Факторы, влияющие на параметры потребительского поиска.

  • 40 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 31.01.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты осуществления потребительского поиска
1.1 Потребительский поиск на различных этапах экономического развития
1.2 Особенности осуществления потребительского поиска в современных условиях
2. Процесс потребительского поиска на рынке баскетбольных мячей
2.1 Характеристика факторов, влияющих на параметры потребительского поиска спортивных товаров
2.2 Особенности осуществления потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей
2.3 Сравнительная оценка факторов, влияющих на потребительский поиск баскетбольных мячей
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

При этом на поиск будет оказывать влияние профессионализм и качество обслуживания, а так же сопутствующие акции, системы скидок и бонусы.


3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей
С учетом того, что на процесс потребительского поиска оказывают влияние различные факторы, в том числе и внешняя среда и схожесть магазинов розничной торговли, то и рекомендации по совершенствованию процесса потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей будут разбиты на два блока: предложения для торговых предприятий и предложения для потребителей.
Предложения для торговых сетей:
Как показало проведенное исследование, значительная часть покупателей баскетбольных мячей при сборе информации пользуются сетью Интернет. Несмотря на растущую популярность такого поиска, потребитель часто сталкивается с проблемой отсутствия на сайтах специализированных магазинов полной информации об ассортименте и потребительских свойствах необходимого товара. Отчасти это объясняется большой номенклатурой товаров, которыми торгует магазин и частыми изменениями позиций. В то же время потребителю при сборе информации приходится искать необходимые сведения на сайтах производителей, специализированных спортивных сайтах и т.д. И только после этого выяснять по телефону, что не всегда возможно, либо ехать непосредственно в магазин наличие, цену и другие характеристики баскетбольных мячей. Таким образом, магазинам необходимо уделить пристальное внимание своим сайтам, размещенной на них информации, ее достоверности, что значительно упростит сам процесс потребительского поиска для покупателя, а так же позволит сэкономить ему время. (Что касается источников информации, которыми пользуются потребители, деятель рынка должен тщательно выявить их, а затем определить их сравнительную информационную ценность.[27. c. 117])
Особое внимание магазинам надо уделять поиску и подготовке кадров, которые непосредственно обслуживают покупателя. Профессионализм и качество обслуживания играют значительную роль в принятии решения о покупке. Исследования показывают, что при сведущем продавце 2/3 клиентов покупают изделие, в обратном случае число продаж падает до 20%. Необходимо так же импонирование продавца (умение заслужить доверие), знание потребителя (знание категории потребителя и предположение развития сценария переговоров); адаптация продавца к ситуации; способность ответить на нужды покупателей. Таким образом, нужен непрерывный процесс обучения персонала – тренинги, семинары и т.д.
Наличие в магазине системы скидок, дисконтных программ, проведение рекламных акций так же сказывается на процессе потребительского поиска баскетбольных мячей. Таким образом, необходимо использовать различные маркетинговые приемы для привлечения внимания потенциального потребителя и облегчения ему процесса поиска нужного товара.
Торговым предприятиям необходимо расширять рынок спортивных товаров, выходить за рамки городов с населением более миллиона человек. Для жителей большей части территории России это откроет саму возможность проведения потребительского поиска баскетбольных мячей.
Расширение ассортимента товаров, вывод на рынок товаров менее именитых и дорогих марок, приведет к росту числа потенциальных покупателей, конкуренции между торговыми предприятиями, что не может не сказаться на интенсивности потребительского поиска баскетбольных мячей.
Предложения для потребителей.
Проведенное исследование показало, что основные потребители такого товара, как баскетбольные мячи, обладают значительными навыками в проведении поиска нужного мяча. Это можно объяснить тем, что это достаточно узкая целевая аудитория, так как баскетбол не является «национальной» игрой россиян, и мы не можем говорить о массовости этого вида спорта. Большинство тех, кто ищет и покупает баскетбольные мячи, достаточно хорошо знает, что он хочет и где это можно купить.
В то же время, развитие рынка инициирует становление таких характеристик потребительского общества как неопределенность и риск, которые связаны: во-первых, с отсутствием рационального подхода к практике потребления, и в связи с этим невозможностью калькуляции всех последствий; во-вторых, с усложнением социальных связей, усиливающих зависимость потребительского поведения от мнения окружающих; в-третьих, с постоянно усиливающимся ростом предложения товаров и услуг, не всегда хорошего качества, а также противоречивой информации о них.[3.c.23-25] Эти условия создают проблему выбора из огромного количества того товара, который максимально удовлетворит потребности, при минимуме финансовых затрат и потери физической и морально-психологической составляющих человеческого потенциала.[6. c.42-48]
При таких условиях для потребителей так же можно дать несколько рекомендаций, которые позволят сделать процесс потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей более совершенным.
Расширить виды и количество информационных источников, используемых при поиске. Чем больше человек использует информации, тем точнее и рациональнее будет его выбор.
Увеличить время на поиски, избавив себя от скоропалительных и необдуманных решений.
Искренняя заинтересованность продуктом – залог успешного поиска.


Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Существует множество трудов по теории и практике потребительского поведения, но вопросу потребительского поиска в литературе уделено недостаточно внимания.
Эволюция процесса потребительского поиска происходила на всех этапах развития экономики.
Потребительский поиск можно определить как мотивированную активацию знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации из внешней среды. К основным параметрам потребительского спроса относятся размах, направление и последовательность.
К факторам, влияющим на параметры потребительского спроса можно отнести: особенности и цену продукта, внешнюю среду розничной торговли, схожесть розничных магазинов, знание потребителя о продукте, мнение и отношение потребителя, демографические характеристики, уровень заинтересованности потребителя продуктом
Параметры потребительского поиска баскетбольных мячей, согласно опросу имеют следующие характеристики: незначительный размах (использовано в среднем от 6 до 10 источников информации и затрачено на поиски от недели до месяца). Основное направление поиска информации Интернет источники, собственный опыт и мнение специалистов.
Проведенные выше исследования и анализ рынка спортивных товаров позволяют отметить некоторые особенности осуществления потребительского поиска при выборе баскетбольных мячей: полноценный поиск и выбор баскетбольного мяча доступен только жителям больших городов (миллионников); потребитель в глубинке ограничен в поиске, как в информационном плане, так и в плане доступности спортивных товаров, в широте ассортимента; набирающий в России популярность спортивный образ жизни и мода на спортивный стиль у массового потребителя порождает спрос на спортивные товары. Следовательно, растущее предложение требует от потребителя, более взвешенного и ответственного подхода к поиску товара; появление на спортивном рынке товаров менее именитых и дорогих марок, расширение ассортимента, приводит к росту числа потенциальных покупателей, конкуренции между торговыми предприятиями, что не может не сказаться на интенсивности потребительского поиска баскетбольных мячей.
Сравнительная оценка факторов, влияющих на потребительский поиск баскетбольных мячей показывает: уровень заинтересованности потребителя продуктом – делает поиск более интенсивным; особенности и цена продукта – потребитель отдает предпочтение торговой марке и цене, в связи с чем - возрастает потенциальная отдача от поиска и может вести к продолжению поиска; внешняя среда розничной торговли – для половины покупателей месторасположение магазинов не имеет значения, что позволяет посетить большее количество торговых точек; схожесть розничных магазинов – не значительно влияет на поиск, так как покупатель в большинстве знает, в каких конкретно магазинах лучше искать товар. При этом на поиск будет оказывать влияние профессионализм и качество обслуживания, а так же сопутствующие акции, системы скидок и бонусы и желание вести активный здоровый образ жизни.
Предложения для торговых предприятий: магазинам необходимо уделить пристальное внимание своим сайтам, размещенной на них информации, ее достоверности, что значительно упростит сам процесс потребительского поиска для покупателя, а так же позволит сэкономить ему время; нужен непрерывный процесс обучения персонала – тренинги, семинары и т.д.; необходимо использовать различные маркетинговые приемы для привлечения внимания потенциального потребителя и облегчения ему процесса поиска нужного товара; торговым предприятиям необходимо расширять рынок спортивных товаров, выходить за рамки городов с населением более миллиона человек; расширять ассортимент товаров, выводить на рынок товары менее именитых и дорогих марок.
Рекомендации для потребителей: расширить виды и количество информационных источников, используемых при поиске. Чем больше человек использует информации, тем точнее и рациональнее будет его выбор; увеличить время на поиски, избавив себя от скоропалительных и необдуманных решений; искренняя заинтересованность продуктом – залог успешного поиска.
Список использованной литературы
Алешина, И. В. Поведение потребителей : учебник. — М.: Экономистъ, 2006. - 525 с.
Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Дж.Ф. Поведение потребителей. - С.Пб. Изд-во «Питер», 2006. – 944с.
Василенко О.В. Формирование гармоничного потребления как фактор развития человека и общества/ О.В.Василенко//Потребление как коммуникация, Тезисы научно-практической конференции молодых ученых, 29-30 июня 2005г. - СПб.: Интерсоцис, 2005. - С. 23-25
Василенко О.В. Потребительское поведение как социальный феномен /О.В.Василенко //Вестник ВолГУ. Серия 7. 2008. №1 (7). - С. 83-86
Васильев В.Н. Основы маркетинга: Учебное пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2001.-40 с.
Голубков Е.П. Управление маркетингом на предприятии // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. № 6. - 2004. – С.42-48
Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. / Пер. с англ. В. Егорова - М.: ФАИР - ПРЕСС,2002 - 512 с.
Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на. российских примерах:Учебник / Под ред. Л.А. Данченок.-М.: Маркет ДС Корпорейшн,2004 .-754 с.
Зозулев А.В. Поведение потребителей. Учеб. пособие - К.:Знания, 2004 -364 с.
Зубарева Т. С. История экономики − Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999, − ч. 1. − 73 с.
Ильина В.В. "Поведение потребителей"- СПб.: Питер, 2000. – 224с.
Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга.- Изд. 2-е, перераб. и доп., 2005. – 176с.
Кондратович Д. Л. Некоторые аспекты исследования потребительского поведения в регионе// «Интеграция высшей школы и академической науки: исследования молодых ученых» Труды Института экономики КарНЦ РАН. – Выпуск 9. –Петрозаводск: изд-во Кар НЦ РАН – 2005 г. – С.179-180
Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России  // Проблемы прогнозирования. 2003. N°  2. С. 124–134.
Логунов В.Н. Информационные основы потребительского поведения. Воронеж: ВГТА, 1999. – 202 с.
Любимова Н. Г. Поведение потребителя. – Владивосток. Изд-во: ДВГУ. – 2006.- 139с.
Маркетинг: Учебник А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под. ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 560с.
О. В. Василенко Роль социального регулирования потребительских рисков в современных условиях // Экономическая социология. Т. 10. – 2009. - № 4. – С.51-72
Основы маркетинга. Васильев Г.А., Эриашвили Н.Д., Нагапетьянц Н.А. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» и 350700 «Реклама». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 543с
Павлова М.Н. Потребностно-мотивационная сфера и принятие потребительских решений // Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых « Ломоносов 2004». Секция « Психология»/ Под ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова. М.: МГУ, 2005. – 496с.
Панкрухин, А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
Песоцкий, Е.А. Реклама и психология потребителя / Е.А. Песоцкий. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 2004. – 192с.
Поведение потребителей. Практикум. Пособие / Авт. - сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова - МН.: Новое знание, 2002 -123 с.
Поведение потребителей : учеб. пособие / под ред. Н.И. Лыгиной, Г.А. Васильева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 239с.
Сергеев, А.М. Поведение потребителей : учеб. пособие / А.М. Сергеев, Е.А. Бойченко. – М. : Эксмо, 2006. – 320с.
Синяева, И.М. Практикум по маркетингу / И.М. Синяева, С.В. Земляк. – М. : Дашков и К, 2006. – 272с.
Шмитлейн Д. Потребители как стратегический актив. //маркетинг. – 2000. - № 1. – .119.с.

Приложение 1
Анкета покупателя
Уважаемый покупатель, просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Полученные ответы помогут нам создать наилучшие условия для получения Вами полной и достоверной информации при следующем поиске товара. Заранее благодарим за помощь!
№№ Вопрос Варианты ответов 1 Покупка баскетбольного мяча для Вас –это: целенаправленный поиск
спонтанное решение
другое 2 Какой информацией Вы пользовались при выборе баскетбольного мяча? реклама на ТВ
реклама в печатных СМИ
мнение знакомых
мнение специалистов
собственный опыт
Интернет источники 3 Сколько источников информации Вы использовали? 1-2
3-4
более 5 4 Сколько времени потрачено на поиск? день
несколько дней
неделя
месяц
больше месяца 5 Как Вы считаете, что играет наибольшую роль при поиске и выборе баскетбольного мяча именно для Вас? Поддержка физической формы
Общение с друзьями
Активный отдых
Профессиональные занятия спортом 6 Оцените степень важности для Вас перечисленных характеристик баскетбольного мяча по 5-балльной шкале где: 4 – очень важно; 3 – важно; 2 – скорее важно, чем не важно; 1 – скорее не важно, чем важно; 0 – совсем не важно: торговая марка
цена
качество
надежность
дизайн 7 Имеет ли для Вас значение, в каком конкретно магазине покупать баскетбольный мяч? да
нет 8 Имеет ли для Вас значение профессионализм и качество обслуживания при выборе магазина для покупки мяча. да
нет 9 Имеет ли для Вас значение месторасположение магазина? да
нет 10 Имеет ли значение при поиске баскетбольного мяча сопутствующие акции, системы скидок и бонусы? да
нет



Приложение 2
Результаты опроса

№ Вопрос Варианты ответов Чел./балл % 1 Покупка баскетбольного мяча для Вас –это: целенаправленный поиск 8 80 спонтанное решение 2 20 другое - - 2 Какой информацией Вы пользовались при выборе баскетбольного мяча? реклама на ТВ - - реклама в печатных СМИ 1 10 мнение знакомых 1 10 мнение специалистов 2 20 собственный опыт 2 20 Интернет источники 4 40 3 Сколько источников информации Вы использовали? 1-2 2 20 3-4 7 70 более 5 1 10 4 Сколько времени потрачено на поиск? день 1 10 несколько дней 1 10 неделя 5 50 месяц 2 20 больше месяца 1 10 5 Как Вы считаете, что играет наибольшую роль при поиске и выборе баскетбольного мяча именно для Вас? Поддержка физической формы 4 40 Общение с друзьями 2 20 Активный отдых 3 30 Профессиональные занятия спортом 1 10 6 Оцените степень важности для Вас перечисленных характеристик баскетбольного мяча по 5-балльной шкале где: 4 – очень важно; 3 – важно; 2 – скорее важно, чем не важно; 1 – скорее не важно, чем важно; 0 – совсем не важно торговая марка 39 26 цена 26 17,33 качество 33 22 надежность 25 16,67 дизайн 27 18 7 Имеет ли для Вас значение, в каком конкретно магазине покупать баскетбольный мяч? да 9 90 нет 1 10 8 Имеет ли для Вас значение профессионализм и качество обслуживания при выборе магазина для покупки мяча. да 10 100 нет - - 9 Имеет ли для Вас значение месторасположение магазина? да 5 50 нет 5 50 10 Имеет ли значение при поиске баскетбольного мяча сопутствующие акции, системы скидок и бонусы? да 7 70 нет 3 30











2



Память

Осознание потребности

Индивидуальные различия: возможности потребителя, мотивация и заинтересованность, отношение, личность, ценности, образ жизни.

Внешние влияния: культура, социальное положение.
Личные влияния: семья, ситуация

Осознание потребности

Внутренний поиск

Внутренний поиск успешен?

Принимается решение

Предпринимается внешний поиск

Детерминанты внутреннего поиска: существующие знания и способность извлекать запас знаний

Да

Нет

Список использованной литературы
1.Алешина, И. В. Поведение потребителей : учебник. — М.: Экономистъ, 2006. - 525 с.
2.Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Дж.Ф. Поведение потребителей. - С.Пб. Изд-во «Питер», 2006. – 944с.
3.Василенко О.В. Формирование гармоничного потребления как фактор развития человека и общества/ О.В.Василенко//Потребление как коммуникация, Тезисы научно-практической конференции молодых ученых, 29-30 июня 2005г. - СПб.: Интерсоцис, 2005. - С. 23-25
4.Василенко О.В. Потребительское поведение как социальный феномен /О.В.Василенко //Вестник ВолГУ. Серия 7. 2008. №1 (7). - С. 83-86
5.Васильев В.Н. Основы маркетинга: Учебное пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2001.-40 с.
6.Голубков Е.П. Управление маркетингом на предприятии // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. № 6. - 2004. – С.42-48
7.Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. / Пер. с англ. В. Егорова - М.: ФАИР - ПРЕСС,2002 - 512 с.
8.Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на. российских примерах:Учебник / Под ред. Л.А. Данченок.-М.: Маркет ДС Корпорейшн,2004 .-754 с.
9.Зозулев А.В. Поведение потребителей. Учеб. пособие - К.:Знания, 2004 -364 с.
10.Зубарева Т. С. История экономики ? Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999, ? ч. 1. ? 73 с.
11.Ильина В.В. "Поведение потребителей"- СПб.: Питер, 2000. – 224с.
12.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга.- Изд. 2-е, перераб. и доп., 2005. – 176с.
13.Кондратович Д. Л. Некоторые аспекты исследования потребительского поведения в регионе// «Интеграция высшей школы и академической науки: исследования молодых ученых» Труды Института экономики КарНЦ РАН. – Выпуск 9. –Петрозаводск: изд-во Кар НЦ РАН – 2005 г. – С.179-180
14.Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. 2003. N° 2. С. 124–134.
15.Логунов В.Н. Информационные основы потребительского поведения. Воронеж: ВГТА, 1999. – 202 с.
16.Любимова Н. Г. Поведение потребителя. – Владивосток. Изд-во: ДВГУ. – 2006.- 139с.
17.Маркетинг: Учебник А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под. ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 560с.
18.О. В. Василенко Роль социального регулирования потребительских рисков в современных условиях // Экономическая социология. Т. 10. – 2009. - № 4. – С.51-72
19.Основы маркетинга. Васильев Г.А., Эриашвили Н.Д., Нагапетьянц Н.А. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» и 350700 «Реклама». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 543с
20.Павлова М.Н. Потребностно-мотивационная сфера и принятие потребительских решений // Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых « Ломоносов 2004». Секция « Психология»/ Под ред. А.И. Донцова, Т.Ю. Базарова. М.: МГУ, 2005. – 496с.
21.Панкрухин, А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
22.Песоцкий, Е.А. Реклама и психология потребителя / Е.А. Песоцкий. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 2004. – 192с.
23.Поведение потребителей. Практикум. Пособие / Авт. - сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова - МН.: Новое знание, 2002 -123 с.
24.Поведение потребителей : учеб. пособие / под ред. Н.И. Лыгиной, Г.А. Васильева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 239с.
25.Сергеев, А.М. Поведение потребителей : учеб. пособие / А.М. Сергеев, Е.А. Бойченко. – М. : Эксмо, 2006. – 320с.
26.Синяева, И.М. Практикум по маркетингу / И.М. Синяева, С.В. Земляк. – М. : Дашков и К, 2006. – 272с.
27.Шмитлейн Д. Потребители как стратегический актив. //маркетинг. – 2000. - № 1. – .119.с.

Узнать стоимость работы