Особенности экологической политики России в условиях глобализации.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 79 79 страниц
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 21.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Влияние мировой экологической политики на Россию в условиях глобализации
1.1. Подходы к экологической политике
1.2. Глобализация и её влияние на экологическую политику России
1.3. Международное сотрудничество в сфере экологии
Глава 2. Историческая эволюция экологической политики России
2.1. Приоритеты экологической политики
2.2. Административно-правовые механизмы защиты окружающей среды
2.3. Структура органов управления в сфере экологии
2.4. Проблемы и противоречия экологической политики России в условиях глобализации
2.5 Перспективы в условиях организации политики экологически устойчивого развития России
Глава 3. Совершенствование экологической политики
3.1. Рекомендации по совершенствованию экологической политики
3.2. Гармонизация российского законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования с международными законодательными актами
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Комплексность разрешения позволяет, во-первых, существенно упростить процедуру получения разрешения и, во-вторых, минимизировать все виды негативного воздействия на окружающую среду.
Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города.
В отличие от ранее действовавшего природоохранного закона (1991 г) данным законом значительно расширяются полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.
В перспективе планируется написание Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, касающиеся природопользования.
Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.
Таким образом, экологизация должна охватить все сферы жизни общества, как это происходит в странах Запада. Только при условии экологоориентированного мышления возможно принятие эффективных решений в области экологический политики и решение глобальных экологических проблем современности.

3.2. Гармонизация российского законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования с международными законодательными актами
Гармонизация разделов природоохранного законодательства РФ с соответствующими законодательными актами ЕС представляется необходимой в свете поддержки совместного экономического пространства, например, для ведения международной коммерческой деятельности. Гармонизация является важной для российских производителей, которые стремятся к тому, чтобы их продукция соответствовала экологическим стандартам (чего, в конечном счете, ждет от них потребитель). Также важно, чтобы руководители природоохранной деятельностью в промышленности могли извлечь выгоду из наилучших существующих видов практики. Опыт и примеры ЕС могут служить таким источником.
С учетом подготовительной деятельности по вступлению России в ОЭСР и, впоследствии, возможно, в ВТО, вопросы гармонизации российских и европейских стандартов и подходов к выдаче природоохранных разрешений на основе НДТ в промышленности рассматривались как одно из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития России.
В результате подготовки и обсуждения обосновывающих документов, выполнения сравнительного анализа европейских и российских подходов к развитию экологического аудита, систем экологического менеджмента, организации органов по сертификации систем экологического менеджмента и их аккредитации, а также с учетом замечаний и рекомендаций участников практического семинара по экологическому аудиту и экспертов в области экологического аудита и менеджмента, подготовлены рекомендации концепции нормативно-правового совершенствования в области экологического аудита в Российской Федерации.
В качестве первоочередных рекомендаций целесообразно:
- Внести дополнения и поправки в действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды», что позволит упорядочить терминологию и установить четкие требования к применению экологического аудита как инструмента менеджмента, используемого добровольно, и к привлечению по требованию контрольно-надзорных органов экспертов для получения объективного мнения по вопросам, относящимся к государственному экологическому контролю.
- В отношении экологического аудита соответствующие дополнения и изменения могли бы быть внесены в статью 18 («Экологическое страхование») действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ред. от 26.06.2007).
- В отношении привлечения экспертов для получения объективного мнения по вопросам, относящимся к государственному экологическому контролю, соответствующие уточнения могли бы быть внесены в статью 66 («Государственный экологический контроль») действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ред. от 26.06.2007).
- Разработать соответствующее положение и создать национальную систему аккредитации органов по сертификации систем экологического менеджмента в соответствии с международными требованиями, что позволит:
упорядочить систему обучения и сертификации экологов-аудиторов;
упорядочить деятельности органов по сертификации, действующих в рамках многочисленных добровольных систем сертификации;
обеспечить высокое (и сопоставимое) качество предоставления услуг в области экологического аудита, разработки и внедрения систем экологического менеджмента, а также сертификации СЭМ;
обеспечить международное признание выдаваемых сертификатов соответствия.
- Разработать систему методической поддержки и мотивации хозяйствующих субъектов к внедрению СЭМ и проведению аудита (например, с учетом опыта развития программы EMAS Easy или применения стандарта поэтапного внедрения системы экологического менеджмента BS 8555);
- Обеспечить свободный доступ к информационно-методическим материалам по экологическому аудиту и менеджменту (например, через сайт государственного специально уполномоченного органа).
Экологическая маркировка и сертификация широко применяются на территории Европейского Союза с начала 90-х годов, в частности, заинтересованные компании используют их для продвижения на рынке экологически благоприятных промышленных товаров путем информирования своих клиентов и партнеров об экологических аспектах / характеристиках продукта и его разработке, производстве, процессах утилизации и уничтожения. Знак «Эко-цветок» (рис. 2) является наиболее известным и поддерживаемым на территории ЕС, хотя существует много других экологических знаков в разных странах ЕС.

Рис. 2 Знак «Эко-цветок»
Национальные органы аккредитации в области экологической сертификации в странах-участницах ЕС действуют очень активно.
В России экомаркировка чаще применяется в пищевой промышленности и крайне редко в промышленных отраслях; и это несмотря на то, что стандарты серии ISO 14020 были переведены на русский язык и утверждены в качестве российских стандартов. Было отмечено, что существует насущная потребность в определении единого для всей страны юридически обоснованного понятия дружественной окружающей среде (экологически приемлемой) продукции, а также правовом определении «экологическая маркировка» («экомаркировка») и «экологический знак» («экознак»). Необходимо применять единые на всей территории России согласованные критерии, отличающие «экологически эффективную» продукцию от обычной продукции. К сожалению, можно привести слишком мало примеров практического применения экологической маркировки (за исключением пищевой промышленности), можно отметить слабую информированность потребителей и, как следствие, отсутствие стремления и готовности платить больше за экологически эффективную продукцию.
Рекомендации включают следующее:
- разработка и развитие российской национальной системы экологической сертификации и маркировки,
- дальнейшее развитие концепции экологической сертификации и маркировки,
- регулятивное ограничение необоснованных самодеклараций,
- утверждение международных и национальных стандартов,
- использование и адаптация к российским условиям уже сложившегося опыта ЕС в вопросах сертификации товаров и услуг,
- формирование списка производителей и продукции, получивших экознаки.
Привлечение внимания покупателя и создание спроса на экомаркированную продукцию путем организации просветительской деятельности и проведения широкомасштабной информационной кампании (например, на федеральном уровне социальной рекламы),
- внедрение практики «зеленых» (экологически благоприятных) государственных поставок,
- утверждение российской национальной системы аккредитации экологической сертификации и маркировки и ее регистрация на международном уровне,
- оказание содействия международному партнерству в области экологической сертификации и маркировки,
- формирование позиции России по вопросам экологической маркировки для проведения переговоров с ВТО, особенно с Комитетом по торговле и окружающей среде в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле.
Платежи за загрязнения окружающей среды
Понятие «наилучшие доступные технологии» - (НДТ) широко применяется в странах ЕС с середины 90-х годов прошлого столетия в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - (Директива ККПЗ). Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды, путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевым элементом в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в Статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность. Вопрос о платежах за загрязнение ОС тесно связан с внедрением НДТ и процедурами выдачи разрешений. Предприятия, получившие комплексные экологические разрешения, возможно, следует освобождать от некоторых платежей. Экологическое налогообложение можно использовать как один из наиболее эффективных инструментов для ускорения необходимого перехода от экологически неблагоприятных способов применения органического топлива к возобновляемым источникам энергии, энергоэффективности и быстрому росту использования возобновляемых видов энергии, не оказывающих влияния на климат. В Финляндии и Швеции налогообложение ископаемых видов топлива составляет «главный инструмент стимулирования к применению возобновляемых энергоносителей в кратчайшие сроки». Работа над этой темой подразумевает подготовку рекомендаций по долго- и краткосрочным подходам к улучшению российского экологического законодательства и некоторых специальных предположений, касающихся законопроекта «О платежах за негативное воздействие на окружающую среду». Оказалось важным использование опыта ЕС по перераспределяемым платежам, которые накапливаются в специальных фондах и направляются предприятиям с наиболее благоприятным для ОС производством. Штрафы за стихийное и неорганизованное загрязнение и превышающие норму выбросы обычно довольно высоки в странах ЕС и налагаются, например, судами по предоставлении заявлений от природоохранных властей. Доля платежей за загрязнение ОС в себестоимости производства относительно мала в России, а доля их поступлений в бюджет (федеральный и региональные) − ничтожна.
Платежи за загрязнение ОС не работают как экономический регулятор, мотивирующий предприятия снижать количество выбросов. В силу вышесказанного гармонизация играет важную роль в этой сфере. Платежи за загрязнение окружающей среды в качестве регулятивных инструментов должны быть заменены в будущем штрафами за нарушение условий природоохранного разрешения. Следует еще раз подчеркнуть, что полномасштабное развитие системы выдачи комплексных природоохранных разрешений невозможно без изменения всей цепочки экологических инструментов: ОВОС, платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды, экологический контроль, аудит и сертификация.
Стандарты качества окружающей среды
Вопрос развития темы стандартов качества окружающей среды (СКОС) в рамках проекта должен ограничиться лишь их использованием при выдаче природоохранных разрешений и при дальнейшем экологическом мониторинге (контроле).
Предварительный анализ европейских и российских стандартов атмосферного воздуха показывает, что для некоторых веществ (NO2, SO2 озон, бенз[а]пирен) они одни и те же или почти одни и те же. Стандарты ВОЗ для NO2, SO2 совпадают со стандартами Российской Федерации. Основными опасными загрязняющими веществами в Европе на данный момент считаются мелкие частицы (PM) и озон в приземном слое атмосферы. Эти вещества создают существенную угрозу для здоровья человека: сокращают среднюю продолжительность жизни почти на один год и угрожают здоровому развитию детей. Эксперты Проекта внесут предложение рассмотреть включение PM10 и PM2,5 в стандарты качества атмосферного воздуха в РФ.
Приведенные выше нормативы являются санитарно-гигиеническими. Законодательство РФ предполагает установление и экологических стандартов для атмосферного воздуха, но пока ни один из них не действует на территории РФ. Новая Директива ЕС 2008/50/EC от 21 мая 2008 года о качестве атмосферного воздуха и чистом воздухе для Европы предусматривает стандарты по охране растительности.
Анализ этих нормативов и их адаптация к российским условиям является еще одним направлением гармонизации.
Следующей возможной областью гармонизации является проблема санитарно-защитных зон (СЗЗ). В законодательстве ЕС подобных понятий нет, хотя некоторые европейские страны что-то подобное используют. В Германии, например, существует на уровне Земель положение о расстояниях между промышленными объектами и селитебными территориями. Оно используется в задачах пространственного планирования с целью избежать возможных конфликтов в будущем. Эти расстояния и разрешенное использование земель определяют стоимость недвижимости, но налоги или платежи в данном случае не взимаются. В РФ правовой статус СЗЗ противоречит концепции рыночной экономики: владелец предприятия платит налог на землю территории СЗЗ, но не может самостоятельно распоряжаться ею.
Проблемы гармонизации стандартов качества воды гораздо сложнее. Для некоторых веществ, особенно для тяжелых металлов, стандарты РФ для рыбохозяйственных водоемов очень жесткие. НДС, основанные на таких стандартах, зачастую просто невыполнимы. На протяжении многих лет предприятия работают с разрешениями, основанными на временных НДС (ВСС) Их утверждение было ни чем иным, как компромиссом между требованиями законодательства и возможностями предприятия.
Есть два направления гармонизации стандартов качества воды: поиск разумных стандартов качества воды и пересмотр методологии определения стандартов воздействия на окружающую среду (НДС). Это можно осуществить за счет поиска новых подходов к определению НДС (например, острой и хронической токсичностиьстоков вместе с ограничениями для наиболее вредных веществ).
В своем выступлении на V Байкальском экономическом форуме 9 сентября 2008 года Министр Ю. Трутнев заявил, что система выдачи разрешений на сбросы в воду будет изменена радикальным образом. Практика применения временно согласованных сбросов (ВСС) будет прекращена. Это предложение звучит в унисон с рекомендациями экспертов Проекта и приведет к неизбежному пересмотру стандартов качества водных бассейнов.
Экологическое страхование и ответственность
Экологическое страхование в ЕС изначально развивалось в качестве дополнительного продукта, обусловленного необходимостью соблюдать требования закона, к инструменту поддержки управления экологическими рисками и для защиты акционеров от финансовых последствий экологической ответственности. В наши дни экологическое страхование играет главную роль при проведении разнообразных деловых операций в Европе и разработке новых финансовых инструментов и операционных схем. При слиянии и поглощении оно защищает компанию-получателя от непредвиденных перерасходов, вызванных неизвестными (скрытыми) обязательствами по ликвидации последствий ухудшения состояния окружающей среды, а также от раскрытия неизвестных условий загрязнения окружающей среды перед слиянием. И при распределении избыточных корпоративных активов экологическое страхование часто заменяет возмещение убытков продающей компании.
В странах СНГ рынок экологического страхования развивается быстрыми темпами. В 2000 году Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ приняла модельный закон «Об экологическом страховании», который был дополнен новой редакцией в ноябре 2003 года. В Республике Азербайджан закон «Об экологическом страховании» был принят в 2002 году и вступил в силу в 2004 году. В 2005 году Республика Казахстан приняла свой закон «Об обязательном экологическом страховании».
Некоторые российские законодательные акты, такие, как Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», заложили основу для развития экологического страхования в Российской Федерации. При бывшем Ростехнадзоре был сформирован экспертный комитет по страхованию. Прежде чем разрабатывать далее закон об экологическом страховании в России, надо подготовить необходимые материалы для базового пакета (и, возможно, четко проработанные руководящие документы) в следующих трех сферах: экологическая ответственность, определение экологического риска и оценка экологического ущерба. В настоящее время в России необходимо провести работу именно в этих трех областях. Особое внимание надо уделить всестороннему регулированию экологической ответственности, прежде чем рассматривать другие аспекты. Вполне возможно, что в скором времени на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ будет принят модельный закон, ориентированный на схемы экологической ответственности, принятые в странах ЕС.
Гармонизация экологических стандартов – непрекращающийся процесс. Уже сегодня мы ясно видим, насколько возрос спрос в российском обществе на смену парадигмы отношений между промышленностью и окружающей средой. Использование подхода с применением НДТ можно рассматривать в качестве компромисса между интересами промышленно-экономического развития, с одной стороны, и охраны природы, с другой.
Принятие концепции НДТ в России открывает редкие возможности для промышленников и экологов прекратить играть в «казаков-разбойников», а начать сотрудничать и научиться говорить на одном языке. В России работает Проект ГЭС II в рамках Программы сотрудничества ЕС и России, который создает предпосылки для такого диалога. Дальнейшее объединение усилий потребуется в рамках работы официальных подгрупп Диалога по вопросам окружающей среды между ЕС и Россией, который ведут Службы Комиссии ЕС и Российское Правительство с целью укрепления понимания и ответственности на общем экологическом пространстве. Гармонизация законодательства приведет к укреплению связей с ЕС.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:
В качестве рекомендаций по совершенствованию регулирования негативного воздействия на окружающую среду рекомендуется пересмотр действующих и разработка новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий, введение экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории городов.
В качестве важнейших инструментов совершенствования регулирования негативного воздействия на окружающую среду возможно использовать зарубежный опыт, для чего необходима гармонизация законодательства.
Заключение
На основе рассмотренного материала можно сделать ряд выводов об особенностях экологической политики России в условиях глобализации.
Под экологической политикой понимают систему мер, которые включают следующие составляющие: обеспечение экологической безопасности, проводимая государственная экологическая политика, финансирование природоохранной деятельности, совершенствование природоохранного законодательства и контроль за его применением, международное природоохранное сотрудничество.
Раскрыта мировая практика государственного регулирования воздействия на окружающую среду. В мировой практике система регулирования воздействия на окружающую среду включает международные договора, международные природоохранные организации, системы экологической сертификации. Существуют механизмы контроля и предупреждения нанесения ущерба, возмещение ущерба окружающей природной среде. Это механизмы экологического аудита, сертификации и стандартизации, часть из которых имеет международное распространение.
Рассмотрена нормативно-правовая база экологической политики в России. Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, является экологическое право, т. е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Нормативно-правовые документы регулируют общие требования экологической безопасности. К таким документам относятся: Конституция российской федерации, ФЗ Об охране окружающей среды, Водный кодекс РФ и другие.
Экологические права и обязанности закреплены в основном законе государства – Конституции. Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах, которые условно разделяют на общие и особенные.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача — обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы. Общий критерий всех экологических нарушений — причинение вреда окружающей природной среде.
Раскрыта структура управления регулированием негативного воздействия на окружающую среду в России.
Комитет природных ресурсов, его структурные подразделения постоянно осуществляют экологический контроль за производственной деятельностью природопользователей, воздействие которых оценивается как допустимое. В случае нарушения установленных к нему требований применяются оперативные меры административного и экономического воздействия.
Влияние глобализации на экологическую политику России выражается в следующих аспектах:
- ратификация международных договоров в РФ;
- декларирование экологических приоритетов в стратегии развития регионов и государства в целом;
- использование экологической тематики в программных документах политических партий;
- работа международных экологических организаций на территории России;
- внедрение международных систем контроля экологических параметров: мониторинг, экологический аудит, экологическая маркировка и сертификация и др.
- лоббирование экологических интересов международными организациями.
Доказано, что глобализация положительно влияет на решение экологических проблем страны. Однако, политические силы в РФ часто используют экологическую тематику для достижения своих целей, при этом не выполняя заявленные обещания.
Определены проблемы экологической политик в условиях глобализации. Несмотря на длительную историю развития экологического права в нашей стране, существует ряд недостатков, требующих пересмотра многих документов и подходов.
В первую очередь необходимо отметить отставание законодательства РФ от текущих экологических проблем. Следующей проблемой регулирования является несовершенство экологического законодательства. При довольно значительном количестве принятых в 1995-2007 гг. законов, так или иначе затрагивающих сферу охраны окружающей среды, следует отметить, что в последние годы законодательная база в этой области ослабла и стала менее прозрачной.
Выделены следующие проблемы регулирования:
Раздробленность законодательства в области охраны окружающей среды и его изолированность от других блоков законодательства
Пробелы в законодательстве.
Упор на карательные, а не на стимулирующие меры.
Неопределенность нормирования
Отсутствие связи между обязательствами, вытекающими из членства Российской Федерации в международных конвенциях и соглашениях и национальным законодательством
В результате исследования стало очевидно, что экологическая политика РФ пока малоэффективна, намеченные в ней направления государственной деятельности часто не совпадают с реально происходящими процессами.
Административная реформа 2000-2004гг. ослабила систему менеджмента в области охраны природы в России. Регулятивные и контролирующие функции были рассредоточены между несколькими государственными органами и частично повторяют друг друга. В ходе последней реорганизации – в мае 2008 года – все функции экологического контроля были переданы в Росприроднадзор. Ростехнадзор и Росгидромет (отвечающий за проведение экологического мониторинга), вошли в структуру Министерства природных ресурсов (МПР). Министерство же получило дополнительное слово «экология» в своем названии и стало называться Министерство природных ресурсов и экологии (МПРЭ). В результате проведения таких реформ федеральные органы экологического контроля в регионах страдают из-за недостатка квалифицированного и опытного персонала, в силу чего они не в состоянии выполнять возложенные на них обязательства должным образом.
Предложены рекомендации по совершенствованию экологической политик России в условиях глобализации.
В качестве рекомендаций по совершенствованию экологической политик России в условиях глобализации. рекомендуется пересмотр действующих и разработка новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий, введение экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории городов. В перспективе планируется написание Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы.
Рекомендована гармонизация российских стандартов с международными. В результате подготовки и обсуждения обосновывающих документов, выполнения сравнительного анализа европейских и российских подходов к развитию экологического аудита, систем экологического менеджмента, организации органов по сертификации систем экологического менеджмента и их аккредитации, а также с учетом замечаний и рекомендаций участников практического семинара по экологическому аудиту и экспертов в области экологического аудита и менеджмента, подготовлены рекомендации концепции нормативно-правового совершенствования в области экологического аудита в Российской Федерации.
В качестве важнейших инструментов экологической политики России в условиях глобализации возможно использовать зарубежный опыт, для чего необходима гармонизация законодательства.


Список использованных источников
Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.
Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. От 29.12.2010);
Закон «О недрах» №27-ФЗ, введенный в действие 06.03.95;
Закон «О животном мире», от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. От 14.03.2009);
Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. От 08.05.2009);
Закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый 02.04.99;
Кодекс «Об административных правонарушениях» №196-ФЗ, принятый 20.12.2001;
Закон «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» №818-ФЗ, введенный 26.10.2000;
Закон «О радиационной безопасности населения», № 3-ФЗ принят 09.01.96;
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99;
Закон «Об отходах производства и потребления», N 89-ФЗ от 24.06.98 (ред. От 08.11.2007);
Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением правительства РФ от 31 августа 2002 г. n 1225-р)
Указ Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 года № 236 http://www.consultant.ru
Постановление Правительства Москвы «О Положении о порядке установления линий градостроительного регулирования» от 20.03.2001 № 270-ПП http://www.consultant.ru
Приказ МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" http://www.consultant.ru
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;
ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;
ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы;
ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой;
ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
Артёменко В.М. Зайцев Г.А. Правовые основы природопользования. Природоохранное законодательство России и Украины. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, Москва-Севастополь, 2010 – 328 с.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ЮристЪ. 2008 – 688с.
Береговских А. Н. Роль градостроительной документации в процессах управления развитием территорий муниципальных образований // Град, 12.02.09
Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования Учебник. – Москва, 2006. –с. 134-137
Бирюлин И.В. ТНК как субъект влияния на экологическую политику России. Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности. Саратов, Саратовский институт РГТЭУ. 2009. С. 155-162.
Бирюлин И. В. Экологическая политика России в условиях глобализации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2009
Веселов А. К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика //Международный социально-экологический союз «Экоправо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.seu.ru/cci/lib/books/veselov/
Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы земли в современных условиях. Уфа. БГУ. 2009. - 47 с.
Гетия С.И. Экология территорий: учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2010.- 97 с.
Градостроительная документация и управление развитием территорий Всероссийский научно-практический семинар специалистов в области градостроительного проектирования. Омск, 2010. – с. 145
Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт экологического анализа)/В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ПИК ВИНИТИ. 2004. — с. 117
Охрана окружающей среды - новые подходы и требования к разработке. Под редакцией: Курбатовой А.С., Башкина В.Н., Касимова Н.С. М.: НИиПИ экологии города; Смоленск: Маджента, 2010.- с.46
Клупт М. А. Демография регионов Земли// Издательский дом Питер, 2010 – 352 с.
Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 125 с.
Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
Предельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко А.Б.. Экология: учебник. М.: издательство «Проспект», 2007 – 512с.
Румянцева Е. О развитии рынка строительных материалов с позиции экологической безопасности // Строительные материалы. 2010 . 12. C. 42-43
Экология; XXI век” — политика, экономика, наука, технологии и предпринимательство в области экологии”. — М.: ИПРЖР, 2010, т. 2, с. 150
Заглавная статья по охране окружающей среде на официальном сайте Росприроднадзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://control.mnr.gov.ru/part/?pid=512
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eastgreencross.ru/
Базовая концепция экологической безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.murman.ru/ecology/comitet/report99/part7_2_1.html
Донченко В.К. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html
http://ecology.sci-lib.com/article0000959.html
Внедрение систем управления окружающей средой - фактор устойчивого развития предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrecoaudit.com/articles.php?articlesid=12
Егорова Л. Г. Проблемы совместной сертификации систем качества и управления охраной окружающей среды (ИСО 9000 и ИСО 14000) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://quality.eup.ru/SERTIFIC/konf28.html
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.certsystems.kiev.ua/iso-14001/sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-po-iso-14001.html
Система управления охраной окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/19
Заглавная статья по охране окружающей среде на официальном сайте Росприроднадзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://control.mnr.gov.ru/part/?pid=512
Современный экологический кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoera.ucoz.ua/publ/16-1-0-76
Экологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ustoj.com/Terms.htm
Повестка дня на XXI век Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
Комиссия по устойчивому развитию ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/
«Новая глобализация для нового мира» Выступление на Ежегодных совещаниях Советов управляющих Группы Всемирного банка и Директор-распорядитель Международного Валютного Фонда Вашингтон, О.К. — 8 октября 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/np/speeches/2010/100810r.pdf
Национальные стратегии устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml
Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable
Киотский протокол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unfccc.int/2860.php
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.certsystems.kiev.ua/iso-14001/sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-po-iso-14001.html
Система управления охраной окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/19
Официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/
Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meteorf.ru/rgm1.aspx?RgmFolderID=05018ac3-e145-4fbd-831e-2893919c25d6
Экологическая маркировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds-kolorit.ru/articles/beckers/ekocvetok/
Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
Природные основы общественной жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm
Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/748-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-i.html


Приложение
Приложение 1
Международные организации, форумы и программы, в которых состоит РФ:
- Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
- Глобальный экологический фонд (ГЭФ);
- Всемирный союз охраны природы (МСОП);
- Межгосударственный экологический совет при СНГ;
- Межправительственный совет стран по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству при СНГ;
- Межправительственный совет по разведке, использованию и охране недр при СНГ.
Программы Арктического Совета:
- Сохранение арктической флоры и фауны (КАФФ);
- Защита арктической морской среды (ПАМЕ);
- План действий Арктического по борьбе с загрязнением Арктики (АКАП).
Международные организации и форумы, в деятельности которых МПР России участвует в пределах своей компетенции совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
- Организации Системы ООН;
- Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР);
- Программа развития ООН (ПРООН);
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
- Международный орган ООН по морскому дну;
- Международная морская организация (ИМО);
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО);
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
- Международная организация по стандартизации (ИСО);
- Международная стратегия по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ);
- Экономическая комиссия для Европы (ЕЭК);
- Экономическая и социальная комиссия для Азии и стран Тихого океана (ЭСКАТО), в т.ч. Программа субрегионального сотрудничества в регионе Северо-восточной Азии (НЕАСПЕК);
- Всемирная торговая организация (ВТО);
- Форум ООН по лесам.
Межгосударственные и межправительственные организации и форумы:
- «Большая восьмерка»;
- Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР);
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
- Совет Европы;
- Европейский Союз, включая программы:
- Северное измерение» (в т.ч. Природоохранное партнерство Северного измерения)
- «ТАСИС»;
- «Интеррег».
- Европейский институт леса;
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
- Арктический Совет, включая программы:
- Устойчивое развитие Арктики (СДП);
- Арктический мониторинг и оценка (АМАП);
- Предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовности к ним и ликвидации их последствий (ЕППР);
- Оценка последствий изменения климата для Арктики (АСИА).
- Организация Североатлантического договора (НАТО);
- Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР);
- Совет государств Балтийского моря (СГБМ);
- Группа Всемирного Банка, включающая:
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Международная ассоциация развития (МАР);
- Международная финансовая корпорация (МФК);
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
- Северная финансовая экологическая корпорация (НЭФКО);
- Европейский инвестиционный банк (ЕИБ);
- Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
- Северный Совет;
- «Балтика-21»;
- Совместная организация «Интерокеанметалл».
Международные неправительственные организации:
- Всемирный фонд дикой природы (ВВФ);
- «Ветландз Интернэшнл».
Интеграционные объединения стран СНГ:
- Союзное государство;
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС);
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
- Единое экономическое пространство (ЕЭП);
- Организация «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ОЦАС).



Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
Природные основы общественной жизни http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm
Бирюлин И.В. ТНК как субъект влияния на экологическую политику России. Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности. Саратов, Саратовский институт РГТЭУ. 2009. С. 155-162.
Современный экологический кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoera.ucoz.ua/publ/16-1-0-76
Экологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ustoj.com/Terms.htm
Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
Глушенкова Е.И. Экополитология. Краткий курс лекций.- М.: Издательство МНЭПУ, 2010 – стр. 34-40
Повестка дня на XXI век Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
Комиссия по устойчивому развитию ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/
Гетия С.И. Экология территорий: учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2010.- 97 с.
Комарова Н.В. Вектор экологической политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://federalbook.ru/files/TEK/Soderzhanie/Tom%209/I/Komarova.pdf
Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования Учебник. – Москва, 2006. –с. 134-137
«Новая глобализация для нового мира» Выступление на Ежегодных совещаниях Советов управляющих Группы Всемирного банка и Директор-распорядитель Международного Валютного Фонда Вашингтон, О.К. — 8 октября 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/np/speeches/2010/100810r.pdf
Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
Современный экологический кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoera.ucoz.ua/publ/16-1-0-76
Клупт М. А. Демография регионов Земли// Издательский дом Питер, 2010 – 352 с.
Национальные стратегии устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml
Экологическая доктрина Российской федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
Экология в предвыборных программах партий - краткий анализ [Электронынй ресурс]. – Режим доступа: WWF www.zelife.ru
Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/
Киотский протокол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unfccc.int/2860.php
Что будет после Киотского протокола? Международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / Кокорин А. О., Сафонов Г. В. WWF России, GOF, 2007. – 24 с.
Решения, принятые в ходе 17-ой Конференции сторон и 7-ой Встречи сторон: http://unfccc.int/2860.php
Экологи раскритиковали позицию России по Киотскому протоколу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/news/2011/12/20/kioto/
Россия выступает за новое всемирное соглашение взамен Киотского протокола [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/news/2011/12/08/ekologia_co2_durban/
Костин А.И. Экополитология и глобалистика. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 353.
К. Маркс в одном из писем Ф. Энгельсу (от 25 марта 1868) отмечал: "... культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно..., — оставляет после себя пустыню..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 45).
Цепляев В.П. Лесное хозяйство СССР (основные итоги лесохозяйственной деятельности). М.: Лесная промышленность, 1965. - С.72 - 75.
Костин А.И. Экополитология и глобалистика. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 354.
Вайнер П.Д. Экология в Советской России. Архипелаг Свободы. Заповедники и охрана природы. – М.: Прогресс, 1991. – С. 19 – 20.
Ерофеев. Б.В. Экологическое право России. М.: Прогресс, 1995. Т. 1. - С. 157.
Костин А.И. Экополитология и глобалистика. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 356.
Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.
Экологическая доктрина Российской федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
Федеральный закон Р.Ф №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001г. http://www.consultant.ru
Румянцева Е. О развитии рынка строительных материалов с позиции экологической безопасности // Строительные материалы. 2010 . 12. C. 42-43
Бирюлин И. В. Экологическая политика России в условиях глобализации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2009
Бирюлин И. В. Экологическая политика России в условиях глобализации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2009
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ЮристЪ. 2008 – 688с.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001,30.12.2008.
Экологическая доктрина Российской Федерации (Одобрена распоряжением Правительства РФ ОТ 31 августа 2002 г. N 1225-Р)
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ЮристЪ. 2008 – 688с.
Федеральный закон №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» // РГ. 2002. 12 февраля 2002г.
Артёменко В.М. Зайцев Г.А. Правовые основы природопользования. Природоохранное законодательство России и Украины. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, Москва-Севастополь, 2011 – 328 с.
Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/748-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-i.html
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.certsystems.kiev.ua/iso-14001/sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-po-iso-14001.html
Герасимчук И. Экологическая практика транснациональных корпораций / Иветта Герасимчук. – М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007. – 92 с.
Система управления охраной окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/19
Приказ Минприроды России от 10 июня 2008 г. № 118 «О структуре центрального аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации»
Постановление Правительство РФ «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» от 30 июля 2004 г. N 400 (в ред. 13.09.2010 N 717)
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpn.gov.ru/node/32
Заглавная статья по охране окружающей среде на официальном сайте Росприроднадзора http://control.mnr.gov.ru/part/?pid=512
Постановление Правительства РФ «Положение о Федеральном агентстве по недропользованию» от 17 июня 2004 г. № 293
Постановлений Правительства РФ «Положение о федеральном агентстве водных ресурсов» от 08.08.2009 N 649
Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meteorf.ru/rgm1.aspx?RgmFolderID=05018ac3-e145-4fbd-831e-2893919c25d6
Бирюлин И.В. ТНК как субъект влияния на экологическую политику России. Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности. Саратов, Саратовский институт РГТЭУ. 2009. С. 155-162.
Экология; XXI век — политика, экономика, наука, технологии и предпринимательство в области экологии. — М.: ИПРЖР, 2010, т. 2, с. 150.
Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт экологического анализа)/В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ПИК ВИНИТИ. 2004. — с. 117
Экологическая маркировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds-kolorit.ru/articles/beckers/ekocvetok/









46



Государственные органы экологического контроля
(Росприроднадзор и др.)

Местные органы экологического контроля (Комитет охраны окружающей среды города и т.п.)

Местные организации, предприятия

Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.
2.Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. От 29.12.2010);
3.Закон «О недрах» №27-ФЗ, введенный в действие 06.03.95;
4.Закон «О животном мире», от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. От 14.03.2009);
5.Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. От 08.05.2009);
6.Закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый 02.04.99;
7.Кодекс «Об административных правонарушениях» №196-ФЗ, принятый 20.12.2001;
8.Закон «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» №818-ФЗ, введенный 26.10.2000;
9.Закон «О радиационной безопасности населения», № 3-ФЗ принят 09.01.96;
10.Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99;
11.Закон «Об отходах производства и потребления», N 89-ФЗ от 24.06.98 (ред. От 08.11.2007);
12.Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;
13.Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
14.Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением правительства РФ от 31 августа 2002 г. n 1225-р)
15.Указа Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 года № 236 http://www.consultant.ru
16.Постановление Правительства Москвы «О Положении о порядке установления линий градостроительного регулирования» от 20.03.2001 № 270-ПП http://www.consultant.ru
17.Приказ МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" http://www.consultant.ru
18.ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;
19.ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;
20. ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы;
21.ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой;
22.ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
23.Артёменко В.М. Зайцев Г.А. Правовые основы природопользования. Природоохранное законодательство России и Украины. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, Москва-Севастополь, 2010 – 328 с.
24.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ЮристЪ. 2008 – 688с.
25.Береговских А. Н. Роль градостроительной документации в процессах управления развитием территорий муниципальных образований // Град, 12.02.09
26.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования Учебник. – Москва, 2006. –с. 134-137
27.Бирюлин И.В. ТНК как субъект влияния на экологическую политику России. Обществоведческие аспекты торгово-предпринимательской деятельности. Саратов, Саратовский институт РГТЭУ. 2009. С. 155-162.
28.Бирюлин И. В. Экологическая политика России в условиях глобализации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2009
29.Веселов А. К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика //Международный социально-экологический союз «Экоправо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.seu.ru/cci/lib/books/veselov/
30.Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы земли в современных условиях. Уфа. БГУ. 2009. - 47 с.
31.Гетия С.И. Экология территорий: учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2010.- 97 с.
32.Градостроительная документация и управление развитием территорий Всероссийский научно-практический семинар специалистов в области градостроительного проектирования. Омск, 2010. – с. 145
33.Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт экологического анализа)/В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ПИК ВИНИТИ. 2004. — с. 117
34.Охрана окружающей среды - новые подходы и требования к разработке. Под редакцией: Курбатовой А.С., Башкина В.Н., Касимова Н.С. М.: НИиПИ экологии города; Смоленск: Маджента, 2010.- с.46
35.Клупт М. А. Демография регионов Земли// Издательский дом Питер, 2010 – 352 с.
36.Платонов В.М. Актуальные проблемы устойчивого развития России. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2008. - № 3. - С. 5-9
37.Предельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко А.Б.. Экология: учебник. М.: издательство «Проспект», 2007 – 512с.
38.Румянцева Е. О развитии рынка строительных материалов с позиции экологической безопасности // Строительные материалы. 2010 . 12. C. 42-43
39.Экология; XXI век” — политика, экономика, наука, технологии и предпринимательство в области экологии”. — М.: ИПРЖР, 2010, т. 2, с. 150
40.Заглавная статья по охране окружающей среде на официальном сайте Росприроднадзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://control.mnr.gov.ru/part/?pid=512
41.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eastgreencross.ru/
42.Базовая концепция экологической безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.murman.ru/ecology/comitet/report99/part7_2_1.html
43.Донченко В.К. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html
44.http://ecology.sci-lib.com/article0000959.html
45.Внедрение систем управления окружающей средой - фактор устойчивого развития предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrecoaudit.com/articles.php?articlesid=12
46.Егорова Л. Г. Проблемы совместной сертификации систем качества и управления охраной окружающей среды (ИСО 9000 и ИСО 14000) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://quality.eup.ru/SERTIFIC/konf28.html
47.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.certsystems.kiev.ua/iso-14001/sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-po-iso-14001.html
48.Система управления охраной окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/19
49.Заглавная статья по охране окружающей среде на официальном сайте Росприроднадзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://control.mnr.gov.ru/part/?pid=512
50.Современный экологический кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoera.ucoz.ua/publ/16-1-0-76
51.Экологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ustoj.com/Terms.htm
52.Повестка дня на XXI век Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
53.Комиссия по устойчивому развитию ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/
54.«Новая глобализация для нового мира» Выступление на Ежегодных совещаниях Советов управляющих Группы Всемирного банка и Директор-распорядитель Международного Валютного Фонда Вашингтон, О.К. — 8 октября 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/np/speeches/2010/100810r.pdf
55. Национальные стратегии устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml
56.Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable
57.Киотский протокол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unfccc.int/2860.php
58.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.certsystems.kiev.ua/iso-14001/sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-po-iso-14001.html
59.Система управления охраной окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/19
60.Официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/
61.Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meteorf.ru/rgm1.aspx?RgmFolderID=05018ac3-e145-4fbd-831e-2893919c25d6
62.Экологическая маркировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds-kolorit.ru/articles/beckers/ekocvetok/
63.Экологический кризис как объективная предпосылка формирования экологического сознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2007/fizmet/nikolayeva/library/index_3.htm
64.Природные основы общественной жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socfil.narod.ru/glava_2_3.htm

Вопрос-ответ:

Какое влияние мировая экологическая политика оказывает на Россию в условиях глобализации?

Мировая экологическая политика оказывает значительное влияние на Россию в условиях глобализации. Она требует от нашей страны соблюдения международных стандартов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Россия должна учитывать международное законодательство и принимать активное участие в международных соглашениях и договоренностях, чтобы сотрудничать с другими странами в решении экологических проблем.

Какие подходы используются в экологической политике России?

В экологической политике России используются различные подходы. В первую очередь, это предотвращение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов, а также учет экологических аспектов при принятии решений в различных областях экономики.

Как глобализация влияет на экологическую политику России?

Глобализация оказывает существенное влияние на экологическую политику России. В условиях глобализации усиливается конкуренция и международное сотрудничество, что требует от России соблюдения международных экологических стандартов. Также глобализация влияет на распределение экологических ресурсов и на развитие экологически ориентированных технологий.

Какое международное сотрудничество существует в сфере экологии?

В сфере экологии существует широкое международное сотрудничество. Например, Россия активно участвует в работе различных международных организаций, таких как ООН, Европейская комиссия и Конвенция о биологическом разнообразии. Также Россия заключает международные соглашения и договоренности с другими странами и региональными организациями для совместного решения экологических проблем.

Какие главные подходы существуют к экологической политике России?

В России существуют три основных подхода к экологической политике: охранительный, развивающийся и эколого-экономический. Охранительный подход заключается в сохранении природных ресурсов и ограничении их использования. Развивающийся подход связан с балансировкой экологических и экономических интересов. Эколого-экономический подход стремится к интеграции экологических принципов в экономическую систему.

Как глобализация влияет на экологическую политику России?

Глобализация оказывает существенное влияние на экологическую политику России. С одной стороны, она предоставляет новые возможности для международного сотрудничества и обмена опытом. С другой стороны, глобальные экологические проблемы, такие как изменение климата и загрязнение окружающей среды, требуют от России участия в международных инициативах и принятия необходимых мер для их решения.

Какое международное сотрудничество существует в сфере экологии?

В сфере экологии существует множество международных организаций и договоров, направленных на решение глобальных экологических проблем. Например, Россия является членом Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и участвует в рамках Конвенции ООН по изменению климата. Также существует сотрудничество на региональном уровне, например, через Европейскую комиссию и СНГ.

Какие приоритеты у экологической политики России?

Приоритетами экологической политики России являются: сохранение и восстановление природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды, охрана биоразнообразия, осуществление контроля за химическими веществами и ядовитыми отходами, а также участие в международных инициативах по борьбе с глобальными экологическими проблемами.

Как влияет мировая экологическая политика на Россию в условиях глобализации?

Мировая экологическая политика имеет значительное влияние на Россию в условиях глобализации. Глобальные экологические проблемы, такие как изменение климата, загрязнение водных ресурсов и уничтожение биоразнообразия, требуют сотрудничества между странами для их решения. Россия должна принимать участие в международных договорах и соглашениях по охране окружающей среды, а также сотрудничать с другими странами в области экологии.

Каковы приоритеты экологической политики России?

Приоритеты экологической политики России включают в себя охрану и восстановление экосистем, сокращение выбросов вредных веществ, рациональное использование природных ресурсов, сохранение биоразнообразия и обеспечение экологической безопасности. Россия стремится минимизировать окружающие негативные воздействия промышленности, разрабатывать и внедрять новые технологии для снижения загрязнения, а также активно участвовать в международных соглашениях по охране природы.

Какие административно-правовые механизмы используются в России для защиты окружающей среды?

В России для защиты окружающей среды применяются различные административно-правовые механизмы. Одним из них является законодательство, которое устанавливает нормы и правила, ограничивающие использование природных ресурсов и контролирующие выбросы вредных веществ. Также существуют системы экологической экспертизы, разрешительно-лицензионной системы и государственного контроля за соблюдением экологических требований. В случае нарушений экологического законодательства предусмотрены административные и уголовные наказания.

Какие подходы используются в экологической политике России?

В экологической политике России используются различные подходы, включая экологическую модернизацию, энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии, охрану биоразнообразия, снижение выбросов вредных веществ и другие. Также активно применяются экономические механизмы, такие как экологический налог, сертификация экологически чистых товаров и услуг, финансовая поддержка проектов, связанных с экологией.