Технологии социальной работы с молодежью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 4343 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 01.06.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
1.1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА МОЛОДЕЖИ
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
2.1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Принципы социальной работы с молодежью в России:
1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.
2. Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.
3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.
4. Социальная работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.
5. Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.
Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.
Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.
Заключение
В заключении следует подчеркнуть, что изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при формировании системы ее социализации. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье.
Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.
Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, центры деловой поддержки и др.
В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Главный акцент здесь делается на минимальной стартовой поддержке. В рамках осуществления государственной молодежной политики в Смоленске и Смоленской области осуществляются следующие программы: «Правовая и социальная поддержка молодежи», «Духовное и физическое развитие молодежи», «Поддержка молодых талантов и лидеров», «Государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений», «Развитие системы детского и молодежного отдыха», «Информационное обеспечение государственной молодежной политики», «Международное молодежное сотрудничество», «Поддержка проектов программ органов по делам молодежи администрацией городов и районов». Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенными услугами, которые оказывают государственные службы, являются психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, социальная реабилитация, социокультурные услуги, информационная и правовая помощь. Используются индивидуальные и групповые проффриентационные консультации, клубы ищущих работу, программы и курсы социально-психологической адаптации. Безработная молодежь, имеющая профессии, не востребованные на рынке труда, привлекается к участию в профориентационных программах «Выбор пути», «Поверь в успех», «Искусство трудоустройства». Специфика работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления (19, с. 345).
Выводы.
1) В молодости впервые выстраиваются жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе социализации. Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей.
2) При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать существующий социально-исторический опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.
3) Условия также для каждого вида социальной работы с молодежью будут конкретизироваться, включая различные уровни организации социальной работы (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности. Средство в данном случае рассматривается как социальный институт, который имеет самые широкие толкования.
4) Одним из проявлений социальных институтов и являются социальные службы, социальная роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений (которые иногда в повседневной жизни называют «службами»). Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них осуществляются механизмы внедрения социальных проектов с целью защиты и поддержки различных групп населения в социальную практику.
5) Можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексно-ориентированных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.
Социолого-ориентированные теории социальной работы лежат в основе структурной социальной работы, где, в частности в работе с молодежью, используется такая технология, как социальный патронат.
Психолого-ориентированные теории лежат в основе психосоциальной работы, где, в частности в работе с молодежью, используются такие технологии, как консультирование, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия и др.
6) Одним из важных моментов деятельности сотрудников социальной службы является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), разрешении проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальная служба является неотъемлемым звеном целостной региональной (федеральной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.
В заключение представляется принципиально важным вновь подчеркнуть и стратегическое, и тактическое значение осуществления социальной работы с молодежью. К этому нас сегодня, как никогда в прошлом, масштабно подвигают следующие обстоятельства:
во-первых, конечно, усложнение современного общества и человека, что требует новой профессиональной и социально-бытовой культуры, а также общественно-политической и научно-технической, информационной подготовки;
во-вторых, ускорение темпов социокультурных изменений, динамики развития всех сфер общества, что потребовало организации обучения людей, их образования в течение всей жизни;
в-третьих, обострение глобальных и региональных, локальных рисков для жизни людей, проблем социальной, экономической, политической, духовно-культурной и экологической безопасности;
в-четвертых, как особо значимую проблему отметим возникновение и массовое распространение социальных болезней, разрушение традиций здорового образа жизни;
в-пятых, констатируем факт нарастания остроты и масштабов моральной деградации, кризиса семьи как социального института, что требует масштабных мер по формированию новой и сохранению традиционной социальной культуры, прежде всего в организации работы с молодежью; и др.
Особое значение и роль социальная работа с молодежью имеет в связи с тем масштабом задач, что стоят сегодня перед российским обществом и государством в связи с необходимостью преодоления вульгарно-рыночного экономизма и криминальных управленческих и правовых практик, деморализацией системы социальных общностей и управления, в том числе в сфере социальной защиты, организации работы с молодежью, ее патриотического воспитания.

Список литературы
Актуальные проблемы исследования социального здоровья. СПб., 2004.
Березутский, Ю.В. Проблемы социальной работы с молодежью. Хабаровск: ДВАГС, 2006. – 212 c.
Васютин, Ю.С. Теория и практика организации работы с молодежью. Орел: ОРАГС, 2004. – 114 c.
Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: учебник. Екатеринбург: УГПУ-УПИ, 2006. – 430 с.
Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Академ. проект, 2006. – 255 c.
Горячая молодежь России: Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты: книга-справочник. Под редакцией В.А. Савельева. М.: Кванта, 2006. – 287 c.
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежь: основные направления и современные формы. М.: КНОРУС, 2011. – 216 с.
Закон Санкт-Петербурга «Об Основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы»: от 16 февраля 2006 года № 40-8 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. – 2006. – №. 3.
Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: Архей, 2008. – 334 c.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. СПб.: КАРО, 2006. – 388 с.
Левикова, С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2005. – 360 с.
Манько Ю.В. Социология молодежи: учебное пособие. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – 316 с.
Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования. Под редакцией Слуцкого Е.Г. Скомарцева И.В. СПб.: 2004. – 400с.
Практикум по диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.:РЕР СЭ, 2004. – 768 с.
Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. – 365с.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2004 – 224 с.
Славкина М.А. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер, 2007. – 782 с.
Социальная политика. Под редакцией Волгина А.Н. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
Солодников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007. – 387 с.
Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для вузов. Под редакцией Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2007. – 356 с.
Социология молодежи: учебник. Под редакцией В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
«Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г.». Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2006г.
Щербаков, И.В. Социальные и социально-психологические механизмы формирования политической идентичности молодежи: теоретические аспекты // Вестник МГУ. Серия социология и политика. 2004. № 1. – С. 129-152.
Ювенология в ХХI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении. Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. СПб.: Петрополис, 2007. – 215 c.
Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. Под редакцией Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 734 с.
Официальный сайт Дома Молодежи Калининского района: http//saint - petersburg.ru/m/216237/molodezhy_kaliniskogo_rayona_poluchila_sobstwennyy _dom.html.

Официальный сайт : социальный Санкт-Петербург. http://www.soc-spb.ru/catalog-soc-spb/spb-roo-po-rabote-s-detmi-i-molodezhyu-czentr-innovaczii









43


41

Список литературы
1.Актуальные проблемы исследования социального здоровья. СПб., 2004.
2.Березутский, Ю.В. Проблемы социальной работы с молодежью. Хабаровск: ДВАГС, 2006. – 212 c.
3.Васютин, Ю.С. Теория и практика организации работы с молодежью. Орел: ОРАГС, 2004. – 114 c.
4.Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: учебник. Екатеринбург: УГПУ-УПИ, 2006. – 430 с.
5.Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Академ. проект, 2006. – 255 c.
6.Горячая молодежь России: Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты: книга-справочник. Под редакцией В.А. Савельева. М.: Кванта, 2006. – 287 c.
7.Григорьев С.И. Социальная работа с молодежь: основные направления и современные формы. М.: КНОРУС, 2011. – 216 с.
8.Закон Санкт-Петербурга «Об Основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы»: от 16 февраля 2006 года № 40-8 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. – 2006. – №. 3.
9.Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: Архей, 2008. – 334 c.
10.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
11.Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. СПб.: КАРО, 2006. – 388 с.
12.Левикова, С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2005. – 360 с.
13.Манько Ю.В. Социология молодежи: учебное пособие. СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – 316 с.
14.Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.
15.Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
16.Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования. Под редакцией Слуцкого Е.Г. Скомарцева И.В. СПб.: 2004. – 400с.
17.Практикум по диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.:РЕР СЭ, 2004. – 768 с.
18.Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
19.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
20.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. – 365с.
21.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2004 – 224 с.
22.Славкина М.А. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
23.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
24.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ.: Питер, 2007. – 782 с.
25.Социальная политика. Под редакцией Волгина А.Н. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
26.Солодников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007. – 387 с.
27.Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для вузов. Под редакцией Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2007. – 356 с.
28.Социология молодежи: учебник. Под редакцией В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
29.«Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г.». Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2006г.
30.Щербаков, И.В. Социальные и социально-психологические механизмы формирования политической идентичности молодежи: теоретические аспекты // Вестник МГУ. Серия социология и политика. 2004. № 1. – С. 129-152.
31.Ювенология в ХХI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении. Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. СПб.: Петрополис, 2007. – 215 c.
32.Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. Под редакцией Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 734 с.
33.Официальный сайт Дома Молодежи Калининского района: http//saint - petersburg.ru/m/216237/molodezhy_kaliniskogo_rayona_poluchila_sobstwennyy _dom.html.

Вопрос-ответ:

Какие особенности возрастного периода молодежи учитывает социальная работа?

Социальная работа учитывает такие особенности возрастного периода молодежи, как поисковый характер, транзитивность, нестабильность, индивидуальность и амбивалентность.

Как организована социальная работа с детьми, подростками и молодежью?

Социальная работа с детьми, подростками и молодежью организована через различные социальные службы, такие как центры социального обслуживания семьи и детей, центры социальной помощи семье и детям, молодежные клубы и организации, центры занятости.

Какие современные технологии социальной работы применяются с молодежью?

Современные технологии социальной работы с молодежью включают в себя использование интернет-ресурсов и социальных сетей, проведение тренингов и семинаров, индивидуальное консультирование и психологическую поддержку, разработку программ социальной адаптации и воспитания, а также сотрудничество с другими организациями и специалистами.

Какие основные социальные службы занимаются работой с молодежью в Санкт-Петербурге?

Основные социальные службы, занимающиеся работой с молодежью в Санкт-Петербурге, включают в себя Центр занятости населения, Центр социального обслуживания населения, Центр социальной помощи семье и детям, Молодежный центр "Октябрь", Молодежный центр "Мир", Молодежный центр "Родник".

Какие направления социальной работы с молодежью изучаются в практической части исследования?

В практической части исследования изучаются такие направления социальной работы с молодежью, как профориентационная помощь и поддержка в трудоустройстве, социальное сопровождение и поддержка молодых людей из неблагополучных семей, программы социальной адаптации и самореализации, работы по профилактике асоциального поведения.

Какие особенности возрастного периода молодежи учитываются в технологиях социальной работы?

Существует несколько особенностей, которые учитываются при работе с молодежью. Это, в частности, поисковый характер этого периода, стремление к самоопределению, формирование собственного идентитета, уязвимость в психологическом и социальном плане. Технологии социальной работы с молодежью направлены на поддержку и сопровождение в этом важном периоде жизни.

Как организована социальная работа с детьми, подростками и молодежью?

Социальная работа с детьми, подростками и молодежью осуществляется через различные организации и учреждения, такие как школы, молодежные центры, центры занятости, социальные службы. В рамках этих организаций проводятся различные мероприятия, тренинги, консультации, помощь в решении социальных проблем.

Какие современные технологии социальной работы используются с молодежью?

В современной социальной работе с молодежью активно применяются различные технологии, такие как индивидуальные и групповые консультации, тренинги по развитию навыков, социально-педагогическая поддержка, реабилитационная работа, а также использование информационных технологий, компьютерных программ и онлайн-ресурсов.

Какие основные службы по работе с молодежью существуют в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге функционируют различные службы, предоставляющие поддержку и помощь молодежи. Это молодежные центры, центры занятости, социально-педагогические службы, центры социальной адаптации. В рамках этих служб проводятся семинары, тренинги, консультации, оказывается помощь в поиске работы и профессиональном самоопределении.

Как исследуются и изучаются технологии социальной работы с молодежью?

Изучение и исследование технологий социальной работы с молодежью проводится через практическое изучение, анализ случаев, наблюдение за работой специалистов, а также с помощью социологических опросов и исследований. Это позволяет выявить эффективность различных подходов и методов работы с молодежью и улучшить их применение.

Какие особенности возрастного периода молодежи?

Возраст молодежи характеризуется рядом особенностей, включая поиск своей идентичности, стремление к самостоятельности и формирование жизненных ценностей.

Как организована социальная работа с детьми, подростками и молодежью?

Социальная работа с молодежью включает в себя различные технологии, такие как консультирование, тренинги, групповая работа и т.д. Она осуществляется через социальные службы, которые оказывают помощь, поддержку и консультации молодым людям.