Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2929 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 03.08.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность и функции эмоций
Глава 2. Классификация эмоций
Глава 2. Роль и управление эмоциями
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

П., данное обоснование надуманно. Во-первых, невозможно подсчитать, каких ситуаций больше – опасностей или возможностей. Во-вторых, на любую осознаваемую как опасную ситуацию (угрозу), какого бы вида она ни была, эмоциональная реакция у человека и животных только одна – страх. При чём же здесь такие отрицательные эмоции, как печаль, гнев, ревность? Гораздо ближе к истине другое объяснение роли негативных эмоций: они привлекают внимание к ситуации отклонения наших взаимоотношений с окружающей нас средой от желаемых (White, 1994). С этих позиций легко объяснимы и страх, и печаль, и гнев.
Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т.д. (Лукьянов, 1966). Поэтому считается, что негативные эмоции ведут к мобилизации ресурсов организма, а положительные эмоции – к минимизации затрат (Taylor, 1991). Однако это отнюдь не очевидно. Возникновение скуки при монотонной работе тоже приводит к снижению энергозатрат, но вряд ли кто-нибудь будет рассматривать скуку как положительную эмоциональную реакцию. С другой стороны, при воодушевлении человека его энергия и активность увеличиваются.
Считается, что застойными и разрушающими здоровье человека могут оказаться только негативные эмоции. Действительно, здоровье человека при застойности отрицательных эмоций страдает. Но отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). О полезности отрицательных эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В.В. Фролькисом (1975): из 3 групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы – пугали, брали в руки и т.д. Показано также, что состояние тревоги перед экзаменом способствует интеллектуальной мобилизации студентов (Е.П. Ильин с соавторами, 1979). При наличии положительной эмоции люди не склонны к риску, так как не хотят лишаться имеющегося эмоционального фона (Isen et al., 1988).
Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу (1966) о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с положительными эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с отрицательными эмоциями, Б.И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».
В то же время имеются данные (Янкина, 1999), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже – с преобладанием отрицательных. Правда, преобладание отрицательных эмоций и средний уровень интеллекта, по тесту Д. Векслера, был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается не ясным.
С точки зрения П.В. Симонова, нервные механизмы позитивных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем негативные. Он считает, что положительные эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т.е. роль положительных эмоций отлична от роли отрицательных – положительные эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"».
«Отрицательные эмоции, – пишет Симонов, – как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоции всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».
Без положительных эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное и интеллектуальное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние отрицательных эмоций ничтожно, если оно вообще имеется.
По мнению Ильина Е.П., это «заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремления доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?»
Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым – возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приёмах.
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
1) правильная оценка значимости события;
2) достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
3) запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5 – 10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Как считал С.Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».
Заключение
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. – всё это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л.М. Аболина (1987). Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?
Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная роль – с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для благодушия. В спорте тому есть масса примеров, когда, добившись первых успехов и находясь в эйфории от этого, молодые талантливые спортсмены расслабляются и прекращают усиленно работать над собой, полагая, что у них и так всё получится. В результате талант так и остается не раскрытым.
Здесь многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания.
Библиография
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.: ил.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.: ил.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.: ил.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 448 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – С. 167.
Там же. С. 167 – 168.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 337.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 337 – 338.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 338 – 339.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 339 – 340.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 165.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 165 – 166.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 423 – 424.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 424 – 425.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 425 – 426.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 426 – 427.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 427 – 428.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 428 – 429.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142.
Там же, С. 142.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 143.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 143.
Там же, С.143 – 144.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 246 – 247.












19


Библиография
1.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
2.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.: ил.
3.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.: ил.
4.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
5.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.: ил.
6.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
7.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
8.Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
9.Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 448 с.
11.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
12.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют эмоции?

Эмоции выполняют несколько функций: они помогают нам оценивать ситуацию, поддерживают мотивацию и регулируют наше поведение, способствуют коммуникации и взаимодействию с окружающими, а также помогают нам адаптироваться к изменениям.

Какие виды эмоций существуют?

Эмоции можно разделить на несколько групп. Например, есть базовые эмоции, такие как радость, гнев, страх, грусть и отвращение. Также существуют комплексные эмоции, которые можно описать смешением нескольких базовых эмоций. Некоторые ученые также выделяют положительные и отрицательные эмоции.

Каким образом можно управлять своими эмоциями?

Управление эмоциями - это процесс, который можно научиться развивать. Одним из способов является осознанность - умение замечать свои эмоции и реагировать на них адекватно. Также помогает практика саморегуляции, например, глубокое дыхание или медитация. Важно уметь выражать эмоции конструктивно и находить положительные способы справляться с негативными эмоциями.

Почему страх является основной реакцией на опасные ситуации?

Страх является одной из базовых эмоций, которая помогает нам выживать. Он предупреждает о возможной опасности и мобилизует наши ресурсы для самозащиты. Страх активирует нашу нервную систему и направляет наше поведение в сторону безопасности.

Можно ли определить, сколько ситуаций вызывают больше возможностей или опасностей?

Определить точное количество ситуаций, вызывающих больше возможностей или опасностей, невозможно. Все зависит от контекста и восприятия человека. Одна и та же ситуация может быть воспринята одним человеком как возможность, а другим - как опасность. Важно помнить, что эмоции субъективны и могут варьироваться от человека к человеку.

Что такое эмоции и какая их функция?

Эмоции - это сложные психические состояния, выражающиеся через чувства и физические реакции. Их основная функция заключается в адаптации человека к окружающей среде, реагировании на важные события и помощи в принятии решений.

Как можно классифицировать эмоции?

Эмоции можно классифицировать по различным критериям. Например, по характеру эмоционального состояния они делятся на положительные (радость, счастье) и отрицательные (гнев, грусть). Также эмоции можно классифицировать по происхождению: врожденные (страх, радость), приобретенные (например, страх перед высотой). Еще один способ классификации - по длительности эмоций: краткосрочные (радость от получения подарка) и долгосрочные (грусть после разрыва отношений).

Каким образом человек управляет своими эмоциями?

Управление эмоциями включает в себя различные стратегии и способы. Одним из них является осознанное внимание к своим эмоциям и их осознанное принятие. Также эмоции можно регулировать с помощью позитивного мышления, постановки целей, поиска поддержки у других людей, физической активности и техник релаксации. Важным аспектом управления эмоциями является развитие эмоциональной интеллекта - способности распознавать и понимать свои эмоции, а также эмпатию - понимание и сопереживание эмоций других людей.