от себя "Основные направления социальной работы с молодежью в современном мире."

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 2121 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.01.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Молодежь как социально-демографическая группа
2. Основные направления государственной молодежной политики России
3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах (10, с. 81).
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;
Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
Центр молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.
Проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение, невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.
Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты во многих регионах России (Астрахани, Новосибирске, Тюменской области и др.)
Направлениями их работы являются:
• оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб;
• правовая помощь молодежи и молодой семье;
• профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними;
• медицинская и медико-социальная помощь молодежи;
Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.
Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи.
Социальная работа с молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.
Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:
повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;
получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;
участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;
создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.
Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.
Таким образом, решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.



















Заключение
Главный акцент в социальной работе с молодежью необходимо делать на необходимой социально-психологической поддержке. Следовательно, специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект, а как субъект социального действия, социального обновления.
Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:
• создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
• выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
• оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
• увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Необходимо создать в обществе условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.





Список литературы:
Гуральник И.А. Системно-синергетический подход к организации социальной работы// Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 27 - 29.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006. – 184с.
Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2007. – 187с.
Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1990.-270 с.
Иванов Д, Карюхин Э. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 272 с.
Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. / Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М.: МПА, 1995.-421 с.
Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 302с.
Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Учебное пособие по дет. и возр. психологии. – Самара: Изд-кий дом БАХРАХ – М, 2002. – 736с.
Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – 224с.
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 427с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пос. – СПб.: Академ. проект, 2002. – 494с.
Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие./под ред. П.Д. Павленка – М.: Дашков и К, 2005. – 235с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512с.
Черницкая А. А. Технологии социальной работы: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 391с.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов: СГТУ, 1999.



















2

1.Гуральник И.А. Системно-синергетический подход к организации социальной работы// Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 27 - 29.
2.Дивицына Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006. – 184с.
3.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2007. – 187с.
4.Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1990.-270 с.
5.Иванов Д, Карюхин Э. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 272 с.
6.Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. / Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М.: МПА, 1995.-421 с.
7.Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 302с.
8.Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Учебное пособие по дет. и возр. психологии. – Самара: Изд-кий дом БАХРАХ – М, 2002. – 736с.
9.Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – 224с.
10. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 427с.
11.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пос. – СПб.: Академ. проект, 2002. – 494с.
12.Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие./под ред. П.Д. Павленка – М.: Дашков и К, 2005. – 235с.
13.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512с.
14. Черницкая А. А. Технологии социальной работы: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 391с.
15.Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
16.Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов: СГТУ, 1999.