Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Типология государства

  • 38 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 10.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
2. МЕТОДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.
В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное.и цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.
Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По Г. Кельзену. в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические (Р. Макайвер, Р. Дарендорф). При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова.
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Светское государство.
Светское государство-это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.
Клерикальное государство
Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.
Что касается евангелическо-лютеранской церкви, то она является государственной во многих странах:
 1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;
 2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;
3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;
4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;
 5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.
Теократическое государство
 Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.
Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).
 В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.
Атеистическое государство
Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря.
Политико-правовая (юридическая) типология государств
Согласно собственно юридическому подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной зашиты социального статуса граждан. В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное. Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право. Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе. В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство. Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. Кельзен, в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические. При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова.
Личностный подход в типологии государства и права.
В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе. Прав Е.Б. Рашковский, подчеркивая, что сколь бы ни были разнообразны конкретные проявления истории и каковы бы ни были конкретные формы ее периодизации и членения (большие всемирно-исторические эпохи, цивилизации, фазы социального развития и т.д.), история в своей целостности и в конкретных проявлениях имеет некоторое общее содержание. В чем это содержание? В том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни – в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной степени опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична (от лат. persona – личность). История, всецело не подвластная человеческому произволу, но развивающаяся через человека, внутренне обогащающаяся через человека, имеет человеческий лик.
В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления личности человека. Последний не отделяет себя от естественно возникшей коллективности – общества. Вся последующая история обществ – это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным свободы, причем последней правящее меньшинство обладает также в неравной степени – в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается личная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результаты своего труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются гражданские права в рамках сословий общества. Буржуазное общество возникает на основе идей «свободы», «равенства», «братства», в борьбе против феодальных привилегий. Провозглашается равенство политических, гражданских прав, декларируется социальное равенство. Экономическая свобода личности обусловлена наличием и объемом частной собственности – результата как трудовой деятельности, так и эксплуатации человека человеком, присвоением результатов чужого труда. Влияние стран социалистического типа привело к изменению политики буржуазного государства. С его помощью были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защиты человека. Все большее значение приобретают идеи прав человека, плюрализм, демократия, разделение властей и т.п.
Социалистическое общество уничтожает экономическую основу эксплуатации – частную собственность на орудия и средства производства, делает их общими для всех, провозглашает политическую свободу, социальное и культурное равенство. Свобода каждого есть условие развития всех – это должно било бы стать главным стержнем развития общества. Однако практика социалистического строительства оказалась совсем иной: политические права и свободы были сопряжены с политическими репрессиями, провозглашение экономических прав и свобод сопрягалось с узурпацией собственности в руках партийно-государственного аппарата, провозглашалась федеративная форма государственного устройства, а на деле государство по сути оставалось унитарным и т.п. Представляется, что будущее государственности за общими идеями свободы в экономическом, политическом, социальном и культурном планах, за всем лучшим, что содержится в разных государствах в интересах обеспечения свободы личности, прав человека во всех социально-экономических системах.

Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности типологии государств.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Раскрыто понятие, проблемы типологии государства;
Рассмотрены методы типологии государства;
Дана характеристика основных типов государств.
Можно сделать следующие выводы по работе.
Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Были рассмотрены типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов. В нашем государстве долгое время доминировала формационная теория, наше государство считалось социалистическим. Формационная теория содержит много недостатков и недоработок.
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается.
Список литературы
Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2005.
Алдошин В.К. Современная система типологии государств // Правоведение - 1997. - № 7. – с. 24 - 39.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004.
Дмитриев Ю. А. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств // Государство и право. - 1999. - № 7. – с. 17-29.
Иноземцев В.Л. Теория государства и права: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004.
Комаров С.А. Конституционное право. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. - М.: Лада, 2006.
Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2000.
Лазарев В.В. Теория права: Актуальные проблемы. - М.: Дрофа, 2004.
Манов Г.Н. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. - 1993. - №7. – с. 47 - 58
Марченко М.Н. Правоведение. Элементарный курс. - М.: Инфра-М, 2002.
Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1994.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1994. – с. 19
Манов Г.Н. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. - 1993. - №7. – с. 52
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004. – с. 315
Алдошин В.К. Современная система типологии государств // Правоведение - 1997. - № 7. – с. 33.
Манов Г.Н. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. - 1993. - №7. – с. 55
Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1994. – с. 87
Дмитриев Ю. А. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств // Государство и право. - 1999. - № 7. – с. 19.
Дмитриев Ю. А. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств // Государство и право. - 1999. - № 7. – с. 21.
Дмитриев Ю. А. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств // Государство и право. - 1999. - № 7. – с. 25
Алдошин В.К. Современная система типологии государств // Правоведение - 1997. - № 7. – с. 29.









1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2005.
2.Алдошин В.К. Современная система типологии государств // Правоведение - 1997. - № 7. – с. 24 - 39.
3.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004.
4.Дмитриев Ю. А. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств // Государство и право. - 1999. - № 7. – с. 17-29.
5.Иноземцев В.Л. Теория государства и права: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004.
6.Комаров С.А. Конституционное право. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. - М.: Лада, 2006.
7.Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2000.
8.Лазарев В.В. Теория права: Актуальные проблемы. - М.: Дрофа, 2004.
9.Манов Г.Н. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. - 1993. - №7. – с. 47 - 58
10.Марченко М.Н. Правоведение. Элементарный курс. - М.: Инфра-М, 2002.
11.Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1994.
12.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

Узнать стоимость работы