Системный подход в современном естествознании.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 1515 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 18.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1Концепция системного метода
2Специфика системного метода исследования
3Метод и перспектива системного исследования
4Системный метод и современное научное мировоззрение
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

С позиций системности, единства и целостности научного знания становится возможным правильно подойти к решению таких проблем, как редукция, или сведение одних теорий естествознания к другим, синтез, или объединение, кажущихся далекими друг от друга теорий, их подтверждение и опровержение данными наблюдений и экспериментов.
Системный метод и современное научное мировоззрение
Широкое распространение идей и принципов системного метода выдвинуло ряд новых проблем мировоззренческого характера. Некоторые сторонники системного подхода стали рассматривать его в качестве новой научной философии, которая в отличие от господствовавшей раньше философии позитивизма, подчеркивавшей приоритет анализа и редукции, главный упор делает на синтез и антиредукционизм. Особую актуальность при этом приобретает старая философская проблема о соотношении части и целого.
Многие приверженцы механицизма и физикализма убеждены, что определяющую роль в этом соотношении играют части, поскольку именно из них возникает целое. Но при этом они игнорируют тот непреложный факт, что в рамках целого части не только взаимодействуют друг с другом, но и испытывают действие со стороны целого. Попытка понять целое путем анализа частей оказывается несостоятельной именно потому, что она игнорирует синтез, который играет решающую роль в возникновении каждой системы. Т.е. всякая система характеризуется особыми целостными, интегральными свойствами, отсутствующими у ее компонентов.
Противоположный подход, опирающийся на приоритет целого над частью, не получил в науке широкого распространения потому, что он не позволяет рационально объяснить процесс возникновения целого.
Системный подход избегает крайностей в познании мира. Он исходит из того, что система как целое возникает в результате конкретного, специфического взаимодействия вполне определенных реальных частей. Именно вследствие такого взаимодействия частей и образуются новые интегральные свойства системы. Но вновь возникшая целостность, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на части, подчиняя их функционирование задачам и целям единой, целостной системы.
Процесс познания природных и социальных систем может быть успешным только тогда, когда в них части и целое будут изучаться не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом, анализ будет сопровождаться синтезом.
Заключение
Системный подход дает возможность рассматривать проблему как бы сверху, с более высокого уровня системной иерархии; решать сложную проблему как систему в целом, во взаимосвязи ее с другими проблемами и большим числом внешних и внутренних связей. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный путь решения проблемы, реализуя общенаучный метод дедукции, — от общего рассмотрения сложной проблемы к частному оптимальному ее решению.
Использование системного подхода не только в естествознании, но и в общественных науках имеет большое мировоззренческое значение.
«Попытка понять Вселенную — одна из вещей, которые приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии», — писал американский физик, лауреат Нобелевской премии Стивен Вайнберг. Потому проблемы мироздания так притягивают к себе, заставляя разбираться в огромном числе разных фактов, наблюдений и связывать их воедино. Фундаментальная наука влечет людей по разным причинам. Это и наслаждение удовлетворением собственного любопытства, и осознание своего вклада в человеческую культуру, и священное чувство приобщения к великому наследию многих поколений великих ученых.




Список использованной литературы:
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.;
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.;
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.284-293.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.287-288.
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с.25.
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с. 89.

Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.289-291.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.293.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.296-298.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.297.
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с.25-26.












7

Список использованной литературы:
1.Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.;
2.Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.;
3.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.

Вопрос-ответ:

Что такое системный подход в современном естествознании?

Системный подход - это метод исследования, основанный на рассмотрении объекта исследования как взаимосвязанной и взаимодействующей системы, а не как набора изолированных элементов.

В чем заключается специфика системного метода исследования?

Специфика системного метода исследования заключается в том, что он позволяет изучать объекты и явления как целостные системы, учитывая их взаимосвязи и взаимодействия, а также применять моделирование и вычислительные методы для анализа сложных систем.

Каким образом системный метод исследования может быть применен в практике?

Системный метод исследования может быть применен для анализа и оптимизации систем различного масштаба и сложности, например, при проектировании и управлении производственными процессами, разработке информационных систем, моделировании экологических систем и многом другом.

Каким образом системный подход связан с современным научным мировоззрением?

Системный подход согласуется с современным научным мировоззрением, которое подразумевает рассмотрение объектов и явлений как сложных и взаимодействующих систем. Системный подход позволяет лучше понять и объяснить сложные явления и процессы в природе, обществе и технике.

Как системный подход помогает справиться с проблемами в научных исследованиях?

Системный подход позволяет правильно подойти к решению проблем, связанных с редукцией и синтезом теорий естествознания, а также с подтверждением и опровержением гипотез и теорий. Он помогает увидеть взаимосвязи и взаимодействия между различными явлениями и объектами исследования, что способствует развитию научного знания.

Что такое системный подход в современном естествознании?

Системный подход - это методологическая концепция, применяемая в естествознании для анализа и изучения сложных систем. Он основан на представлении о системах как о совокупности элементов, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

В чем заключается специфика системного метода исследования?

Системный метод исследования применяется для анализа и изучения сложных систем, учитывая их взаимодействия и внутреннюю организацию. Специфика этого метода заключается в том, что он позволяет рассматривать систему в целом, а не только ее отдельные компоненты, и учитывает многоуровневость иерархии элементов системы.

Каков метод и перспектива системного исследования?

Метод системного исследования включает в себя анализ и моделирование сложных систем, их взаимодействий и динамики. Он позволяет выявлять общие закономерности и принципы, управляющие поведением систем. Перспектива системного исследования заключается в том, что он способствует более глубокому пониманию функционирования и развития систем, а также возможности прогнозирования их поведения.

Как связан системный метод и современное научное мировоззрение?

Системный метод в современном научном мировоззрении рассматривается как один из основных методов исследования. Он включает в себя принципы системного мышления, которое стало важной основой для различных научных дисциплин. Благодаря системному подходу становится возможным объединение и синтез различных теорий и концепций, что способствует развитию научного знания.

Как системный подход помогает в решении проблем редукции и синтеза теорий в естествознании?

Системный подход позволяет рассматривать различные теории естествознания как составные элементы более общей системы знания. Это позволяет совмещать и объединять разные теории, которые кажутся первоначально далекими друг от друга, и находить общие закономерности и принципы, объясняющие функционирование системы в целом. Таким образом, системный подход помогает преодолевать проблемы редукции и синтеза теорий в естествознании.

Какова концепция системного метода в современном естествознании?

Концепция системного метода в современном естествознании подразумевает рассмотрение объектов и явлений как систем, которые взаимодействуют между собой и образуют целостные структуры. В системном подходе акцент делается на изучении связей и взаимодействий внутри системы, а также влияния системы на внешнюю среду.

Какова специфика системного метода исследования?

Специфика системного метода исследования заключается в том, что он предполагает комплексный подход к изучению объектов и явлений. В системном подходе объекты рассматриваются как системы, состоящие из подсистем, и исследуются их динамика, структура, взаимодействия и свойства. Системный метод исследования также включает в себя анализ взаимодействия системы с внешней средой, а также возможные изменения и эффекты, которые могут произойти в результате такого взаимодействия.