Олимпийские игры в Древней Греции (зарождение и развитие)

  • 21 страница
  • 4 источника
  • Добавлена 01.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
История возникновения Олимпийских игр
Олимпия
Олимпийский огонь
Проведение Олимпийских игр
Значение Олимпийских игр
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

С 84-х Игр (444 до н. э.) частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На Играх выступали такие известные деятели древне-греческие культуры, как Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.
Олимпийским играм принадлежала важная роль в общественно-политической жизни Древней Греции. Они способствовали укреплению связей между отдельными государствами, но вместе с тем были своеобразными смотрами их военной мощи.
Игры проводились и после подчинения греческих земель Риму. Состязания атлетов в Олимпии устраивались регулярно в течение 1168 лет. В 394 н. э. император Феодосии I, усмотрев в них языческий обряд, специальным указом запретил дальнейшее их проведение.






















Значение Олимпийских игр

Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.
Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.
Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.
Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.
Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта.
Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.
В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций, кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.
Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников, строительство которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов.
Древние Олимпийские игры способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и процветанию древнегреческой цивилизации.
То, что древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени по Олимпиадам также подтверждает их культурное значение.
В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации.



Заключение

В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя. Прекращение проведения античных Олимпийских игр было связано с изменением господствующей религии, а вместе с ней и мировоззренческих позиций. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство. Одной из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура. Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности", поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства. Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I, который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 392 г. Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.
Сооружения и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению на века.



Список источников и литературы

Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников «Олимпиада»: метод. Пособие. - М.: Физ. культура, 2005. - 106 с
А. А. Нейхардт «Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/school/greece/19.htm
«Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noc.by/games/htdocs/1/
Энциклопедия «Кругосвет» «Олимпийские игры в Древней Греции». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012076/1012076a1.htm


«Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noc.by/games/htdocs/1/

Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников «Олимпиада»: метод. Пособие. - М.: Физ. культура, 2005. - 106 с
Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников «Олимпиада»: метод. Пособие. - М.: Физ. культура, 2005. - 106 с


«Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noc.by/games/htdocs/1/
Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников «Олимпиада»: метод. Пособие. - М.: Физ. культура, 2005. - 106 с












21

1.Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников «Олимпиада»: метод. Пособие. - М.: Физ. культура, 2005. - 106 с
2.А. А. Нейхардт «Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/school/greece/19.htm
3.«Олимпийские игры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noc.by/games/htdocs/1/
4.Энциклопедия «Кругосвет» «Олимпийские игры в Древней Греции». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012076/1012076a1.htm


Узнать стоимость работы