Методика проведения экскурсий в средней группе и её роль в формировании гуманного отношения к природе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 2727 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 25.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1 Формирование у дошкольников первичных представлений о природе
Глава 2 Экскурсия как форма экологического воспитания
Глава 3 Примеры экскурсий для детей средней группы дошкольного образовательного учреждения
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Воспитатель: - А сейчас давайте по тропиночке друг за другом, чтобы не нарушать покой леса, отправимся в гости к ёлчке. (Дети подходят к ели. Под ней сидит Лесовичок.)
Лесовичок: - Дети, а по каким признакам вы узнали ель среди других деревьев? (ответы детей)
Воспитатель (уточняет): - Действительно, у ели ветки растут по всему стволу от верхушки до земли, они опущены вниз. Хвоя на ели короткая, острая, плотно прилегает друг к другу, темно-зеленые хвоинки растут по две вместе. (Дети рассматривают веточки ели.)
Лесовичок: - Я думаю, что теперь вы не спутаете ель с её сестренкой - сосной. Посмотрите, я тут приготовил для вас сосновую веточку. Скажите-ка мне, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга, (ответы детей)
Воспитатель: - Лесовичок, а что еще лежит у тебя в корзинке?
Лесовичок: - Там у меня лежат еловые и сосновые шишки (предлагает детям их сравнить).
Лесовичок: - Вы знаете, дети, в конце зимы, можно увидеть, как ель рассеивает свои семена. Они лежат в углублении крылышка, как — будто в маленькой ложечке. Придет весна , снег растает. Семена попадут во влажную почву, прорастут и из них появится новое молодое дерево. Как только семена ели попадают на землю.
Воспитатель: - Лесовичок, дети заметили, что под елочкой снег усыпан зелеными веточками — коротышками. Ты знаешь, кто здесь побывал?
Лесовичок: Знаю, это белка сюда на обед приходила. Из этих веточек клест сделает себе гнездо, утеплит его мхом, шерстью, и будет среди зимы выводить свое потомство. Самочка сядет в гнездо, а самец будет ей во всем помогать. Вот так все они и живут дружно: и звери, и птицы, и деревья.
Воспитатель: Лесовичок, мы тоже хотим жить дружно вместе со всеми, помогать и оберегать деревья, животных, птиц. Скажи нам, чем мы можем помочь нашей красавице -елочке?
Лесовичок: Сильный ветер и мороз могут навредить елочке: ее корни находятся близко к поверхности земли. В морозную и малоснежную зиму они могут замерзнуть, и елочка погибнет. Я вижу у вас есть лопатки. Прикопайте ими снег к корням и стволу, и им будет теле. (Дети прикапывают снег).
Воспитатель: Ну что ж, нам пора прощаться с нашей красавицей. Спасибо тебе Лесовичок, мы узнали много нового и интересного.
(После экскурсии дети в группе рисуют елочку в зеленом убранстве).
ВЕСНА.
ТЕМА: Есть ли у елочки цветы?
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе,
в том числе и у ели. Показать детям, что ель - живое существо, она растет, цветет, изменяется.
Воспитывать у детей основы экологического воспитания.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок ели, украшенной цветами, вырезанные из зеленого картона
елочки (сувениры)
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Воспитатель: Вот и пришла долгожданная весна. Скажите, дети, какие изменения произошли в природе с приходом весны? Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте о каких весенних месяцах в них говорится.
1) Дует теплый ветерок,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
2) Яростно река рвет
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)
3) Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
Белый свет оделся,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (МАИ)
Воспитатель: Да, дети, вся природа ожила, преобразилась. А что же происходит с нашей елочкой? Как вы думаете? (Ответы детей) Изменилась ли она?
Какую загадку вы знаете о ели? Неужели же елочка никогда не меняется? Мне почему-то кажется, что это волшебное дерево и она нас еще удивит. Давайте отправимся к ней в гости.
По тропинке, по - лесной
В гости к елочке пойдем.
Как живет она весной,
Мы узнаем у нее.
(Дети подходят к парку и у входа обнаруживают рисунок - на нем изображена елочка в цветах)
-Что за чудесный рисунок? Сейчас вед не Новый год, почему же елка украшена цветами? Как вы думаете: бывает ли на елке цветы? Сейчас мы узнаем.
(Дети подходят к ели, за которой они наблюдали зимой)
Дети, посмотрите на нашу елочку — красавицу. Что же с ней произошло? Что изменилось?
(Дети замечают молодые побеги, и у их основания - маленькие шишечки).
Воспитатель: вот и ответ на наш вопрос. Действительно весной у елки наступает цветение. Но цветы у нее необычные. У основания молодых побегов видны скопления маленьких светло-желтых комочков овальной формы. Это мужские шишечки. Пройдет время и из них посыплется желтая пыльца. В это время появятся и другие темно - малиновые «цветки», которые располагаются на самых концах молодых побегов - это женские шишечки, имеющие вид маленьких пружинок. Желтая пыльца попадает на маленькие шишечки, и они начинают расти. А через .2 года на этом месте появляется еловые шишки с семенами. Вот такое волшебное дерево!
- Дети, посмотрите внимательно на ель и скажите, верна ли загадка о том, что ель всегда одним цветом. Какие еще изменения вы заметили?
(Ответы детей).
Действительно, на концах веток можно увидеть молодые побеги, они имеют более светлый цвет. Чем старше становится побег, тем темнее он крашен. У ели хвоя живет 5-7 лет. Постепенно старые хвоинки осыпаются и заменяются новыми.
А сейчас давайте с вами поиграем. Условие игры такое: победит тот, кто придумает больше хороших и красивых слов про ель.
(Победитель дается право вручить всем детям сувениры от ели: вырезанные из картона елочки).
ОСЕНЬ.
ТЕМА. Ель и лиственница.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Закреплять познания детей о ели, учить узнавать ее среди других хвойных деревьев, продолжать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Воспитывать интерес к природе родного края, умение видеть ее красоту, вызывать желание сохранять , охранять и заботится об окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ. Игрушка - еж, картинки с изображениями брусники, черники.
ХОД ЭКСКУРСИИ.
Дети и воспитатель в группе. Вдруг звонит телефон. Воспитатель берет трубку, а потом говорит детям:
- Это звонил из нашего парка ежик. Он там готовил себе место для зимовки и вдруг увидел, что наша с вами любимая елочка вся пожелтела. Он думает, что она заболела и просит, чтобы мы немедленно спешили к ней на подмогу.
(Дети собираются на прогулку).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Этого не может быть. Что же могло случиться?
(Дети приходят в парк и видят, что под лиственницей, которая растет рядом с елью, сидит ежик (игрушка)).
- Ну, теперь мне все понятно. Дети, что перепутал еж? (Ответы детей).
Скажите, как называется это дерево, которое очень похоже на ель? (ЛИСТВЕННИЦА).
Про лиственницу даже сочинили загадку:
Из семейства сосен, елок,
А зимует без иголок.
Когда у деревьев начинается листопад, то лиственница, одна из всех хвойных деревьев, сбрасывает свои иголки. Дети, потрогайте их, рассмотрите. Что можно о них сказать? Какие они? А какие хвоинки у ели?
Ель и лиственница - хвойные деревья. А какие еще хвойные деревья растут в нашем парке (сосна).
А чем еще отличается от ели лиственница?
Так, что еж напрасно беспокоился, все деревья здоровы. А сейчас мы поиграем в игру «С какой ветки детки» (игра на закрепление знаний о хвойных деревьях).
Наша ель - растение тенелюбивое, вечнозеленое. И рядом с ней селятся такие же растения, которые любят тень и полумрак: мох, брусника, черника. Даже зимой под снегом они остаются такими же зелёными как и их соседка. Эти растения сохраняют для нее влагу.
Дети, какое время года наступает после осени?
Какие опасности будут подстерегать нашу елочку?
Чем мы с вами сможем ей помочь?
А сейчас давайте попрощаемся с елочкой, и скажем ей на прощание добрые, ласковые слова.

Таким образом, экскурсии, проводимые с детьми средней группы дошкольных образовательных учреждений, могут представлять собой цикл сезонных экскурсий. В этом случае главным объектом может быть дерево или животное. В то же время экскурсия может иметь универсальный характер и проводиться в не зависимости от времени года.





























Заключение

В процессе экологического воспитания дошкольников должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира, и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Предложенные в работе методики проведения экскурсий с детьми средней группы дошкольного образовательного учреждения основаны на принципах воспитания гуманного отношения к природе и учитывают психико-физиологические особенности детей этого возраста. Данные методики могут быть применены воспитателями ДОУ и адаптированы для детей старшей группы.


















Список литературы:
Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического воспитания дошкольников // Начальная школа. – 1999. – №1. – С.19-21.
Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – М., 1996. – 169с.
Булатникова Г.А. Общение с природой как средство экологического образования дошкольников // Начальная школа. – 1999. – №12. – С.61-64.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов/Д., 1996. – 345 с.
Егоринков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М., 1986.
Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении. – М., 1980.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. –2005. – №7. – С.3-9.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 50-53.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.:  2003. – 268 с.
Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания // Начальная школа. – 1988. – №6. – С.28.
Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 2001.
Суравегина И.Т. Как учить экологии. – М., 1985.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в ДОУ // Советская педагогика. – 1990. №12. – С.47-51.
Сухомлинский В. А. Проблемы дошкольного воспитания. – М., 1980.












2

Список литературы:
1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического воспитания дошкольников // Начальная школа. – 1999. – №1. – С.19-21.
2.Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – М., 1996. – 169с.
3.Булатникова Г.А. Общение с природой как средство экологического образования дошкольников // Начальная школа. – 1999. – №12. – С.61-64.
4.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994.
5.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов/Д., 1996. – 345 с.
6.Егоринков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
7.Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М., 1986.
8.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении. – М., 1980.
9.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. –2005. – №7. – С.3-9.
10.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
11.Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 50-53.
12.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
13.Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.: 2003. – 268 с.
14.Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания // Начальная школа. – 1988. – №6. – С.28.
15.Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 2001.
16.Суравегина И.Т. Как учить экологии. – М., 1985.
17.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в ДОУ // Советская педагогика. – 1990. №12. – С.47-51.
18.Сухомлинский В. А. Проблемы дошкольного воспитания. – М., 1980.

Вопрос-ответ:

Какая роль экскурсий в формировании гуманного отношения к природе?

Экскурсии помогают детям формировать первичные представления о природе и развивать гуманное отношение к ней. При посещении природных объектов дети наблюдают животный и растительный мир, учатся заботиться о них, осознают важность сохранения окружающей среды.

Какие представления о природе формируются у дошкольников?

У дошкольников формируются первичные представления о разнообразии живой и неживой природы, о взаимосвязи всех элементов природы. Они учатся определять основные природные объекты, различать растения и животных, понимать их взаимодействие.

Как экскурсия способствует экологическому воспитанию?

Экскурсия является эффективной формой экологического воспитания, так как позволяет детям непосредственно взаимодействовать с природной средой, наблюдать ее красоту и разнообразие, учиться ее бережному отношению, осознавать свою ответственность за сохранение окружающей среды.

Какие могут быть примеры экскурсий для детей средней группы?

Примеры экскурсий для детей средней группы могут включать посещение леса, реки, парка, зоопарка или ботанического сада. Во время экскурсий дети могут изучать растения и животных, обращать внимание на различные природные явления и осуществлять различные игровые и познавательные активности.

Что дети наблюдают при экскурсии в лес?

Во время экскурсии в лес дети наблюдают разнообразие деревьев, кустарников, цветов, мхов и лишайников. Они могут увидеть различные животные, такие как птицы, бурундуки, белки или даже дикие животные. Дети также могут обнаружить следы животных и изучать различные природные материалы, такие как шишки, листья и камни.

Какие первичные представления о природе формируются у дошкольников?

У дошкольников формируются первичные представления о природе, такие как знакомство с разными видами растений и животных, понимание их важности и роли в экосистеме, осознание сезонных изменений и природных явлений.

Как экскурсия помогает в формировании гуманного отношения к природе у детей?

Экскурсия позволяет детям непосредственно познакомиться с природой, наблюдать ее в живом виде, участвовать в играх и заданиях, связанных с окружающей средой. Это способствует формированию у детей гуманного отношения к природе, внимания и заботы о ней, а также понимания своей роли в сохранении окружающей среды.

Какие примеры экскурсий могут быть проведены для детей средней группы дошкольного образовательного учреждения?

Примеры экскурсий для детей средней группы могут включать посещение ближайшего парка или сада, где дети смогут наблюдать разнообразные растения и животных, а также узнать об особенностях их обитания. Также можно организовать экскурсию на ферму, где дети познакомятся с разведением животных и процессом посева и выращивания овощей.

Какие роль выполняет экскурсия как форма экологического воспитания?

Экскурсия как форма экологического воспитания позволяет детям ощутить природу на собственном опыте, развивает интерес и любознательность к окружающей среде. Она помогает формировать у детей уважительное и ответственное отношение к природе, понимание ее ценности и необходимости заботиться о ней.