Предмет, метод, система финансового права в России.

  • 21 страница
  • 17 источников
  • Добавлена 16.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
1.1 ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
1.2 МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2.1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2.2 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Во-первых, не существует нормативных актов, которые закрепляли бы формы и методы финансовой деятельности государства.
Во-вторых, не существует абстрактного финансового контроля, а есть налоговый или бюджетный.
В-третьих, бюджетное и налоговое право имеют свои Общие части.
Некоторые ученые допускают инвариантность при выделении конкретных институтов Общей части финансового права, предлагая существенным образом ее скорректировать. Так, одни авторы относят к Общей части вопросы регулирования зарубежных финансовых институтов. У других авторов вызывает научное удивление включение в Общую часть финансового права финансового контроля в контексте первичности финансовой деятельности, после осуществления, которой и должны осуществляться контрольные мероприятия. Развивая данную мысль, Е.М. Ашмарина считает целесообразным рассматривать финансовый контроль в виде комплексного внутриотраслевого раздела, включающего институты Общей и Особенной частей финансового права; при этом к Общей части должны относиться нормы, устанавливающие общие положения и начала в области финансового контроля, а к Особенной - нормы, регулирующие методы и процедуры отдельных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного, банковского и др.). Такой же позиции придерживаются и другие ученые.
2.2 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Вопросы структурирования Особенной части являются продолжением дискуссии о круге тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, в силу чего можно также вести речь о широкой и узкой трактовке Особенной части финансового права.
При узком подходе в Особенную часть финансового права включаются финансово-правовые нормы, которые не вызывают сомнения в их отраслевой принадлежности (например, бюджетное право), а нормы, которые вызывают определенные интеллектуально-интерпретационные сомнения, группируются в достаточно крупные финансовые институты, в свою очередь требующие дополнительной серьезной научной аргументации их принадлежности к финансовому праву (например, валютное право). В этой связи А.А. Тедеев, В.А. Парыгина отмечают, что структурные подразделения (институты, субинституты) Особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права: бюджетное право, налоговое право, право денежного обращения и валютное право.
В рамках данного подхода отдельными учеными предлагается исключить часть правовых институтов, которые ранее входили в финансовое право. Так, Д.В. Винницкий в контексте рассмотрения процессов, характеризующих современный этап развития финансового права, говорит о выходе из сферы финансово-правового регулирования ряда институтов, ранее в нее включавшихся (банковское, страховое, валютное, правовое регулирование расчетов, рынка ценных бумаг, финансов государственных и муниципальных предприятий). Вышеуказанные точки зрения не противопоставляются друг другу, а являются следствием определенного научно-методологического плюрализма по разрешению вопроса концептуального моделирования Особенной части финансового права.
Широкий подход предполагает включение в Особенную часть как традиционных финансово-правовых институтов, так и тех, которые отдельными авторами в рамках узкого подхода рассматриваются либо в качестве самостоятельных, отличных от финансового права, правовых образований, либо в качестве системно-структурных элементов более крупных финансово-правовых образований (отраслей, институтов).
Н.И. Химичева полагает, что в Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов; валютного регулирования. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин выдвинули гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права «новым финансовым правом», они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое право Российской Федерации - наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования - выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Основными критериями деления права на отрасли в соответствии с положениями теории права и государства принято считать предмет и метод правового регулирования.
Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:
— они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;
— в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;
— объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.
Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми.
Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
Такой метод присущ и другим отраслям права, например административному.
Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Финансовое право представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции, входящих в его состав правовых норм.
Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансовой деятельности государства.














СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г. // Рос. газ. – 1993. - 25 дек. - № 237.
Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. – 1997. - № 11.
Бойко Т.С. Финансовое право: учебное пособие. – М., 2006г.
Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. – М., 1976г.
Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник. – М., 2007г.
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб., 2003г.
Годме П.М. Финансовое право. – М., 1978г.
Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2003. - № 12.
Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. – Н.Новгород, 2002г.
Лукьянова Е.А. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. – 2004г. - № 7.
Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. – СПб., 2003г.
Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960г.
Рукавишникова И.В. Метод финансового права. – М., 2004г.
Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. - № 7.
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004г.
Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002г. - № 5.
Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. – М., 2009г.
Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2003. - № 12. – (10), С. 10
Рукавишникова И.В. Метод финансового права. – М., 2004г. – (11), С. 16-31
Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. – 1997. - № 11. – (12), С. 15
Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. – М., 1976г. – (13), С. 24-32
Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960г. – (14), С. 78
Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. - № 7. – (15), С. 27-28
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб., 2003. – (16), С. 174
Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. – СПб., 2003г. – (17), С. 20
Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. – Н.Новгород, 2002г. – (18), С. 7
Лукьянова Е.А. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. – 2004г. - № 7. – (18), С. 87
Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002г. - № 5. – (20), С. 11-12
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004г. – (21), С. 26












15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г. // Рос. газ. – 1993. - 25 дек. - № 237.
2.Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. – 1997. - № 11.
3.Бойко Т.С. Финансовое право: учебное пособие. – М., 2006г.
4.Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. – М., 1976г.
5.Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник. – М., 2007г.
6.Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб., 2003г.
7.Годме П.М. Финансовое право. – М., 1978г.
8.Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. – 2003. - № 12.
9.Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. – Н.Новгород, 2002г.
10.Лукьянова Е.А. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. – 2004г. - № 7.
11.Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. – СПб., 2003г.
12.Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960г.
13.Рукавишникова И.В. Метод финансового права. – М., 2004г.
14.Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. - № 7.
15.Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004г.
16.Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002г. - № 5.
17.Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. – М., 2009г.

Узнать стоимость работы