Внедрение новой системы воспитания и призрения в эпоху Екатерины

  • 22 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 20.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение

1. Система общественного призрения при Екатерине II

2. Концепция воспитания Бецкого И.И.

3. Организация воспитательного дома в России

Заключение

Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Прием детей должен был осуществляться анонимно, причем принимали детей как законных, так и незаконных, как по сиротству, так и по бедности и болезни родителей. Приносящий ребенка не обязан был объявлять себя и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице.
До 2 лет дети находились на руках кормилиц, после чего переводились в «общие покои», где воспитывались в играх и трудовых занятиях. Обучение труду продолжалось в течение всего пребывания ребенка в воспитательном доме. Мальчиков учили огородным и садовым работам-и ремеслу, девочек — домоводству, вязать, прясть, плести кружева, шить, гладить, стряпать.
В возрасте с 7 до 11 лет дети посещали школу, в которой занимались всего по одному часу в день, обучаясь грамоте и счету.
От 11 до 14 лет в школе же дети изучали катехизис, арифметику, рисование и географию. Им давали очень небольшой объем знаний, за исключением нескольких воспитанников, считавшихся особо одаренными. Внутри каждой возрастной группы дети делились на три подгруппы. К первой относили тех, которые обнаружили большие способности к учению. Их полагалось обучать большему количеству учебных предметов, а по достижении 14 лет отправлять для продолжения учения в Московский университет или Академию художеств и другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон, медицину — в Страсбург и Вену, художества — в Париж и Рим.
С 1770-х гг. в классах Воспитательного дома начали готовить оперных и балетных артистов. В 1772 году А. Медокс на базе Воспитательного дома создал театральную группу, в 1777году при Воспитательном доме существовала танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома работали в 1777—82 гг. в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. На рубеже XVIII—XIX вв. популярностью у москвичей пользовались регулярные концертные вечера по пятницам и воскресеньям в театральном зале Воспитательного дома с непременным участием «хора питомцев».
Естественно, что в условиях крепостного строя в эту подгруппу попадало очень незначительное количество детей. Большинство воспитанников ждала тяжелая физическая работа. Во вторую подгруппу попадали дети, проявившие искусство в ремесленных занятиях; из них готовили искусных мастеров. В третью подгруппу включали детей, способных якобы только к физическому труду, которых по окончании срока пребывания в воспитательном доме определяли домашней прислугой к купцам и помещикам. Их тяжелая участь до некоторой степени смягчалась указом, по которому юношей и девушек, выпущенных из воспитательных домов, нельзя было делать крепостными. Указ гласил, что, если воспитанник-юноша женится на крепостной или девушка выйдет замуж за крепостного человека, они должны будут принести свободу тем, с кем вступали в брак, и своим будущим детям.
В 1770 г. в Петербурге было открыто отделение Московского воспитательного дома, вскоре ставшее самостоятельным Петербургским воспитательным домом; позже воспитательные дома открылись в провинциальных городах.
Учреждения по призрению сирот и бездомных детей существо вали на благотворительные средства, собираемые различными путями, в том числе на пожертвования богатых людей в интересах укрепления эксплуататорского строя богатые и знатные прибегали иногда к подачкам, одаривая своей милостыней эксплуатируемые ими трудящиеся массы.
Жизнь детей, находившихся в воспитательных домах, была очень тяжелой. В каждом доме набиралось очень много детей, иногда до 1000 человек. Огромное скопление детей преддошкольного и дошкольного возраста в то время, когда медицина не владела еще средствами борьбы с инфекционными болезнями, приводило к ужасающей детской смертности. В Петербургском доме в 1764 г. из 524 детей умерло 424, иногда из 100 детей умирало 83—87 и даже свыше 90. С 1772 г. воспитательным домам пришлось в целях предупреждения смертности младенцев передавать детей грудного возраста за плату на патронирование в деревни, но и это мероприятие очень тяжело сказывалось на судьбе воспитанников. В народе царские благотворительные учреждения по призрению маленьких детей называли «фабриками ангелов».
Мизерные материальные средства, отпускаемые воспитательным домам, не давали возможности организовать уход за детьми, их воспитание в соответствии с требованиями медицины и педагогики. Ввиду широко распространенного в крепостнической России казнокрадства и лихоимства со стороны служащих и чиновников воспитанники домов не получали даже того скудного довольствия, которое им полагалось. Вследствие отсутствия заботы правительства о подготовке воспитателей дома были укомплектованы неквалифицированным персоналом, в них работали в большинстве случаев невежественные люди, получавшие за свою работу жалкое вознаграждение. Воспитатели были далеки от тех гуманных требований, которые проповедовал И. И. Бецкой, они обращались с детьми народа грубо и жестоко, что поддерживалось всей системой сословно-крепостнических отношений.
Воспитательный дом не получал государственного финансирования и должен был существовать на пожертвования, но имел различные льготы — в частности, он был освобожден от уплаты пошлин при заключении контрактов, имел дозволение беспошлинно покупать и продавать земли и дома, заводить фабрики, устраивать лотереи и получать четверть от доходов с театральных представлений, балов и игорных предприятий.
Но благие начинания устроителей Воспитательного дома не вынесли столкновения с жизненной реальностью. Штат служащих не справлялся с потоком поступающих детей.
Воспитательный дом довольно скоро стал местом многочисленных злоупотреблений, которые особенно участились в последние годы жизни Бецкого. Детей принуждали много работать, а изготовленные ими вещи продавались за бесценок. Впрочем, эти злоупотребления иногда разоблачались. Одним из самых громких скандалов стало дело некоего надзирателя петербургского Воспитательного дома Книпера: «Опекунский совет нарушил контракт и отобрал от него всех питомцев и питомиц по следующим причинам: Книпер не уплачивал положенного жалования питомцам, до крайности плохо кормил и до того плохо отапливал здание, что питомцам приходилось выносить страшную стужу и даже, как об этом упоминалось в документах, Книпер торговал питомицами и приучал их к развратной жизни».(2,С.27)
Заключение

В России допетровского времени заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя Церковь, хотя и делала это непоследовательно и бессистемно, более всего, заботясь собственно о выживании, чем о воспитании питомцев. Чаще всего призрение детей осуществлялось непосредственно при монастырях и даже при отдельных приходах, хотя известны и случаи более продуманной и масштабной организации приюта для детей.
Так, в 1706 году новгородский митрополит Иов создал специальный дом для «найденышков». Но впервые сделал этот вопрос предметом государственных забот Петр I. Его указом 1712 года создание специальных небольших детских приютов («гошпиталей») вменялось тем же монастырям и церковным приходам в обязанность. Таким образом, по сути Петр лишь придал стихийно возникавшим общественным институтам официальный статус.
Последовательным продолжателем петровской политики стала Екатерина II, которая и ввела в обиход термин «общественное презрение». Главным документом стал указ императрицы «Об учреждениях для управления губерниями», который организовывал систему общественных Приказов общественного призрения. Другим важным документом государственной политики в данном направлении стал узаконенный проект И.И. Бецкого «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Так были организованы воспитательные дома для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Главная цель этого заведения была в воспитании достойных граждан своего государства, которые должны были сформировать третье сословие. Дети обучались различным ремеслам и по окончанию получали паспорт, который свидетельствовал об вольном положении.
Однако проект Бецкого был, бесспорно, обречен на поражение вследствие его нежизнеспособности и несомненной «эксцентричности». Организованный на деле воспитательный дом столкнулся с рядом трудностей: финансирование, кадровый вопрос и другое, что в итоге привело к полному провалу замысла И.И. Бецкого.
Тем не менее, он представляет собой интереснейший образец реализации рационалистической утопии, столь характерной для XVIII столетия.
Список литературы

Вернадский Г.В. Русская история. М., Аграф,1997. 544 с.
Веселова А. Воспитательный дом в России и воспитательная концепция И.И. Бецкого.// Отечественные записки.- 2004-№3.С.21-27.
Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., Сопричастность, 1993.352с.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.,Проспект, 1997.—544 с.
Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Новосибирск, НГТУ, 1999. 296с.
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М., Проспект,1999. 592с.














2

1.Вернадский Г.В. Русская история. М., Аграф,1997. 544 с.
2.Веселова А. Воспитательный дом в России и воспитательная концепция И.И. Бецкого.// Отечественные записки.- 2004-№3.С.21-27.
3.Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., Сопричастность, 1993.352с.
4.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.,Проспект, 1997.—544 с.
5.Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Новосибирск, НГТУ, 1999. 296с.
6.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М., Проспект,1999. 592с.

Узнать стоимость работы