Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Профилактика табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста (11-13 лет)

  • 42 страницы
  • 21 источник
  • Добавлена 10.10.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Глава 1. Табакокурение как социальная и медицинская проблема
1.1. Табакокурение ? вид наркотической зависимости
1.2. Распространенность курения среди младших подростков. Влияние курения на здоровье
1.3. Причины курения подростков
Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами
2.1. Понятие и содержание профилактики
2.2. Характеристика основных программ по предупреждению употребления аддиктивных веществ
Глава 3. Система мероприятий по профилактике табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста
Заключение
Список литературы
Тезисы

Фрагмент для ознакомления

).
Связать ноги попарно в 2 шеренги, мелом начертить кочки. Задача – наступая только на «кочки» дойти до конца «болота».
Игра «Путаница» (8 мин.).
Все сбиваются в кучу и 1 участник берет за руки 2 людей. Не разнимая рук, распутаться в новый круг.
Завершение 1 занятия: Ребята! Поздравляем! Вы успешно прошли испытания и теперь вы не просто сухопутные «крысы», а настоящие рыбаки! В честь этого мы вручаем вам специальные речные ленточки. Отныне, почетное право носить речные ленточки принадлежат только вам. Под торжественную музыку завязывается синяя лента на голову.
Прощание: пожать друг другу руки подпрыгивая.
Занятие 2. Подготовка к отплытию. Знакомство с городом Солнца
Цели и задачи:
работа с выражением чувств, эмоции;
работа с невербальными выражениями чувств;
определение и постановка целей;
принятие совместного решения;
навыки совместного сотрудничества;
сплочение команды;
умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию;
умение прислушиваться к состоянию другого человека;
Необходимые материал: макет карты, цветные карандаши, листы бумаги А4, лист ватмана, плакаты с лицами (эмоции журнал).
Выбор ведущего-капитана (дом. задание кто хотите).
Введение в тему: (5 мин).
Ведущий: «Перед тем, как мы оправимся в путешествие, давайте прогуляемся по нашему городу Солнца. Мы уже знаем, есть Большое озеро Жизни золотых рыбок. Как вы думаете, наши здесь еще могут быть места? Например: пещера страха, гоночная трасса злости или сквер романтичной грусти.
Игра «на что похоже моё настроение» (10 мин).
Цель: развитие восприятия своего состояния опосредованно через цвет и образ.
Ведущий: Определите своё настроение с помощью цвета, передавая мяч по кругу.
Нарисовать свое настроение, передать соседу. Сосед должен определить его.
Игра «Угадай-ка» (15 – 25 мин).
Цель: развитие эмоций, участие в общем обсуждении, развитие навыка командной работы.
I этап: составление алфавита эмоций (чувств). По алфавиту написать названия эмоций (чувств).
А – азарт
Б – боль
В – волнение
Г – гнев
II этап: Одна команда становится водящей. Участники договариваются, какую эмоцию (чувства) они загадают, шепчут на ушко представителю другой команды. Задача этого участника изобразить эту эмоцию, другие члены его команды отгадывают.
Рисунок карты Океана Свободы (от вредных привычек) (30 мин).
Цель: развитие рефлексии эмоций (чувств) через цвет т образ, сплочение команды, развитие творчества.
Ведущий: Вот карта Океана Свободы, по которому нам предстоит отправиться в путешествие. Но она ещё не закончена и нам понадобится ваша помощь, чтобы её улучшить.
Рассказ ведущих, где какой остров находится, как называются, и какие вредные привычки они символизируют.
Раскрашивание карты.
По окончании работы, ведущий показывает на карте начало пути и вместе с ребятами выбирает наилучший маршрут следования (чертится карандашом).
Прощание: Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущий благодарит участников за замечательное проведенное время.
Занятие 4. Остров Монстров
Цели и задачи:
работа по преодолению, соблазна;
обсуждение вопроса «Как справиться с соблазном?»
умение находить поддержку друг друга;
развить умение находить выходы из сложных ситуаций;
Подготовка (5 мин). Настройка корабля.
Что такое соблазны? (10 – 15 мин).
Цель: развитие рефлексии чувств.
Ведущий задает вопросы: «Что такое соблазны?», «Как выглядит человек испытывающий соблазн?». Называние предлагаемых соблазнов.
Написание списка соблазнов (5 мин).
Цель: выявление основных соблазнов.
Участники выполняют, что им предлагали, составляется список.
Работа с командами (15 мин).
Команда Острова Монстров и команда корабля.
Цель: развитие навыков взаимодействия, развитие творческих способностей, умение находить поддержку, работа по преодолению соблазна.
Ведущий: Команда острова Монстров – это не страшилища, а заколдованные люди. Когда-то они соблазнились прикурить сигарету, выпить пиво и нюхать клей. Стали сами соблазнять людей, это у них стало получаться лучше и лучше, что они быстро превратились в Монстров. Но на самом деле, в глубине души они хотели, чтобы кто-то расколдовал их – и тогда они снова станут людьми.
Приключение на Острове Монстров (15 мин).
Цели: работа с наиболее распространенными вредными привычками, умение находить выходы из ситуаций.
По сигналу участников команды корабля завозят в подготовленное для испытаний комнату, в темницу. До этого участник проходит, коридор пыток через Монстров (сигареты, пиво, клей – маски). Задача команды корабля – подружиться со страшилищами и тем самым расколдовать их и превратить их обратно в людей. Монстры сбрасывают маски, тем самым показывая, что колдовские чары разрушены.
Ритуал прощания.
Задание 5. Никотиновое − рекламное море
Цели и задачи:
работа с повседневными рекламами о курении.
развитие умения сориентироваться в ситуации.
Постройка корабля, отплытие с острова Монстров.
Упражнение «Что мне предлагают рекламные ролики?» (5 мин).
Цель: актуализация повседневных реклам.
Каждый участник пишет на листке, какие рекламы рекламируют курение, пиво. Например, во время вечерних кинопрограмм.
Игра «Никотиновое море» (30 мин).
Цель: работа по предложению желания попробовать ту и иную вещь (сигарету, пиво) по рекламам ТВ, развитие способов преодолению проблем, умения сориентироваться в ситуации, умение оказывать друг другу помощь и принимать её от других.
Ведущий: Страшные голоса – это голоса рекламных роликов по телевидению. Мы едем по опасному морю, Никотиновому. Это море находится в Океане Свободы (от вредных привычек). Если мы преодолели никотиновое море, то мы никогда не дадимся на рекламные ролики.
Одному участнику поручается говорить страшным голосом различные рекламы (о сигарете). Всем участникам надо найти антирекламу этих изделий. Например: рекламировать жевательную резинку, сладкое кондитерское изделие и прочие, т.е. полезный, здоровый товар. Если участнику сложно найти выход из ситуации, то другие участники могут помочь в качестве адвокатов. Если совсем никто не может помочь, то всем встать в круг, взяться за руки: «Петя всё сможет, у него есть сила воли».
Вывод: если сами не можете справиться с проблемой, попросите помощь у друзей.
Ритуал прощания.
Для реализации программы использованы различные формы воспитательной работы:
лекции врачей-наркологов для преподавателей школы и родителей;
беседы классных руководителей с родителями;
целевые уроки;
воспитательные часы;
семинары, круглые столы, брейн-ринги;
творческие конкурсы, выставки работ, выступления агитбригад и театральных коллективов школьников.
Важное значение для реализации программы должна сотрудничество врачей-наркологов и медицинских психологов с учителями и родителями учащихся.
Работа с родителями
На базе школы внедрено обучение родителей. В целях достижения открытого диалога специалисты предложили проводить такое обучение в отсутствие администрации школы и педагогов. Родители не стеснялись задавать самые разные вопросы по этой теме, а общение было искренним и открытым. Такой подход оказался гораздо более эффективным, чем, например, просто лекции. Ударение в беседах делался на то, что именно семья является для подростка главной защитой против употребления аддиктивных веществ. В процессе этих бесед предоставлялись разъяснения по различным факторам, как риска употребления аддиктивных веществ, так и защиты ребенка от этого.
Риск приобщения к употреблению аддиктивных веществ повышают такие факторы.
1. Тяжелые и хронические заболевания в детском возрасте; черепно-мозговые травмы (особенно многочисленные).
2. Неполные.
3. Отсутствие братьев и сестер.
4. Проживание с отчимом или мачехой.
5. Большая занятость родителей.
6. Авторитарность отца или матери.
7. Гиперопека со стороны родителей.
8. Курение родственников
9. Раннее начало самостоятельной жизни (12-14 лет) и преждевременное освобождение от родительской опеки.
10. Легкий и неконтролируемый доступ к деньгам, или же наоборот − большие материальные трудности.
11. Искаженные семейные отношения, нарушение семейной иерархии.
Большой избыток свободного времени (если родители на протяжении 2-3 часов не знают, где и с кем находится их ребенок, его можно приравнять к бездомному).
Кроме факторов риска, специалисты выделяют еще и факторы защиты. Ребенок, попадая в зону действия этих факторов, лучше защищен от проблем, связанных с аддиктивными веществами.
Ниже перечислены эти факторы (согласно результатам международных исследований).
1. Прочные связи подростка с родителями, семьей.
2. Заинтересованность в обучении, духовном развитии, наличие хобби.
3. Интерес к религии.
4. Уважение общественных норм, законов, ценностей, авторитетов.
Наиболее эффективными в работе с родителями являются следующие формы:
Групповые: лекции, работа в группах, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, тренинги, круглые столы, обучающие семинары и т.д.
Индивидуальные: беседа, консультирование, анализ результатов диагностики.

Заключение

В нашей работе мы рассмотрели комплекс мер по профилактике табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста.
При решении первой задачи в ходе анализа теоретических источников было выяснено, что табакокурение является наркотической зависимостью.
Содержащийся в табаке никотин относится к наркотическим соединениям.
В ходе решения второй задачи − проанализировать распространенность курения среди младших подростков − предоставлены статистические данные касательно взрослого населения, а также особое внимание уделено распространенности курения среди подростков изучаемого возраста.
Далее приведены результаты исследования по влиянию табакокурения на здоровье населения и особенно на организм подростков.
При решении третьей задачи − раскрыть причины курения подростков − выявлено, что основными причинами, по которым подростки курят являются: наличие в семье курящих родственников; курение сверстников; социальная приемлемость курения в конкретном обществе; отсутствие определенных целей; хочется быть взрослыми и независимыми; любопытство; влияние рекламы, боязнь быть не современным.
В ходе решения четвертой задачи − раскрыть сущность профилактики − дано определение профилактики, показаны задачи первичной, вторичной и третичной профилактики.
Далее охарактеризованы основные модели профилактики. Образовательная модель основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений. Медицинская модель базируется на информационно-лекционном методе. Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений. Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.
В ходе последней, шестой задачи − описать систему мероприятий по профилактике табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста охарактеризован комплекс мер по профилактике табакокурения, который принимается касательно учеников младшего подросткового возраста в Шиловской основной школе Псковской области. В основе воспитательной работы лежит программа по профилактике табакокурения, разработанная М.В. Свинобоевой.
Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи решены, цель достигнута.



Список литературы

Монографии, книги, брошюры, статьи, выступления

Багаева Н. В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. − М.: АПН СССР, 1990. − С. 47-53.
Баранова Т. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // Социальная педагогика. − 2006. − №4. − С. 47-54.
Вахромеева Т.В. Девиация в молодежной среде как проблема региональной социальной политики: Автореф. дис. ... канд социол. наук. М., 1996. − 23с.
Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. − М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. − 240с.
Жуков В. И. Социальный набат. − М.: Издательство РГСУ, 2010. − 224с.
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. − M.: Вита-Пресс, 1997.− 164с.
Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М.: Наука, 1988. – 269с.
Красовский К. И. Как я могу помочь освободиться от курения близкому мне человеку. − Казань: Медицина, 1999. − 40с.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. − М.: Ин-фра-М,1997. − З68с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2004. − 272с.
Фомченкова Г.А. Социальная профилактика табакокурения несовершеннолетних на опыте Смоленской области: Автореф. дисс. … к.с.н. – М., 2005. − С.5.

Статьи в периодических изданиях

Бабанов С.А. Гендерные и возрастные особенности табачной зависимости среди городского населения в Среднем Поволжье/ С.А. Бабанов, И.А. Агаркова// Саратовский научно-медицинский журнал. − 2009. − Т. 5. − № 2. − С. 197-200.
Бабанов С.А. Социальный портрет курящего / С.А. Бабанов/ Экология человека. − 2007. − № 6. − С. 44-48.
Косарев В.В. Тенденции и формирования и возможные пути профилактики табачной зависимости (по данным эпидемиологических исследований) / В.В. Косарев, С.А. Бабанов // Пульмонология. – 2006. − № 3. – С. 119- 123.
Левашова И.А.Состояние здоровья школьников и распространенность среди них курения» / И.А.Левашова И.А., А.Н. Чайка, А.А. Адельшина // Матер. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия и охраны здоровья центрального региона России», посвящ. 80-летиюГоссанэпидслужбы России, Смоленск, 26-29 ноября 2002 года. − Смоленск, 2002. − С. 147-149.
Полька Н.С. Медико-социальные аспекты табакокурения Украины / Н.С. Полька, О.В. Бердник// Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» (15-17 мая 2006 г. Москва). − М., 2006. − С. 72.
Почуева Л.П. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся образовательных учреждений / Л.П. Почуева, И.И. Ковешникова, Л.В. Барков // Материалы Вс. научн.-практ. конф. с междунар. участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. − М., 2006. − С.73-74.
Чазова JI.В. Проблемы курения и здоровье населения // Курение или здоровье в России / Под ред. А.К. Демина. – М., 1999. – С. 213–229.
Амлаев К.Р. Популяционная профилактика табакокурения у подростков: некоторые итоги // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2006. – №1. – С. 39-41.

Интернет-сайты

Свинобоева М. В. Программа «Профилактика предупреждения табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста» [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1268-.html
Шубочкина Е.И. Курение подростков как проблема охраны здоровья // Материалы Интернет-конференции «Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности». − Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16206952/

Тезисы

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Курение − фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических заболеваний.
Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.
Табакокурение − это хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков.
В России курят 44 млн. мужчин и 8 млн. женщин.
К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира.
На современном этапе в России проявляется две важные тенденции в распространенности табакокурения среди подростков. Первая − преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на младший подростковый возраст − 12-13 лет.
Подростки отмечают такие причины начала курения: любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников.
Для предупреждения возникновения табакокурения применяются различные профилактические программы.
Выделяют образовательную, медицинскую и психосоциальную модель профилактики.
Образовательные профилактические программы являются наиболее распространенными в настоящее время. Основным местом их реализации является школа (или другое учебное заведение), поэтому и агентами образовательной профилактики выступают учителя, школьные психологи, сами ученики и их родители, которые также вовлечены в процесс обучения своих детей.
Богатый опыт проведения мероприятий (более века) показал, что их эффективность зависит от того, как подается информация и какие методы используются. Так, программы, которые акцентируют внимание на негативных последствиях наркотизма, оказались малоэффективными, а программы, делающие акцент на обучении (адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддиктивных веществ и др.) доказали свою эффективность.
Ученые выделяют две основные модели обучающих программ первичной профилактики − программа достижения социально-психологической компетентности (основная цель − выработать навыки эффективного общения) и программу обучения жизненным навыкам (основная цель − выработать навыки ответственного принятия решений). Эти модели при различных культурных условиях и в разных странах приобретают разные формы, однако они имеют сходные задачи, ими являются:
развитие социальной и личностной компетентности;
выработка навыков самозащиты;
предупреждение возникновения проблем.
Целевой группой для образовательных превентивных программ является учащаяся молодежь в школах, колледжах, институтах и ​​других образовательных учреждениях. Наибольшую эффективность в учреждениях образования показали программы коррекции поведения, построенные по принципу формирования жизненных навыков − ФЖН.
Опрос учащихся Шиловской основной школы показал, что 30 % подростков 10-13 лет хотя бы раз в жизни пробовали сигарету. Различия в опыте курения между мальчиками и девочками существенны − пробовали курить 50% мальчиков и 20% девочек. Средний возраст подростка во время первого опыта с сигаретой − 11,5 лет. Мальчики пробуют сигареты в более раннем возрасте, чем девочки (10,8 года для мальчиков по сравнению с 12,7 года для девочек).
В данной школе введена программа профилактики предупреждения табакокурения, разработанная социологом М.В. Свинобоевой.
Цель программы: познакомить учащихся с реальными фактами и «мифическими» представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.
Продолжительность программы 1 учебный год. Для реализации программы использованы различные формы воспитательной работы:
лекции врачей-наркологов для преподавателей школы и родителей;
беседы классных руководителей с родителями;
целевые уроки;
воспитательные часы;
семинары, круглые столы, брейн-ринги;
творческие конкурсы, выставки работ, выступления агитбригад и театральных коллективов школьников.
Для реализации программы налажено сотрудничество врачей-наркологов и медицинских психологов с учителями и родителями учащихся.
Таким образом, в данной работе мы теоретически обосновали комплекс мер по профилактике табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста.












44

Список литературы

Монографии, книги, брошюры, статьи, выступления

1.Багаева Н. В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. ? М.: АПН СССР, 1990. ? С. 47-53.
2.Баранова Т. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // Социальная педагогика. ? 2006. ? №4. ? С. 47-54.
3.Вахромеева Т.В. Девиация в молодежной среде как проблема региональной социальной политики: Автореф. дис. ... канд социол. наук. М., 1996. ? 23с.
4.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. ? М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. ? 240с.
5.Жуков В. И. Социальный набат. ? М.: Издательство РГСУ, 2010. ? 224с.
6.Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. ? M.: Вита-Пресс, 1997.? 164с.
7.Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М.: Наука, 1988. – 269с.
8.Красовский К. И. Как я могу помочь освободиться от курения близкому мне человеку. ? Казань: Медицина, 1999. ? 40с.
9.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. ? М.: Ин-фра-М,1997. ? З68с.
10.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ? М.: Академия, 2004. ? 272с.
11.Фомченкова Г.А. Социальная профилактика табакокурения несовершеннолетних на опыте Смоленской области: Автореф. дисс. … к.с.н. – М., 2005. ? С.5.

Статьи в периодических изданиях

1.Бабанов С.А. Гендерные и возрастные особенности табачной зависимости среди городского населения в Среднем Поволжье/ С.А. Бабанов, И.А. Агаркова// Саратовский научно-медицинский журнал. ? 2009. ? Т. 5. ? № 2. ? С. 197-200.
2.Бабанов С.А. Социальный портрет курящего / С.А. Бабанов/ Экология человека. ? 2007. ? № 6. ? С. 44-48.
3.Косарев В.В. Тенденции и формирования и возможные пути профилактики табачной зависимости (по данным эпидемиологических исследований) / В.В. Косарев, С.А. Бабанов // Пульмонология. – 2006. ? № 3. – С. 119- 123.
4.Левашова И.А.Состояние здоровья школьников и распространенность среди них курения» / И.А.Левашова И.А., А.Н. Чайка, А.А. Адельшина // Матер. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия и охраны здоровья центрального региона России», посвящ. 80-летиюГоссанэпидслужбы России, Смоленск, 26-29 ноября 2002 года. ? Смоленск, 2002. ? С. 147-149.
5.Полька Н.С. Медико-социальные аспекты табакокурения Украины / Н.С. Полька, О.В. Бердник// Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» (15-17 мая 2006 г. Москва). ? М., 2006. ? С. 72.
6.Почуева Л.П. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся образовательных учреждений / Л.П. Почуева, И.И. Ковешникова, Л.В. Барков // Материалы Вс. научн.-практ. конф. с междунар. участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. ? М., 2006. ? С.73-74.
7.Чазова JI.В. Проблемы курения и здоровье населения // Курение или здоровье в России / Под ред. А.К. Демина. – М., 1999. – С. 213–229.
8.Амлаев К.Р. Популяционная профилактика табакокурения у подростков: некоторые итоги // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2006. – №1. – С. 39-41.

Интернет-сайты

1.Свинобоева М. В. Программа «Профилактика предупреждения табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста» [электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1268-.html
2.Шубочкина Е.И. Курение подростков как проблема охраны здоровья // Материалы Интернет-конференции «Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности». ? Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16206952/

Узнать стоимость работы