Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР): структура, источнки финасирования, деятельность.

  • 37 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 20.02.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР): СТРУКТУРА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
1.1 МБРР как головной институт в Группе Всемирного Банка
1.2 Общая характеристика структуры МБРР
1.3 Источники финансирования и основные направления деятельности МБРР
Глава 2. Анализ основных направлений деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития в Российской Федерации на современном этапе
2.1 Анализ Программы регионального и муниципального развития
2.2 Основные проекты регионального и муниципального развития МБРР в России
Глава 3. Основные направления повышения эффективности финансирования Международным Банком Реконструкции и Развития регионального и муниципального развития в России
3.1 Основные финансовые продукты МБРР, необходимые для регионального и муниципального развития в России
3.2 Основные условия кредитования МБРР региональных и муниципальных образований России
3.3 Оценка преимуществ финансирования МБРР муниципального и регионального развития в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

);
- исследование рынка труда Томской области (2006 г.), выявление основных проблем и разработка детального плана по совершенствованию отрасли;
- обсуждение с Тверской областью и Республикой Калмыкия проекта повышения эффективности адресной социальной помощи (находится в стадии переговоров).
5. Развитие инфраструктуры.
В качестве основных направлений данного проекта необходимо выделить:
- поддержка в подготовке и реализации проектов городского теплоснабжения в восьми городах: Дубна и Мытищи (Московская область), Нерюнгри (Республика Саха-Якутия), Сызрань (Самарская область), Тамбов, Красноярск, Волгоград и Казань в целях сокращения потерь тепла и излишнего потребления энергетических, топливных и водных ресурсов, уменьшения разрыва между реальными затратами и тарифами и повышения эффективности использования субсидий и привлечения инвестиций в данный сектор (2001 г.);
- аналитическая поддержка в подготовке и реализации проектов совершенствования городского водоснабжения и канализации в Вологде, Волхове (Ленинградская область), Печоре (Республика Коми), Чебоксары (Республика Чувашия), Гагарине (Смоленская область), Пскове, Ростове-на-Дону, Уфе, Кунгуре и Чернушке (Пермский край), Новочеркасске и Таганроге (Ростовская область), Брянске в целях снижения эксплуатационных расходов и повышения качества обслуживания, а также привлечения инвестиций в данный сектор (2001 г.);
- содействие в разработке стратегии и программы мероприятий по повышению эффективности системы ЖКХ в г. Нижневартовск (2007 г.).
6. Укрепление регионального управленческого потенциала.
Данный проект направлен на следующие основные аспекты:
- содействие в совершенствовании организационной структуры и повышения эффективности деятельности правительства ХМАО(2007 г.);
- диагностика системы управления государственными финансами, определение направлений возможной экономии бюджетных средств и путей перераспределения расходов в Санкт-Петербурге (2002 г.);
- исследование административных барьеров на пути инвестиций и советы по улучшению инвестиционного климата в Томской, Тверской и Ростовской областях и Республике Татарстан (2006-2007 гг.);
- исследование деятельности органов государственного управления и оказания услуг населению, анализ процесса бюджетирования и управления налоговой системой, определение механизмов оценки достигнутых результатов в Южном федеральном округе (Ставрополь, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия) и Калмыкии(2005-2006 гг.);
- составление обзора «Ведение бизнеса» (Doing Business) и сопровождающего его рейтинга создания благоприятных условий ведения бизнеса в 10 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов, Казань, Томск, Иркутск, Петрозаводстк, Тверь, Воронеж).
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что помимо охарактеризованных выше проектов у МБРР накоплен огромный опыт по содействию региональным и муниципальным властям в таких важных областях, как:
- оценка прошлого экологического ущерба;
- управление бытовыми отходами;
- регулирование лесного сектора;
- развитие инновационной составляющей экономического роста с использованием инструментов венчурного финансирования и управления специальными экономическими зонами.
При этом реализация данных проектов имеет огромное значение для повышения эффективности функционирования российской экономики.








Глава 3. Основные направления повышения эффективности финансирования Международным Банком Реконструкции и Развития регионального и муниципального развития в России
3.1 Основные финансовые продукты МБРР, необходимые для регионального и муниципального развития в России
В качестве основных финансовых продуктов Международного банка реконструкции и развития, необходимых для регионального и муниципального развития в России, можно выделить следующие:
- займы;
- участие в капитале;
- квазидолевое финансирование;
- гарантии по коммерческим займам от местных банков;
- частичные поручительства по облигационным займам;
- гарантии от некоммерческих рисков.
Займы (кредиты) необходимо предоставлять как для финансирования инвестиционных программ и проектов - «проектное финансирование», так и на цели, так называемой, «бюджетной поддержки» для осуществления программ структурной и институциональной перестройки.
Участие в капитале представляет собой покупку обыкновенных или привилегированных акций акционированных государственных предприятий, чаще всего планирующих последующую приватизацию.
Квазидолевое финансирование предполагает целый спектр финансовых инструментов, сочетающих в себе характеристики, как заемного финансирования, так и участия в капитале. В качестве примеров можно выделить субординированные кредиты или конвертируемые долговые обязательства.
Частичные кредитные поручительства необходимо использовать для улучшения кредитного качества долговых инструментов - облигаций и займов. Они представляют собой безусловное и безотзывное обязательство по выплате части основной суммы задолженности и/или процентов кредиторам в пределах объема гарантии.
Гарантии по коммерческим займам от местных банков должны позволить приблизить условия таких займов к условиям прямого кредитования от МБРР. Принципалом гарантии может быть регион, муниципалитет, муниципальное предприятие или группа предприятий, а бенефициаром – коммерческий банк, предоставляющий заем.
Гарантии от некоммерческих рисков предусматривают покрытие некоммерческих рисков, таких как тарифных, регуляторных, политических, договорных и прочих, и предоставляются частным инвесторам и кредитным институтам, финансирующим инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства. Для получения гарантии от некоммерческих рисков необходима встречная гарантия субъекта Российской Федерации или муниципалитета.
3.2 Основные условия кредитования МБРР региональных и муниципальных образований России
Условия предоставления заемного финансирования по Программе РМР должны являться предметом переговоров и подбираться таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать запросам и ожиданиям заемщика. При этом в целях повышения эффективности данного направления рекомендуется следующее:
- отсутствие требований суверенных гарантий, т.е. гарантий со стороны Правительства Российской Федерации;
- предоставление средств как в российских рублях, так и в иностранной валюте;
- размер финансирования – более 150 миллионов рублей;
- срок погашения займов - до 15 лет;
- возможность предоставления льготного периода - отсрочка платежей по основной части займа - как правило, на 2-3 года, что соизмеримо с периодом реализации проекта;
- ставки по займам - фиксированные или плавающие - на уровне или ниже уровня ставок, сложившихся на региональном и местном рынках коммерческого кредитования.
 В качестве основных схем предоставления финансовой поддержки возможно использование:
1. Прямое кредитование субъекта Российской Федерации.
Заемные средства предоставляются субъекту Российской Федерации и могут использоваться на финансирование программы капитальных вложений, предусмотренной региональным бюджетом (рисунок 1).

Рисунок 1. Прямое кредитование субъекта Российской Федерации
2. Прямое кредитование предприятий
Заемные средства предоставляются непосредственно предприятию или группе предприятий (рисунок 2).

Рисунок 2. Прямое кредитование предприятий
3. Гарантии МБРР по коммерческим займам от местных банков. 
Заемные средства предоставляются российским коммерческим банком непосредственно субъекту Российской Федерации, муниципалитету, предприятию или группе предприятий. МБРР полностью или частично гарантирует кредит, что позволяет получить условия по срокам, процентным ставкам и т.д., близкие к условиям займов МБРР. В рамках этой схемы возможно финансирование ряда небольших проектов сходной направленности в составе региональной отраслевой инвестиционной программы. Ее разновидностью является целевой заем МБРР коммерческому банку для последующего кредитования региона, муниципалитета или предприятий (рисунок 3). 

Рисунок 3. Гарантии МБРР по коммерческим займам от местных банков
3.3 Оценка преимуществ финансирования МБРР муниципального и регионального развития в России
В качестве основных преимуществ финансирования Международным банком реконструкции и развития муниципального и регионального развития в России необходимо выделить следующие:
1. Доступность.
Программы МБРР согласованы с Правительством Российской Федерации. Для получения заемных средств участнику не требуется одобрения или гарантии со стороны Правительства Российской Федерации. Участник имеет возможность самостоятельно выбрать отрасль или направление для осуществления проекта, а также вид финансового инструмента, и определить состав конечных получателей заемных средств.
2. Привлекательность условий.
Длительные сроки заимствования, наличие льготного периода и конкурентоспособные процентные ставки по займам и другим финансовым продуктам. Объем и структура предоставляемой финансовой поддержки полностью отвечают потребностям заемщиков.
3. Разнообразие форм содействия.
Предоставление заемных средств может сопровождаться помощью со стороны экспертов Банка по техническим вопросам подготовки и реализации проекта. Кроме того, в целях наращивания потенциала российских партнеров, возможно их участие в различных программах обучения.
4. Системность преобразований.
Финансирование МБРР всегда направлено на получение долгосрочного системного эффекта. При этом приоритет отдается проектам, требующим комплексного подхода, для решения которых нужны скоординированные действия на разных уровнях управления и, нередко, в различных отраслях и сферах экономики.
5. Доступ к лучшему мировому опыту.
Мировой опыт в области инвестиций, накопленный в более чем в ста странах мира, позволяет МБРР успешно использовать в России лучшие мировые стандарты по реализации долгосрочных проектов.
6. «Эффект партнерства» с МБРР.
МБРР имеет надежную репутацию в мире, поэтому ее приход в тот или иной регион страны воспринимается иностранными и местными инвесторами, как своего рода, «знак качества» инвестиционной привлекательности и гарантия реализации проектов. 
 Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Группа Всемирного банка — это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: МБРР, MAP, МФК, МАГИ, МЦУИС. МБРР – головной институт Всемирного банка.
2. Организационная структура МБРР построена по принципу акционерного предприятия, включает: Совет управляющих; Совет директоров-исполнителей, комитеты; Комитет по развитию; Президент Банка.
3. Основными источниками финансирования деятельности МБРР являются: собственный капитал; заемные средства с международных финансовых рынков; заемные средства, аккумулированные с помощью облигаций; заемные средства государств и международных организаций; платежи в погашение ранее предоставленных займов.
4. На современном этапе деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет под гарантию правительств его стран-членов.
5. Программа регионального и муниципального развития, разработанная и реализуемая МБРР в России, предполагает предоставление - на возмездной основе и без суверенных гарантий Правительства Российской Федерации - различных финансовых продуктов МБРР субъектам государственной власти регионального и местного уровня, а также отдельным хозяйствующим субъектам.
6. Одним из направлений в работе МБРР в России является совместная аналитическая работа Банка и администрации регионов, включающая: комплексные аналитические программы по диагностике государственного управления и совершенствованию стратегического планирования; экономические и отраслевые исследования, консультационное содействие в разработке социально-экономической и отраслевой политики регионов; консультационная поддержка и техническое сопровождение подготовки целевых проектов, передача навыков институционального развития.
7. К основным проектам, отражающим накопленный опыт по предоставлению услуг МБРР в России, относятся: развитие системы государственно-частного партнерства; образование; здравоохранение; социальная политика/помощь; развитие инфраструктуры; укрепление регионального управленческого потенциала.
8. Основными финансовыми продуктами МБРР, необходимыми для регионального и муниципального развития в России, являются: займы; участие в капитале; квазидолевое финансирование; гарантии по коммерческим займам от местных банков; частичные поручительства по облигационным займам; гарантии от некоммерческих рисков.
9.  В качестве основных схем предоставления финансовой поддержки МБРР возможно использование: прямое кредитование субъекта Российской Федерации; прямое кредитование предприятий; гарантии МБРР по коммерческим займам от местных банков.
10. В качестве основных преимуществ финансирования МБРР муниципального и регионального развития в России необходимо выделить: доступность; привлекательность условий; разнообразие форм содействия; системность преобразований; доступ к лучшему мировому опыту; «эффект партнерства» с МБРР.








Список использованной литературы
Арсеньев А.П. Международные экономические отношения. М.: Дело ЛТД, 2004. 341 с.
Байгереев М. Всемирный банк и Россия //Эксперт. 2007. № 11. С. 32 – 37.
Бужигаева Т.Е., Атаман В.Я., Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2-х частях. М.: Гардарики, 2006.
Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие /Под ред. Маныкина А.С. М.: Экономика, 2001. 357 с.
Галенская Л.Н. Энциклопедия международных организаций. В 3-х томах. М.: Инфра-М, 2007.
Группа Всемирного банка в России //http://www.worldbank.org.ru
Завадский И.П. Международный банк реконструкции и развития. Инвесторы всегда в прибыли //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 49 – 57.
Елманова Н.С., Козьменко В.М., Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России. М.: Аспект Пресс, 2007. 389 с.
Киреев А.П. Международные экономические организации как субъекты международных финансов //Финансы. 2007. № 8. С. 46 – 52.
Криштаносов В. Международные финансовые организации. М.6 Вершина, 2005. 322 с.
Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Магистр, 2008. 371 с.
Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2000. 391 с.
Международные экономические отношения /Под ред. Рыбалкина В.Е. М.: Экономика, 2007.
Моисеев А.А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. М.: Омега-Л, 2006. 287 с.
Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. М.: Инфра-М, 2006. 432 с.
Ращюкина С.Н. Сущность МВП: Взаимосвязь МВФ и МБРР //Мировая экономика. 2007. № 4. С. 41 – 46.
Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити, 2008. 326 с.
Симонов Ю.Ф., Носков Б.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Феникс, 2005. 384 с.
Соколов И. Международные финансовые организации и инвестиционный климат в России //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 11. С. 31 – 35.
Торкунов А.В. Современные международные отношения. М.: Экономика, 2003 . 254 с.
Федотов К.Ю. Россия, Всемирный банк и МВФ на рубеже XXI века //Дипломатический вестник. 2006. № 6. С. 23 – 29.
Щебарова Н.Н. Международные валютно-финансовые отношения. М.: Флинта, 2007. 304 с.











Группа Всемирного банка в России //www.worldbank.org.ru
Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. М.: Инфра-М, 2006. С. 317 – 318.
Арсеньев А.П. Международные экономические отношения. М.: Дело ЛТД, 2004. С. 141.
Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. М.: Инфра-М, 2006. С. 321.
Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие /Под ред. Маныкина А.С. М.: Экономика, 2001. С. 202.
Тот же. С. 204.
Арсеньев А.П. Международные экономические отношения. М.: Дело ЛТД, 2004. С. 145.
Тот же. С. 146.
Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 287.
Тот же. С. 289.
Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. М.: Инфра-М, 2006. С. 323.
Тот же. С. 324.
Тот же. С. 325.
Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 289.
Группа Всемирного банка в России //http://web.worldbank.org
Тот же.
Тот же.
Байгереев М. Всемирный банк и Россия //Эксперт. 2007. № 11. С. 32 – 33.
Тот же. С. 34.












3

Список использованной литературы
1.Арсеньев А.П. Международные экономические отношения. М.: Дело ЛТД, 2004. 341 с.
2.Байгереев М. Всемирный банк и Россия //Эксперт. 2007. № 11. С. 32 – 37.
3.Бужигаева Т.Е., Атаман В.Я., Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2-х частях. М.: Гардарики, 2006.
4.Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие /Под ред. Маныкина А.С. М.: Экономика, 2001. 357 с.
5.Галенская Л.Н. Энциклопедия международных организаций. В 3-х томах. М.: Инфра-М, 2007.
6.Группа Всемирного банка в России //http://www.worldbank.org.ru
7.Завадский И.П. Международный банк реконструкции и развития. Инвесторы всегда в прибыли //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 49 – 57.
8.Елманова Н.С., Козьменко В.М., Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России. М.: Аспект Пресс, 2007. 389 с.
9.Киреев А.П. Международные экономические организации как субъекты международных финансов //Финансы. 2007. № 8. С. 46 – 52.
10. Криштаносов В. Международные финансовые организации. М.6 Вершина, 2005. 322 с.
11. Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Магистр, 2008. 371 с.
12. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2000. 391 с.
13. Международные экономические отношения /Под ред. Рыбалкина В.Е. М.: Экономика, 2007.
14. Моисеев А.А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. М.: Омега-Л, 2006. 287 с.
15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. М.: Инфра-М, 2006. 432 с.
16. Ращюкина С.Н. Сущность МВП: Взаимосвязь МВФ и МБРР //Мировая экономика. 2007. № 4. С. 41 – 46.
17. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити, 2008. 326 с.
18. Симонов Ю.Ф., Носков Б.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Феникс, 2005. 384 с.
19. Соколов И. Международные финансовые организации и инвестиционный климат в России //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 11. С. 31 – 35.
20. Торкунов А.В. Современные международные отношения. М.: Экономика, 2003 . 254 с.
21. Федотов К.Ю. Россия, Всемирный банк и МВФ на рубеже XXI века //Дипломатический вестник. 2006. № 6. С. 23 – 29.
22. Щебарова Н.Н. Международные валютно-финансовые отношения. М.: Флинта, 2007. 304 с.









Узнать стоимость работы