Маркетинговые исследования туристской дестинации (на примере Горного Алтая)

  • 37 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 30.03.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕСТИНАЦИИ
1.1 Характеристика туристической дестинации
1.2 Характеристика ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
1.3 Состояние и развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
2.ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
2.1 Динамика туристических потоков ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
2.2 Соотношение туристического потока и мест размещения ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» с общими данными Горного Алтая
2.3 Прогноз развития туристических потоков и меры по решению проблем, затрудняющих развитие туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим динамику туристических потоков ОЭЗ в сравнении с Горным Алтаем в целом.

Рисунок 11.Сравнение турпотоков в Горном Алтае и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
В целом по Алтаю динамика положительная, но нестабильная, так в 2007 году рост произошел на 21%,в 2008-на 17%,в 2009-всего 5%,в 2010 году – на 14%. Динамика по ОЭЗ показывает стабильный рост в 2008/2009 гг. К тому же она влияет на общую динамику, значит, при росте турпотока в ОЭЗ наблюдался его отток в других местах.
Число иностранных туристов составляет 6-10 тыс. чел. в год, в основном это граждане Германии и Польши. В целом эта доля крайне незначительна-0,8%[17].
2.3 Прогноз развития туристических потоков и меры по решению проблем, затрудняющих развитие туризма

В п.1.1 работы был упомянут ряд проблем, которые затрудняют развитие дестинации в целом и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Рассмотрим меры по разрешению этих проблем.
1.Транспортная доступность. Эту проблему частично решают региональные власти, но средств регионального бюджета не хватит на запланированную реконструкцию всех объектов. Поэтому необходимо привлечение федеральных средств, которые в кризисный период были сокращены.
2.Средства размещения. Динамика по росту средств размещения в целом положительна, но недостаточна, чтобы обслужить весь планируемый турпоток. Для активизации строительства современных средств размещения необходимо упростить процедуру присвоения статуса резидентов ОЭЗ, для разворачивания строительства на частные инвестиции.
Кроме того, в летний период в крае велика доля «дикого туризма», который можно сократить как ростом средств размещения, так и запуском сети “Караван-парков” - специализированных охраняемых площадок для отдыха туристов с необходимым минимальным набором услуг, которые расположатся на основных путях следования туристов.
3.Сезонность. Для сглаживания сезонности, необходимо создание зимних видов отдыха. Для этого в республике создаются горнолыжные центры.
4.Взаимоотношения с местным населением. Эта проблема тесно связана с уровнем жизни местного населения, который можно значительно повысить только с помощью создания инфраструктуры, дающей рабочие места.
5.Привлечение туристов, в том числе и иностранных. Для привлечения туристов необходимо дальнейшее дифференцирование предложения турпродукта. В частности-развитие агротуризма. Это оказание туристских услуг при использовании возможностей агропромышленного комплекса. Туристы приезжают, чтобы посмотреть на жизненный уклад сельских жителей и самим поучаствовать в этой жизни. Таких туристов не интересуют “звездные” отели, высокий уровень обслуживания. Их интересует самобытность, культура, традиции. Это будет интересно и на Алтае, где сельские жители, особенно коренное население, имеют свои отличительные черты ведения хозяйства и быта.
Также средствами привлечения должно быть проведение значимых событий-фестивалей, соревнований, которые должны широко анонсироваться в прессе и продвигаться через туроператоров.
Здесь же огромное влияние оказывают инфраструктурные проблемы-особенно реконструкция Бийского аэропорта, запланированная за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрим прогноз развития туристического потока.
Варианты прогнозов рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3
Варианты прогноза
год 2011 2012 Оптимистический, тыс. чел. 1500 1950 Пессимистический, тыс. чел. 1400 1620
Оптимистический вариант предусматривает рост в 2011 году на 25%,в 2012 году-на 30% к 2011 году.
Пессимистический вариант предусматривает рост в16% ежегодно и связан с тем, что в нынешних экономических условиях будет сказываться низкая платежеспособность населения и высокая конкуренция, как внутри страны - прежде всего, это Байкал, Карелия, Камчатка, Краснодарский край, так и с зарубежными турами. Сегодня в Таиланде и Турции туристы получают по доступным ценам более высокий уровень сервиса, чем на Алтае[12].
Таким образом, для достижения запланированной на 2020 год цифры-3,5 млн. посещений, необходимо решить вышеуказанные проблемы и дифференцировать ценовую политику в соответствии с уровнем сервиса[20].
Кроме того, есть еще одна проблема. В ближайшей перспективе развитие особой экономической зоны и игорной зоны может столкнуться с таким препятствием, как проблема кадрового обеспечения, которая является следствием специализации данных зон. Туристско-рекреационная и развлекательная направленность зон предполагает их значительную удаленность  от крупных городов, являющихся основными «поставщиками» рабочей силы.
  В настоящее время в Алтайском крае в десяти высших учебных заведениях региона ведется подготовка менеджеров по туризму, где  обучается более 2000 человек. Ежегодно высшее образование в сфере туризма получают около 300 человек - специалистов среднего и высшего звена.
  Проблемой сегодня является подготовка специалистов начального звена, которую осуществляют колледжи, лицеи и вузы на специализированных курсах, по таким направлениям, как гостиничный сервис, углубленная подготовка в сфере организации экскурсионного сервиса, инструкторы. В средних специальных учебных заведениях в настоящее время обучается более 300 человек, а ежегодно  выпускается около  50 специалистов, что явно не покрывает потребности туристической сферы края даже на данном этапе развития[15].
  Более того, заявленный уровень оказания услуг на территории ОЭЗ, позиционируемой как курорт мирового уровня, требует от обслуживающего персонала высокой квалификации и культуры обслуживания. В этой связи уже сейчас необходимо подходить к решению данной проблемы комплексно.
  Учитывая мировой опыт, решению данной проблемы  во многом будет способствовать создание центра обучения персонала на территории ОЭЗ, специализирующегося на подготовке специалистов первичного звена сферы сервиса и туризма, в подготовке данных специалистов определяющую роль, играют практические занятия, базой для которых станут туристические объекты ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны.
  Для решения этой проблемы в адрес Администрации края поступило и рассматривается предложение от европейской академии «EURAC» (Италия) об открытии в Алтайском крае учебного центра по подготовке квалифицированных кадров для туризма и гостиничного хозяйства[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие туристической дестинации в Горном Алтае предусматривает развитие уже функционирующих объектов, особое внимание направлено на развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», которая была открыта в 2007 году.
На сегодняшний день в ОЭЗ инвесторами вложено более 260 млн. рублей. Построено более 20 объектов, наиболее важными из которых являются: мост через р. Катунь; 45 км автодорог; более 6 км линии электропередач; искусственные водоемы для купания и рыбной ловли; 4 артезианских скважины; 4 электроподстанции; 2 горнолыжных спуска; подъемник; 3 круглогодичных гостиничных комплекса и другие.
В стадии строительства находятся 7 гостиничных корпусов и полигон твердых бытовых отходов.
Предстоит построить: Комплекс круглогодичного действия с объектами 3-3,5 тыс. мест размещения Деловой центр для размещения дирекции ОЭЗ с выставочным и конференц- залами. Гостиничный комплекс (категория 3-4*) – 6 объектов на 2200-2500 мест. Коттеджный поселок (высокой категории) – на 830-1000 мест. Объекты культурно–развлекательного назначения (бары, рестораны, клубы, кинотеатры и др.). Объекты оздоровительного назначения (банные комплексы, лечебные и оздоровительные кабинеты, спортивные площадки и тренажерные залы, маральник и др.). Объекты инженерной инфраструктуры (очистные сооружения, речной водозабор, инженерные сети). Объекты благоустройства (водоемы, набережные, дороги, тротуары и др.) [13].
Для полноценного функционирования ОЭЗ необходимо создание полноценной внутренней и внешней инфраструктуры, в первую очередь строительство транспортной инфраструктуры, энергетических и обеспечивающих объектов, реконструкцию принимающих аэропортов в гг. Бийске и Барнауле.
Общий объем инвестиций на создание внешней инфраструктуры особой экономической зоны составит 6, 64 млрд. рублей.
Непосредственно создание внутренней инфраструктуры особой экономической зоны планируется инвестировать 3,83 млрд. рублей, в том числе за счет средств:
-федерального бюджета 290 млн. рублей,
-бюджета Алтайского края – 380 млн. рублей,
-внебюджетных источников – 3,16 млрд. рублей.
На сегодняшний день освоена лишь малая часть необходимых средств, как по причине сокращения федерального бюджета, так и по причине усложненной процедуры регистрации резидентов-частных инвесторов.
Официально ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» открылась в 2007 году, к 2008 году произошло резкое увеличение турпотока на 35%.В 2009 году произошло снижение интенсивности турпотока, отчасти из-за кризисных явлений. В 2010 году рост составил 22,6%,спрос превышал предложение, но не мог быть удовлетворен из-за ограничения транспортной доступности туристических автобусов из-за строительства дороги.
В Горном Алтае в целом рост мест размещения наблюдается с 2008 года (на 23,7%),в дальнейшем рост происходил с небольшой динамикой, в среднем на 3% в год. В ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» резкий рост произошел в 2007 году (в год открытия) в 3 раза, далее рост 2008/2009 года составил в среднем 35%,в 2010 году рост составил 127%.
В целом по Алтаю динамика туристического потока положительная, но нестабильная, так в 2007 году рост произошел на 21%,в 2008-на 17%,в 2009-всего 5%,в 2010 году – на 14%. Динамика по ОЭЗ показывает стабильный рост в 2008/2009 гг. К тому же она влияет на общую динамику, значит, при росте турпотока в ОЭЗ наблюдался его отток в других местах.
Число иностранных туристов составляет 6-10 тыс. чел. в год, в основном это граждане Германии и Польши. В целом эта доля крайне незначительна-0,8%.
Неудовлетворение спроса и вместе с тем недостаточный прирост туристического потока обусловлен рядом проблем, для которых предложены меры решения.
1.Транспортная доступность. Эту проблему можно решить только за счет федерального финансирования, т.к. краевых средств на запланированную реконструкцию недостаточно. Особенно важна здесь реконструкция аэропортов и дорог.
2.Средства размещения. Динамика по росту средств размещения в целом положительна, но недостаточна, чтобы обслужить весь планируемый турпоток. Для активизации строительства современных средств размещения необходимо упростить процедуру присвоения статуса резидентов ОЭЗ, для разворачивания строительства на частные инвестиции. Проблему «дикого туризма» решит сеть «Караван-парков» - охраняемых площадок для туристов, приезжающих на своем транспорте.
3.Сезонность. Для сглаживания сезонности, необходимо создание зимних видов отдыха. Для этого в республике создаются горнолыжные центры.
4.Взаимоотношения с местным населением. Эта проблема тесно связана с уровнем жизни местного населения, который можно значительно повысить только с помощью создания инфраструктуры, дающей рабочие места.
5.Привлечение туристов, в том числе и иностранных. Для привлечения туристов необходимо дальнейшее дифференцирование предложения турпродукта. В частности-развитие агротуризма,позиционирования Алтая как горнолыжного курорта. Как средства привлечения турпотока хорошо работают проведение фестивалей и соревнований, предварительно активно продвигаемые в прессе и турагентствах. Здесь же необходимо решение проблемы создания комфортабельных средств размещения, подготовки квалифицированных кадров (которая запланирована в крае совместно с итальянскими специалистами) и дифференцированная ценовая политика, создающая условия доступности для разных туристических категорий.
Сохранению экологии в крае будет способствовать сокращение потока «дикого» туризма, который сейчас достигает в летнее время 30%.Для его сокращения необходимо решение вышеуказанных проблем.
В работе приведены два варианта прогноза развития турпотока на 2011 и 2012 гг. Пессимистический вариант предусматривает рост в 16% ежегодно, так как сказывается неподготовленность ОЭЗ к притоку туристов, высокая конкуренция и ценовая политика, не соответствующая качеству предоставления услуг. Оптимистический вариант с ростом на 25-30% возможен только при принятии мер по решению существующих проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ
2.Беляевский И.К.Маркетинговые исследования. Учебное пособие. - М.:МГУЭСи И,2004.-414 с.
3.Березин И.Практическое исследование рынков. -М.:Бератор-Пресс,2003.-376 с.;
4.Браун Том, Черчилль Гилберт. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер,2007.-704 с.
5.Восколович Н.А.Маркетинг туристических услуг. - М.:Юнити-Дана,2009.-208 с.
6.Голубков Е.П.Маркетинговые исследования. - М.:Финпресс,2000.-416 с.;
7.Дурович А.П.Маркетинг в туризме. - М.:Новое знание,2007.-496 с.
8.Егоренков Л.И.Ввведение в технологию туризма. - М.:Финансы и статистика,2009.-304 с.
9.Ламбен Ж.Ж.Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука,1996-590 с.;
10.Моисеева Н.К.Маркетинг и турбизнес. - М.:Финансы и статистика,2009.-496 с.
11.Нэрэш К.Малхолтра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - М.:Вильямс,2002.-960 с.
12.Электронная версия «Российская газета» - Экономика Сибири №5415 от 24.02.2011 г.- http://www.rg.ru/2011/02/24/reg-sibir/altay.html
13.Инвестиции, инновации Сибири-http://www.sibarea.ru/
14.Информационное агентство «Амик»- http://www.amic.ru/news/126421/
15.Информационно-аналитический портал Алтайского края-http://www.doc22.ru/information/2009
16.Сайт ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»- http://www.biryuzovayakatun.ru/info/?info=3#http://www.biryuzovayakatun.ru/info/?info
17.Земельное агентство Алтай, инвестиции в туризм-http://altayzemlia.ru/articles/
18.Горный Алтай, туристический сайт-http://mountainaltai.ru/category/
19.Российские особые экономические зоны-http://www.rosez.ru/
20.Алтайский Край. Официальный сайт-http://www.altairegion22.ru/region_news/















2

Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ
2.Беляевский И.К.Маркетинговые исследования. Учебное пособие. - М.:МГУЭСи И,2004.-414 с.
3.Березин И.Практическое исследование рынков. -М.:Бератор-Пресс,2003.-376 с.;
4.Браун Том, Черчилль Гилберт. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер,2007.-704 с.
5.Восколович Н.А.Маркетинг туристических услуг. - М.:Юнити-Дана,2009.-208 с.
6.Голубков Е.П.Маркетинговые исследования. - М.:Финпресс,2000.-416 с.;
7.Дурович А.П.Маркетинг в туризме. - М.:Новое знание,2007.-496 с.
8.Егоренков Л.И.Ввведение в технологию туризма. - М.:Финансы и статистика,2009.-304 с.
9.Ламбен Ж.Ж.Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука,1996-590 с.;
10.Моисеева Н.К.Маркетинг и турбизнес. - М.:Финансы и статистика,2009.-496 с.
11.Нэрэш К.Малхолтра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - М.:Вильямс,2002.-960 с.
12.Электронная версия «Российская газета» - Экономика Сибири №5415 от 24.02.2011 г.- http://www.rg.ru/2011/02/24/reg-sibir/altay.html
13.Инвестиции, инновации Сибири-http://www.sibarea.ru/
14.Информационное агентство «Амик»- http://www.amic.ru/news/126421/
15.Информационно-аналитический портал Алтайского края-http://www.doc22.ru/information/2009
16.Сайт ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»- http://www.biryuzovayakatun.ru/info/?info=3#http://www.biryuzovayakatun.ru/info/?info
17.Земельное агентство Алтай, инвестиции в туризм-http://altayzemlia.ru/articles/
18.Горный Алтай, туристический сайт-http://mountainaltai.ru/category/
19.Российские особые экономические зоны-http://www.rosez.ru/
20.Алтайский Край. Официальный сайт-http://www.altairegion22.ru/region_news/

Узнать стоимость работы