Педагогическая теория и методика К.А.Москаленко.

  • 25 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 30.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Развитие гуманистических традиций отечественной педагогики
1.1 Характеристика и признаки педагогической деятельности
1.2. Творческий характер педагогической деятельности
1.3.Основные положения гуманистической педагогики
Глава 2. «Липецкий опыт»: история возникновения и гуманистическая сущность новаторства
2.1.Поиски новых идей и технологий повышения эффективности урока в «липецком опыте»
2.2. Предпосылки и история возникновения педагогической концепции К.А.Москаленко
Глава 3. Теория и методика К.А.Москаленко
3.1. Условия и способы реализации в ходе урока идеи активности учения школьника
3.2.Методика проведения урока К.А. Москаленко
3.3. Итоги Липецкого опыта
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

К.А. Москаленко называл комментированные упражнения «вспомогательной ступенькой к выполнению самостоятельных работ».(18 С.37)

3.2.Методика проведения урока К.А. Москаленко
Проведение такого урока потребовало соблюдения ряда условий. Прежде всего это касалось подготовки к уроку. Москаленко требует от учителя тщательной и кропотливой подготовки класса, учебного кабинета к уроку: подготовка доски, ТСО, наглядности, чтобы свести к минимуму потери времени. При этом у учителя остается больше возможности понаблюдать за самостоятельной работой учащихся. Опрос организуется не ради опроса, а как форма повторения, закрепления, подготовки к восприятию нового.(17, С.41)
В своей статье «Как должен строиться урок?» К.А. Москаленко предложил структуру объединенного урока, расписав по минутам каждый фрагмент урока.
Начало урока (русский язык).
До урока на доске подготовлена самостоятельная письменная работа на 2-5 м., не требующая длительного разъяснения, хорошо известная детям и совершенно необходимая для закрепления знаний, умений и навыков. Это своего рода «разминка» для мозга, подготовка его к активной деятельности. Учитель входит в класс, здоровается с учащимися и сразу приступает к работе.
Такое начало урока – лучшее средство, не повышая голоса, быстро овладеть классом, установить в нем рабочую дисциплину, подготовить учащихся к усвоению нового материала. Грамматический разбор должен быть на каждом уроке. Без быстрого грамматического разбора не может быть и речи о сознательном применении учащихся правил орфографии и пунктуации.
Повторение пройденного ранее материала.
Изучение русского языка требует, чтобы повторение материала на уроке было систематическим, изо дня в день, из урока в урок и в определенной системе.
Соединение обучения и выявление знаний в один процесс дает каждому учителю дополнительный резерв времени.
Для повторения учитель выбирает правила, на которые учащиеся чаще всего допускают ошибки. Организовать повторение можно в виде фронтального опроса. Затем дается письменное упражнение (6-7 минут) всему классу. Затем выполненное задание коллективно проверяется, если учитель находит это нужным.

Усвоение учащимися нового материала.
Соединив обучение и выявление знаний в единый процесс, К.А. Москаленко предлагает объяснение нового материала проводить или методом рассказа или методом самостоятельной работы с учебником, используя разнообразные творческие упражнения, под руководством учителя. Это дает возможность не только заучить правило, но и научиться пользоваться этим правилом.(16,С. 52)
Таким образом, четкая логика урока, взаимосвязь его структурных компонентов позволяла учителю сливать в один процесс проверку знаний, их применение на практике и изучение нового материала.
Подобная структура урока придавала ему завершенность и целостность.
На уроках у К.А. Москаленко стала создаваться новая атмосфера – радости успеха, познания. Ученик поверил в свои силы. Ему захотелось учиться, добиваться результатов, т.е. появились мотивы учения. Это изменило позицию ученика. Из пассивного, неуспевающего, задавленного непосильными заданиями, он превратился в активного, целеустремленного, желающего познать, усвоить, добиться хороших результатов. «Учебную деятельность учителя и ученика на таком уроке можно назвать сотрудничеством. Это достигалось тем, что участники учебного процесса понимали общую дидактическую задачу урока и вместе пытались ее реализовать». (19, С.45)
Москаленко представляет годичный учебный материал по русскому языку и математике в виде крупных комплексов, добивается сознательного и заинтересованного усвоения знаний детей. Он предлагает множество новых методических приёмов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы радостную, наполненную смыслом и ответственностью. Здесь и упор на положительные эмоции, создаваемые улыбкой учителя, его похвалой, поддержкой даже самых малых достижений ребят.(20, С.18)
Результаты не замедлили сказаться. Дети в классах Москаленко стали учиться значительно лучше, много, стабильно и охотно работать на уроке. Начал действовать механизм обратной связи: учитель видел, как учатся его дети, качественно обогатился арсенал средств к необходимости совершенствовать средства и формы контроля результатов учебной деятельности.

3.3. Итоги Липецкого опыта
Прежде чем обнародовать свои выводы, прежде чем рекомендовать учителям их реализацию, ученый осуществил многолетний плодотворный эксперимент в школах Липецка. Встав на место учителя начальных классов, используя драгоценный дар общения и убеждения, он добивался того, что дети с живым интересом учились на всех без исключения этапах урока.
В центральной прессе появились материалы о педагогических новостях из Липецка, о результативности работы липецких учителей. Вся страна заговорила об этом. Передовые учителя страны стремились попасть на уроки Москаленко и его последователей. Занятия проходили в переполненных классах, посетители сидели на подоконниках и в коридорах. (21, С.21)
Министр просвещения М.А.Данилов в статье «Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков» (1969 г.) пишет: «Не подлежит сомнению, что перестройка урока, осуществленная передовыми учителями Липецкой области, представляет собой крупнейшее событие в педагогической жизни нашей страны» (19, С.71). И далее – высокая оценка открытиям К.А.Москаленко.
Идеи талантливого экспериментатора были подхвачены десятками творчески работавших учителей города и области, стали широко известны педагогической общественности России и других республик Советского Союза.
Судьба экспериментатора оказалась схожей с судьбой многих перспективных починов 50-х и 60-х годов в сферах производства, культуры, науки. Идеи липецкого опыта упрощались, обесценивались и выхолащивались. Учителей страны призывали работать «по-липецки», а понимались под этим лишь внешние признаки эксперимента: поурочный балл и «комментированные упражнения» — независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащихся.
Константин Александрович пытался помешать вульгаризации и формализации липецкого опыта, прежде всего в статье «Хочу предупредить вас от ошибок, товарищи», опубликованной в 1962 г. в «Учительской газете».
Административное внедрение липецкого опыта было первым ударом по незаурядному педагогическому начинанию. Вторым ударом явились развязанные министерскими администраторами от народного образования гонения на основоположника научного и практического эксперимента.
Константин Александрович не получил ни внимания, ни поддержки со стороны обладавших властью представителей административной педагогики, страшившихся всего нового, нестандартного. Началось с предложений соавторства со стороны министерских чиновников, а продолжилось — неприкрытой травлей, прямым запретом эксперимента, последовательным его сужением до масштаба нескольких классов одной городской школы. Но творческая мысль учёного продолжала работать. Москаленко приходит к идее ускоренного, интенсивного обучения. Работа по его методике показала, что дети свободно усваивали недельную программу не за шесть, а за пять дней. Шестой день при этом отводится работе с учениками, не справившимися с программой. Им были предоставлены особые возможности для индивидуальных дополнительных занятий. Но это предложение, как и десятки других, было отвергнуто.(13, С.66)
Заключение
Гуманизация образования является настоятельным велением времени. Общество все больше убеждается, что специалист, каким бы профессионалом он ни был, должен быть еще и личностью с высокими моральными качествами, гражданской позицией, осознанным выбором жизненных целей. Без этого он становится своего рода машиной, далекой от идеалов гуманизма.
Подводя итоги сказанному, выделим несколько моментов, определяющих суть теоретического и практического опыта К.А.Москаленко. Пожалуй, самое ценное заключалось в том, что центр тяжести учения переместился на урок; учителя научились работать со всеми учащимися, а не только с благополучными, способными; учитель создал новую атмосферу урока – радость познания, успеха, упор делается на положительные эмоции; учитель опирается на хорошо отлаженный механизм обратной связи, что позволяет эффективно контролировать и корректировать учебную работу школьников; использует самостоятельные и творческие работы на уроке, что способствует сознательному усвоению нового материала; выявление знаний и обучение представляет единый процесс.
Едва ли не впервые в мировой практике была основательно решена проблема второгодничества. Липецким учителям удалось активизировать методику обучения, значительно поднять обучающую роль учителя.
Опыт К.А. Москаленко углубил категорию «индивидуализация обучения». Он провел смещение акцентов основной цели индивидуализации обучения с ликвидации пробелов в знаниях на их предупреждение, а также создание условий для обеспечения максимально активной работы каждого школьника – слабого, среднего, сильного с учетом его индивидуальных способностей.
В конце 70-х и в начале 80-х годов на всю страну прогремели имена учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили и И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининой и Е.Н. Ильина. Их слава заслуженна, их авторитет велик. Но у истоков их находятся открытия Константина Александровича Москаленко. В его опыте — зародыш и конспектов Шаталова, и безотметочного обучения Амонашвили, и ускоренного развития детей Лысенковой и творческих подходов Волкова, Ильина и Щетинина.


Список литературы

Педагогический словарь. – М., 1960
Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика.– Самара, 1998.
Толстой Л.Н. Кому и у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Пед. соч., М., 1989.
Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев, 1991.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1990.
Степашко Л.А. Философия и история образования. – М.:Изд-во «Флинта», 1999.
Народное образование в СССР / Под ред. М.А. Прокофьева и др. - М., 1967.
Воробьев Г.В., Романовская З.И. Поиски новой организации урока в школах Липецкой области. // Сов. педагогика. - 1962.- №4. - С. 28-36.
Шмаков С.А. И один в поле воин. Если он – воин…// Липецкая школа/ Сост. проф. Шахов В. В. – Липецк – Рязань, 1995.
Исаев Ю.И., Станкевич В.А. Урок в липецкой школе: традиции и современность. - Липецк, 1996.
Липецкий опыт / Под ред. М. А. Данилова, В. П. Стрезикозина, И. А. Пономарёва. – М.: Учпедгиз, 1963.
Тонких В.Е. Система школьного образования Липецкой области: история, современность, будущее. – Елец, 1998.
Педагогическое наследие К.А. Москаленко. Материалы областной науч.-практич. конференции. – Липецк, 1999.
Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк – Рязань, 1995
Москаленко К.А. Сборник педагогических статей. - Липецк, 1995.
Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы объединенного урока // Липецкий опыт рациональной организации урока /Под ред. М.А. Данилова и др. - М.: Учпедгиз, 1963. - С. 27-40.
Москаленко К.А Комментированные упражнения.-Липецк,1961
Липецкая школа/ Сост. проф. Шахов В. В. – Липецк – Рязань, 1995.
Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков // Липецкий опыт рациональной организации урока. / Под ред. М.А. Данилова и др. - М.: Учпедгиз, 1963. - С. 10-26.
Левшин А. За новаторство в школьной практике и педагогической науке. // Нар. образование. - 1962. - №9. - С. 26-37.












2

Список литературы

1.Педагогический словарь. – М., 1960
2.Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика.– Самара, 1998.
3.Толстой Л.Н. Кому и у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Пед. соч., М., 1989.
4.Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995
5.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев, 1991.
6.Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1990.
7.Степашко Л.А. Философия и история образования. – М.:Изд-во «Флинта», 1999.
8.Народное образование в СССР / Под ред. М.А. Прокофьева и др. - М., 1967.
9.Воробьев Г.В., Романовская З.И. Поиски новой организации урока в школах Липецкой области. // Сов. педагогика. - 1962.- №4. - С. 28-36.
10.Шмаков С.А. И один в поле воин. Если он – воин…// Липецкая школа/ Сост. проф. Шахов В. В. – Липецк – Рязань, 1995.
11.Исаев Ю.И., Станкевич В.А. Урок в липецкой школе: традиции и современность. - Липецк, 1996.
12.Липецкий опыт / Под ред. М. А. Данилова, В. П. Стрезикозина, И. А. Пономарёва. – М.: Учпедгиз, 1963.
13.Тонких В.Е. Система школьного образования Липецкой области: история, современность, будущее. – Елец, 1998.
14.Педагогическое наследие К.А. Москаленко. Материалы областной науч.-практич. конференции. – Липецк, 1999.
15.Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк – Рязань, 1995
16.Москаленко К.А. Сборник педагогических статей. - Липецк, 1995.
17.Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы объединенного урока // Липецкий опыт рациональной организации урока /Под ред. М.А. Данилова и др. - М.: Учпедгиз, 1963. - С. 27-40.
18.Москаленко К.А Комментированные упражнения.-Липецк,1961
19.Липецкая школа/ Сост. проф. Шахов В. В. – Липецк – Рязань, 1995.
20.Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков // Липецкий опыт рациональной организации урока. / Под ред. М.А. Данилова и др. - М.: Учпедгиз, 1963. - С. 10-26.
21.Левшин А. За новаторство в школьной практике и педагогической науке. // Нар. образование. - 1962. - №9. - С. 26-37.

Узнать стоимость работы