Системный подход в современном естествознании.

  • 15 страниц
  • 3 источника
  • Добавлена 18.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1Концепция системного метода
2Специфика системного метода исследования
3Метод и перспектива системного исследования
4Системный метод и современное научное мировоззрение
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

С позиций системности, единства и целостности научного знания становится возможным правильно подойти к решению таких проблем, как редукция, или сведение одних теорий естествознания к другим, синтез, или объединение, кажущихся далекими друг от друга теорий, их подтверждение и опровержение данными наблюдений и экспериментов.
Системный метод и современное научное мировоззрение
Широкое распространение идей и принципов системного метода выдвинуло ряд новых проблем мировоззренческого характера. Некоторые сторонники системного подхода стали рассматривать его в качестве новой научной философии, которая в отличие от господствовавшей раньше философии позитивизма, подчеркивавшей приоритет анализа и редукции, главный упор делает на синтез и антиредукционизм. Особую актуальность при этом приобретает старая философская проблема о соотношении части и целого.
Многие приверженцы механицизма и физикализма убеждены, что определяющую роль в этом соотношении играют части, поскольку именно из них возникает целое. Но при этом они игнорируют тот непреложный факт, что в рамках целого части не только взаимодействуют друг с другом, но и испытывают действие со стороны целого. Попытка понять целое путем анализа частей оказывается несостоятельной именно потому, что она игнорирует синтез, который играет решающую роль в возникновении каждой системы. Т.е. всякая система характеризуется особыми целостными, интегральными свойствами, отсутствующими у ее компонентов.
Противоположный подход, опирающийся на приоритет целого над частью, не получил в науке широкого распространения потому, что он не позволяет рационально объяснить процесс возникновения целого.
Системный подход избегает крайностей в познании мира. Он исходит из того, что система как целое возникает в результате конкретного, специфического взаимодействия вполне определенных реальных частей. Именно вследствие такого взаимодействия частей и образуются новые интегральные свойства системы. Но вновь возникшая целостность, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на части, подчиняя их функционирование задачам и целям единой, целостной системы.
Процесс познания природных и социальных систем может быть успешным только тогда, когда в них части и целое будут изучаться не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом, анализ будет сопровождаться синтезом.
Заключение
Системный подход дает возможность рассматривать проблему как бы сверху, с более высокого уровня системной иерархии; решать сложную проблему как систему в целом, во взаимосвязи ее с другими проблемами и большим числом внешних и внутренних связей. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный путь решения проблемы, реализуя общенаучный метод дедукции, — от общего рассмотрения сложной проблемы к частному оптимальному ее решению.
Использование системного подхода не только в естествознании, но и в общественных науках имеет большое мировоззренческое значение.
«Попытка понять Вселенную — одна из вещей, которые приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии», — писал американский физик, лауреат Нобелевской премии Стивен Вайнберг. Потому проблемы мироздания так притягивают к себе, заставляя разбираться в огромном числе разных фактов, наблюдений и связывать их воедино. Фундаментальная наука влечет людей по разным причинам. Это и наслаждение удовлетворением собственного любопытства, и осознание своего вклада в человеческую культуру, и священное чувство приобщения к великому наследию многих поколений великих ученых.




Список использованной литературы:
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.;
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.;
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.284-293.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.287-288.
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с.25.
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с. 89.

Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.289-291.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.293.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.296-298.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — с.297.
Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с.25-26.












7

Список использованной литературы:
1.Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.;
2.Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.;
3.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.

Узнать стоимость работы