Применение системы директ-костинг в анализе

  • 41 страница
  • 15 источников
  • Добавлена 22.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИРЕКТ-КОСТИНГА
1.1. Понятие директ-костинга и его назначение
1.2. Особенности директ-костинга
1.3. Система директ-костинга и система учета полной себестоимости
1.4. Директ-костинг как инструмент анализа
1.5. Директ-костинг и политика цен
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИРЕКТ-КОСТИНГА В ООО «ВМПАВТО»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ВМПАВТО»
2.2. Методика учета затрат по системе «директ-костинг» в ООО «ВМПАВТО»
2.3. Расчет точки безубыточности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

2.2.1.
Таблица 2.2.1
Исходные данные для расчета
Группа А Группа Б I II III IV Объем производства, гкл 24000 16000 12000 8000 Объем продаж, гкл 20000 18000 10000 9000 Сырье и материалы, руб. 120000 80000 72000 48000 Заработная плата по изготовлению, руб. 180000
160000 102 000
60000
Постоянная часть общепроиз- водственных расходов, руб. 200 000
150000
100000
80000
Переменная часть общепроиз- водственных расходов, руб. 300 000
240 000
162 000
124 000
Переменная часть расходов по управлению и сбыту, руб. 120 000
126000
50000
54000
Прямые расходы по сбыту, руб. 80000 54000 40000 45000 Цена реализации, руб./л 60 90 80 70 Постоянные расходы управления и сбыта, руб. 360 000
360 000
360 000
360 000
Постоянные расходы при изготовлении группы продукции, 160000
160000
80000
80000
Сумма покрытия 500 000 900 000 430 000 270 000 Сумма покрытия всего — Постоянные затраты = Прибыль отчетного периода 2 100000 — 1 130000 = 970 000
Таблица 2.2.2
Финансовый результат продаж при одноступенчатом директ-костинге, руб.
I II III IV (Выручка 1 200 000 1 620 000 800 000 630 000 Переменные затраты, руб. 700 000 720 000 370 000 360 000 Сумма покрытия 500 000 900 000 430 000 270 000 Сумма покрытия всего 2 100000 Постоянные затраты 1 130 000 Прибыль отчетного периода 970 000

Таблица 2.2.3
Финансовый результат продаж при многоступенчатом директ-костинге, руб.
I II III IV Сумма покрытия 500 000 900 000 430 000 270 000 Постоянные затраты по изготовлению 200 000
150000
100000
80000
Сумма покрытия по изделию на базе затрат по изготовлению 300 000
750 000
330 000
190 000
Сумма покрытия по группам изделий 1 050 000
520 000
Постоянные расходы группы изделий 160 000
80000
Сумма покрытия группы 890 000 440 000 Итого 1 330 000 Постоянные затраты предприятия в целом 360 000
Прибыль отчетного периода 970 000
Из приведенного расчета видно, что конечный результат деятельности — прибыль от реализации продукции в отчетном периоде и в простом и развитом директ-костинге одинаковая — 970 000 руб.
Но развитой директ-костинг позволяет выявить сумму покрытия по изделиям на базе затрат по изготовлению каждого изделия, а простой — в целом по производству и сбыту, поскольку постоянные расходы при развитом директ-костинге учитывают по группам изделий, а при простом — в целом по предприятию.
Следует отметить, что совпадение итогов финансового результата продаж возможно лишь в разных вариантах директ-костинга. В системах учета полной и сокращенной себестоимости оно достижимо только при отсутствии незавершенного производства и при стабильных остатках готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода. Если запасы незавершенной и нереализованной продукции увеличивается, финансовый результат продаж, рассчитанный на основе директ-костинга, будет ниже, чем при системе полных затрат, и наоборот, при снижении запасов результат, полученный на основе учета переменных издержек, будет выше, чем определенный на базе учета полной себестоимости.

Сравним метод полных затрат и метод директ-костинга на примере ВМПАВТО
Предприятие ВМПАВТО производит смазочные материалы (изделие А).
За отчетный месяц были произведены следующие расходы:
прямые трудовые затраты - 80 000 руб.;
прямые материальные затраты - 100 000 руб.;
общепроизводственные затраты - 30 000 руб.;
управленческие расходы - 70 000 руб.;
Всего за месяц выпущено 100 шт.
Из них реализовано 80 шт. по цене 3000 руб.
Рассчитаем себестоимость изделия А двумя методами (таблица 2.2.4)







Таблица 2.2.4
Сравнение определения себестоимости изделия А различными методами
Себестоимость готовой продукции, руб. Метод полных затрат Метод директ-костинг 1 2 3 Прямые затраты 800
(80 000 / 100) 800
(80 000 / 100) Прямые материальные расходы 1 000
(100 000 / 100) 1 000
(100 000 / 100) Общепроизводственные расходы 300
(30 000 / 100) 300
(30 000 / 100) Управленческие расходы 700
(70 000 / 100) - Итого 2 800 2 100 Себестоимость остатков готовой продукции на конец месяца 56 000
(2 800 * (100 - 80)) 42 000
(2 100 * (100 - 80)) Себестоимость реализованной
продукции 224 000
(2 800 * 80) 168 000
(2 100 * 80)
Таблица 2.2.5
Определение финансового результата
Показатели, руб. Метод полных затрат Метод директ-костинг Выручка 240 000
(80 * 3 000) 240 000
(80 * 3 000) Себестоимость реализованной
продукции 224 000 168 000 Маржинальная прибыль 16 000 72 000 Управленческие расходы - 70 000 Операционная прибыль 16 000 2 000
При использовании метода директ-костинг в основе принятия управленческого решения лежит оценка маржинальной прибыли, так как ее значение отражает влияние изменения объема производства на величину прибыли.



В бухгалтерском учете предприятия ВМПАВТО это будет отражено следующими проводками.
При использовании метода полных затрат
Дебет 20 Кредит 70 - 80 000 руб. - начислена зарплата производственных рабочих;
Дебет 20 Кредит 10 - 100 000 руб. - материалы отпущены в производство;
Дебет 20 Кредит 25 - 30 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;
Дебет 20 Кредит 26 - 70 000 руб. - списаны управленческие расходы;
Дебет 43 Кредит 20 - 280 000 руб. - оприходована готовая продукция;
Дебет 62 Кредит 90-1 - 240 000 руб. - отгружена продукция;
Дебет 90 - 2 Кредит 43 - 224 000 руб. - списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 90-9 Кредит 99 - 16 000 руб. - определен финансовый результат;
При использовании метода директ-костинг
Дебет 20 Кредит 70 - 80 000 руб. - начислена зарплата производственных рабочих;
Дебет 20 Кредит 10 - 100 000 руб. - материалы отпущены в производство;
Дебет 20 Кредит 25 - 30 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;
Дебет 43 Кредит 20 - 210 000 руб. - оприходована готовая продукция;
Дебет 62 Кредит 90-1 - 240 000 руб. - отгружена продукция;
Дебет 90-2 Кредит 43 - 168 000 руб. - списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 90-2 Кредит 26 - 70 000 руб. - списаны управленческие расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99 - 2000 руб. - определен финансовый результат.

Метод директ-костинг и маржинальный подход удобно использовать для принятия краткосрочных решений. Он предполагает оценку расходов, непосредственно связанных с производством и, как уже отмечалось, поддающихся контролю.
Определение прямых издержек позволяет более рационально увязать производственную и сбытовую деятельность, так как дает ясное представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью.
Кроме того, метод директ-костинг позволяет выявить взаимосвязь прибыли и объема реализации, так как не учитывает при этом влияние изменения запасов. В то время как при учете полных затрат на прибыль оказывают влияние и объем реализации, и объем производства.


2.3. Расчет точки безубыточности


Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются постоянными в течение анализируемого периода;
структура продукции остается постоянной в течение анализируемого промежутка времени;
величина затрат, как переменных, так и постоянных, может быть точно измерена.
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. Точка безубыточности служит порогом между убыточностью и прибыльностью реализуемой продукции и естественно, что надо стремиться к ее быстрейшему достижению, а ключ к этому - рациональное сочетание стратегий ценообразования и продаж.
Как уже отмечалось, для определения точки безубыточности применяют такие основные методы, как математический, метод маржинального дохода и графический. Произведем расчет точки безубыточности различными методами. Исходные данные для расчета представим в таблице 2.2.6.
Таблица 2.2.6
Исходные данные для анализа точки безубыточности производства и реализации смазочных материалов
№ Показатель Обозначение Значение 1 Выручка, руб. В 8935000 2 Средняя цена, руб. Ц 1000 3 Фактический объем продаж, шт. Q 8935 4 Суммарные затраты, руб., в том числе C 7108000 - постоянные FC 2105000 - переменные VC 5003000 5 Переменные на одну единицу, руб. vc 560
1. Определим точку безубыточности математическим методом.
Критический объем определяется по формуле:
, (2.1)
где Qкр – критический объем;
Qкр = 2 105 000 / (1000 – 560) = 4 784 шт.
Таким образом, фактический объем реализации существенно выше критического.
Далее определим минимальную цену (Цмин), максимальное значение переменных затрат на единицу (vc макс) и максимальное значение постоянных затрат (FC макс).
(2.2)
Цмин = 560 + 2 105 000 / 8935 = 796 руб.
(2.3)
vc_макс = 1000 - 2 105 000 / 8935 = 764 руб.
(2.4)
FC_макс = 8935 * (1000 – 560) = 3 931 400 руб.
В результате проведенных расчетов мы видим, что все показатели анализируемого предприятия находятся значительно выше нормы. Так, например, критический объем продаж, при котором фирма не будет получать ни прибыли, ни убытка составляет 4 784 услуги, а фактический объем продаж смазочных материалов составил 8935 шт. Минимальная цена составляет 796 руб., а средняя фактическая цена продажи составляет 1000 руб., а также значение постоянных и переменных затрат находятся ниже максимального значения.
Постоим график, на котором отобразим зависимость между выпуском, выручкой, затратами и прибылью.




Рис. 2.1. Анализ безубыточности
Далее выполним анализ безубыточности маржинальным методом.
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:
M = В – VС (2.5)
где В — выручка от реализации; VC — совокупные переменные затраты.
М = 8 935 000 – 5 003 000 = 3 932 000 руб.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
My = (В - VС) / Q = Ц - vс (2.6)
где My — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; Ц — цена единицы продукции; vс — переменные затраты на единицу продукции.
Му = 1000 – 560 = 440 руб.
Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.
Находим критический объем:
Q ' = FС / Му (2.7)
где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).
Qкр = 2105 000/ 440 = 4784 шт.
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
S = Qкр* Ц (2.8)
где S — критический объем производства и реализации продукции.
S = 4784 * 1000 руб. = 4784 000 руб.
Также критический объем производства можно выразить через порог рентабельности.
ПР = FC / УД МД В * 100%, руб., (2.9)
Где ПР – порог рентабельности;
УД МД В – удельный вес маржинального дохода в выручке,
ПР = 2 105 000 /44%*100% = 4 784 000 руб.
МД = В – VC, (2.10)
МД = 8 935 000 – 5 003 000 = 3 932 000 руб.
Где МД – маржинальный доход;
УД МД В = МД / В *100% (2.11)
УД МД В = 3 932 000 / 8935 000 *100% = 44%
Таким образом, маржинальный доход предприятия составляет 3 932 000 руб., а порог рентабельности составил 4 784 000 руб.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Директ-костинг — это система учета себестоимости, при которой общие издержки предприятия разделяются на постоянные (не зависят от количества продукции, которая произведена за единицу времени) и переменные (изменяются, напрямую зависят от количества продукции, которая произведена за единицу времени).
Директ-костинг в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Всю совокупность задач, требующих решения в системе оперативного директ-костинга, можно подразделить на задачи снабжения, производства и сбыта. Кроме того, важной проблемой для предприятия является выбор и обоснование ценовой политики, для чего также используются данные директ-костинга.
Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Применяя систему директ-костинга, можно более точно и обоснованно провести оценку степени рентабельности изделий, полуфабрикатов, работ и услуг по сравнению с системой учета полной себестоимости).
Используя систему директ-костинга, предприятию не составляет труда определить, какими изделиями или видами услуг вносится или может внестись наибольший вклад в маржинальный доход и соответственно в прибыль от реализации продукции.
Если предприятие хочет знать ожидаемые издержки при различных вариантах производства и сбыта и лучше управлять ими, целесообразнее применять систему директ-костинга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов П. С. Учет и контроль себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 380 с.
Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Аскери, 2008. – 470 с.
Гостева Е. Н. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
Ивашкевич В. Б. Современные тенденции развития управленческого учета. – М.: Академия, 2008. – 403 с.
Ковалева О. Д. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.
Колосов В. В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист, 2008. – 542 с.
Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.
Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 502 с.
Старцев Я. В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
Титаев В. С. Контроллинг для начинающих. – М.: Дашков и Кº, 2009. – 403 с.
Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 823 с.
Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Академия, 2008. – 371 с.
Шеремет А. Д. Управленческий учет. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 512 с.
Шилова А. Н. Стратегическое управление затратами. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 461 с.
Юрьев С. В. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 524 с.
Гостева Е. Н. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2009. с. 182.

Ковалева О. Д. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2009. с. 164.

Юрьев С. В. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М, 2009. с. 362.

Колосов В. В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист, 2008. с. 317.













40




Выручка от реализации (цена) одного изделия
— Переменная себестоимость этого изделия
= Сумма покрытия изделия (маржинальный доход изделия)

Сумма покрытия изделия (маржинальный доход изделия)
— Постоянные расходы на изделие
= Сумма покрытия 1 (маржинальный доход 1)

Сумма маржинального дохода 1 одной группы изделий

— Постоянные расходы на группу изделий
= Сумма покрытия 2 (маржинальный доход 2)

Сумма маржинального дохода 2 одного места возникновения затрат

— Постоянные расходы мест возникновения затрат
= Сумма покрытия 3 (маржинальный доход 3)


Сумма маржинального дохода 3 одного подразделения

— Постоянные расходы подразделения
= Сумма покрытия 4 (маржинальный доход 4)

Сумма маржинального дохода 4 предприятия

— Постоянные расходы предприятия
=
Результат (прибыль)

Рис. 1.2.1. Многоступенчатый учет маржинального дохода


4784 шт.

2105000 р.

8935000 р.

7108000 р.

8935 шт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борисов П. С. Учет и контроль себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 380 с.
2.Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Аскери, 2008. – 470 с.
3.Гостева Е. Н. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
4.Ивашкевич В. Б. Современные тенденции развития управленческого учета. – М.: Академия, 2008. – 403 с.
5.Ковалева О. Д. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.
6.Колосов В. В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист, 2008. – 542 с.
7.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.
8.Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 502 с.
9.Старцев Я. В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
10.Титаев В. С. Контроллинг для начинающих. – М.: Дашков и К?, 2009. – 403 с.
11.Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 823 с.
12.Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Академия, 2008. – 371 с.
13.Шеремет А. Д. Управленческий учет. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 512 с.
14.Шилова А. Н. Стратегическое управление затратами. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 461 с.
15.Юрьев С. В. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 524 с.

Узнать стоимость работы