Этическое содержание гуманизма.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 1717 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 29.04.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
§ 1. Гуманизм и этика
§ 2. Этическое содержание гуманизма
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Отстаивать права естества – отстаивать права разума. (II. № 7 С. 60).
«Только естественно», «только разумно» – синонимы. Но может ли естество разуму противоречить? Скажем: «естественно пожалеть, но разумнее поступить без жалости»? Здесь разумное путают с целесообразным, что далеко не одно и то же; цели-то могут быть самыми разными, в том числе и такими, что требуют трупов, а разум – один... Или же, напротив, хотят сказать, что всякий раз кроме первого импульса непосредственной жалости следует учитывать еще и всю ту жалость, которую тебе доведется испытать, если ничего кроме нее не пожелаешь учитывать? Что жалость, скорее, следует на разум множить?
Целесообразность – это разумное лишь в некотором отношении. Если же целесообразность будет целесообразной действительно во всех отношениях, она будет и вполне разумной, и доброй, и ни в чем не потревожит естество. (II. № 7 С. 62).
Разумение человека может быть лишь собственным, отстаивать разум – значит отстаивать личность; разум – лишь естество; отстаивать право и достоинство человеческого естества – отстаивать право и достоинство личности. (II. № 11 С. 388). Гуманизм, в актуальнейшем его понимании, призван защитить личность от идеологии любых коллективных воззрений. Защитить индивидуальное естество от стадного естества. Итак, утверждая личность, гуманизм становится на стороне разума – против коллективистских (стадных) инстинктов. Те, кто стадному в себе могут противопоставить только эгоистическое, а не личное, – те видят в борьбе за разум подкоп под саму нравственность. Гуманность у нравственности на подозрении. Впрочем, в идеале, человечность и вправду должна заменить собою нравственность. (II. № 11 С. 389).
Гуманизм – не «за нас», и не за то, чтобы «каждый за себя», а за «каждого из нас». «Животное» в человеке – бывает и зверь, и очень страшный. «Животное общественное» в человеке – бывает и скот, и очень стадный. Человек тоже – животное. Но пусть уж, хотя бы, «животное разумное»! Гуманизм утверждает разумное естество личности в противовес эгоистическому естеству и стадному естеству.
Чей-то «рационализм» может быть и бесчеловечен, но человечность именно рационалистична, – разумна. Требования собственного естества чувствуешь острее, – но разум подсказывает, что у других и то же естество, и такое же право ему следовать; итак, разум, утверждая права естества, призывает: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали», – призывает: «...как самого себя»... – Разум – гуманист. (II. № 11 С. 390).
Природа человека, в своем абсолютном достоинстве, вечна и неизменна; мыслить иначе – значит принципиально соглашаться с насилием (пытающимся что-то в ней переделывать). Но, естественно возразить, разве сама природа не может изменяться к лучшему? Не из обезьяны возник и сам человек? Ответ прост: ничто не может запретить природе меняться, если она меняется, но ничто и не смеет ей указывать, – пусть меняется так, как ей свойственно, по природе. (II. № 11 С. 391).
Тезис о вечности и неизменности человеческой природы, отстаиваемый гуманизмом, значит следующее. Природа человека не то чтобы буквально вечна и неизменна (это скорее метафора, наглядное изображение идеи), но – в определенном смысле – и больше того: она абсолютна для нас, как абсолютная ценность, как святыня. Практически это означает, что она приоритетна. То есть, скажем, мы можем радеть о счастье человека, исходя из требований его природы, но не о переделке его природы, исходя из представлений о том, что должно составить его счастье. (II. № 11 С. 394).
Итак, «естество» для гуманиста – это разумный мир с самим собою, а сам гуманизм – это ненасилие, мир вообще. Право – это формализованный гуманизм, но сам гуманизм – это нечто в принципе неформальное: призван смягчать даже право. Терпимость – идея, более общее название которой – гуманизм. Гуманизм: кто вправду не с ним, тот, конечно, против него, – но только в существование таких людей не стоит верить только по их идеям и высказываниям; значит, хоть и не с ним, может, и не против. (II. № 11 С. 394).
Сам Христос относительно тех, «кто не с нами», не имел определенного мнения. Ничто в гуманизме не «приводит к отрицанию человека», как бы ни пытались доказать этот тезис, – не приводит, хотя бы потому, что подлинный гуманизм вообще не имеет целью кого-нибудь куда-нибудь вести. Выстраивает и ведет людей не гуманизм, а идеология, альтернативой которой гуманизм и является. Идея – не идеология – гуманизма в том и состоит, что нет идей, которым следовало бы жертвовать человечностью; гуманизм – именно то, что при всех ситуациях и вопреки всем мыслимым принципам остается на стороне человека.



Заключение
В заключении нашей работы мы можем прийти к некоторым выводам. Можно сказать, что гносеология гуманизма – это рационализм, – но рационализм исключительно как компромиссный метафизический минимум, без которого немыслимым станет взаимопонимание людей вообще, общий язык.
Иначе говоря, рационализм как здравый смысл, признание общезначимым в сфере познания лишь того, что убеждает в своем существовании независимо от наших чаяний и пристрастий – а именно лишь фактов и логики. Отсюда – естественное союзничество гуманизма с наукой, его вера в разум. Эта вера состоит еще и в том, что вопросы мировоззрения перестают быть делом послушания, как в идеологии, но препоручаются самой личности, ее разумению. Любой проект осмысления мира вне пределов доступного здравому смыслу и науке совершенно законен, но лишь как дело личной метафизики каждого.
Рационализм как «метафизическая терпимость», обоснование терпимости этической. Фундаментальная презумпция практической морали (так называемое «золотое правило поведения»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе)










Список литературы

Большая Советская Энциклопедия. М., Наука. 1982.
Гумницкий Г. Н., Основные проблемы теории морали, Иваново, 2006.
Гусейнов А. А., Социальная природа нравственности, М., 2004.
Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - 55 с.
Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1998.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности, М., 1997.
Мораль и этическая теория. Сборник статей под ред. М. Яковлева. М., 2004.
Очерки истории русской этической мысли. Сборник статей. М., 2006.
Предмет и система этики. София, 2003.
Титаренко А. И., Структуры нравственного сознания, М., 2004.
Федоренко Е. Г., Основы марксистско-ленинской этики, 2 изд. Киев, 2002.
Шварцман К. А., Теоретические проблемы этики, М., 2009.












5

Список литературы

1.Большая Советская Энциклопедия. М., Наука. 1982.
2.Гумницкий Г. Н., Основные проблемы теории морали, Иваново, 2006.
3.Гусейнов А. А., Социальная природа нравственности, М., 2004.
4.Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - 55 с.
5.Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1998.
6.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности, М., 1997.
7.Мораль и этическая теория. Сборник статей под ред. М. Яковлева. М., 2004.
8.Очерки истории русской этической мысли. Сборник статей. М., 2006.
9.Предмет и система этики. София, 2003.
10.Титаренко А. И., Структуры нравственного сознания, М., 2004.
11.Федоренко Е. Г., Основы марксистско-ленинской этики, 2 изд. Киев, 2002.
12.Шварцман К. А., Теоретические проблемы этики, М., 2009.

Вопрос-ответ:

Какое этическое содержание у гуманизма?

Гуманизм основывается на принципах человечности, уважения к достоинству каждого человека и признании его прав и свобод. Этическое содержание гуманизма заключается в акцентировании на ценности человеческой жизни, достоинства и свободы, а также в признании необходимости развития гуманистических принципов в отношениях между людьми и в обществе.

Какие аспекты этики связаны с гуманизмом?

Гуманизм пропагандирует такие этические принципы, как уважение к другим людям, равноправие, справедливость, доброта и толерантность. Важными аспектами этики, связанными с гуманизмом, являются также защита прав человека, поддержка и помощь тем, кто нуждается, и стремление к созданию справедливого и гуманного общества.

Какие идеи являются основой гуманизма?

Основными идеями гуманизма являются признание равенства и достоинства каждого человека, уважение к правам и свободам человека, признание ценности человеческой жизни, стремление к счастью и благополучию каждого человека, идеал справедливого и гуманного общества и признание гуманной моральной ответственности каждого человека за свои поступки.

Что означает гуманизм?

Гуманизм означает приверженность к ценностям, принципам и идеалам свободы, равенства, достоинства каждого человека, уважения к правам и свободам человека, гуманным принципам в отношениях между людьми и в обществе. Гуманизм также подразумевает устремление к развитию личности, самоосуществлению и стремление к счастью и благополучию всех людей.

Какие принципы этического поведения включает гуманизм?

Гуманизм включает принципы этического поведения, такие как уважение к другим людям, справедливость, доброта и милосердие, толерантность, сотрудничество и уважение к окружающей среде. Гуманистические принципы также включают защиту прав и свобод человека, поддержку слабых и уязвимых, и стремление к созданию гуманной и справедливой общественной системы.

Какое этическое содержание имеет гуманизм?

Гуманизм представляет собой философское направление, которое ставит человека в центр своих интересов и стремится к улучшению условий его жизни. В этом плане, этическое содержание гуманизма заключается в признании и защите человеческих прав и свобод, поддержке равенства и справедливости, уважении к достоинству индивида и осознании ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Какими ценностями руководствуется гуманизм в этическом плане?

Гуманизм основывается на ценностях, которые уважают и подчеркивают ценность человеческой жизни, индивидуальности, свободы, равенства и справедливости. В этическом плане гуманизм признает важность уважения к другим, доброту, эмпатию, толерантность и гуманитарные принципы, такие как ненасилие и солидарность.

Как связаны гуманизм и этика?

Гуманизм и этика тесно связаны между собой. Гуманизм, как философское направление, ставит человека и его ценности в центр своего внимания. Этика же изучает и определяет нормы и принципы морального правильного поведения. В этом плане, этические вопросы и принципы являются основой для практического выражения гуманистических идей в обществе.

Что означает "отстаивать права естества" и "отстаивать права разума"?

Отстаивание прав естества означает защиту и признание основных, неизменных прав и свобод каждого человека, которые обусловлены его естественным существованием. Отстаивание прав разума, в свою очередь, предполагает признание и уважение гуманистических и рациональных принципов в обществе, которые помогают человеку развиваться и осуществлять свои права и свободы.

Могут ли естество и разум противоречить друг другу?

В некоторых случаях естество и разум могут противоречить друг другу. Например, некоторые действия, которые являются естественными или инстинктивными, могут противоречить рациональным и этическим принципам. Однако, в большинстве случаев, естество и разум должны сочетаться и дополнять друг друга, чтобы создать гармоничное и этически оправданное поведение.

Какое этическое содержание гуманизма?

Гуманизм подразумевает признание ценности и достоинства каждого человека, уважение к его правам и свободам, а также стремление к благополучию и счастью всех людей. Этическое содержание гуманизма включает в себя такие ценности, как справедливость, равенство, толерантность, социальная ответственность и гуманность во взаимодействии с окружающим миром.

Как гуманизм связан с этикой?

Гуманизм и этика взаимосвязаны, поскольку этические принципы являются основой гуманистического мировоззрения. Гуманизм ориентируется на этические нормы и ценности, которые определяют правильное поведение и отношение к другим людям. Этика в гуманизме призывает к уважению человеческого достоинства, защите прав и свобод человека, а также к построению справедливого и гуманного общества.