Истина и ценность в праве

  • 14 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 11.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
План

Введение
1. Понятие ценностей права
2. Место истины в праве
3. Соотношение истины и ценности в праве
Выводы
Литература

Фрагмент для ознакомления

Истина в том или ином отношении предусматривает ценность, а ценность - соответствующую адекватность правовой действительности, истинности|. Эти основные характеристики права пронизывают|пронзают| друг друга. Право можно рассматривать как своеобразное взаимоотображение| истинного в ценном и ценного в истинном|.
В разнообразии взаимоотношений между ценностями и истиной в праве определяющим|определительным| компонентом выступает| их единство, которое|какое| имеет сложную структуру. Главными| его элементами является обусловленность шкалы ценностей| в этой сфере истиной и тесная связь истины как ценности с другими ценностями права.
Взаимную связь истинности и ценности можно проследить уже при формулировке проблемы или проблемной ситуации, которая имеет своим истоком|утечкой| осознание| противоречия|противоречивости| между истинностью и ценностью| правового знания. Ситуации такого рода стимулируют| поиски новых знаний и приводят к|до| более истинному| представлению о правовой реальности, перетворяя| юридическую истину на процесс. Аналогично можно| сказать, что и ценность знаний в праве является процессом.
В юридической науке проблема предопределяет необходимость| формирования одной или нескольких гипотез. Ядро гипотезы составляет|сдает| определенная идея. Каждая отдельная гипотеза направлена на получение нового истинного| знания. Одновременно можно и нужно вести речь и о ценности гипотезы. В первую очередь, это ее плодотворность| в плане решения проблемы. Истинность и ценность гипотезы тесно связаны|повязал| между собой. Если взять такую разновидность познания|опознания| в отрасли права, как процесс расследования преступления, здесь роль гипотезы играет версия, которая|какая| также имеет истинно-ценностный аспект. Далее, когда гипотеза получает должное подтверждение|, она может превратиться в теорию. Последняя имеет гносеологическую функцию, должна давать| истинное знание о своем объекте. Одновременно у нее есть также аксиологическая| характеристика – в первую очередь|, насколько она полезна для практики.
В сугубо гносеологическом плане истина выступает идеалом, на достижение которого|какого| направлена человеческая деятельность, и уже поэтому|оттого| является высшей ценностью. Кроме того, истина является ценностью, как в практическом|практичном|, так и в мировоззренческом отношении и для личности, и для социума. Ценностный аспект присущ также вопросу| о пути к|до| истинному знанию. Все это имеет важное значение для правосознания. Однако ценность| истины нельзя ставить выше ценности человека. В ХХ в. в полной мере проявился|проявляется| негативный| потенциал стремления эпохи модерн подчинить| внешнюю|наружную| природу и самого человека, утверждать в мире единую|единую| истину. Истина должна эволюционировать| в сторону|сторону| роста ее ценности, но необходимо правильно| определить ее место в общей иерархии ценностей|, где наивысшая ступень занимает|уселся| личность в единстве с социумом. Это имеет непосредственное значение| для права как основного регулятора использования| истин в общественной жизни.
Среди трех составляющих права - правотворчества, правореализации| и юридической науки - особое| значение имеет правотворчество; ему присущ свой ценностно-истинностный аспект. Основные цели права| - свобода, ответственность, справедливость, равенство| и т.д. выступают настоящими|подлинными| истинными ценностями. Корректная познавательная оценка их сути|сущности| является гносеологической основой|основанием| правильного оформления| их как государственно-значимых|значащих|. Одновременно ценность| юридической нормы определяется мерой, которой|какой| она отвечает особенностям|особенности| данного исторического этапа.
Юридическая норма должна отвечать указанным| факторам, тогда она является истинной в этом понимании|. Вместе с тем она должна быть ценной как эффективный| социальный регулятор. Каждая из этих двух характеристик нормы права является|проявляется| одновременно условием и следствием относительно|касательно| другой. Можно также сказать|, что истинность юридического закона содержит в себе ценность, и наоборот.
Правовые ценности связаны|повязал| с истиной также в отрасли| правореализации|. В частности|в том числе|, чтобы судебный приговор имел надлежащую|подобающую| социальную ценность, он должен опираться| на истинную картину преступного события, истинную квалификацию преступления (которая предусматривает истинное толкование| юридических норм), истинное понимание личности| подсудимого|подсудного|. Единство ценностей и истины в известной мере|в определенной степени| характеризует также и выполнение наказания|.
Универсальным критерием как истинности, так и ценности в их единстве выступает юридическая практика Природа права такова, что в отраслях правотворчества| и правореализации| ценность играет ведущую роль, а истинность - подчиненную. В правоведении| имеет место противоположное соотношение.


Выводы

Все наше знание о мире и о самих себе не сводится, как известно, только к истине, а включает также и ценности, иначе говоря, оно состоит из представлений о том, что есть, и о том, что должно быть, из сущего и должного, из объяснения (подведения под истину) и понимания (подведения под какую-то ценность: образец, идеал, норму, принцип). И ценности и истины выражают отношение между действительностью и мыслью. Различие ценностных и истинностных отношений хотя и не абсолютно, но существенно. Если истина выражает соответствие между представлением (утверждением) и объектом, то ценность, наоборот, — между предметной действительностью и нашими духовными целями и смыслами, т.е. то, насколько ее объект согласуется с представлениями о нем.
Фундаментальными составляющими права являются общечеловеческие и собственно юридические ценности. В сочетании же со стремлением быть истинным, «правильным», благодаря интенсивности своей гносеологической функции, право претендует на признание его самого в качестве истинной ценности.
Общий вывод заключается в том, что ценность и истина в праве принципиально нераздельны. Право вбирает|впитывает| в себя общечеловеческие ценности, становится|стает| их выразителем| и превращается в истинную, настоящую|подлинную| культурную ценность.
Усовершенствование права как одного| из|с| основных средств самоорганизации общества| нуждается в гармонизации единства ценностей и истины|, утверждении общечеловеческих ценностей,| отвечающих природе личности и общества| и выступающих наивысшим синтезом ценностей и истины, достигнутым|какого| за всю свою историю человечеством|. В той мере, которой|какой| отмеченная цель достигается, само общество становится|стает| правовым и превращается в истинную ценность.

Литература

1.Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы теории) - М.: Академия управления МВД России, 2001. – 180 с.
Бандура О.О. Единство ценностей и истины в праве (философский анализ): Автореферат дисс. д-ра филос. наук. - К., 2003. – 32 с.
3.Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990.
Кравченко Л.В., Мороз Б.И. Демократия и социалистическая справедливость. – К.: Об-во "Знание", 1989. - 47 с.
4.Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрполиграф, 1994. – 496 с.
9. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 535 с.
10. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. — М.: Три квадрата; Челябинск: Социум, 2003. - 192 с.








2

Литература

1..Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы те¬ории) - М.: Академия управления МВД России, 2001. – 180 с.
2.Бандура О.О. Единство ценностей и истины в праве (философский анализ): Автореферат дисс. д-ра филос. наук. - К., 2003. – 32 с.
3..Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990.
4.Кравченко Л.В., Мороз Б.И. Демократия и социалистическая справедливость. – К.: Об-во "Знание", 1989. - 47 с.
5..Зиновьев А.А. Ко¬ммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрполиграф, 1994. – 496 с.
6.. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 535 с.
7.. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. — М.: Три квадрата; Челябинск: Социум, 2003. - 192 с.

Узнать стоимость работы