Петербург в русской культуре.

  • 14 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 29.04.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Культурные традиции Санкт-Петербурга
2. Учебные заведения Санкт-Петербурга
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Где бы, на какой бы работе, в какой бы местности они не находились, они всегда объединялись в различные общества. О значении этих объединений можно судить хотя бы по тому факту, что именно с ними, с этими обществами, кружками, журфиксами и так далее, собиравшимися зачастую на частных квартирах и в помещениях школ, не предусмотренных для таких собраний, с первых месяцев захвата власти большевиками началась усиленная борьба, потому что в них, этих обществах и кружках, большевики видели главного соперника и опасность для себя. Вспомним наиболее крупные организации в Петербурге, как общество врачей, кстати сказать, построившее на собственные средства несколько больниц в Петербурге с бесплатным лечением. Общество архитекторов, художников, основанное в 1903 г. Вольное экономическое общество, существовавшее с XVIII в. и до 1917 г., когда было закрыто. Общество имени А. И. Куинджи в 1909-1910 гг. Общество камерной музыки с 1872 по 1915 г. (до 1878 г. оно называлось обществом квартетной музыки), одно время оно возглавлялось Н. А. Римским-Корсаковым. Общество петербургских художников с 1893 по 1916 г. Общество поощрения художеств (с 1821 г.). Музыкальные вечера у Михаила Юрьевича Виельгорского, у его брата Матвея Юрьевича. Эти музыкальные вечера не имели никакого названия, но по существу это тоже были сообщества. Вольные общества любителей российской словесности, наук и художеств и другие общества. Многие собрания группировались вокруг восточного факультета Петербургского университета. Там существовали кружки арабистов; занимавшиеся индийскими учениями, религиозными, и кружки на основе знаний языков, конечно. Огромную роль в русской культуре сыграла Вольфила. Это вольная философская ассоциация, в которую входили виднейшие русские философы, там участвовал А. А. Блок, Н. О. Лосский, С. А. Франк, А. А. Мейер и многие другие.
Были и частные кружки, собиравшиеся на частных квартирах. Вроде кружка вторничан, потом названного – воскресения, собиравшегося у Александра Александровича Мейера и Ксении Анатольевны Половцевой. Невозможно перечислить все общественные формирования, где собирались люди, объединенные специальностью, умственными или мировоззренческими интересами. Эти общественные объединения играли колоссальную роль, прежде всего в формировании общественного мнения. Общественное мнение в Петербурге формировалось не в государственных учреждениях, а главным образом в этих частных, личных кружках, объединениях, на журфиксах, на встречах ученых и так далее... Именно здесь формировалась и репутация людей, впоследствии замененная характеристиками «треугольников». Но когда-то репутация была у каждого специалиста, у каждого ученого, и эта репутация создавалась именно в этих кружках, общественных объединениях. Кроме того, эти общественные формирования, в первую очередь по специальностям, поддерживали в участниках осведомленность по их профессиональным знаниям и способствовали росту петербургского профессионализма. Скажем так, Петербургский политехнический институт с самого своего основания сразу же стал во главе технической мысли, потому что главным образом из Политехнического института вышли наши физики-ядерщики и другие. Этот Политехнический институт, с его высоким профессионализмом, объединял в себе, например, землячества польские, финские и т. д. Еще в 60-х гг. в Варшаве существовало объединение польских инженеров, окончивших Политехнический институт. Настолько важной была эта аура, эта среда, вся атмосфера Политехнического института, что даже спустя много лет после его окончания выпускники продолжали ее поддерживать в Варшаве. Эти кружки, эти объединения поддерживали и профессионализм, и репутацию среди людей. И делали невозможным то казенное отношение к своим специальностям, которое развилось впоследствии. (1)
В провинциальных городах было очень много краеведческих объединений. И в Москве было очень много таких же обществ как в Петербурге – полуофициальных, полугосударственных или государственных, в которых создавались частные кружки, организации, общества. Поэтому в Петербурге, где этих кружков и организаций было особенно много, как бы сконцентрировались лучшие черты русской культуры. Культуры очень высокой, но как бы заслоненной мифическими представлениями, внедрившимися в сознание.

Заключение


Выделение петербургской русской культуры в отдельное явление имеет под собой основание, обусловленное, в первую очередь, концентрацией в Петербурге во второй половине XVIII в., в XIX в. и в начале ХХ в. интеллектуальных сил страны. Поэтому здесь, в Петербурге, по существу, сконцентрировались именно все лучшие стороны русской культуры.
Не просто близость и схожесть с Европой, как это часто трактуют, а именно концентрация особенностей русской культуры. Эта концентрация сделала Петербург одним из самых русских среди русских городов. Он самый русский среди русских и самый европейский среди европейских городов! Поэтому Петербург и не похож ни на один русский, и ни на один европейский город.
Список литературы

Даринский А. В.  Высшие учебные заведения старого Петербурга. – СПб., 2002.
Засосов Д. А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX-XX веков. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2003.
Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX в. – СПб., 2000.
Никонова А. А. От архетипа к стереотипу // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Санкт-Петербург – столица Российской империи / Авт.-сост. Ю. Шелаев. – СПб., 1993.













7

Список литературы

1.Даринский А. В. Высшие учебные заведения старого Петербурга. – СПб., 2002.
2.Засосов Д. А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX-XX веков. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2003.
3.Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX в. – СПб., 2000.
4.Никонова А. А. От архетипа к стереотипу // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
5.Санкт-Петербург – столица Российской империи / Авт.-сост. Ю. Шелаев. – СПб., 1993.

Узнать стоимость работы