Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методологические основы оценки рисков хозяйствующих субьектов.

  • 35 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 07.01.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ - СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ
1.1 Сущность и виды предпринимательских рисков
1.2 Антропогенные риски и их особенности
1.3 Факторы предпринимательского риска
2 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ
2.1 Антикризисная деятельность фирмы на микро и макро уровне
2.2 Методы управления рисками
2.3 Определение и анализ качественных и количественных методов анализа рисков
2.4 Управления финансовыми рисками и методы снижения
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
3.1 Законодательное регулирование предпринимательских рисков
3.2 Государственная поддержка предпринимательства и управление рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

По полученным данным оценивают вероятность банкротства и финансовые риски.
На следующем этапе проводят анализ платежеспособности на дату составления баланса в виде расчета коэффициентов, представленных в таблице 3 [6, c.164].
По рассчитанным коэффициентам и их сравнении с нормативными значениями делают соответствующие выводы о том, насколько платежеспособно предприятие на дату составления баланса организации.
Таблица 3 - Платежеспособность организации на дату составления баланса
Наименование платежеспособности Обозначение Экономический смысл Расчет Рекомендуемое значение Положительная тенденция Общая или предварительная ПЛо готовность организации погасить все свои обязательства текущие активы минус кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы 0,1*текущие активы ↑ Уточненная ПЛу готовность организации погасить все свои обязательства легкореализуемые активы минус кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы - ↑ Чистый оборотный капитал ЧОК характеризует сумму собственных и приравненных к ним оборотных средств текущие активы минус краткосрочные кредиты и займы минус расчеты и прочие пассивы - ↑ Коэффициент покрытия привлеченных источников Кп способна ли организация покрыть свои обязательства текущие активы без расходов будущих периодов
кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы 1 -
Далее рассчитывают показатель ожидаемой платежеспособности предприятия на ближайший период (неделю, декаду, год). При этом необходимо принять во внимание тот факт, что в расчет принимаются , с одной стороны, все наличные и предстоящие денежные поступления в данном периоде организации, а с другой стороны. все срочные обязательства предприятия. Предприятие будет являться платежеспособным, если его срочные обязательства перекроются его платежными средствами. Такой анализ проводят по схеме, представленной в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ ожидаемой платежеспособности организации
Платежные средства Сумма Срочные обязательства Сумма Касса Задолженность рабочим и служащим и по социальному страхованию Расчетный счет Задолженность финансовым органам Товары отгруженные Ссуды под товары отгруженные Готовая продукция Ссуды под сверхнормативные запасы Прочие запасы ВСЕГО ВСЕГО Пассивное сальдо Активное сальдо Баланс Баланс
Оценка платежеспособности организации будет неполной без оценки вероятности банкротства и финансовых рисков при использовании показателя платежеспособности организации. С этой целью методическими положениями предусматривается расчет показателей, включенных в систему критериев для определения реальных возможностей восстановления платежеспособности.
При оценке возможностей восстановления платежеспособности рассчитывают следующие показатели:
коэффициент восстановления платежеспособности определяется по формуле:
Кв = (Ктлк + 6 / Т (Ктлк – Ктлн)) / Ктлнорм [6, c.166] (1)
где Ктлк – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;
Ктлн – коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода;
Ктлнорм – нормативное значение коэффициента ликвидности, установленного в размере 2;
Т – отчетный период в месяцах.
По значению коэффициента восстановления платежеспособности оценивают возможность восстановления платежеспособности согласно таблице 5.
Таблица 5.
Значение коэффициента восстановления платежеспособности
Значение коэффициента Возможность восстановления платежеспособности >1 Реальная возможность восстановления <1 Отсутствие возможности
2) коэффициент утраты платежеспособности:
Ку = (Ктлк + 3 / Т (Ктлк – Ктлн)) / Ктлнорм, (2)
где Ку – коэффициент утраты платежеспособности
Если значение коэффициента превышает 1, то предприятие в ближайшее время не утратит свою платежеспособность.
Основанием для принятия решения о банкротстве предприятия является выполнение условия: коэффициент восстановления платежеспособности должен принять значение более 1 [4, c.288]. Если рассчитанное значение коэффициента восстановления платежеспособности больше 1, предприятие имеет реальную возможность ее восстановления в период, равный 6 месяцам. Коэффициент утраты платежеспособности, рассчитанный на период, равный трем месяцам, принимающий значение больше 1, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить своей платежеспособности [6, c.168].
Далее будут рассмотрены особенности государственной поддержки предпринимательства в целях минимизации рисков.
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ

3.1 Законодательное регулирование предпринимательских рисков

В Российской Федерации существует многоуровневая система законодательного и нормативного регулирования, и многое зависит от того, на каком уровне принят тот или иной закон. Следует учитывать, что существующие нормативные акты находятся в определенной иерархической соподчиненности. Их градация по значимости определяет и силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами. Рассмотрим систему нормативного регулирования на примере [5]:
1-й уровень. Федеральное законодательство
Конституция РФ;
Конституционные Федеральные законы;
Кодексы и другие Федеральные законы;
Подзаконные нормативные акты:
Указы и распоряжения Президента
Постановления Правительства
Иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ
2-й уровень. Нормативные акты субъектов РФ
3-й уровень. Локальные правовые акты, которые регулируют внутренние и внешние отношения юридического лица.
Так, сущность и значение предпринимательской деятельности законодательно установлены в ГКРФ.
Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых - деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [1].
До недавнего времени основным Федеральным законом в области малого бизнеса был ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ), который утратил силу в 2007 году.
В настоящее время действует Федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данный Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов о предпринимательства [2].
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.
Современные тенденции и проблемы развития предпринимательских структур определяют необходимость и возможность совмещения целей при решении проблем функционирования и развития организации, особенно если перед ней стоит задача сохранения и увеличения конкурентоспособности.
В настоящее время для России одной из основных задач становится повышение конкурентоспособности экономики страны, ее регионов, предприятий. Современные тенденции развития экономики страны характеризуются многообразием форм предпринимательства, имеющих различный организационно-правовой статус и тип собственности. Для цивилизованного предпринимательства, ориентированного на инновации, актуальным становится изучение предпринимательства как объекта управления [9].
Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.
Безопасность предпринимательства является предметом анализа достаточно широкого круга исследователей. Следует отметить большой вклад в разработку проблемы со стороны ученых, анализирующих общие вопросы безопасности человека, общества и государства (О.А.Бельков, В.П.Зимонин, С.Ф.Зыбин, Н.А.Костенко, ВАРубанова, В.П.Сальников, С.В.Степашин, В.И.Телегин, В.Л.Шульц).
Состояние российского законодательства о страховании предпринимательского риска на современном этапе далеко не удовлетворяет требованиям нынешнего этапа развития российского государства и предпринимательской деятельности в нем.
Повышение эффективности деятельности государственных органов в области защиты предпринимательства требует создание организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства (ОСМБП).
Под ОСМБП понимается совокупность контрольно-регулирующих и правоохранительных органов, осуществляющих систематический сбор и анализ информации о действии нормативно-законодательных актов, негативных последствиях принятых управленческих решений, недобросовестных партнерах и криминальных элементах, направленных на выявление угроз безопасности предпринимательской деятельности и поиск путей их предотвращения [16]. Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства.
3.2 Государственная поддержка предпринимательства и управление рисками

Управление предпринимательскими рисками - это составная часть управления бизнесом, и если предприниматель хочет выжить и выигрывать все сражения в борьбе за свое место под солнцем, он должен защитить себя и свой бизнес от опасностей, рисков, ущербов и потерь [16].
Управление предпринимательскими рисками - это деятельность по устранению, уменьшению или локализации потерь от предпринимательских рисков.
Цель управления предпринимательскими рисками - достичь и поддерживать такое состояние защищенности бизнеса от рисков, которое соответствует целям предпринимательской деятельности.
Для достижения целей управления предпринимательской деятельности выбираем такие методы управления рисками, которые действительно активно воздействуют на внешние и внутренние факторы риска, активно защищают объекты риска и приводят к устранению, уменьшению или локализации предпринимательских рисков.
Сегодня одним из главных направлений ближайших преобразований считается замена льгот денежными компенсациями. Процесс замены льгот на денежные компенсации вступит в свою активную фазу примерно к середине 2008 года. Это время для того, чтобы тщательно подготовиться к преобразованиям. Правительство уже в 4 раза увеличило свое предложение. Первоначально предлагались суммы компенсаций для разных категорий от 200 до 900 руб. Сегодня размер предполагаемых ежемесячных компенсаций для разных категорий граждан составляет от 800 до 3,5 тыс. руб. Полгода - достаточный срок для того, чтобы, подготовиться жить по новым правилам. Затягивать с этим вопросом нельзя - это прямые федеральные денежные средства, которые поступают для нашего региона. И в Пермской области к переходу от льгот к компенсациям надо готовиться активнее, чтобы потом не проигрывать другим регионам в этом вопросе.
Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства.
Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения субъектов предпринимательства [16].
Агентства по развитию предпринимательства созданы с целью повышения эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в России. В завершении можно отметить, что проблемы антикризисного управления и риск-менеджмента играют немаловажное, а, может и первостепенное значение в современной экономике, особенно в условиях сложившегося кризиса.
Можно также сказать, что главная задача антикризисного управляющего - выявить болевые, проблемные точки, провести необходимые преобразования, реорганизацию с тем, чтобы минимизировать издержки, повысить эффективность управления. Оперативное принятие решений в условиях кризиса – важнейший фактор успеха. В общем, в условиях современной экономики любое, самое незначительное на первый взгляд, событие оказывает серьезное влияние на экономическую систему в целом. Именно сейчас возрастает значение арбитражного управления. Структура сил такова, что уже нельзя просто продать имущество крупной настоятельной корпорации и распределить вырученные средства среди кредиторов. Сохранение в целостности технологического комплекса должника выгодно не только кредиторам, но и всей экономической системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В условиях современной экономики любое, самое незначительное на первый взгляд, событие оказывает серьезное влияние на экономическую систему в целом. Именно сейчас возрастает значение арбитражного управления. Структура сил такова, что уже нельзя просто продать имущество крупной настоятельной корпорации и распределить вырученные средства среди кредиторов. Сохранение в целостности технологического комплекса должника выгодно не только кредиторам, но и всей экономической системе.
В ходе написания работы было выявлено, что антикризисная деятельность фирмы – это теория и практика организаторской деятельности, направленной на прогнозирование, отслеживание и учет рисков производственно-финансовой деятельности предприятия (организации) от факторов внешней и внутренней среды с целью достижения коммерческого успеха или/и снижения экономического ущерба.
Целью антикризисной деятельности фирмы являются значения показателей состояния органов управления, производственных подразделений, подразделений обслуживания, при которых обеспечивается достижение заданных результатов деятельности предприятия.
Задача антикризисной деятельности - определять такое состояние управленческих, производственных подразделений и хозяйственных обществ, и такую организацию системы управления, которые обеспечивают достижение цели уставной деятельности при существующих ограничениях на ресурсы времени, сил и средств и обусловленных уровнем подготовки персонала и характером рисков.
Решение задачи антикризисной деятельности сводится к тому, чтобы формировать такую организационную структуру управления и принимать такие оперативные решения, которые обеспечивают поддержание заданного состояния производственных подразделений, дочерних и зависимых обществ с учетом выявленных или прогнозируемых рисков.
В ходе написания работы было также выявлено, что антикризисная деятельность предприятия осуществляется на микро или макро уровне.
Различают следующие основные виды предпринимательского риска:
производственный риск, связанный с производством и реализацией товаров, работ и услуг;
коммерческий (рыночный), возникающий в процессе реализации товаров, работ и услуг на рынке;
финансовый риск, возникающий в сфере взаимоотношений предприятия с внешним миром, измеряемый соотношением заемных средств к его собственным средствам;
антропогенный риск – риск, связанный с деятельностью человека..
Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:
методы уклонения от риска;
методы локализации риска;
методы диссипации риска;
методы компенсации риска.
Также все методы анализа рисков подразделяются на качественные и количественные.
В завершении можно сказать, что предпринимательский риск – это опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 // СПС «Консультант Плюс»
Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Гарант
Федеральный Закон№127-ФЗ от 27 сентября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Гарант»
Агафонова И.П. Обзор методов управления рисками предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом».- 2004.- №5
Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие.- М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2009.- 520 с.
Батурин М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций // Сentryug.-2009.- №1
Беглова А. С. Антикризисное управление. -Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 302 с.
Белобородова М.А.. Человеческий фактор в антикризисном управлении // ТИСБИ.-2003.- № 2
Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: АСТ, 2008. 431 с.
Герасимова Е.А. Стратегия обеспечения антикризисного развития предпринимательских структур // Проблемы современной экономики.-2007.- № 1(21)
Державин К.Г. Антикризисное управление на предприятии.- М.: «Москва-М», 2008.- 379 с.
Еремин Р.Ю. Антикризисное управление.- М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2007.- 426 с.
Елисеев А.А. Управление рисками.- М.: АСТ, 2011.- 399 с.
Крыг О.Ю. Управление рисками.- М.: Дрофа, 2011.- 501 с.
Парфенов И.А. Проблемные вопросы арбитражного управления // ЮрКлуб.- 2006.- 6 июня
Паршин М. Антикризисное управление: обучение жизнью // Экономика и жизнь.-2008.- №9-10.
Рублев Ю.И. Проблемы малого бизнеса // Российская Бизнес-газета.- 27 апреля 2008.- №457
Стратегия бизнеса. Аналитический справочник. Методы управления хозяйственным риском.- М.: «Информ», 2007.- 473 с.
Страховое дело. Учебник. Книга 1.- М.: «Глобус», 2011.- 299 с.
Чернов А.А. Антикризисное управление.- М.: «Альянс-М», 2008.-539 с.
Шекшуев П. Методы минимизации рисков // Предпринимательство.-2007.- октябрь.- № 26 (426)
Явкин Ю.Д. Риск-менеджмент.- М.: «АСТ», 2010.- 499 с.

Ременников В.В. Прогнозирование. – М.: Юнити-ДАНА, 2008. -140 с., с.101












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 // СПС «Консультант Плюс»
2.Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Гарант
3.Федеральный Закон№127-ФЗ от 27 сентября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Гарант»
4.Агафонова И.П. Обзор методов управления рисками предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом».- 2004.- №5
5.Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие.- М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2009.- 520 с.
6.Батурин М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций // Сentryug.-2009.- №1
7.Беглова А. С. Антикризисное управление. -Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 302 с.
8.Белобородова М.А.. Человеческий фактор в антикризисном управлении // ТИСБИ.-2003.- № 2
9.Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: АСТ, 2008. 431 с.
10.Герасимова Е.А. Стратегия обеспечения антикризисного развития предпринимательских структур // Проблемы современной экономики.-2007.- № 1(21)
11.Державин К.Г. Антикризисное управление на предприятии.- М.: «Москва-М», 2008.- 379 с.
12.Еремин Р.Ю. Антикризисное управление.- М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2007.- 426 с.
13.Елисеев А.А. Управление рисками.- М.: АСТ, 2011.- 399 с.
14.Крыг О.Ю. Управление рисками.- М.: Дрофа, 2011.- 501 с.
15.Парфенов И.А. Проблемные вопросы арбитражного управления // ЮрКлуб.- 2006.- 6 июня
16.Паршин М. Антикризисное управление: обучение жизнью // Экономика и жизнь.-2008.- №9-10.
17.Рублев Ю.И. Проблемы малого бизнеса // Российская Бизнес-газета.- 27 апреля 2008.- №457
18.Стратегия бизнеса. Аналитический справочник. Методы управления хозяйственным риском.- М.: «Информ», 2007.- 473 с.
19.Страховое дело. Учебник. Книга 1.- М.: «Глобус», 2011.- 299 с.
20.Чернов А.А. Антикризисное управление.- М.: «Альянс-М», 2008.-539 с.
21.Шекшуев П. Методы минимизации рисков // Предпринимательство.-2007.- октябрь.- № 26 (426)
22.Явкин Ю.Д. Риск-менеджмент.- М.: «АСТ», 2010.- 499 с.

У нас вы можете заказать