Введение христианства на Руси

  • 20 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 04.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание



Введение
Глава1. Предпосылки появления христианства на Руси
Глава 2. Введение христианства на Руси
Глава 3. Последствия крещения Руси
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Потребность в грамотном духовенстве и епископате дала толчок развитию просвещения, привела к появлению церковных школ и развитию книжного искусства.
Как уже отмечалось, принятие христианства не было исходным моментом феодализации Древней Руси. Для его дальнейшего развития и укрепления необходима была идеологическая основа, которой и стало христианство. Новая религия принесла с собой оправдание именем христианского бога социального неравенства. Важным средством оправдания социального неравенства явилось освещение христианством частной собственности.
К числу главных результатов крещения Руси следует отнести образование русской православной церкви. Русская православная церковь складывалась как митрополия Константиновского патриархата, от которого она первоначально получала архиереев и священников.
Во времена княжения Владимира Святославича русская церковь еще не получила организационного оформления. Не определилась и структура центральной церковной власти. Лишь при Ярославе Владимировиче церковная организация приобрела вполне законченный вид. Укрепилась власть митрополита над епархиями, входившими в состав Древнерусского государства, и одновременно усиливалась зависимость главы церкви от великокняжеской власти.
Монастыри как составная часть церковной структуры русского православия появились в Древней Руси лишь в XI веке, то есть несколько десятилетий спустя после принятия христианства киевским князем Владимиром. По идее монастырь - добровольное братство людей, целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской», и в крупных политических событиях.
Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками и выходцами из боярской или купеческой среды.
И все же своим появлением они обязаны крещению Руси, а их деятельность – важный момент религиозно- церковной жизни.
Оценивать последствия крещения Руси, как и любого исторического явления, следует не по отдельным, а по основным результатам, органически вытекающим из всего процесса христианизации древнерусского общества крещение.
Утверждение христианства на Руси – явление исторически и социально значимое. Совершалось оно не одно десятилетие. Крещение населения древнего Киева православным византийским духовенством положило начало становления русского православия. Взаимовыгодный союз православия и самодержавия составил основу феодального общества.
Прямым единственным и конкретным результатом крещения киевлян, дошедшим до нашего времени, является русская православная церковь. Остальные последствия начальной фазы христианизации древнерусского общества либо исторически изжили себя, либо получили дальнейшее развитие уже за рамками религии и церкви (книжное дело, культура и т.д.).
Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном общении с крупнейшим центрами древних цивилизаций, как Запада, так и Востока. Она обогащалась знакомством с лучшими достижениями Византии, Западной Европы и мусульманского мира. На этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная русская культура. Уже к концу XI века культура Древней Руси достигла уровня передовых стран средневековой Европы, а в XII веке продолжалось ее поступательное развитие, временно прерванное нашествием монголо-татар.
Заключение

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского народа. Оно создало основу для объединения государства, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Руси не следует представлять, как простую перемену верований.
Христианство, став господствующей религией, выразилось в новых положений. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны.
Христианство входит в общественную жизнь Киевской Руси как мощный идеологический фактор. Христианизация Древней Руси, начатая князем Владимиром, не создала русскую государственность, а только укрепила и развила ее.
Введение христианства способствовало государственному строительству Киевской державы. Новая религия положило начало перестройке духовной сферы жизни древнерусского общества.
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности.
Христианизация Древней Руси привела, прежде всего, к созданию организации, которой явилась русская православная церковь.
Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

Оценивать последствия крещения Руси, как и любого исторического явления, следует не по отдельным, а по основным результатам, органически вытекающим из всего процесса христианизации древнерусского общества крещение.
Подводя итог вышенаписанному, можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
Список используемой литературы

1. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986.-287с.
2. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.
3. Крянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси– В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.
4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. — СПб.: Издательство "Logos", 1999. – 264с.
5. Никольский. М. История русской церкви. -3-е изд. – М.:Политиздат,1983. – 448с.
6. Пресняков А.Е. Княжеское право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М.: Наука,1993. – 635с.
7. Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков – В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.
8. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. –М.: Сов. Россия, 1989. -240с.
9. Русское православие: вехи истории/ Науч.ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719с.
10. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.- 546с.

Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. с.66-69.
Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков – В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. с.224-230.
Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. с. 53-84.
Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков – В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. с.224-234.
Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. с. 53-110.
Русское православие: вехи истории/ Науч.ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. с.14-18.
Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. с.147-205.












2

Список используемой литературы

1. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986.-287с.
2. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.
3. Крянев Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси– В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.
4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. — СПб.: Издательство "Logos", 1999. – 264с.
5. Никольский. М. История русской церкви. -3-е изд. – М.:Политиздат,1983. – 448с.
6. Пресняков А.Е. Княжеское право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М.: Наука,1993. – 635с.
7. Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков – В кн.: Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.
8. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. –М.: Сов. Россия, 1989. -240с.
9. Русское православие: вехи истории/ Науч.ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719с.
10. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.- 546с.

Узнать стоимость работы