Любая из предложенных

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 1515 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 12.11.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общая характеристика гештальтпсихологии
Глава 2. Результаты исследований и взгляды отдельных представителей гештальтпсихологии
2.1. Макс Вертгеймер
2.2. Вольфганг Кёлер
2.3. Курт Коффка
2.4. Курт Левин
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Жизненное пространство – это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Личность и ее психологическое окружение в жизненном пространстве образуют психологическое поле.
Анализ поля подразумевает:
раскрытие структуры возможных событий, имеющих отношение к индивиду в данный момент;
установление поля сил, воздействующих на поведение индивида в каждый промежуток времени и в каждой области жизненного пространства.
Воздействие поля на человека определяется силой этого поля и валентностью этих сил, определяемой знаком «+» или «-», где «+» означает притяжение, а «-» – отталкивание.
Поведение человека – это результирующая воздействия сил положительной и отрицательной валентности. Например, поведение ребенка, решившего без разрешения съесть варенье, будет определяться взаимодействием положительной валентности («+» – желание поесть вкусненького) и отрицательной валентности («-» – запрет родителей).
Воздействие на личность валентности равной величины создает у нее внутренний конфликт.
Конфликты бывают трех типов, т.е. могут быть вызваны
1) воздействием двух равных положительных валентностей (например, юноша хочет в одно и то же время пойти на футбол и на дискотеку);
2) воздействием двух равных отрицательных валентностей (например, ребенок не хочет из-за предстоящей контрольной работы идти в школу, но и не хочет в этот же день идти в поликлинику);
3) воздействием «+» валентности и «-» валентности, исходящих одновременно от одного и того же объекта (или места поля) и равных по силе (например, девушка хочет идти на вечеринку и, одновременно, не хочет, так как на ней встретит неприятного ей человека).
Науку, изучающую психологическое поле человеческого поведения Левин назвал топологией.
Поведение человека, определяющееся в большей степени не квази-потребностями, а воздействием поля, Левин назвал «полевым»; оно часто наблюдается в субъективно бессмысленных ситуациях (например, вынужденное ожидание), а также у больных с поражениями лобных отделов коры больших полушарий.
В ситуации, когда побуждение к выполнению задачи иссякает, у человека наступает «психическое пресыщение» (проблема изучалась дипломницей Левина – Анитой Карстен). Чтобы продолжить выполнение задачи, нужно почерпнуть энергию из другой квази-потребности, которая образуется при смене мотива. Так, испытуемым предлагалось рисовать одинаковые кружочки или черточки. Через определенный промежуток времени они начинали ощущать бессмысленность своей работы и останавливались. На их вопрос: «Зачем я это так долго делаю?» – экспериментатор отвечал: «Проверяется ваша выдержка». Испытуемые, как правило, продолжали работу [1, с. 205 – 208].
Заключение
В исследованиях учёных этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Гештальт-психологи показали, что при интерпретации психологических феноменов гораздо большее значение, чем это считалось ранее, имеют взаимодействия различных факторов между собой. Особенно важным явилось доказательство того, что наше восприятие должно рассматриваться как результат сложного взаимодействия различных стимулов, в совокупности формирующих определённый образ. Следовательно, оказывалось, что стимулы не могут, в соответствии с представлением Гельмгольца, рассматриваться лишь с точки зрения величины физического воздействия на рецепторы, но должны интерпретироваться как результат комплексного взаимодействия между различными рецепторами. Эта концепция сущности стимула оказалась более плодотворной по сравнению с той, которая существовала до начала научных исследований гештальт-психологов. Особенно важную роль эта концепция сыграла в изучении зрения человека [5, с. 137 – 138].
Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.
Список используемой литературы
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512с.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – 288 с.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
Фролова С.В., Карелин А.А. История психологии: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 183 с.
Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
Приложение
Таблица 1. Основные концепции гештальтпсихологии
Учёный Предмет и задачи исследования Основные результаты М. Вертгеймер Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления К. Коффка Изучение свойств, законов и развития восприятия Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов В. Келер Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей Инсайт, законы образно-схематического мышления К.Левин Исследование психологического поля личности и социального поля группы Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства











15

1.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
2.Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512с.
3.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
4.Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – 288 с.
5.Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
6.Фролова С.В., Карелин А.А. История психологии: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 183 с.
7.Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Что такое жизненное пространство?

Жизненное пространство - это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в конкретное время.

Какие факторы определяют поведение человека в жизненном пространстве?

Факторы, определяющие поведение человека в жизненном пространстве, могут быть самыми разными. Они могут включать в себя внешнюю среду, социальные условия, культурные нормы и ценности, а также внутренние мотивы и потребности индивида.

Какую роль играет личность в жизненном пространстве?

Личность и ее психологическое окружение в жизненном пространстве формируют психологическое поведение человека. Личность может влиять на окружающую среду и одновременно быть под влиянием окружающей среды.

Какие главы статьи посвящены гештальтпсихологии?

В статье есть две главы, посвященные гештальтпсихологии: глава 1 "Общая характеристика гештальтпсихологии" и глава 2 "Результаты исследований и взгляды отдельных представителей гештальтпсихологии".

Кто из представителей гештальтпсихологии упоминается в статье?

В статье упоминаются несколько представителей гештальтпсихологии, среди которых Макс Вертгеймер, Вольфганг Клер, Курт Коффка и Курт Левин.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это направление в психологии, которое изучает восприятие и понимание мира через организацию и структурирование чувств и восприятий.

Какие результаты исследований представителей гештальтпсихологии?

Представители гештальтпсихологии провели ряд исследований, которые позволили им выявить закономерности восприятия и понимания мира, а также разработать теорию организации восприятия и психических процессов.

Кто такой Макс Вертгеймер?

Макс Вертгеймер - один из ведущих представителей гештальтпсихологии. Он провел ряд экспериментов, которые показали, что восприятие не сводится к суммированию отдельных элементов, а происходит в результате организации элементов в целостную представление.

Что такое жизненное пространство?

Жизненное пространство - это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, которые определяют поведение индивида в определенный момент времени. Личность и ее психологическое окружение формируют психологическое поле в жизненном пространстве.

Какие представители гештальтпсихологии изучали жизненное пространство?

Представители гештальтпсихологии, такие как Вольфганг Клер, Курт Коффка и Курт Левин, изучали жизненное пространство и его влияние на поведение и психологические процессы.