Психологический портрет студентов современного педагогического ВУЗа.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 7575 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 18.12.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей студентов педагогических вузов
1.1. Психолого-педагогические особенности высшего образования
1.1.1. Современное состояние высшего образования в России
1.1.2. Особенности образования в педагогических вузах
1.2. Особенности мотивационной сферы студентов
1.2.1. Изучение мотивационных процессов в психологии
1.2.2. Мотивация учебной деятельности
1.2.3. Мотивация обучения у студентов
1.3. Особенности ценностных ориентаций у студентов
1.3.1. Ценностные ориентации как психологический феномен
1.3.2. Изучение ценностных ориентаций у студентов
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей студентов педагогических вузов
2.1. Методы и процедура исследования
2.2. Анализ и интерпретация основных результатов исследования
2.3. Анализ и интерпретация дополнительных результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Фрагмент для ознакомления

Увеличению данной потребности также способствует тот факт, что многие пятикурсники уже имеют собственную работу и семью.
Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с первого курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи. Интерес же к общественной жизни, напротив, начинает снижаться. Это обусловлено попытками студентов на младших курсах занять желаемое место в коллективе, сформировать референтную группу и увеличить количество знакомых. Студенты же старших курсов в большинстве своем удовлетворили данную потребность. У них уже имеется определенный круг друзей и знакомых, в кругу которых они занимают конкретное место. Именно поэтому интерес к каким-либо общественным мероприятиям у выпускников вузов снижается.
Другое исследование, проведенное среди студентов педагогических вузов [32], указывает на следующие особенности ценностных ориентаций студентов. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы. Полученные показатели свидетельствуют о наибольшей значимости для студентов-первокурсников ценностей индивидуального, а не социального порядка. «В целом, это позитивная тенденция, сложившаяся под влиянием общественного мнения: идейно-политическая сторона перестала играть в нашей стране главенствующую роль, уступив место заботе о личном благополучии человека, его самореализации во всех сферах жизни» [32, с. 25]. В системе индивидуальных ценностей приоритетное значение имеют такие ценности как, жизнь, здоровье, семья и любовь, эти данные говорят о том, что в целом студенты педагогического вуза ориентированы на реализацию функций семьянина и труженика. Кроме того, в нестабильном и постоянно меняющемся обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, на которую можно опереться.
Добро как ценностная ориентация, отражает профессиональный выбор и профессиональную направленность студентов на гуманистический характер педагогической профессии. Вместе с тем ориентация на индивидуальные ценности не может не настораживать, поскольку известно, что снижение авторитета социальных ценностей приводит к нарастанию в обществе форм индивидуализма, цинизма, экстремизма, на нивелирование функции гражданина общества. При этом следует отметить, что среди опрошенных студентов данная тенденция еще не получила динамичного развития. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что вопреки сложившемуся общественному мнению такие индивидуалистические ценности, как «деньги» (18 ранговое место), не занимает главенствующего места, уступая ценностям духовного и эстетического свойства.
Конечно, все эти исследования отражают ценностные ориентации конкретных студентов конкретных вузов, но, тем не менее, из полученных в них результатов можно сделать некоторые выводы о структуре ценностной сферы студентов.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей студентов педагогических вузов

2.1. Методы и процедура исследования

Наше исследование было проведено на базе Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М. А. Шолохова. В нем приняли участие 30 студентов факультета педагогики и психологии. Студенты были разделены на две группы по 15 человек: в первую группу вошли студенты первого курса, во вторую — студенты выпускного курса. Такое разделение связано с тем, что мы исследовали не только психологические особенности студентов, но и изменения в их ценностно-мотивационной структуре от первого курса к последнему. Всем испытуемым была предложена одинаковая процедура исследования.
В данной работе нами были использованы следующие диагностические методы исследования.
1. 16-ти факторный тест Кэттелла для исследования личностных особенностей.
Многофакторный опросник личности разработан под руководством Р.Б. Кэттелла в 1949 г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию о личностной индивидуальности. Распространение получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. «Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами» [2, с. 235].
Использованный в данном исследовании опросник, содержит 105 вопросов (форма С) — сокращенный вариант. Время обследования колеблется от 20 до 35 минут. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что и как должен делать испытуемый. При этом в инструкции указывается, что испытуемый не должен тратить много времени на обдумывание ответов, ему следует давать ответ, который первым приходит в голову.
Ответы испытуемого заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «a» и «с», совпадение ответа «b» — в 1 балл. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В — 8 баллов, а минимальная — 0 баллов. Экспериментатор получает представление о личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по определенной таблице. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+».
В данном исследовании тестирование проводилось индивидуально в блоке с другими методиками. Бланки теста и опросные листы испытуемым были розданы.
2. Характерологический опросник Леонгарда—Шмишека.
Данный опросник предназначен для выявления акцентуаций личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей немецкого психиатра Карла Леонгарда. Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. Описания Леонгардом характеров основываются на огромном опыте психиатрии, систематизации и обобщении многих историй развития человеческих индивидуальностей.
Концепция Леонгарда оказала заметное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника Шмишека. Адаптация теста отечественньгми психологами осуществлялась в течение нескольких лет на репрезентативных выборках. В отечественной психологии опросник Шмишека использовали в клинико-психологических исследованиях В.М. Блейхер и И.В. Крук. В последнее время он получил широкое распространение в отечественных прикладных исследованиях и незаменим при работе практических психологов.
Опросник Шмишека позволяет представлять полученные данные в виде «профиля личностной акцентуации». По Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Профиль личности в опроснике Шмишека имеет следующие диапазоны:
— диапазон акцентуированных черт и типов личности (явная акцентуация): 19—24 балла;
— диапазон тенденций (скрытая акцентуация): 15—18 баллов;
— признак акцентуации: 12—14 баллов.
Опросник представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. Испытуемый оценивает каждое высказывание по шкале «верно — неверно» по отношению к нему на данный момент.
3. Опросник «Форма по изучению личности» Д. Джексона, направленный на изучение мотивационных особенностей человека.
Методика «Форма по изучению личности» (PRF) была разработана Д. Джексоном в 1967 году на основе классификации потребностей Г. Мюррея. На основе многочисленных исследований Д. Джексоном были сформулировано 20 личностных свойств, основанных на поведенческих проявлениях. В процессе создания теста PRF было сформулировано по 100 высказываний для каждой шкалы, из которых затем было отобрано по 20 заданий — на основе высокой корреляции с суммарным показателем шкалы и низкой корреляции с остальными шкалами. Конструктная валидность созданного опросника была подтверждена при помощи факторного анализа.
Работая со своими немецкими коллегами над созданием региональной версии PRF, Джексон отказался от некоторых шкал, так что в немецкоязычном варианте опросника остались лишь 14 из них. На этапе перевода опросника на русский язык для того, чтобы добиться большей понятности высказываний, некоторые из них были несколько изменены — прежде всего за счет более четкого указания на конкретную ситуацию. Кроме того, из каждой шкалы было удалено по несколько пунктов. Таким образом, экспериментальная версия опросника «Форма по изучению личности» была составлена из 140 пунктов (по 10 утверждений на каждую из 14 основных шкал). Испытуемому предлагается три градации ответов: «верно», «неверно», «затрудняюсь ответить». Данная методика, именно в силу своей широты, представляется хорошим инструментом для практической работы.
4. Методика, направленная на выявление ценностных ориентаций М. Рокича.
Методика, разработанная М. Рокичем для возможности измерения ценностных ориентаций, базируется на прямом ранжировании испытуемыми предложенного списка ценностей. «Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [2, с. 380].
Автором данной методики было выделено две группы ценностных ориентаций:
— «К одному из них он отнес убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Эту группу он назвал терминальными ценностями.
— К другому же классу относятся убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Такие ценностные ориентации называются инструментальными» (Анастази).
Такое разделение пересекается с традиционным делением на ценности-цели и ценности-средства.
При заполнении данной методики испытуемый получает два списка ценностей (по 18 в каждом). Ценности находятся на листах бумаги в алфавитном порядке. В инструкции респондента просят присвоить каждой ценности ранговый номер. В начале такая процедура проводится в отношении терминальных, а затем — инструментальных ценностей. К неоспоримым плюсом данной методики можно отнести универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
В нашем исследовании для обработки данных, полученных с помощью всех методик, мы использовали непараметрический критерий U Манна—Уитни для выявления межгрупповых различий. Выбор данного критерия обоснован тем, что мы не можем использовать параметрические критерии в связи с небольшой выборкой, а среди непараметрических методов данный критерий является оптимальным и помогает увидеть большее количество значимых различий.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

В данном разделе мы обратимся не только к тем результатам исследования психологических особенностей студентов педагогического вуза, которые связаны с поставленной нами гипотезой, но и к другим результатам, полученным в данном исследовании.
При обработке данных по методикам Леонгарда и Кэттелла нами было проведено сравнение двух групп студентов по данным тестам (см. табл.1—2). Полученные данные свидетельствуют о том, что различий по показателям данных методик не наблюдается. Такой результат является достаточно логичным, так как данные опросники измеряют особенности характера и личности человека, которые вряд ли могут претерпеть большие изменения за несколько лет обучения в вузе. Однако нами были выделены некоторые особенности, являющиеся, возможно, типичными для студентов, получающих профессию педагога.

Таблица 1.
Результаты межгруппового сравнения по методике Р. Кэттелла
Сумма рангов U Значимость Среднее значение Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2 Замкнутость - общительность 686,50 639,50 251,50 0,19 6,38 7,09 Интеллект 729,00 597,00 294,00 0,62 5,34 5,64 Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость 703,00 623,00 268,00 0,33 7,10 7,64 Подчиненность — доминантность 779,50 546,50 293,50 0,62 4,72 4,45 Сдержанность — экспрессивность 730,50 595,50 295,50 0,65 5,55 5,68 Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения 715,00 611,00 280,00 0,45 5,69 6,05 Робость — смелость 751,00 575,00 316,00 0,95 4,93 4,91 Жестокость — чувствительность 746,50 579,50 311,50 0,89 5,86 5,91 Доверчивость — подозрительность 788,50 537,50 284,50 0,50 6,10 5,55 Практичность — развитое воображение 747,50 578,50 312,50 0,90 5,69 5,77 Прямолинейность — дипломатичность 746,50 579,50 311,50 0,89 5,59 5,64 Уверенность в себе — тревожность 633,50 692,50 198,50 0,02 3,00 3,55 Консерватизм — радикализм 749,00 577,00 314,00 0,92 5,21 5,36 Конформизм — нонконформизм 810,00 516,00 263,00 0,28 5,93 5,27 Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль 782,50 543,50 290,50 0,58 6,38 6,23 Расслабленность — напряженность 823,50 502,50 249,50 0,17 5,66 5,18
Гр. 1 — студенты 1 курса, Гр. 2 — студенты выпускного курса.

Как мы можем увидеть в табл.1, у обеих групп студентов достаточно высокие показатели по фактору «эмоциональная устойчивость». При высоких оценках по данному фактору человек является выдержанным, работоспособным, эмоционально зрелым, характеризуется постоянством интересов. Известно, что педагогическая деятельность требует от человека довольно высокой работоспособности. Педагоги очень много времени проводят на работе, им приходится работать как с людьми, которым они преподают тот или иной предмет, так и с бумагами (написание методических руководств, планов, отчетов и т.д.). Все это требует от человека много усилий, старательности и усидчивости. Также при работе с людьми специалистам любых социальных профессий, в том числе, и педагогам, требуется выдержка, терпимость и эмоциональная устойчивость. Поэтому наличие у студентов высоких показателей по данному фактору соответствует профессионально-важным качествам, которые могут помогать им в будущей работе.
Также из табл.1 мы видим, что все студенты имеют довольно низкие показатели по шкале «уверенность в себе — тревожность». При низких оценках по данному фактору человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. Этот фактор в значительной мере перекликается с предыдущим. Студентам педагогических факультетов очень важно научиться правильно, четко и понятно излагать материал при передаче знаний тем, кого они будут обучать. В этом процессе уверенность человека в себе, в собственных силах, знаниях и умениях играет очень важную роль. Как дети, так и взрослые намного лучше усваивают материал, когда человек при подаче этого материала ведет себя уверенно и свободно владеет им, а не колеблется или сомневается в собственных знаниях.
У студентов наблюдаются высокие показатели по шкале «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль». При высоких оценках по данному фактору у человека наблюдается развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции. О важности контроля над своим поведением и эмоции для будущих педагогов мы уже говорили выше. Также очень важна и точность в выполнении социальных требований. Обучая ту или иную категорию людей, педагогу всегда нужно учитывать социальные требования к знаниям и навыком данной категории и стараться максимально учитывать их.
Что касается личностных особенностей студентов, то, кроме указанных выше, у всех студентов отмечается довольно высокий уровень по фактору «замкнутость — общительность» (см. табл.1). При высоких оценках по данному фактору человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, испытывает яркие эмоции. Такие качества очень важны для людей, которые в будущем собираются работать с людьми, а особенно для тех, которые собираются передавать людям важные и полезные знания. Очень хорошо, если педагог, а особенно тот, который работает с детьми, является общительным, открытым, внимательным, добросердечным и активным. Такие личностные особенности могут как помочь педагогу в установлении и поддержании хорошего продуктивного контакта с обучающимися, так и сделать процесс обучения для учеников значительно проще и интереснее.
Что касается опросника Леонгарда—Шмишека, то из табл.2 мы видим, что у студентов обеих групп не отмечается явных акцентуаций характера. Тем не менее, наблюдается наиболее значительное присутствие в структуре характера черт педантического типа. Леонгард указывает на наличие у людей данного типа таких особенностей характера, как добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Аккуратность и добросовестное выполнение своей работы являются очень важными для будущих преподавателей. От того, насколько серьезно и точно они будут подходить к своей работе, во многом зависит уровень знаний, которые получат их ученики. Также аккуратность и скрупулезность требуется для написания преподавателями различной необходимой для их профессиональной деятельности документации.

Таблица 2.
Результаты межгруппового сравнения
по методике Леонгарда—Шмишека
Сумма рангов U Значимость Среднее значение Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2 Гипертимический 214,00 251,00 94,00 0,44 9,81 11,30 Тревожно-боязливый 235,50 229,50 109,50 0,90 10,55 10,88 Дистимический 228,00 237,00 108,00 0,85 8,37 9,24 Педантичный 221,00 244,00 101,00 0,63 14,64 15,65 Возбудимый 221,00 244,00 101,00 0,63 9,34 10,21 Эмотивный 221,50 243,50 101,50 0,65 8,87 9,99 Застревающий 239,50 225,50 105,50 0,77 11,25 11,17 Демонстративный 228,00 237,00 108,00 0,85 15,16 15,46 Циклотимический 254,00 211,00 91,00 0,37 11,87 9,29 Аффективно-экзальтированный 212,50 252,50 92,50 0,41 10,05 12,09
Гр. 1 — студенты 1 курса, Гр. 2 — студенты выпускного курса.

Также кроме черт педантического типа характера у студентов в достаточной мере выражены и черты демонстративной акцентуации (см. табл.2). Людям с данным типом характера присуща легкость в установлении контакта, стремление к лидерству, высокая приспособляемость к людям. Также отличительными чертами этого типа являются обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Такие личностные особенности могут помочь педагогу как при подачи материала, так и при организации деятельности учащихся. Для того чтобы обучение было интересным для учащихся и материал усваивался ими лучше, порой преподавателям приходится вставлять в достаточно жестко регламентированную программу курса некоторые игровые или развлекательные моменты. Именно в таких случаях могут очень пригодиться такие качества, как артистичность, предприимчивость, активность и др.
Наша гипотеза касалась различий в ценностно-мотивационной сфере студентов первого и последнего курсов. Она состояла в следующем: существуют отличия в особенностях ценностно-мотивационной сферы студентов первого и выпускного курсов: к примеру, у студентов первого курса могут доминировать потребности, связанные с достижениями и социальным одобрением, а также такие ценности, как активная деятельная жизнь и наличие хороших друзей. У студентов-выпускников выше, чем у первокурсников, уровень таких показателей, как выдержка и заинтересованность в новых знаниях, а также их отличают такие ценности, как высокое материальное положение, интересная работа и эффективность в делах.
Данная гипотеза в нашем исследовании подтвердилась частично.
Говоря о студентах-первокурсниках, можно отметить, что у них действительно доминируют такие компоненты мотивационной сферы, как потребность в достижении и социальном одобрении (см. табл.3). Человек с доминированием потребности в достижениях ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей. Наличие такой потребности у студентов первого курса может объясняться тем, что человек, только недавно закончивший школу и поступивший в вуз, ставит перед собой достаточно много целей, порой даже не совсем реальных и всячески пытается добиться высоких результатов. Также студенты первых курсов часто много занимаются и стараются работать «на оценку», так как эта привычка часто сохраняется еще со школы. К сожалению, во многих школах чаще поощряются ученики, получающие высокие оценки, и игнорируется, какой у них при этом реальный уровень знаний того или иного предмета.

Таблица 3.
Результаты межгруппового сравнения по методике Д. Джексона
Средний ранг Гр. 1 Гр. 2 U Значимость Ac 18,8 12,2 62,5 0,036 Af 16,3 14,7 100,0 0,599 Ag 13,2 17,8 78,0 0,142 Do 13,2 17,8 78,5 0,153 En 12,2 18,8 62,5 0,036 Ex 14,0 17,0 89,5 0,335 Ha 13,0 18,0 75,0 0,115 Im 14,0 17,0 89,5 0,335 Nu 15,9 15,1 106,5 0,801 Or 16,3 14,7 101,0 0,627 Pl 12,4 18,6 66,5 0,053 Sr 18,9 12,1 62,0 0,033 Su 13,5 17,5 82,5 0,208 Un 12,1 18,9 62,0 0,033
Гр. 1 — студенты 1 курса, Гр. 2 — студенты выпускного курса.

Человек, в мотивационной структуре которого важное место занимает потребность в социальном одобрении, делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения. Известно, что студенты первых курсов как в силу своих возрастных особенностей, так и в силу изменения своего социального статуса стремятся к общению со своими сверстниками. Так как студенты попадают в новую среду и вокруг них очень много незнакомых людей, они всячески пытаются создать определенный круг общения. На этой начальной стадии, пока референтная группа еще не сформировалась, они стараются вести себя так, чтобы заинтересовать и привлечь к себе внимание понравившихся им людей. Поэтому в начале своего обучения большинство студентов охотно принимает участие в общественных мероприятиях вуза и предпочитает различные совместные виды отдыха.
Что касается студентов выпускного курса, у них отмечается более высокий уровень таких показателей мотивационной сферы, как выдержка и общая заинтересованность (см. табл.3). Человек с высокой выдержкой упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе. Так как студенты последнего курса либо уже начали свою профессиональную деятельность, либо начнут в ближайшем будущем, понимают, что на начальных этапах работы им нужно будет проявлять упорство, настойчивость и работоспособность. Именно данные качества помогают молодому специалисту преодолевать различные трудности, возникающие при адаптации к его профессиональной деятельности.
Человек, в мотивационной структуре которого большую роль играет фактор общей заинтересованности, стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений. Очевидно, что к последнему курсу большинство студентов уже точно определились, чем они будут заниматься в дальнейшем. Именно поэтому теперь они стараются получить как можно больше знаний и приобрести как можно больше навыков именно в тех вопросах, которые будут напрямую связаны с их конкретной будущей профессиональной деятельностью.
Говоря о доминирующих ценностях студентов-первокурсников, можно отметить, что здесь наше предположение верно не полностью. Такая ценность, как активная деятельная жизнь действительно занимает значительно более высокое место, чем в другой группе испытуемых (см. табл.4), а вот наличие хороших и верных друзей имеет фактически равную значимость у обеих групп. Тем не менее, наблюдаются различия между группами в некоторых других ценностях, о которых мы будем говорить ниже. Довольно очевидно, что активная деятельная жизнь, главной составляющей которой является полнота и эмоциональная насыщенность жизни, играет важную роль в ценностно-мотивационной структуре студентов первого курса. В силу своего молодого возраста, первокурсники часто проявляют большую активность. Им еще очень многое хочется попробовать, многое успеть и достичь как можно более высоких результатов в разных видах деятельности. Конечно, очень важны в этом возрасте и эмоциональные переживания, которым уделяется достаточно много внимания.

Таблица 4.
Результаты межгруппового сравнения по методике М. Рокича
Средний ранг U Значимость Гр. 1 Гр. 2 Список А 1 12,1 18,9 61,5 0,034 2 14,7 16,3 100,0 0,602 3 17,3 13,7 85,0 0,252 4 18,7 12,3 64,0 0,043 5 17,0 14,0 90,5 0,358 6 16,9 14,1 91,0 0,371 7 19,1 11,9 58,0 0,023 8 13,5 17,5 83,0 0,218 9 16,8 14,2 93,0 0,417 10 14,5 16,5 97,0 0,519 11 17,6 13,4 81,0 0,188 12 15,8 15,2 108,0 0,851 13 15,8 15,2 108,5 0,867 14 18,0 13,0 75,5 0,122 15 18,0 13,0 75,0 0,117 16 13,7 17,3 85,5 0,261 17 14,3 16,7 94,5 0,452 18 13,0 18,0 75,5 0,123 Список Б 1 15,4 14,7 100,0 0,826 2 14,2 15,8 93,5 0,614 3 14,3 15,8 94,0 0,618 4 15,7 14,3 95,0 0,661 5 19,4 10,9 44,0 0,008 6 15,6 14,5 97,0 0,725 7 16,6 13,5 83,0 0,334 8 13,8 16,2 87,5 0,440 9 18,1 12,1 62,0 0,059 10 11,9 17,9 62,0 0,060 11 8,4 21,1 13,0 0,000 12 16,6 13,5 82,5 0,324 13 16,4 13,7 86,0 0,405 14 18,3 11,9 59,0 0,044 15 12,4 17,5 68,0 0,105 16 16,4 13,7 85,0 0,376 17 15,7 14,3 94,5 0,646 18 13,1 16,7 79,0 0,255
Гр. 1 — студенты 1 курса, Гр. 2 — студенты выпускного курса.

Кроме показателя активной и деятельной жизни, у студентов этой группы также отмечается более высокие показатели, чем у другой группы, по таким ценностям, как высокие запросы и образованность (см. табл.4). Такая ценность, как высокие запросы, вполне может быть связана с потребностью в достижениях, которая играет важную роль для студентов первого курса. Часто люди, поступающие в высшее учебное заведение, имеют высокие притязания, они ставят большое количество целей, хотя еще до конца не могут соизмерить свои возможности и способности с реальностью. В таких случаях они могут предъявлять завышенные требования не только к себе и окружающим людям, но и к процессу обучения, ожидая от него чего-то сверхинтересного.
Что касается образованности, которая выражается в широте взглядов и общей высокой культуре, то понятно, что мотивацией человека к поступлению в вуз может быть не только интерес к данной специальности или желание престижа, но и стремление к повышению разнообразных знаний, к расширению кругозора и т.д. Такие люди очень любознательны, они могут читать много дополнительной литературы и стараются как можно больше знаний брать от преподавателей и от учебного процесса в целом.
Теперь проанализируем отличия в ценностной сфере студентов-выпускников. У них выше, чем у первокурсников, показатели таких ценностей, как высокое материальное положение, эффективность в делах и интересная работа (см. табл.4). Материально обеспеченная жизнь играет большую роль в жизни данной категории студентов, так как, во-первых, к концу своего обучения они уже стараются полностью стать самостоятельными и финансово не зависеть от родителей. Во-вторых, в этом возрасте молодые люди уже часто создают собственные семьи, которые тоже нуждаются в материальном обеспечении.
Выбор студентами таких ценностных ориентаций, как хорошая работа и эффективность в делах может быть обусловлен тем, что поиск хорошей и интересной работы является неотъемлемой частью жизни выпускников вузов. К тому же, люди, только начинающие работать в той или иной профессии, сначала могут сомневаться в том, насколько они действительно компетентны и насколько высокой будет их эффективность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном исследовании подтвердилась наша гипотеза о том, что существуют отличия в особенностях ценностно-мотивационной сферы студентов первого и выпускного курсов: к примеру, у студентов первого курса могут доминировать потребности, связанные с достижениями и социальным одобрением, а также такие ценности, как активная деятельная жизнь и наличие хороших друзей. У студентов-выпускников выше, чем у первокурсников, уровень таких показателей, как выдержка и заинтересованность в новых знаниях, а также их отличают такие ценности, как высокое материальное положение, интересная работа и эффективность в делах.

Выводы

В данной работе нами были исследованы личностные и ценностно-мотивационные особенности студентов педагогического вуза. Теперь обратимся к выводам, которые можно сделать исходя из полученных нами данных.
1. У студентов отмечаются такие личностные особенности, как высокий самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и общительность.
2. У всех студентов отмечаются тенденции к педантической и демонстративной акцентуациям характера.
3. У студентов первого курса доминируют такие компоненты мотивационной сферы, как потребность в достижениях и потребность в социальном одобрении, а у студентов выпускного курса — выдержка и заинтересованность в новых знаниях.
4. У студентов-первокурсников доминируют такие ценностные ориентации как активная деятельная жизнь, высокие запросы и образованность. У студентов же выпускного курса преобладают ценности, относящиеся к хорошей работе, высокому материальному положению и эффективности в делах.
Заключение

Итак, мы увидели, что в современной социально-экономической ситуации в стране, высшее образование в России прогрессивно развивается, реализуя себя в разных формах. Появление новых вузов, использующих неклассические технологии обучения, свидетельствует о том, что высшее образование в России успешно адаптируется к условиям постиндустриальной культуры, к требованиям информационного общества. Новые образовательные технологии способствуют формированию тех навыков, которые необходимы для человека в информационном обществе, но не идут по пути передачи студентам энциклопедических знаний, которые зачастую устаревают до того, как студент окончит свой вуз.
В данной работе нами была поставлена цель исследовать психологические особенности студентов, получающих профессию педагога, и мы ее выполнили. Нами были исследованы личностные особенности данной категории студентов, а также структура мотивационной сферы студентов, выраженность в ней различных жизненных ценностей, обусловленность её активностью студента в различных жизненных сферах. Конечно, в своей работе мы охватили лишь некоторый спектр психологических особенностей студентов-педагогов, но, тем не менее, нами были получены некоторые полезные и интересные особенности этой категории людей.
Гипотеза, поставленная нами в начале работы, подтвердилась практически полностью. Не нашло подтверждения лишь наше предположение о доминировании у студентов первого курса такой ценности, как хорошие и верные друзья. В результате исследования особенностей характера и личности студентов, обучающихся на первом и последнем курсах факультета педагогики и психологии, мы получили следующее. Студентам обеих групп присущи такие личностные особенности, как эмоциональная устойчивость, общительность, уверенность в себе и самоконтроль. Так же у обеих групп отмечаются признаки педантического и демонстративного типа акцентуаций характера.
Что касается ценностно-мотивационной сферы, то ее структура имеет отличия у студентов разных курсов. У студентов первого курса отмечается более высокий, чем у их старших товарищей, уровень потребностей в достижении и социальном одобрении. Относительно ценностей, у них отмечаются активная деятельная жизнь, высокие запросы и образованность. Студенты же последнего курса в большей степени, чем первокурсники, проявляют выдержку и заинтересованность в новых знаниях. Также у них более высокие показатели по таким ценностям, как высокое материальное положение, интересная работа и эффективность в делах.
Мы считаем, что результаты нашего исследования будут полезны не только работникам системы высшего образования для более эффективной организации учебного и воспитательного процесса студентов, но и психологам и педагогам, занимающимся профессиональной ориентацией старшеклассников.
Мы видим несколько путей дальнейших исследований в данной области. Во-первых, было бы интересно исследовать различные психологические особенности и их динамику у студентов с первого до последнего года обучения. В таком исследовании можно попытаться проследить, какие изменения происходят с человеком за годы его обучения в вузе и каковы причины этих изменений. Во-вторых, можно исследовать психологические особенности студентов различных педагогических специальности и сравнивать группы между собой. Такое исследование может более точно показать специфику студентов каждой отдельно взятой области педагогики. В-третьих, можно провести исследование особенностей студентов педагогических факультетов разных вузов (государственных и негосударственных, с очным и заочным обучением и т.д.). В данном исследовании можно пронаблюдать, какой тип обучения является более эффективным для студентов, получающих педагогическую специальность.
Литература

1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. №6. С.38—45.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
4. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №2.
5. Бобровицкая С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. СПб., 1997.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
7. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. №6.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
9. Волова Н.Ю. и др. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. Самара: изд-во «Самарский университет», 2001. 180 с.
10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. №1.
11. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. №1.
12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.
13. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. №4.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
15. Исламина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социол. исслед. 1999. №6.
16. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
17. Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. №3. С.79—85.
18. Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И.И. Семененко. М.: изд-во МГУ, 1994.
19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
20. Льюис Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
21. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
23. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.
24. Панфилова А.О. Базовые ценности в контексте влияния социальной аномии // Социол. исслед. 2004. №10.
25. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие // Под ред. Булановой-Топорковой М.В. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
26. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.
27. Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 т. АСТ, 2001.
28. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
29. Рукавишникова Н.Г., Заверткина Е.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 1997. №3.
30. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. М.: изд. МГУ, 1995.
31. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М., 2003.
32. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003. №1.
33. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологический, когнитивный, социальный аспекты. СПб.: Питер, 2003.
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.: Педагогика, 1986.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
36. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,
37. Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии вчера и сегодня // Социол. исслед. 2001. №8.
38. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.



2

Литература

1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. №6. С.38—45.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
4. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №2.
5. Бобровицкая С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. СПб., 1997.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
7. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. №6.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
9. Волова Н.Ю. и др. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. Самара: изд-во «Самарский университет», 2001. 180 с.
10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. №1.
11. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. №1.
12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.
13. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. №4.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
15. Исламина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социол. исслед. 1999. №6.
16. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
17. Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. №3. С.79—85.
18. Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И.И. Семененко. М.: изд-во МГУ, 1994.
19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
20. Льюис Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
21. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
23. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.
24. Панфилова А.О. Базовые ценности в контексте влияния социальной аномии // Социол. исслед. 2004. №10.
25. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие // Под ред. Булановой-Топорковой М.В. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
26. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.
27. Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 т. АСТ, 2001.
28. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
29. Рукавишникова Н.Г., Заверткина Е.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 1997. №3.
30. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. М.: изд. МГУ, 1995.
31. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М., 2003.
32. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003. №1.
33. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологический, когнитивный, социальный аспекты. СПб.: Питер, 2003.
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.: Педагогика, 1986.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
36. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,
37. Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии вчера и сегодня // Социол. исслед. 2001. №8.
38. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет высшее образование в России?

Современное состояние высшего образования в России характеризуется различными особенностями. Во-первых, это большое количество учебных заведений, предлагающих высшее образование. Во-вторых, высокая конкуренция при поступлении в вузы. В-третьих, наличие стандартов и требований, устанавливающих уровень качества образования.

В чем особенности образования в педагогических вузах?

Педагогические вузы имеют свои особенности, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов. В первую очередь, в таких вузах помимо теоретического обучения, большое внимание уделяется практической деятельности студентов, проведению педагогических практик, наработке навыков преподавания. Также важным аспектом является участие в научно-исследовательской работе и постоянное самообразование.

Что такое мотивация учебной деятельности и почему она важна для студентов?

Мотивация учебной деятельности - это совокупность факторов, которые побуждают студента к изучению определенных предметов, достижению хороших результатов и развитию своих способностей. Мотивация играет важную роль в образовании, поскольку определяет интерес и усердие студентов в учебе, их стремление достичь успеха и реализовать свои потенциальные возможности.

Как проводится изучение мотивационных процессов в психологии?

Изучение мотивационных процессов в психологии проводится с помощью различных методов и инструментов. Это могут быть опросники, психологические тесты, наблюдения за поведением и реакциями людей, интервью, анализ документов и материалов. Цель таких исследований - выявление основных мотивов и побуждений, которые влияют на поведение и принятие решений.

Какие особенности высшего образования существуют в России?

В России высшее образование имеет свои особенности: оно является общественным благом, государство обеспечивает его бесплатность или льготное получение; образование в России основывается на принципах самоуправления ВУЗов и автономии, но при этом оно подвержено государственному регулированию; в России действует трехуровневая система высшего образования, которая включает бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

Какие особенности мотивационной сферы студентов педагогических ВУЗов?

Мотивационная сфера студентов педагогических ВУЗов имеет свои особенности. Во-первых, для большинства студентов учеба является их основной целью, так как они стремятся получить качественное образование и стать педагогами. Во-вторых, у студентов педагогических ВУЗов часто высокая внутренняя мотивация, так как они испытывают сильное желание развиваться и помогать другим людям. В-третьих, студенты педагогических ВУЗов могут быть мотивированы и внешними факторами, такими как похвала и признание от окружающих.

Что изучается в психологии мотивации?

Психология мотивации изучает механизмы, причины и характеристики мотивации у человека. Ее задача - выявить, какие факторы и стимулы влияют на поведение человека и что побуждает его к осуществлению определенных действий. В психологии мотивации изучаются различные типы мотивов, силы и продолжительность мотивации, а также ее влияние на эмоции и психологическое состояние человека.

Что такое мотивация учебной деятельности?

Мотивация учебной деятельности представляет собой целенаправленное стремление студента к достижению успеха в учебе и приобретению знаний и навыков. Важными составляющими мотивации учебной деятельности являются интерес к учебным предметам, чувство ответственности за свою успеваемость, стремление к личностному развитию и профессиональному росту.

Какие особенности имеют студенты педагогических вузов?

Студенты педагогических вузов обладают определенными психолого-педагогическими особенностями, такими как увлеченность образованием и учебной деятельностью, высокая мотивация к обучению, интерес к педагогике и психологии.