Лицензирование фармацевтической деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика здравоохранения
  • 3535 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 29.11.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Развитие основ правового регулирования лицензирования фармацевтической деятельности
1.1.Развитие института лицензирования фармацевтической деятельности
1.2.Современное состояние и регулирование лицензирования фармацевтической деятельности
1.3. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности
Глава 2. Методология и результаты исследования структуры фармацевтического рынка по состоянию на 2007 год по данным реестров лицензий, предоставленных лицензирующими органами
Глава 3. Методология совершенствования механизма лицензирования фармацевтической деятельности на современном этапе
Выводы
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Таблица 1Российский аптечный рынок в разрезе федеральных округов по состоянию на 1 июня 2007 г. представленНаименованиефедеральных округоврозничные АУАптеки ЛПУАУ оптовой торговликол-вос правом работыс СД и ЯДв-микол-вос правомработыс СД и ЯДв-микол-вос правом работы с СД и ЯДв-миЦентральный 11328741 19389258552Приволжский 1057958920979930432Южный 787634416086522528Северо-Западный 45152777323313014Уральский 4286249806249712Сибирский 619640011225514928Дальневосточный 232216333114625Всего4710227638634 38215521715,9%4,4%11%В таблице 2 показано соотношение числа городских и сельских АУ в различных федеральных округах. В северо-западном федеральном округе количество сельских АУ составляет 18,3%, а в Южном, Сибирском федеральных округах соответственно 28,2% и 27,6%.Таблица № 2Численность городских и сельских АУ в федеральных округахНаименование федеральных округовЧисло городских АУЧисло сельских АУ% сельских АУДальневосточный 199572026,5Приволжский 9605337526Сибирский5409205827,6Северо-Западный 439398418,3Уральский 3817137226,4Центральный 10657319423Южный6966274328,2 Итого4284214446Результаты проведенного анализа показали, что основные показатели аптечной практики в странах имеют существенные различия. Так, число жителей, обслуживаемых в среднем одной аптекой, колеблется от немногим более 1 тыс. чел. в Греции и Корее до более чем 50 тыс. чел. в Зимбабве. Среди европейских стран максимальные значения этот показатель имеет в странах Северной Европы: в Дании около 18 тыс. чел. и Норвегии около 13 тыс. чел.Количество жителей, приходящееся на одно аптечное учреждение в среднем по Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2007 г. составляло 3104 человека, от 2870 человек в Южном Федеральном округе до 3691 чел. в Уральском Федеральном округе (таблица № 3).Таблица № 3Количество жителей, приходящееся на одно аптечное учреждение по состоянию на 1 июня 2007 г. в разрезе федеральных округовНаименование Федеральных округовКоличество жителей на одно АУЦентральный3 029Приволжский 3 069Южный 2 870Северо-Западный 2 951Уральский 3 691Сибирский 3 199Дальневосточный 2 918Среднее3104В масштабах государственного регулирования фармацевтической деятельностиколичественные и качественные характеристики фармацевтического рынка являются важнейшими показателями и используются:- при планировании бюджетных расходов лицензирующего органа;- при формировании, как его центрального аппарата, так и территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации;- при планировании и распределении временных и трудовых ресурсов государственных служащих;- могут быть использованы для определения критериев доступности лекарственной помощи населению страны. Указанные параметры оказывают также существенное влияние на формирование и организацию государственной системы управления процессом лицензирования.Основные мировые тенденции развития аптечной системы наблюдаются в увеличении числа сетевых аптек, усилении роли государства в проведении мер регулирования фармацевтической деятельности, появлении и развитии новых форм и методов оказания лекарственной помощи в аптеках, расширении функций фармацевта, внедрении современных технологий, стандартизации и усилении активности профессиональных ассоциаций. Глава 3. Методология совершенствования механизма лицензирования фармацевтической деятельности на современном этапеНеобходимость реформирования законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств связана с необходимостью его гармонизации с международным законодательством, снижением административных барьеров на пути предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности в сфере товаров и услуг в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.С момента вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» этот законодательный акт редактировался тринадцать раз.При подготовке нового проекта постановления Правительства по лицензированию фармацевтической деятельности были учтены результаты деятельности лицензирующих органов, в частности Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в период с 2003 по 2006 годы. За это время было предоставлено более 17000 лицензий на фармацевтическую деятельность, проведено 8548 мероприятий по контролю, что позволило детально изучить и проанализировать все положения и нормы Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 № 489.Существовала объективная необходимость приведения нормативно-правовой базы о лицензировании фармацевтической деятельности в соответствии с современными требованиями российского фармацевтического рынка, накопленным практическим опытом лицензирования фармацевтической деятельности и международной практикой. Проводимая в стране административная реформа по реорганизации федеральных органов исполнительной власти создала предпосылки к пересмотру целого ряда законодательных и нормативно-правовых актов о лицензировании фармацевтической деятельности, издание которых внесло существенные изменения в систему лицензирования в Российской Федерации.Выявлено, что с начала реализации административной реформы (2004 год) структура организации осуществления лицензирования фармацевтической деятельности, как механизма государственного регулирования, претерпела существенные изменения. Децентрализованнаявертикаль управления была упразднена и осуществлен переход на централизованную вертикаль управления в сфере лицензирования фармацевтической деятельности. Кроме того, установлено, что на этом этапе были созданы нормативно-правовые, организационные, и методические основы для принятия управленческих решений в условиях централизованной системы управления, сформирован механизм управления лицензированием в Российской Федерации.С целью установления факторов, влияющих на организацию системы лицензирования, определения среды ее функционирования, в этой главе также рассмотрены классы системных структур. Применительно к государственному регулированию фармацевтической деятельности выявлены признаки социально-экономической среды адекватные периоду проведения административной реформы: - реорганизация федеральных органов исполнительной власти;- организация новой системы органов государственного контроля (надзора) в сфере фармацевтической деятельности;- отсутствие необходимого квалифицированного информационного и кадрового обеспечения;- отсутствие или несовершенство стандартов и регламентов;- необходимость сохранения преемственности и обеспечения непрерывности процесса.Также в этой главе установлено, что в условиях проведения административной реформы оптимальной и эффективной является централизованная система управления.Разработана организационно-функциональная модель лицензирования фармацевтической деятельности (рис. 4).Выводы1. Проведен ретроспективный анализ развития разрешительной системы лицензирования фармацевтической деятельности в Российской Федерации, результаты которого указали на то, что допуск к фармацевтической деятельности на различных этапах развития общества осуществлялся в основном через разрешительные механизмы. 2. Выявлено наличие сходных тенденций и механизмов реализации разрешительной системы фармацевтической деятельности на различных этапах ее развития:- наличие регуляторного органа, осуществляющего свои функции на централизованной или вертикально - интегрированной системе управления; - наличие нормативного документа, регулирующего отношения в установленной сфере деятельности;- допуск на рынок – через получение разрешительного документа;- внесение установленной платы за предоставление разрешения;- наличие механизмов контроля деятельности;- право применения контролирующими органами мер административного воздействия в отношении правонарушителей.3. Выявлены отличия механизма государственного регулирования фармацевтической деятельности в период плановой экономики.Существовавшая жесткая централизованная система управления экономикой делала ненужным лицензирование различных видов деятельности, в том числе и фармацевтической (при наличии действенных механизмов других видов контроля отсутствовала необходимость лицензирования государством самого себя). 4. Установлено, что цели и задачи регулирования фармацевтической деятельности в различных странах едины, однако методические подходы к лицензированию, предмет регулирования в зарубежных странах и в России имеют различия (расстояние между аптеками, размер площадей, профессиональный уровень подготовки специалистов и т.д.).5. Регулирование фармацевтической деятельности в подавляющем большинстве зарубежных стран осуществляется государством по вертикально - интегрированной или централизованной системе управления. Выявлены основные тенденции и закономерности развития зарубежной аптечной практики и фармацевтической деятельности в Российской Федерации:- усиление роли государства в проведении мер регулирования фармацевтической деятельности;- увеличение числа сетевых аптек;- появление и развитие новых форм и методов оказания лекарственной помощи в аптеках;- расширение функций фармацевта;внедрение современных технологий.6. Общественные объединения и организации в Российской Федерации, как и в ряде зарубежных стран, в настоящее время не оказывают прямого влияния на решения, принимаемые государственными органами, однако их мнение изучается и, могут, учитывается. 7. На основе математических и статистических методов, а также метода выборочного наблюдения выявлено, что количественные и качественные показатели структуры фармацевтического рынка оказывают существенное влияние на формирование и организацию системы государственного регулирования. Полученные данные были использованы для определения штатной численности сотрудников территориальных органов лицензирующего органа (Росздравнадзора), планирования бюджетных средств, трудовых и временных затрат для выполнения функций по лицензированию фармацевтической деятельности.8. С целью определения направлений совершенствования нормативно-правовой базы проведен ее анализ, результаты которого были использованы при разработке Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.9. Детально проанализировав классы системных структур, пришли к выводу о наличии характеристик «агрессивной» среды обитания системы лицензирования фармацевтической деятельности в период проведения административной реформы, а именно:– реорганизации федеральных органов исполнительной власти;- организации новой системы органов государственного контроля (надзора) в сфере фармацевтической деятельности;отсутствие необходимого квалифицированного информационного и кадрового обеспечения административной реформы;отсутствие или несовершенство стандартов и регламентов;необходимость сохранения преемственности и обеспечения непрерывности процесса.10.С применением теории маркетинга, системного, экспертного, а также ситуационного анализов, установлено, что в условиях проведения административной реформы оптимальной и эффективной является централизованная система управления и разработанная на ее основе организационно-функциональная модель лицензирования фармацевтической деятельности. Список использованной литературыКонституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.93) М; Юридическая литература, 1994. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.93, N 33, ст. 1318. Уголовный кодекс Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 17.06.96, N 25, ст. 2954. Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 28.09.98, N 39, ст.4857. Постановление Правительства РФ от 25.03.96 N 350 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.96, N 14, ст. 1455. Постановление Правительства РФ от 05.04.99 N 387 "О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" // "Собрание законодательства РФ", 19.04.99, N 16, ст. 1992. Федеральный закон от 25.09.98 ╪ 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 28.09.98, N 39, ст.4857. "Собрание законодательства РФ", 05.04.99, N 14, ст. 1650. "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 1998. "Собрание законодательства РФ", 12.01.98, N 2, ст. 219. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.94, N 32, ст. 3301. Задачи Управления лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития по реализации положений лицензионного контроля фармацевтической деятельности // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. – М. - 2007. - С.168-169.Копачевская С.В. Кто возместит убытки // Фармацевтические ведомости. - 2006. - № 1 – С. 17-18.Копачевская С.В. Фармацевтическая инспекция Минздрава России. Подводим первые итоги // Новая аптека. - 2003. - № 7. - С.18-21Корсунский А.А., С.К. Енилеева, И.В. Крупнова. Росздравнадзор – итоги деятельности по лицензированию фармацевтической деятельности в 2007 году // Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи: Мат. Межрегиональной конференции (25-27 июня г. Сочи), Сочи. – 2006. - С. 59-60.Новое в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. – М. – 2007. – с. 56-61.Общий порядок лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также производства лекарственных средств //. Тезисы докладов Х юбилейной Всероссийской конференции «Аптечная сеть России». - М., - 2007. - С. 13-14.Хабриев Р.У. Фармацевтическая деятельность в зарубежных странах. // Фармация. - 2007. - № 2. - С. 38-40.Организация деятельности Управления лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзора. Лицензирование. Лицензионный контроль. // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. - М., - 2004. - С. 64-66.Правила и порядок лицензирования в аптечных организациях // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. - М., - 2004. - С. 62-63.Хабриев Р.У., Ягудина Р.И. Лицензионный контроль при осуществлении фармацевтической деятельности // Новая аптека. - 2007. - № 12.- С. 34-37.Юрьев А.С., Корсунский А.А. Сборник нормативно-правовых актов. Лицензирование видов деятельности в сфере здравоохранения и социального развития. Выпуск 1. Лицензирование видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств., М., 2007, 550 стр.Юрьев А.С., Падалкин В.П. Новое в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности // Новая аптека. - 2007. -№ 11. - С. 44-47.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.93) М; Юридическая литература, 1994.
2.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.93, N 33, ст. 1318.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 17.06.96, N 25, ст. 2954.
4.Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 28.09.98, N 39, ст.4857.
5.Постановление Правительства РФ от 25.03.96 N 350 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.96, N 14, ст. 1455.
6.Постановление Правительства РФ от 05.04.99 N 387 "О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" // "Собрание законодательства РФ", 19.04.99, N 16, ст. 1992.
7.Федеральный закон от 25.09.98 + 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 28.09.98, N 39, ст.4857.
8."Собрание законодательства РФ", 05.04.99, N 14, ст. 1650.
9."Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 1998.
10."Собрание законодательства РФ", 12.01.98, N 2, ст. 219.
11.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.94, N 32, ст. 3301.
12.Задачи Управления лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития по реализации положений лицензионного контроля фармацевтической деятельности // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. – М. - 2007. - С.168-169.
13.Копачевская С.В. Кто возместит убытки // Фармацевтические ведомости. - 2006. - № 1 – С. 17-18.
14.Копачевская С.В. Фармацевтическая инспекция Минздрава России. Подводим первые итоги // Новая аптека. - 2003. - № 7. - С.18-21
15.Корсунский А.А., С.К. Енилеева, И.В. Крупнова. Росздравнадзор – итоги деятельности по лицензированию фармацевтической деятельности в 2007 году // Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи: Мат. Межрегиональной конференции (25-27 июня г. Сочи), Сочи. – 2006. - С. 59-60.
16.Новое в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. – М. – 2007. – с. 56-61.
17.Общий порядок лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также производства лекарственных средств //. Тезисы докладов Х юбилейной Всероссийской конференции «Аптечная сеть России». - М., - 2007. - С. 13-14.
18.Хабриев Р.У. Фармацевтическая деятельность в зарубежных странах. // Фармация. - 2007. - № 2. - С. 38-40.
19.Организация деятельности Управления лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзора. Лицензирование. Лицензионный контроль. // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. - М., - 2004. - С. 64-66.
20.Правила и порядок лицензирования в аптечных организациях // Материалы Всероссийского совещания по вопросам государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. - М., - 2004. - С. 62-63.
21.Хабриев Р.У., Ягудина Р.И. Лицензионный контроль при осуществлении фармацевтической деятельности // Новая аптека. - 2007. - № 12.- С. 34-37.
22.Юрьев А.С., Корсунский А.А. Сборник нормативно-правовых актов. Лицензирование видов деятельности в сфере здравоохранения и социального развития. Выпуск 1. Лицензирование видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств., М., 2007, 550 стр.
23.Юрьев А.С., Падалкин В.П. Новое в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности // Новая аптека. - 2007. -№ 11. - С. 44-47.

Вопрос-ответ:

Как развивался институт лицензирования фармацевтической деятельности?

Институт лицензирования фармацевтической деятельности развивался по мере обретения значимости данной отрасли. Вначале отсутствовала необходимость в лицензировании, но с течением времени стали проявляться регулятивные потребности и правительства стран начали вводить соответствующие стандарты и требования. Основная цель регулирования фармацевтической деятельности через лицензирование - обеспечить безопасность и качество лекарственных препаратов для населения.

Каково современное состояние и регулирование лицензирования фармацевтической деятельности?

Современное состояние и регулирование лицензирования фармацевтической деятельности различаются в разных странах. В некоторых странах лицензирование является строгим и сложным процессом, требующим соблюдения множества правил и норм. В других странах регулирование более свободное, но все равно существуют определенные требования и стандарты. Главной целью регулирования является обеспечение безопасности и качества лекарственных препаратов, а также защита интересов пациентов.

Какой порядок лицензирования фармацевтической деятельности?

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности может различаться в зависимости от страны или региона. Обычно для получения лицензии необходимо провести ряд процедур, включающих подачу заявки, предоставление документов о квалификации персонала, оснащенности производственных помещений и оборудования, а также прохождение инспекции. Кроме того, часто требуется выполнять определенные требования по качеству и безопасности лекарственных препаратов. Обычно лицензия выдается на определенный срок и может быть продлена при выполнении всех требований и норм.

Какова история развития лицензирования фармацевтической деятельности?

Институт лицензирования фармацевтической деятельности развивался постепенно. Начало было положено во второй половине XX века, когда в стране активно развивалась фармацевтическая промышленность. Затем было принято ряд законодательных актов, которые регулировали лицензирование фармацевтической деятельности. В последние годы система лицензирования стала все более разветвленной и строгой, чтобы обеспечить качество и безопасность фармацевтической продукции.

Каково современное состояние и регулирование лицензирования фармацевтической деятельности?

В настоящее время лицензирование фармацевтической деятельности является обязательным и стандартизированным процессом во многих странах, включая Россию. Для получения лицензии фармацевтические компании должны соответствовать определенным требованиям, включая качество производства, хранения и распространения лекарственных средств. Регулирование лицензирования осуществляется соответствующими организациями и ведомствами.

Каков порядок лицензирования фармацевтической деятельности?

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности может варьироваться в разных странах, но обычно включает несколько этапов. Начальным этапом является подача заявки на получение лицензии, в которой компания должна представить все необходимые документы и информацию. Затем проводится проверка соответствия компании требованиям, включая проверку производственных условий и системы качества. После этого выносится решение о выдаче лицензии или отказе в ее получении.

Какие требования предъявляются к фармацевтическим компаниям при лицензировании?

Основные требования, предъявляемые к фармацевтическим компаниям при лицензировании, касаются качества производства, хранения и распространения лекарственных средств. Компания должна иметь соответствующие производственные помещения и оборудование, а также соблюдать все необходимые стандарты и регуляторные требования. Также компания должна иметь систему контроля качества и производить аудиты своих операций.

Как развивался институт лицензирования фармацевтической деятельности?

Институт лицензирования фармацевтической деятельности развивался постепенно. В начале 20-го века в России были приняты некоторые законы, регулирующие процесс лицензирования фармацевтической деятельности. С течением времени, в связи с изменением законодательства и ростом сложности самой деятельности, требования к лицензированию стали более жесткими. К настоящему времени институт лицензирования фармацевтической деятельности достиг высокого уровня и предусматривает детальное регулирование различных аспектов этой сферы деятельности.