Вам нужна курсовая работа?
Интересует Финансы?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Фьючерный рынок на нефть и нефтепродукты.

  • 31 страница
  • 19 источников
  • Добавлена 05.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Природа фьючерсных рынков
1.1. Понятие и сущность фьючерсных рынков
1.2. Биржевые котировки и налогообложение
2. Роль нефти на мировой арене
2.1. Динамика цен на нефть
2.2. Причины резкого падения цен на нефть осенью 2008г.
2.3. Зарубежный опыт создания фьючерсных рынков
3. Перспективы развития фьючерсных рынков на нефть
3.1. За и против нефтяных бирж
3.2. Биржевая торговля в современной России
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Это пресечет сокрытие реальной прибыли, ликвидирует процветающую практику ухода от налогов в результате применения внутрикорпоративных цен.
Налоговики намерены применять штрафные санкции во всех случаях, если стоимость контракта будет отличаться от биржевой цены больше чем на 20%. Минэкономики, напротив, считает, что создание биржи только для фискальных целей -- нонсенс, поскольку в этом случае она не нужна ВИНКам, а государственные органы не могут создавать рыночную структуру, идущую в разрез с интересами производителей.
Если бы ретивость налоговых служб да на мирные цели -- цены бы ей не было. Сейчас, к примеру, когда нефтяные компании снизили оптовые цены на нефтепродукты, что-то снижения цен в рознице не наблюдается. Взять бы эту сверхприбыль, да изъять. Ан, нет. В МНС в январе 2008г. разработано распоряжение "О порядке осуществления мониторинга цен на нефть", которое не нашло понимания ни у Минэкономики, ни у Минтопэнерго -- заложенная в нем идея о расчете средних "биржевых" цен на основе статотчетности ставит крест на всех ранее достигнутых договоренностях. В нем также четко просматривается идея не фьючерсной, а товарной биржи.
Способно загубить биржу и предложение чиновников о том, что реальные товарные потоки биржи могут проходить через Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв), которое могло бы участвовать в организации поставок нефтепродуктов МПС, Минобороны, сельхозпроизводителям под гарантии замещения этих объемов нефтяными компаниями. Что за рынок при этом возникнет, цены на товары которого заложены в бюджете, а покупатели и продавцы заранее определены?
Еще один спорный момент в создании биржи -- оказание давления на нефтяные компании по объемам поставок товаров на биржу. МНС предлагает сделать обязательной продажу на бирже 30--35% добываемой сырой нефти. По мнению МАП, направление в приказном порядке на биржу не менее четверти добытой в стране нефти и произведенных нефтепродуктов поможет ликвидировать дисбаланс цен на рынке ГСМ. По информации министерства, ВИНКи дают прямые указания нефтебазам не отпускать нефтепродукты сторонним компаниям с целью усиления влияния на рынок. В условиях дефицита топлива и обязательной предоплаты поставок независимые АЗС вынуждены покупать нефтепродукты по завышенным ценам. Специалисты МАП считают, что навязанные компаниям механизмы биржевой торговли позволят преодолеть разделение рынка по регионам, устранить возможности ценовой дискриминации и дефицита нефтепродуктов, создать условия для предотвращения ценовых сговоров. Ну что ж, считать -- не вредно. Для того, чтобы поставить крест на еще не родившейся биржевой нефтяной торговле, не нужно ничего делать.
3.2. Биржевая торговля в современной России
В последние несколько лет различные государственные органы пытаются возродить в России биржевую торговлю как реальным биржевым товаром, так и товарными фьючерсами. Это связано главным образом со стремлением государства покончить наконец с непрозрачным ценообразованием на ряд основных товаров. Так, в 2004 г. Министерство экономического развития и торговли разработало концепцию создания в России организованных рынков и биржевой торговли. Одновременно был также разработан законопроект о внесении изменений в Закон РФ "О биржах и биржевой деятельности", обязывающий производителей реализовывать 10% стратегических товаров на товарных биржах.
Однако вместо Закона 5 июня 2007 г. Правительством РФ было принято Постановление N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи", которым было предписано размещать заказы на поставку нефти и нефтепродуктов на товарной бирже. Кроме того, Правительство РФ рекомендовало получателям бюджетных средств приобретать на товарной бирже не менее 15% закупаемых ими в течение финансового года объемов нефти и нефтепродуктов. Его целью являлось установление прозрачного механизма ценообразования на основные сырьевые товары, и прежде всего на нефть, поскольку в настоящее время цены на топливо превысили предельно допустимый для современного состояния экономики России уровень и стали серьезно мешать дальнейшему развитию страны. Совокупные потери от непрозрачных процедур установления цены на нефть российского производства достигают, по самым скромным подсчетам, 4 млрд. долл. США в год.
Вместе с тем существует мнение, что нефтяным компаниям биржа не нужна, так как добровольно-принудительное участие в биржевых торгах грозит им снижением доходов. Если бы производителям было выгодно работать через биржу, они бы давно уже там работали. Но непреодолимыми преградами являются теневой оборот ресурсов, уход от налогов, картельные соглашения ресурсообладающих компаний, для которых выход на биржу означал бы необходимость передела основных схем товарных и финансовых потоков. Сегодня единственное, что их может заставить выйти на биржу, - угроза потери бизнеса, которая может исходить только от государства, объективно заинтересованного в формировании прозрачной экономики .
Тем не менее 20 октября 2006 г. на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) был запущен механизм биржевой торговли фьючерсными контрактами на российскую нефть REBCO (Russian Export Blend Crude Oil). Этот контракт предусматривает физическую поставку российской нефти на условиях FOB с терминала "Приморск" (Балтийское море). Сделки предусмотрены по 72 поставочным месяцам начиная с января 2007 г. Минимальный лот контракта 1 тыс. баррелей, шаг торгов - 1 цент за баррель.
Россия является крупнейшим мировым экспортером нефти (ее доля составляет 11%), а между тем цена на российскую нефть устанавливается исходя из скидки к североморской марке Brent (Великобритания), доля которой составляет всего 1% от мировой добычи. Несмотря на то что наша нефть немного хуже по качеству, в мире ежегодно продается около 70% такой нефти. Близкими по качеству к нашей нефти являются иракские сорта, иранские, кувейтские и некоторые другие. Разработка и внедрение биржевого фьючерсного контракта на российскую нефть призваны устранить несправедливость в ценообразовании на данный товар. Сама REBCO должна стать ценовым ориентиром для многих стран Ближнего Востока, Азербайджана, Казахстана и других стран, экспортирующих нефть, по своему составу близкую к российской.
Вместе с тем по прошествии года со дня запуска фьючерсов REBCO в Нью-Йорке многие российские эксперты сходятся во мнении, что запуск новой марки провалился. За все время торговли по ним не произошло ни одной сделки. Однако в Министерстве экономического развития и торговли с этим не согласны. Там считают, что знакомство нового товара с рынком занимает определенное время. К примеру, на знакомство с нефтью марки Brent ушло 3 года.
В 2007 г. планировалось открыть биржевую торговлю нефтяными контрактами REBCO и в России, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Сроки запуска "нефтеплощадки" не раз переносились. Изначально открытие биржи планировалось на 1 апреля, затем дату перенесли на 1 мая. Сейчас ведется работа по составлению фьючерсных контрактов, определяется номенклатура товаров, состав акционеров биржи. Как только биржа заработает, торги по нефти марки REBCO будут перенесены из Нью-Йорка в Санкт-Петербург.
Кроме того, в России не так давно началась биржевая торговля фьючерсными контрактами на отечественную нефть сорта "URALS" в Российской торговой системе (РТС). Но эти контракты не предусматривают поставку товара. Это чисто расчетные контракты, они не могут использоваться в качестве инструмента хеджирования рисков и пока представляют интерес лишь для мелких спекулянтов.
Многие специалисты отмечают, что биржевая торговля контрактами на те или иные товары необходима и ее нужно развивать в России. Для производителей и потребителей продукции важно знать справедливый уровень цен на текущий момент. Это позволяет организовать правильное финансовое планирование, учитывать издержки и т.д. Биржа - идеальное место для определения этих цен. Биржевые механизмы позволяют наиболее точно взвесить спрос и предложение товара и дать ему достойную цену, а система гарантий исполнения обязательств обеспечивает устойчивую работу всей системы. Наличие биржевых контрактов на товары - это безусловный плюс, поскольку снимает проблему ценообразования и в значительной степени освобождает участников рынка от головной боли по налоговому и бухгалтерскому учету таких операций.
Заключение
На психологический нефтяной рынок по-прежнему оказывают влияние не фундаментальные факторы, типа спроса и предположения, а геополитические риски и Атлантический сезон ураганов. Из-за низкого уровня “подушки безопасности” рынок остается чрезвычайно обеспокоенным любыми срывами поставок, вызванных множеством геополитических кризисов в главных странах производителях нефти, включая “тонкие” переговоры по ядерной программе Ирана, суматоху в Ираке, сепаратистские движения в Нигерии, геополитическая нестабильность в Венесуэле, и периодические угрозы террористических нападений на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии. Все это всем давно известно и обсуждать уже надоело.
На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода организаций на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны организаций, и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги (внешние инвесторы в значительной мере отработали схемы вложения капитала в акции российских организаций, а для мобилизации внутренних сбережений определены принципы и подходы к формированию коллективных инвестиций).
Среди стран с формирующейся рыночной экономикой Россия, без сомнения, занимает особое место, и применение в России опыта, накопленного в других странах с развивающейся рыночной экономикой (Китае, Бразилии, Аргентине и др.), требует тщательного анализа предлагаемых концепций. Создание российской модели фондового рынка предполагает изучение и критический анализ многообразия уже функционирующих рынков, и главным образом развитых. Опыт, приобретенный в результате длительного функционирования этих рынков, поможет избежать ошибок, которые не очевидны при существующем уровне развития российского рынка, но могут проявиться впоследствии.
Если для экономически развитых государств характерна жесткая конкуренция среди созданных и функционирующих биржевых структур, исключающая появление новых биржевых институтов (за исключением появляющихся в рамках поглощений и иных объединений), то формирование биржевого рынка России продолжается и в настоящее время. Реформа электроэнергетики, перераспределение собственности в рамках газовой и нефтяной отрасли способны создать оптовые рынки соответствующих товаров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что принято решение Правительства о создании нефтяной биржи в Санкт-Петербурге. Развитие биржевой торговли позволит достоверно определять цены на топливные ресурсы в конкретном регионе, объективно исчислять налоги и сборы, сравнивать цены на одни и те же топливные ресурсы в различных регионах, а также цены по сделкам, заключенным внутри нефтяных компаний и на бирже в одном регионе. Биржевая торговля реальными товарами позволит организовать торговлю производными инструментами (фьючерсные, форвардные и опционные сделки, хеджирование), что необходимо для управления рисками данных рынков, которым свойственны резкие колебания цен.
Литература
Федеральный Закон РФ от 20.02.92 г. "О товарных биржах и биржевой торговле".
Постановление N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи".
Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р "Об энергетической стратегии России на период до 2020 года".
Биржевое дело / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 215.
Гайдук И.Г. И биржа, и российский Platt's нам не помешают. / «Нефтегазовая вертикаль», 2008. №20. http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=23964.
Герчикова И. Международные товарные биржи // Вопросы экономики. 2001. N 7. С. 5.
Горючие торги. Герман Греф объявил конкурс на создание биржи нефтепродуктов // Российская газета. 27 июля 2007 г.
Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых. "Налоговый вестник", 2007, N 3,4.
Михайлова Г.Н., Чикишева О.В. Фьючерсы, вариационная маржа и подоходный налог // Российский налоговый курьер. 2002. N 12.
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно // Юристъ. 2003.
Срочный рынок в системе российского законодательства // http://invest.rin.ru/cgi-in/method/search_method.pl?num=308&action=full&Pagein=2&p_n=13.
Спекулятивный интерес. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение Л. Храпченко // Рынок ценных бумаг. 2006. N 14.
Чайка Ф. Российская нефть станет мировым брендом // Финансовые известия. 24 октября 2007 г.
Шапран В.С. Мировой кризис : Хроника катастроф. "Инвестиционный банкинг", 2008, N 10.
Юность срочного рынка. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение П. Мочалова // Рынок ценных бумаг. 2006. N 7.
http://www.fibo-futures.ru/pages.php?page=35. Введение в биржевую торговлю нефтью.
http://www.opec.org/
http://www.oilru.com/nr/187/4424/
http://news.mail.ru/economics/2162665
Герчикова И. Международные товарные биржи // Вопросы экономики. 2001. N 7. С. 5.
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно // Юристъ. 2003.
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"
Срочный рынок в системе российского законодательства // http://invest.rin.ru/cgi-in/method/search_method.pl?num=308&action=full&Pagein=2&p_n=13.

Мельничук Г.В. Сделки на срочных рынках // Законодательство. 2000. N 10. С. 22.

Михайлова Г.Н., Чикишева О.В. Фьючерсы, вариационная маржа и подоходный налог // Российский налоговый курьер. 2002. N 12.
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно // Юристъ. 2003.

http://www.opec.org/

http://www.oilru.com/nr/187/4424/
http://www.oilru.com/nr/187/4424/
http://news.mail.ru/economics/2162665
http://www.oilru.com/nr/187/4423/

Шапран В.С. Мировой кризис : Хроника катастроф. "Инвестиционный банкинг", 2008, N 10

Гайдук И.Г. И биржа, и российский Platt's нам не помешают. / «Нефтегазовая вертикаль», 2008. №20. http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=23964

Гайдук И.Г. И биржа, и российский Platt's нам не помешают. / «Нефтегазовая вертикаль», 2008. №20. http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=23964

Горючие торги. Герман Греф объявил конкурс на создание биржи нефтепродуктов // Российская газета. 27 июля 2007 г.
Юность срочного рынка. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение П. Мочалова // Рынок ценных бумаг. 2006. N 7.
Чайка Ф. Российская нефть станет мировым брендом // Финансовые известия. 24 октября 2007 г.

Спекулятивный интерес. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение Л. Храпченко // Рынок ценных бумаг. 2006. N 14.




5

Литература
1.Федеральный Закон РФ от 20.02.92 г. "О товарных биржах и биржевой торговле".
2.Постановление N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи".
3.Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р "Об энергетической стратегии России на период до 2020 года".
4.Биржевое дело / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 215.
5.Гайдук И.Г. И биржа, и российский Platt's нам не помешают. / «Нефтегазовая вертикаль», 2008. №20. http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=23964.
6.Герчикова И. Международные товарные биржи // Вопросы экономики. 2001. N 7. С. 5.
7.Горючие торги. Герман Греф объявил конкурс на создание биржи нефтепродуктов // Российская газета. 27 июля 2007 г.
8.Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых. "Налоговый вестник", 2007, N 3,4.
9.Михайлова Г.Н., Чикишева О.В. Фьючерсы, вариационная маржа и подоходный налог // Российский налоговый курьер. 2002. N 12.
10.Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно // Юристъ. 2003.
11.Срочный рынок в системе российского законодательства // http://invest.rin.ru/cgi-in/method/search_method.pl?num=308&action=full&Pagein=2&p_n=13.
12.Спекулятивный интерес. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение Л. Храпченко // Рынок ценных бумаг. 2006. N 14.
13.Чайка Ф. Российская нефть станет мировым брендом // Финансовые известия. 24 октября 2007 г.
14.Шапран В.С. Мировой кризис : Хроника катастроф. "Инвестиционный банкинг", 2008, N 10.
15.Юность срочного рынка. Опрос специалистов срочного рынка. Мнение П. Мочалова // Рынок ценных бумаг. 2006. N 7.
16.http://www.fibo-futures.ru/pages.php?page=35. Введение в биржевую торговлю нефтью.
17. http://www.opec.org/
18.http://www.oilru.com/nr/187/4424/
19.http://news.mail.ru/economics/2162665

Узнать стоимость работы