Вам нужна курсовая работа?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Манипуляция сознанием посредством речевого воздействия

  • 30 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 10.12.2008
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теория манипуляции
1.1. Происхождение термина
1.1.1. Содержание и смысл манипуляции
1.1.2.Основные составляющие феномена манипуляции
1.1.3. Принципы влияния на сознание
1.2. Моделирование преобразований объектов реального мира как механизм речевого воздействия
1.2.1. Способы и приемы речевого воздействия
1.2.2. Самые характерные манипулятивные условия, способы и приемы
Глава II. Теория защиты от манипуляции
2.1. Понятие психологической защиты
2.2. Виды психологических защит
2.2.1. Неспецифические защиты
2.2.2. Специфические защиты
Глава III. Манипуляция в современных СМИ
3.1. Экстралингвистические особенности издания «Русский Newsweek»
3.1.1. Особенности графического оформления журнала
3.1.2. Особенности подачи информации в журнале
3.2. Манипуляция сознанием, осуществляемая журналом «Русский Newsweek»
3.2.1. Манипуляция в заголовках
3.2.2. Манипуляция в текстах статей
Заключение
Список источников
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Этот ход позволяет решить проблемы как на уровне маркетинга – поднять уровень продаж журнала, так и на психологическом уровне – заинтриговать читателя, внедрить в его сознание «крупицу» беспокойства.
Чаще всего на первую страницу журнала отбираются негативные темы: «утечка мозгов из России» (№ 217), финансовый кризис (№ 214), увеличение налогов (№ 209), проблемы регионального развития (215), порча русского языка (№ 114).
Даже при подаче нейтральной информации, связанной с выборами президента РФ в марте 2008 года (на обложке помещен портрет Медведева), одна мелкая деталь – добавление линии отреза вокруг портрета и ножниц – свидетельствует о негативных коннотациях и манипулирующей стратегии (внедрение в сознание читателей отрицательной оценки результатов президентских выборов как ожидаемых, легко предсказуемых).
С другой стороны, на последней странице журнала всегда публикуется большая фотография какого-либо события, которое не нашло отражения на других страницах журнала. Как правило, это событие позитивное, что дает читателю небольшую возможность эмоционально расслабиться после потока негативной информации, широко представленной в остальных разделах журнала. Примеры: счастливое спасение от стада быков в Испании (№ 162), военно-воздушное шоу в Индии (№ 214), день города в Минске (№ 114).

3.1.2. Особенности подачи информации в журнале
Информация в журнале подается в соответствие с тематическим принципом. События разделяются на категории, а затем уже подаются читателю в строго определенной последовательности. Даже на таком уровне осуществляется манипулятивное воздействие на сознание читателя.
В журнале представлены следующие рубрики:
Фоторепортаж – рассказ о событии через фотографии, обычно 1-2 разворота в журнале.
Страна – основные события в России за прошедшую неделю.
Глобус – основные события в мире (как правило, в Европе и США) за прошедшую неделю.
Бизнес – мировые и российские новости экономики, финансовых рынков.
Наука – новости науки, комментарии к важнейшим событиям, произошедшим в мировом и российском научных сообществах.
Общество – обзор основных общественных тенденций и событий.
Разное – рубрика представлена различными подрубриками: Перископ, Лаборатория, Техосмотр, Спортивный рейтинг, Музыкальные новинки, Кто куда, Dolce vita.
В каждом номере выделяется основная тема (Тема номера), освещение которой занимает центральное место в журнале. Обычно именно ее отражает обложка журнала. Сама тема оформляется в яркую фразу при помощи различных языковых средств, языковой игры, каламбуров и т.д. Приведем некоторые примеры:
За кадры решают все (перефразирование социалистического лозунга «Кадры решают все!») (№ 215);
Русский язык больше не великий и не могучий (отсылка к стихотворению в прозе И.С. Тургенева, изучаемому в школе) (№ 114);
Накат Европы (перефразирование название произведения О. Шпенглера «Закат Европы», связь с успехами русской сборной на «Евро-2008») (№ 196);
Расплата за зарплату (использование энантиосемичных однокоренных слов) – о росте зарплат в России и об ожидаемом их падении (№ 181).
Как видим, темы для освещения выбираются не самые позитивные, а скорее повышающие уровень тревожности у читателей.
3.2. Манипуляция сознанием, осуществляемая журналом «Русский Newsweek»
В журнале «Русский Newsweek» используется целый спектр манипулятивных средств, призванных оказать воздействие на читателя. Это противоречит заявленной «оппозиционности» и «независимости» издания, однако рядовой читатель (а это, как правило, человек с высшим образованием) этого не замечает – настолько грамотно и продуманно проводятся манипулирующие тактики.
Помимо скрытой подпороговой манипуляции осуществляется существенная манипуляция сознанием через используемые речевые средства.
3.2.1. Манипуляция в заголовках
Очень часто мы можем наблюдать манипуляцию читательским сознанием уже в предлагаемых читателю заголовках основных статей, не говоря уже о небольших заметках. Обычно в «Newsweek» именно в заголовке задается ракурс освещения той или иной проблемы.
Нам не удалось найти ни одного заголовка, в котором бы содержались только факты. Оценка присутствует всегда. Тогда о какой свободе и независимости мнений может идти речь, если читатель a priori лишен возможности самостоятельно оценить значимость того или иного события?
Приведем конкретные примеры:
Налоги. Теперь их почувствуют все (статья о повышении налоговых ставок) (№ 209). У читателя повышается уровень тревожности, поскольку факт повышения налогов освещен таким образом, что он непосредственно касается каждого члена общества (местоимение все). В то же время остается неясным: кто все? Это местоимение так и не расшифровывается в статье.
Монархия – мать порядка (о 80-летии Елизаветы II Английской) (№ 94/95). В заголовке произведена подмена диаметрально противоположных понятий анархия (анархия – мать порядка, отсутствие государства) и монархия (форма государственной власти), также задействован ассоциативный потенциал слова мать (‘королева – мать народа’).
Крылатое вырождение (о проекте авиасуперконцерна) (№ 61) – перефразирование устойчивого словосочетания крылатое выражение. Так выражается сомнение в возможностях реализации проекта, о котором идет речь в статье.
Можно привести еще довольно большой список примеров, но все они в той или иной степени будут свидетельствовать о том, что подача любого материала журнала осуществляется с позиций, которые требуются редакции и владельцам журнала. Самовольная трактовка материалов статей читателем сведена к минимуму и крайне затруднена.
3.2.2. Манипуляция в текстах статей
Манипуляция сознанием читателя осуществляется и непосредственно в текстах статей. Для того чтобы разобрать механизм воздействия на читателя более наглядно приведем пример, близкий нам по тематике. Это главная тема номера № 114 (18-24 сентября 2006) «Русский язык больше не великий и не могучий». Цикл статей, посвященных данной теме расположен на стр. 28-37.
Во-первых, само название не может не привлечь внимание читателя. Для усиления экспрессивного воздействия использовано две частицы не, хотя по норме достаточно только одной: не великий и не могучий.
Во-вторых, на весь разворот журнала нарисована отвратительная, на наш взгляд, карикатура, на которой изображены русские писатели-классики (Пушкин, Достоевский, Гоголь), несущие гроб с человеческим языком, обернутым в русский флаг.
В-третьих, содержание статьи явно искусственно подобранное, поэтому не вызывает доверия у специалистов. Достаточно почитать мнения профессиональных лингвистов касательно проблем сохранения русского языка не уважаемом и проверенном Интернет-портале gramota.ru.
В-четвертых, в статье используются наиболее характерные приемы речевого воздействия на читателя, например 1) пресуппозиции: «Давно известно, что русский язык уже давно перестал быть средством интернационального общения»; 2) допущения типа «ясно и очевидно»: «Очевидно, что русский язык умирает»; 3) модальные операторы долженствования и возможности: «Стоит ли думать, что ситуация изменится коренным образом?».
В статье приводятся статистические данные (численность говорящих на русском языке в странах СНГ и в мире), но не указана ссылка на их источник.
Статья перемежается с рекламой, что существенно затрудняет ее целостное восприятие. Ведь это главная тема номера, при желании рекламу можно из нее убрать.
В статье не приводится мнения современных ведущих лингвистов страны, автор опирается на суждения журналистов и общественных деятелей, т. е. налицо непрофессиональный подход к освещению проблемы … или манипулирование сознанием читателя с целью внедрить в него идею о том, что «через 25 лет русский язык будет вымирающим языком».
Заключение
Как выяснилось в ходе исследования, проблема манипуляций человеческим сознанием – это универсальная проблема, лежащая на стыке таких наук, как психология, социология, политология и др. Она имеет различные аспекты: исторический, экономический, политический, идеологический, лингвистический, психологический, культурологический.
Феномен манипуляции в различных его проявлениях известен человечеству на протяжении нескольких столетий. Как никогда актуальным он стал в конце XX столетия, когда мировые экономические страны-лидеры перешли к информационному типу общества, где информация – важнейшая ценность.
Сейчас российское общество стоит перед выбором. Один из путей который открыт перед нами – принять новую для русской культуры технологию господства над людьми через манипуляцию их сознанием. Мы уже можем наблюдать некоторые подвижки в сторону данного направления на примере таких СМИ, как «Русский Newsweek».
В современной общественно-политической ситуации газетный текст обладает огромным манипулятивнум потенциалом. Он может сопутствовать любой оценке произошедших событий различного уровня: как положительной, так и отрицательной, хотя обычно превалирует последняя.
Результаты анализа текстов журнала «Русский Newsweek» за 2005-2008 годы говорят о нарастающей тенденции к использованию жестких манипулятивных приемов и одновременном улучшении качества манипуляции – ее становится труднее обнаружить. В завуалированной и трудно опознаваемой форме журналисты этого издания манипулируют сознанием читателей на вербальном и невербальном уровнях, хотя часто не имеют под собой даже фактической опоры для таких действий.

Список источников
Русский Newsweek. 2005. № 31 (61).
Русский Newsweek. 2006. № 100.
Русский Newsweek. 2006. № 16-17 (94/95).
Русский Newsweek. 2006. № 36 (114).
Русский Newsweek. 2006. № 39 (117).
Русский Newsweek. 2007 №. 38 (162).
Русский Newsweek. 2008. № 7 (181).
Русский Newsweek. 2008. № 10 (184).
Русский Newsweek. 2008. № 23 (196).
Русский Newsweek. 2008. № 37 (209).
Русский Newsweek. 2008. № 42 (214).
Русский Newsweek. 2008. № 43 (215).
Русский Newsweek. 2008. № 45 (217).
Русский Newsweek. 2008. № 48 (220).
Русский Newsweek. 2008. № 49 (221).
Список литературы
Бабюк М.И. Социальная манипуляция: философский анализ. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2004.
Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб., «Питер», 2005. 203 с.
Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., «РИП-Холдинг», 2000.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., «ЧеРо Юрайт», 2000. 344 с.
Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, «Издательство Уральского университета», 1995. 208 с.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., «Алгоритм», 2001.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Новосибирск, ИД «Историческое наследие Сибири», 2007. 176 с.
Катенева И. Г. Манипулятивный потенциал иронии в газетно-публицистическом дискурсе (на материале «Новой газеты») // Вестник НГУ. Серия: История, филология.Т. 7., Вып. 2.: Филология. 2008 С. 37-43.
Остроушко Н. А. Проблемы речевого воздействия в рекламных текстах: Дис. … канд. филол. наук. М., 2004.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб. «ПИТЕР», 2005.
Щербвтых Ю. Искууство обмана. М., «Эксмо-Пресс», 2002.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 45.
Краткий психологический словарь
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 48.
Бессонов 1971; Волконогов 1983; Шиллер 1980.
Beniger 1987; Brock 1966; Pandey.
Riker 1986.
Lentz 1989; Proto 1989.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 50.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 58.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 59
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 109
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001. С. 285.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001. С. 288.
Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург. 1995. С. 169.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 140.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 192.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 194.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 195.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 206.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. С. 206.












28

Список литературы
1.Бабюк М.И. Социальная манипуляция: философский анализ. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2004.
2.Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб. 2005. 203 с.
3.Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.
4.Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. 344 с.
5.Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург. 1995. 208 с.
6.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.
7.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Новосибирск. 2007. 176 с.
8.Катенева И. Г. Манипулятивный потенциал иронии в газетно-публицистическом дискурсе (на материале «Новой газеты») // Вестник НГУ. Серия: История, филология.Т.7., Вып. 2.: Филология. 2008 С. 37-43.
9.Остроушко Н. А. Проблемы речевого воздействия в рекламных текстах: Дис. … канд. филол. наук. М., 2004.
10.Чалдини Р. Психология влияния. СПб. 2005.

Узнать стоимость работы