечения. Причем нужен не только акт кодификационного характера, который собрал бы воедино многочисленные нормы о правах граждан в этой сфере. Несомненно, нужен правовой акт, который четко сформулировал бы обязанность органов, осуществляющих государственную власть, по выявлению социальных приоритетов и определил бы пути их реализации.
На наш взгляд, государство должно полностью изменить свое отношение к этой важнейшей проблеме, в том случае, если оно действительно стремится быть правовым. Оно не должно препятствовать гражданам и организациям в их стремлении аннулировать законным способом нелегитимные нормативные акты, в том числе, посредством введения и повышения до бесконечности государственной пошлины. Наоборот – правовое государство обязано содействовать частным лицам в их желании защитить не только свои интересы, но и интересы государства (публичные интересы) посредством признания незаконными нормативных актов, с учетом также того, что именно по обращениям граждан и организаций в нашей стране уже были дисквалифицированы тысячи самых различных нормативных актов самыми различными судами, начиная Конституционным Судом РФ и заканчивая районными судами общей юрисдикции.
Препятствование же государства такой, по сути, подвижнической деятельности граждан и организаций посредством установления различных ставок государственной пошлины по делам об оспаривании нормативных актов дискредитирует сам институт налогов и сборов.





Список литературы

Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.)
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (под ред. В.И.Радченко) - М.: Издательство Норма, 2003 г.
Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 т. Том 2: Защита прав и свобод граждан. М.: Юристъ, 2002.
Анишина В. Предмет обращения в Конституционный Суд // Российская юстиция. 2000. N 3.
Габричидзе Б.Н. и др. Конституционное право современной России. М., 2001
Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. - СПб.: Норма, 2002
Митюков М.А. К предыстории конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2003. N 1.














2

1.Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
2.Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
3.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.)
4.Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"
5.Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (под ред. В.И.Радченко) - М.: Изда-тельство Норма, 2003 г.
6.Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 т. Том 2: Защита прав и свобод граждан. М.: Юристъ, 2002.
7.Анишина В. Предмет обращения в Конституционный Суд // Российская юстиция. 2000. N 3.
8.Габричидзе Б.Н. и др. Конституционное право современной России. М., 2001
9.Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. - СПб.: Норма, 2002
10.Митюков М.А. К предыстории конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2003. N 1.

Узнать стоимость работы