Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской федерации

  • 35 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 27.03.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1Теоретические аспекты сущности страхования
2 Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации
2.1 История развития государственного регулирования страхового дела
2.2Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации в настоящий момент
3 Состояние страхового рынка в России и перспективы его развития
3.1 Состояние страхового рынка и его развитие в РФ в 2009-2012 гг.
3.2Фонд социального страхования в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А

Фрагмент для ознакомления

Российский страховой рынок на его постсоветском этапе уже давно сложился и функционирует как рынок поставщиков. Именно в результате такой модернизации, сутью которой стало подчинение интересов страхователей интересам поставщиков и нацеленность на преимущественное развитие принудительного страхования в разных формах, отечественное страхование оказалось в круге стагнации, снижения общественной значимости и пассивного следования за колебаниями макроэкономической конъюнктуры.
Время функционирования существующей модели отечественного страхового рынка доказало, что так называемый «крупный отечественный страховой капитал» по-прежнему остаётся неустойчивым, «работает», главным образом, не на самовозрастание, а на освоение денег клиентов. Капитализация всего российского страхового рынка по-прежнему остаётся на уровне капитализации одного не самого крупного международного страховщика. И это не только следствие системного кризиса и макроэкономической нестабильности конца прошлого века, но и результат чрезмерной ориентации отечественных поставщиков на реализацию своих фискальных интересов.
В этих условиях представляется необходимым разработать и реализовать комплекс мер, направленных стимулирование развивающей рынок конкуренции между поставщиками страховых услуг. Рынок развивает только такая конкуренция, при которой сформированы условия для реализации интересов потребителей. В частности, эта задача может быть решена путём государственной поддержки распространения пока ещё широко не представленных на российском страховом рынке обществ взаимного страхования, развития новых форм организации страхового фонда - «микрострахования», развития инициатив Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по ограничению существующей практики аккредитации страховщиков в банках в прямой законодательный запрет подобных форм партнёрства и др.
«Модернизация» рынка в соответствии с интересами «крупного страхового капитала» означает неуклонное движение к олигополии, которая гораздо хуже монополии тем, что есть не что иное, как имитация рыночных отношений, где все «благие намерения» о «защите интересов/прав потребителей» не могут быть реализованы на практике. Другой тип «модернизации» современные отечественные «крупные» страховщики, в силу присущих им свойств, самостоятельно обществу предложить не смогут. А это, в свою очередь, значит, что доверие потребителей (общества в целом) к страхованию будет продолжать неуклонно падать, и ни ФАС, ни введение новых институтов, ни прочие меры «внешнего» воздействия не смогут сами по себе исправить этот внутренний системный порок отечественного страхования.
Ключевые проблемы лежат «внутри» современной российской системы страховых отношений, поэтому здесь и нужно искать пути их решения.

Фонд социального страхования в России


Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда социального страхования равен 305 665 591,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 27 211 299,0 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 600 000,0 тыс. рублей;
Общий объем расходов бюджета Фонда предполагается в сумме 323 879 347,3 тыс. рублей; предельный объем дефицита бюджета Фонда - в сумме 18 213 756,0 тыс. рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 346 470 113,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 389 962 820,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 34 981 312,3 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 356 067 380,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 389 463 607,5 тыс. рублей;
3) предельный объем дефицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2010 год в сумме 499 213,0 тыс. рублей.
Прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда социального страхования предполагаются следующие:
1) на 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 250 709 622,0 тыс. рублей (в том числе 561 430,0 тыс. рублей средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 51 240 155,0 тыс. рублей;
2) на 2010 год по обязательному социальному страхованию в сумме 288 449 082,9 тыс. рублей (в том числе 6 290 677,5 тыс. рублей средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55 823 102,8 тыс. рублей.
Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.
Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (а на самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.
Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.
Одновременно с этими процессами продолжалается работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действуют ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.
Помимо системы пенсионного обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций.
В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы. В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.


Заключение

Итак, как экономическую категорию страхование можно представить в виде системы экономических отношений, включающей совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Страхование по праву считается наиболее интегрированной формой финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые организации мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный доступ иностранных страховых организаций на национальные рынки. Например, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. сняты всякого рода ограничения для иностранного капитала в странах Европейского союза и взят курс на формирование единого страхового рынка в Европе. И тем не менее национальные страховые рынки сохраняют определенные особенности. Наиболее высокого уровня развития страховое дело достигло в США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и Италии, о чем можно судить по основным показателям страховой деятельности.
Современный этап развития цивилизации характеризуется тенденцией усиления связей и взаимодействием между странами, в основе чего лежит необходимость решения глобальных проблем человечества: экологии, космоса и др. Это обусловлено и нарастающей взаимозависимостью государств в экономической сфере.
В России были приняты и введены в действие следующие важнейшие для страхового рынка нормативные акты: Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) и «Концепция развития страхования в Российской Федерации».
В заключение следует сделать вывод о том, что несмотря на то, что в целом в России сформировалась стандартная для мировой практики система государственного регулирования страхового рынка, процесс этот рано считать окончательно завершенным. Становление и совершенствование системы - продолжается, а разнообразие форм взаимоотношений государства и страхового сообщества и их содержание - постоянно видоизменяется.
Страховой рынок России большинством специалистов признается достаточно перспективным, а в какой степени потенциал рынка будет использован - зависит от слаженности и грамотности государственных решений и регулирующих действий на нем.


Список использованной литературы


Федеральный закон от 21.07.2007 № 183 – ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)
Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Постановление Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»
Приказ ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 07.04.2005 N 6467)
Приказ ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков»
Жилкина М. С. Государственное регулирование страхового рынка. Москва: «Страховой консалтинг».- 2002.- 426 с.
Мальцев Б.А. Стратегия бизнеса. Аналитический справочник. Методы управления хозяйственным риском. Москва «Информ».- 2007.- 473 с.
Мамышева В.А. Страхование. М.: «Сомитэк».-2005.-412 с.
Ольховская Д.И. Страхование. Учебник. М.:2003.-371 с.
Рейтман Л.И."Страховое дело". Учебник. Москва: «Фраза».- 1992 год.- 325 с.
Романова Т.Ф. Страхование: теория, практика/ РГЭА. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008.-499 с.
Страховое дело / Под ред. Рейтмана Л.М. М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 2002.- 347 с.
Цикалович Ю.В.Страхование в России. Москва: «Чайка».-2007.-408 с.
Газета «РОСТ» № 47 от 23 мая 2007
Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций // «Все о страховании» от 14.12.2008
К проекту стратегии развития страхования в РФ на 2008-12 гг. // Журнал "Страховое дело" № 6 и № 7 за 2007 г.
Кудрин А.Л. Трёхлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики // Финансы. 2007. № 4. С.3-9.
Лайков А.Ю. Страховой риск-менеджмент как инструмент реализации собственности // Экономика и управление собственностью. 2006. № 2. С.19-25
Предложения по развитию рынка страховых услуг Минэкономики РФ" / "Обзор страхового рынка" Общества страхователей, № 6 1998 г., с. 39-46
Рыбаков С.И. Отечественное страхование в процессе интеграции в мировой страховой рынок // Финансы. 2007. № 5. С.39-43


Приложение А


Рисунок 1 – Структура ФССН
Рейтман Л.И."Страховое дело". Учебник. Москва: «Фраза».- 1992 год.- 325 с., с. 408
Мальцев Б.А. Стратегия бизнеса. Аналитический справочник. Методы управления хозяйственным риском. Москва «Информ».- 2007.- 473 с., с. 41

Страховое дело / Под ред. Рейтмана Л.М. М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 2002.- 347 с., с. 273-274

Жилкина М. С. Государственное регулирование страхового рынка. Москва: «Страховой консалтинг».- 2002.- 426 с., с. 136
Предложения по развитию рынка страховых услуг Минэкономики РФ / "Обзор страхового рынка" Общества страхователей, № 6 1998 г., с. 39-46
Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций // «Все о страховании» от 14.12.2008
Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)
Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Постановление Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»
Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)
Приказ ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.
Приказ ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков»
Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)

Кудрин А.Л. Трёхлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики // Финансы. 2007. № 4. С.3-9.

К проекту стратегии развития страхования в РФ на 2008-12 гг. // Журнал "Страховое дело" № 6 и № 7 за 2007 г.

Лайков А.Ю. Страховой риск-менеджмент как инструмент реализации собственности // Экономика и управление собственностью. 2006. № 2. С.19-25

Рыбаков С.И. Отечественное страхование в процессе интеграции в мировой страховой рынок // Финансы. 2007. № 5. С.39-43

Романова Т.Ф. Страхование: теория, практика/ РГЭА. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008.-499 с., с. 215

Федеральный закон от 21.07.2007 № 183 – ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

Цикалович Ю.В.Страхование в России. Москва: «Чайка».-2007.-408 с., с. 325
Газета «РОСТ» № 47 от 23 мая 2007





35

Список использованной литературы


1.Федеральный закон от 21.07.2007 № 183 – ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
2.Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ)
3.Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
4.Постановление Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»
5.Приказ ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 07.04.2005 N 6467)
6.Приказ ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков»
7.Жилкина М. С. Государственное регулирование страхового рынка. Москва: «Страховой консалтинг».- 2002.- 426 с.
8.Мальцев Б.А. Стратегия бизнеса. Аналитический справочник. Методы управления хозяйственным риском. Москва «Информ».- 2007.- 473 с.
9.Мамышева В.А. Страхование. М.: «Сомитэк».-2005.-412 с.
10.Ольховская Д.И. Страхование. Учебник. М.:2003.-371 с.
11.Рейтман Л.И."Страховое дело". Учебник. Москва: «Фраза».- 1992 год.- 325 с.
12.Романова Т.Ф. Страхование: теория, практика/ РГЭА. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008.-499 с.
13.Страховое дело / Под ред. Рейтмана Л.М. М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 2002.- 347 с.
14.Цикалович Ю.В.Страхование в России. Москва: «Чайка».-2007.-408 с.
15.Газета «РОСТ» № 47 от 23 мая 2007
16.Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций // «Все о страховании» от 14.12.2008
17.К проекту стратегии развития страхования в РФ на 2008-12 гг. // Журнал "Страховое дело" № 6 и № 7 за 2007 г.
18.Кудрин А.Л. Трёхлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики // Финансы. 2007. № 4. С.3-9.
19.Лайков А.Ю. Страховой риск-менеджмент как инструмент реализации собственности // Экономика и управление собственностью. 2006. № 2. С.19-25
20.Предложения по развитию рынка страховых услуг Минэкономики РФ" / "Обзор страхового рынка" Общества страхователей, № 6 1998 г., с. 39-46
21.Рыбаков С.И. Отечественное страхование в процессе интеграции в мировой страховой рынок // Финансы. 2007. № 5. С.39-43



Узнать стоимость работы