Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности.

  • 41 страница
  • 27 источников
  • Добавлена 03.01.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Содержание


Введение
Глава 1. Анализ психологических подходов к проблеме детско – родительских отношений
1.1. Отношения родителей с детьми подросткового возраста
1.2. Особенности родительско–подростковых отношений в семьях проживающих в сельской местности
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложение 1


Фрагмент для ознакомления

Отцы из сельских семей более адекватно оценивают возможности своих детей подросткового возраста, считают их достаточно социально зрелыми, более серьезно относятся к их интересам и увлечениям, считают, что подростки могут адекватно разбираться в окружающих людях и обстоятельствах.
Далее рассмотрим особенности отношения матери и подростка в семьях, проживающих в сельской местности и в городе.
Таблица 2
Особенности отношения к подросткам матерей в семьях,
проживающих в городе и сельской местности, ср. зн.
Группа Приня
тие Копе
рация Симбиоз Гиперсо
циализа
ция Инфан
тилиза
ция Матери (село) 40,68 22,01 70,74 33,12 57,32 Матери (город) 22,24 10,31 87,66 16,38 92,31 Диаграмма 2
Особенности отношения к подросткам матерей в семьях,
проживающих в городе и сельской местности, ср. зн.

По шкале «принятие – отвержение» средние значения выше у матерей, проживающих в городе. Таким образом, подростки, проживающие в сельской местности, в большей степени принимаются матерями и воспринимаются такими, какие он есть. Матери из сельских семей в большей степени уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить больше времени вместе с ребенком, в большей степени одобряют его интересы и планы.
В семьях, проживающих в городе, отношение матерей к подросткам характеризуется меньшей степенью принятия. Матери в большей степени считают своего ребенка неприспособленным, в меньшей степени доверяют ему, считают, что подросток может иметь дурные наклонности.
По шкале «кооперация – социально желаемый образ родительского отношения» отношение к подростку матерей, проживающих в сельской местности, характеризуется большей выраженностью заинтересованности в делах и планах ребенка, стремление во всем помочь ребенку. В сельских семьях матери более высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они в большей степени, по сравнению с матерями из городских семей, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
По шкале «симбиоз» у матерей из городских семей присутствует ярко выраженное стремление к симбиотическим отношениям с ребенком. Матери из городских семей стремятся оградить подростка от неприятностей и трудностей в жизни, испытывают постоянную тревогу за него, которая еще повышается, когда подросток стремится проявить самостоятельность и независимость. Подросток в городской семье в глазах матери воспринимается как маленький и беззащитный.
В семьях, проживающих в сельской местности, матери воспринимают подростков более самостоятельными, способными справиться с жизненными трудностями.
По шкале «авторитарная гиперсоциализация» в семьях, проживающих в сельской местности у матерей, по отношению к подростку прослеживается авторитаризм, хотя он не так выражен, как в отношении отцов. Матери из сельских семей в большинстве своем также требуют от подростка послушания и дисциплины, следят за социальными достижениями ребенка, его привычками, мыслями, чувствами, однако это выражается в более мягком стиле, чем у отцов.
В городских семьях у матерей по отношению к подростку отмечается более демократичное отношение.
По шкале «инфантилизация» у матерей из городских семей выявлены очень высокие значения. Матери, также как и отцы в городских семьях в большинстве своем склонны инфантилизировать подростка, приписать ему личную и социальную несамостоятельность. Матери в этих семьях склонны видеть подростка более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения и склонности подростка воспринимаются матерями из городских семей несерьезно. Матери из городских семей в большинстве своем считают, что подростки не приспособлены самостоятельно разбираться в людях, открыты для дурного влияния, в связи с этим, стараются оградить подростка от трудностей жизни.
Матери из сельских семей более адекватно оценивают возможности своих детей подросткового возраста, считают их достаточно социально зрелыми, более серьезно относятся к их интересам и увлечениям, считают, что подростки могут адекватно разбираться в окружающих людях и обстоятельствах.
Таким образом, особенностью отношения родителей к подросткам из семей, проживающих в сельской местности можно считать, во-первых, большее принятие ребенка, позитивная оценка его способностей и возможностей, во-вторых, более адекватная оценка самостоятельности подростка, его способности постоять за себя, уверенность в его способности справиться с жизненными трудностями, в-третьих, реальная оценка социальной и личностной зрелости подростка.
Однако, при такой, достаточно позитивной оценке возможностей и способностей подростка, отцы из сельских семей придерживаются патриархальных взглядов на взаимоотношения между родителями и детьми, что выражается в требовании послушания и дисциплины, уважения родительского мнения и решений.
Особенностью отношения родителей к подросткам из городских семей можно считать, во-первых, стремление к симбиотическим отношения с ребенком, что выражается в чрезмерной опеке и тревоге за ребенка, стремлении оградить его от всех внешних трудностей, во-вторых, инфантилизация подростка, когда его считают маленьким и несамостоятельным, подверженным дурному влиянию, неспособным к каким-либо серьезным увлечениям и деятельности.

Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе опроса подростков по методике «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
Результаты представлены в таблице 3 и 4 и диаграммах 3 и 4.
Таблица 3
Особенности отношения подростков из семей, проживающих в городе и сельской местности, к матери
Респон
денты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Подро
стки
(село) 25,86 22,71 19,57 22,00 18,71 6,57 24,29 19,57 21,71 21,29 15,29 14,29 14,86 19,71 14,14 20,00 Подро
стки
(город) 24,50 20,25 17,63 25,88 22,38 6,00 16,75 17,00 22,25 23,63 10,88 15,38 15,63 25,88 18,38 27,00
Как видно из таблицы, отношение подростков к матери, проживающих в городе и сельской местности, имеет следующие особенности.
Подростки, проживающие в сельской местности, считают, что их матери в большей степени демонстрируют им свою любовь и внимание; матери из сельских семей в большей степени понимают чувства своего ребенка и его эмоциональное состояние; подростки и матери из семей, проживающих в сельской местности имеют более близкие эмоциональные отношения.
Однако в семьях, проживающих в городе между матерью и подростком в большей степени выражено сотрудничество, равноправие, менее выражена конфликтность.
Матери из сельских семей в большей степени поощряют самостоятельность и автономность подростков, нежели в городских семьях.
В сельских семьях матери в большей степени требовательны к подросткам, демонстрируют авторитарность; матери из городских семей в большей степени стараются контролировать своих детей, но стараются выстраивать демократические отношения.
Подростки, проживающие в городских семьях, считают своих родителей менее последовательными в вопросах воспитания, менее уверенными в своем педагогическом опыте.
Диаграмма 3
Особенности отношения подростков из семей, проживающих в городе и сельской местности, к матери

Подростки из городских семей более удовлетворены тем, как матери способствуют удовлетворению их потребностей – материальных, информационных, во внимании, однако понимают, что родители неадекватно оценивают их с точки зрения возраста и самостоятельности. Общая удовлетворенность особенностями отношения матери к ребенку у подростков, проживающих в городе выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности.
Таблица 4
Особенности отношения подростков из семей, проживающих в городе и сельской местности, к отцу
Респон
денты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Подро
стки
(село) 23,00 19,57 19,14 19,71 13,57 9,14 24,00 23,29 17,14 15,57 20,71 16,29 12,86 14,71 15,57 17,71 Подро
стки
(город) 21,00 17,14 16,71 20,71 16,57 9,71 19,00 16,86 17,14 20,71 12,29 16,71 15,43 23,29 19,14 22,14
Диаграмма 4
Особенности отношения подростков из семей, проживающих в городе и сельской местности, к отцу

Как видно из таблицы, отношение подростков к отцу, проживающих в городе и сельской местности, имеет следующие особенности.
Подростки, проживающие в сельской местности, считают, что их отцы в большей степени демонстрируют им свою любовь и внимание; отцы из сельских семей в большей степени понимают чувства своего ребенка и его эмоциональное состояние; подростки и отцы из семей, проживающих в сельской местности имеют более близкие эмоциональные отношения.
Однако в семьях, проживающих в городе, между отцом и подростком в большей степени выражено сотрудничество, равноправие, менее выражена конфликтность.
Отцы из сельских семей в большей степени поощряют самостоятельность и автономность подростков, нежели в городских семьях.
В сельских семьях отцы в большей степени требовательны к подросткам, демонстрируют авторитарность; отцы из городских семей в большей степени стараются контролировать своих детей, но стараются выстраивать демократические отношения.
Подростки, проживающие в городских семьях, считают своих родителей менее последовательными в вопросах воспитания, менее уверенными в своем педагогическом опыте.
Подростки из городских семей более удовлетворены тем, как отцы способствуют удовлетворению их потребностей – материальных, информационных, во внимании, однако понимают, что родители неадекватно оценивают их с точки зрения возраста и самостоятельности. Общая удовлетворенность особенностями отношения отца к ребенку у подростков, проживающих в городе выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, касающиеся оценки особенностей отношения родителей к подросткам с точки зрения самих подростков.
В сельских семьях отношения между родителями характеризуются большей теплотой, эмпатией и близостью, по сравнению с семьями, проживающими в городе.
Взаимоотношения родителей и подростков, проживающих в городе характеризуются большей демократией, сотрудничеством, меньшей конфликтностью, однако в сельских семьях родители в большей степени поощряют самостоятельность и автономность подростков, хотя и воспитывают детей в относительной строгости, выбирая авторитарный стиль, подразумевающий уважение в первую очередь родительского мнения.
Родители, проживающие в городе, считают своих детей менее самостоятельными и приспособленными к жизни, более инфантильными, поэтому склонны в большей степени контролировать их и тревожиться за них.
Родители из городских семей недооценивают зачастую возможности своих детей с точки зрения социальной и личностной зрелости, вследствие чего неадекватно оценивают образ подростка, что способствует более выраженной непоследовательности в системе воспитания.
Однако родители из городских семей в большей степени склонны удовлетворять потребности подростков, как в моральном, так и в материальном плане, что обеспечивает большую удовлетворенность системой детско - родительских взаимоотношений со стороны подростков.
Таким образом, наше предположение о том, что существуют особенности отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности, подтвердилась.





Заключение

Итак, целью данной исследовательской работы было изучение особенностей отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что существуют особенности отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности.
В нашем исследовании мы изучили особенности отношений родителей с детьми подросткового возраста; рассмотрели особенности родительско–подростковых отношений в семьях, проживающих в сельской местности и городе; эмпирически изучили особенности родительско–подростковых отношений в семьях, проживающих в сельской местности и городе.
По результатам диагностики и анализа полученных данным мы сделали следующие выводы.
В сельских семьях отношения между родителями характеризуются большей теплотой, эмпатией и близостью, по сравнению с семьями, проживающими в городе.
Взаимоотношения родителей и подростков, проживающих в городе характеризуются большей демократией, сотрудничеством, меньшей конфликтностью, однако в сельских семьях родители в большей степени поощряют самостоятельность и автономность подростков, хотя и воспитывают детей в относительной строгости, выбирая авторитарный стиль, подразумевающий уважение в первую очередь родительского мнения.
Родители, проживающие в городе, считают своих детей менее самостоятельными и приспособленными к жизни, более инфантильными, поэтому склонны в большей степени контролировать их и тревожиться за них.
Родители из городских семей недооценивают зачастую возможности своих детей с точки зрения социальной и личностной зрелости, вследствие чего неадекватно оценивают образ подростка, что способствует более выраженной непоследовательности в системе воспитания.
Однако родители из городских семей в большей степени склонны удовлетворять потребности подростков, как в моральном, так и в материальном плане, что обеспечивает большую удовлетворенность системой детско - родительских взаимоотношений со стороны подростков.
Таким образом, наше предположение о том, что существуют особенности отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности, подтвердилась.
Однако данное экспериментальное исследование особенностей отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности можно считать лишь начальным этапом изучения проблемы, и данные, полученные в ходе эмпирического исследования, нуждаются в дельнейшем более глубоком изучении.
Список литературы

Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
Агеев В.С. Механизмы социального восприятия //Психологический журнал. – 1989. - № 2. – с. 63 - 71
Байард Р., Дайард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. – М., 1991
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Бочарова В.Г., Борисова Т.С. Развитие образования на селе на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики: Аналитическая записка по результатам комплексного социально-педагогического исследования. - М., 2004
Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М., 2007
Влияние социально-педагогических факторов на обучение и воспитание детей в сельской школе / Под ред. Г.И. Репринцевой. - М., 2004
Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб., 2006
Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М., 2006
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982
Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? //Семья и школа. - 1988. - № 7
Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. //Семья и школа. – 1988. - № 8
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2001
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000
Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008
Репринцева Г.И., Понарина С.П., Рыбакова Т.Т. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. - М., 2006
Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под ред. Ю.В.Борисова. - М., 2003
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989
Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. //Образование и воспитание. - 1997. - № 1
Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997
Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986
Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995


Приложение 1
Сводная таблица результатов, полученных в по методике ОРО
1 группа – семьи, проживающие в сельской местности
респонденты принятие-отвержение кооперация симбиоз гиперсоциализация инфантилизация 1 о 53,79 31,19 39,06 83,79 45,57 2 о 31,01 19,22 19,53 69,3 14,55 3 о 12,02 19,22 4,72 69,3 14,55 4 о 53,79 31,19 39,06 83,79 45,57 5 о 68,35 31,19 19,53 83,79 45,57 6 о 68,35 19,22 4,72 69,3 14,55 7 о 53,79 19,22 19,53 95,76 14,55 ср. зн 48,73 24,35 20,88 79,29 27,84 респонденты принятие-отвержение кооперация симбиоз гиперсоциализация инфантилизация 1 м 68,35 12,29 39,06 53,87 45,57 2 м 53,79 9,77 19,53 32,13 14,55 3 м 77,21 19,22 57,96 69,3 70,25 4 м 68,35 31,19 39,06 69,3 45,57 5 м 31,01 19,22 39,06 53,87 45,57 6 м 31,01 31,19 57,96 53,87 70,25 7 м 53,79 12,29 19,53 32,13 45,57 ср. зн 54,79 19,31 38,88 52,07 48,19

2 группа – семьи, проживающие в городе
респонденты принятие-отвержение кооперация симбиоз гиперсоциализация инфантилизация 1 о 31,01 19,22 57,96 53,87 45,57 2 о 12,02 12,29 74,97 32,13 70,25 3 о 68,35 9,77 86,63 32,13 14,55 4 о 53,79 19,22 39,06 13,86 45,57 5 о 12,02 31,19 74,97 32,13 70,25 6 о 53,79 31,19 86,63 13,86 84,81 7 о 53,79 31,19 74,97 53,87 70,25 ср. зн. 40,68 22,01 70,74 33,12 57,32 респонденты принятие-отвержение кооперация симбиоз гиперсоциализация инфантилизация 1 м 12,02 9,77 86,63 32,13 84,81 2 м 12,02 5,67 92,93 13,86 93,04 3 м 3,79 19,22 86,63 4,41 96,83 4 м 31,01 9,77 74,97 13,86 93,04 5 м 12,02 9,77 92,93 4,41 96,83 6 м 31,01 12,29 86,63 32,13 84,81 7 м 53,79 5,67 92,93 13,86 96,83 ср. зн. 22,24 10,31 87,66 16,38 92,31












21

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
2.Агеев В.С. Механизмы социального восприятия //Психологический журнал. – 1989. - № 2. – с. 63 - 71
3.Байард Р., Дайард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. – М., 1991
4.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
5.Бочарова В.Г., Борисова Т.С. Развитие образования на селе на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики: Аналитическая записка по результатам комплексного социально-педагогического исследования. - М., 2004
6.Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М., 2007
7.Влияние социально-педагогических факторов на обучение и воспитание детей в сельской школе / Под ред. Г.И. Репринцевой. - М., 2004
8.Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб., 2006
9.Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М., 2006
10.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982
11.Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? //Семья и школа. - 1988. - № 7
12.Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. //Семья и школа. – 1988. - № 8
13.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
14.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
15.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
16.Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2001
17.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
18.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
19.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000
20.Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008
21.Репринцева Г.И., Понарина С.П., Рыбакова Т.Т. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. - М., 2006
22.Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под ред. Ю.В.Борисова. - М., 2003
23.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989
24.Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. //Образование и воспитание. - 1997. - № 1
25.Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997
26.Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986
27.Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995



Узнать стоимость работы