Современная культура юридического информирования населения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 2828 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 16.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Проблемы массового информировании в России
Законодательная база: состояние и проблемы
Обзор юридических новаций в СМИ
Информирование населения о деятельности органов власти (на примере Невского района города Санкт-Петербуга)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сложилась определенная система информирования населения, использующая следующие формы информирования жителей:
районное кабельное телевидение;
районную газету;
информационные стенды;
встречи с населением;
встречи с представителями общественных организаций;
интернет-провайдеры.
2.3. Субъекты и объекты информирования.
Объектом информирования является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.
Общим признаком объекта, который можно рассматривать как объект информационного противоборства, является любая форма использования информации в его функционировании.
Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды:
массовое и индивидуальное сознание граждан;
социально-политические системы и процессы;
информационная инфраструктура;
информационные и психологические ресурсы.
Субъекты информационного противоборства:
государства, их союзы и коалиции;
международные организации;
негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;
транснациональные корпорации;
виртуальные социальные сообщества;
медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации — СМИ и МК);
Признаки субъекта информационного противоборства:
наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;
наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;
под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);
Средства массовой информации и массовой коммуникации
Этот вид субъектов информационного противоборства:
имеет постоянные интересы в информационном пространстве;
участвует в формировании глобального информационного пространства, частично контролирует национальные сегменты информационного пространства и стремится к установлению полного контроля над ними;
создает в рамках своих структур специальные подразделения или использует национальные структуры, интегрированные в деятельность медиа-корпораций, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
создает и использует собственный интеллектуальный потенциал и/или использует потенциал национальных структур, интегрированных в деятельность медиа-корпораций, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости данные средства у третьей стороны;
разрабатывает и закрепляет на официальном уровне, в том числе в виде нормативных актов, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.
Не секрет, что большая часть информации о деятельности органов и структур государственной власти, поступающая в СМИ, при вещании используется в неполном или искаженном варианте с целью манипулирования общественным мнением (или иного оказания воздействия), проходит редактирование, компонуется и тенденциозно комментируется (освещается) в интересах владельцев СМИ, интересы которых не имеют ничего общего с государственными интересами. Таким образом, информация о деятельности органов государственной власти, проходя через посредника — СМИ, нередко сознательно фильтруется и искажается, что может стать серьезным источником угроз безопасности государства.
В этом свете особый интерес вызывает известный тезис «СМИ — четвертая власть», отражающий стремление некоторых СМИ (точнее, некоторой части сегодняшней элиты журналистики) стать в один ряд с ветвями государственной власти и на равных ролях с государством регулировать общественные отношения.

















Глава 3. Информирование населения о деятельности органов власти
3.1. Информирование населения на примере Невского района города Санкт-Петербурга)
Работа управ районов города Санкт-Петербурга по информированию населения о деятельности органов власти определена рядом нормативных актов, которые регламентируют организацию деятельности СМИ, отношения их с гражданами и организациями, определяют права на получение информации и содержат перечень необходимых мер по информированию населения о деятельности органов власти. В информировании населения большую роль играет создание единой, целостной системы информирования, определение многообразных внутренних связей и закономерностей взаимодействия составляющих системы информирования. Реализация такого подхода позволяет использовать принцип преемственности различных форм и методов информирования.
Для оптимизации информационных потоков необходимо предусмотреть все возможные звенья информационного процесса, как способствующие решению задачи информирования, так и нарушающие адекватность понимания содержания информационного воздействия. Содержание работы по информированию населения в определенной степени регламентировано нормативными документами, а способы информирования зависят от финансовых возможностей и понимания важности и умения решения этой задачи.
Регламент по информированию населения о деятельности органов власти определяет мероприятия, являющиеся обязательными для органов власти на местах: организация встреч с населением, прием граждан, выступления в СМИ руководителей администрации района; проведение личных встреч главы управы с населением не реже одного раза в месяц; «горячие линии» с обратной связью от населения; проведение главой управы еженедельного приема населения; выступления руководителей администрации и территориальных служб района в прямом эфире на кабельном телевидении еженедельно, в том числе выступления главы управы не реже одного раза в месяц; подготовка материалов о деятельности администрации района для публикации в городских СМИ, а также в районной и окружной газетах; изготовление плакатов о деятельности органов власти и еженедельное обновление на информационных стендах информации о деятельности районной и окружной администрации; выпуск справочно-информационных материалов о работе администрации района, о предоставлении населению бытовых услуг, о деятельности культурно-досуговых учреждений, учреждений здравоохранения, образования по мере необходимости; анализ информации, поступающей от окружных и районных СМИ, касающейся деятельности администрации района, анализ обращений граждан в ходе проведения «горячих линий», «прямых эфиров»; принятие решений по фактам, выявленным в ходе анализа информации; подготовка на основе обращений населения решений администрации района, контроль их выполнения.
Значимость взаимосвязи со СМИ для власти районного уровня возрастает в связи с проводимыми реформами. Насыщенность информационной среды района определяется составом и характером функционирования источников информации, развитостью коммуникационных систем, из которых жители могли бы черпать достаточные сведения о деятельности администрации управы района. Показателем эффективности их функционирования является структура использования жителями района различных информационных каналов.
Рассмотрим информирование населения района города Санкт-Петербурга на примере Невского района. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по информационному обеспечению населения. Реализация указанного плана позволяет сделать работу по информированию населения о деятельности органов исполнительной власти системной. В районе сложилась определенная система информирования населения, использующая следующие формы информирования жителей:
· районное кабельное телевидение;
· районную газету;
· информационные стенды района;
· встречи с населением;
· встречи с представителями общественных организаций;
· сеансы телефонной «горячей линии»;
· службу «Одного окна»;
· интернет-провайдеры.
В целях повышения эффективности мероприятий по информированию населения района о деятельности органов власти, оперативному освещению общественно-политических, культурно-массовых, историко-патриотических, праздничных и других мероприятий и событий районного значения на студии кабельного телевидения регулярно выходят следующие тематические программы: «Районные новости» - включают еженедельную информацию управы района, репортажи с оперативных совещаний, новости культурной и общественной жизни; ежемесячный «Прямой эфир с главой управы» — включает «прямую связь» с жителями района, ответы на вопросы и разъяснения принятых решений; «Актуальный репортаж...» — включает оперативную съемку и подготовку сюжетов и тематических репортажей по звонкам жителей с последующими комментариями руководителей района; «Дежурная часть сообщает...» — включает тематические передачи о работе правоохранительных органов на территории района; «Мир и духовность» — включает события культурной и общественной жизни.
Студия активно участвовала в реализации федеральных, городских и окружных программ, а также в организации информирования населения о деятельности органов власти в районе. Наличие тематических программ и рубрик позволило студии выйти на более высокий уровень работы, создать свой стиль, стать востребованной жителями района.
Регулярно выходят в эфир информационные программы и социальная реклама (информация о предоставляемых льготах различным категориям населения, о подготовке и проведении праздников и знаменательных дат, о графике приема населения руководителями администрации, депутатами Московской городской Думы), предусмотрен повтор этих передач.
Выпускаются программы, ориентированные на молодежь, детей, ветеранов, женщин. Все большие праздники (Новый Год, Рождество, День Победы, День города и другие) освещаются в передачах районного кабельного телевидения.
Работает справочно-информационная служба. Студийный телефон является и «телефоном доверия», по которому жители могут рассказать о проблемах, возникающих в их дворах и домах (выгул собак в не отведенных для этого местах, парковка машин на газонах и т. д.). После съемки актуального репортажа адресная информация направляется специалистам управы для дальнейшего рассмотрения и решения проблемы.
Студией широко освещается программа «Мой двор, мой подъезд», районные конкурсы, организованные в рамках этой программы. Студия создает программы о военно-патриотическом воспитании молодежи. Снимаются сюжеты о призыве в армию.
Студия проводит информационную поддержку программ комплексного благоустройства, содействия занятости (объявления о приеме на работу), противодействия наркотикам (участие в «круглых столах» представителей ОВД), развития малого предпринимательства.
Для информирования населения о деятельности администрации в районе практикуется проведение встреч руководителей района, главы Управы с населением. Все вопросы, просьбы, пожелания жителей обобщаются, по ним или дают разъяснения, или принимают к исполнению.



Заключение
Важной практической задачей является изучение особенностей восприятия правовой информации различными слоями населения и поиск путей, средств и методов эффективного доведения ее до граждан страны, выявление латентных элементов взаимозависимости между особенностями жизнедеятельности людей и спецификой их правосознания, исследования генезиса ложных стереотипов и заблуждений общественного правосознания в условиях переходного периода.
В настоящее время из процесса информирования исчезла информация, причем происходит это по двум причинам. Первая из них такова: информирующая сторона не знает ни правил успешной коммуникации, ни простого, но методически выверенного списка вопросов для успешной коммуникации и достижения поставленной задачи (а задача – понимание информируемой стороны): кто говорит, что говорит, как и зачем? и эта причина легко устранима несколькими учебными курсами. А вторая причина более глубокая и вряд ли легко разрешимая правовыми, техническими или лингвистическими методами, а состоит она в том, что информирующая сторона не хочет успешной коммуникации, ставя перед собой задачу, противоположную указанной выше, т.е., информируемая сторона должна принять процесс информирования за результат получения информации. К сожалению, вторая причина чаще встречается у органов власти, правоохранительных органов и прочих государственных институтов. Есть ли способы решения данной проблемы?
Средства массовой информации превратились в индустрию массовой информации. Роль СМИ далеко выходит за рамки простого информирования населения, через СМИ идет обсуждение решений власти и проблем общества.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то мы уже смогли заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.













Список литературы
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Свердловск, 1972. Т.1.
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: «Наука», 1988.
Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение 1996, №3, С. 125.
Глебов А.П. Правовая система России и ее развитие // Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999. С.325.
Давид Рене. Основные правовые системы современности. М., Прогресс, 1988.
Житенев В. Б. «Общественное мнение в социальном управлении» Новосибирск: Наука 1997г.-164с.
Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Т.1. Ярославль, 2005.
Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). Вехи. М., 1990.
Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Право-ведение. 1994. №3. С.3-9.
Лаптев В.В., Шахматов Б.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение 1976. №4 С. 125.
Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 2000 г.

Житенев В. Б. «Общественное мнение в социальном управлении» Новосибирск: Наука 1997г.-164с.

Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Право-ведение. 1994. №3. С.3-9.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 2000 г.
Глебов А.П. Правовая система России и ее развитие // Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999. С.325.

Глебов А.П. Правовая система России и ее развитие // Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999. С.325.

Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение 1996, №3, С. 125.













3

1.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.
2.Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Свердловск, 1972. Т.1.
3.Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: «Наука», 1988.
4.Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение 1996, №3, С. 125.
5.Глебов А.П. Правовая система России и ее развитие // Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999. С.325.
6.Давид Рене. Основные правовые системы современности. М., Прогресс, 1988.
7.Житенев В. Б. «Общественное мнение в социальном управлении» Новосибирск: Наука 1997г.-164с.
8.Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Т.1. Ярославль, 2005.
9.Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). Вехи. М., 1990.
10.Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Право-ведение. 1994. №3. С.3-9.
11.Лаптев В.В., Шахматов Б.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение 1976. №4 С. 125.
12.Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998.
13. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 2000 г.

Вопрос-ответ:

Какова законодательная база современной культуры юридического информирования населения в России?

Законодательная база современной культуры юридического информирования населения в России включает ряд нормативных актов, таких как Федеральный закон "О массовых коммуникациях" и Федеральный закон "О доступе к информации", которые регулируют процесс распространения и получения правовой информации. Однако, несмотря на наличие законодательной базы, существуют определенные проблемы в данной сфере, связанные с недостаточной осведомленностью населения о своих правах и обязанностях.

Какие проблемы возникают в сфере массового информирования в России?

В сфере массового информирования в России возникают различные проблемы, такие как ограничение свободы слова и выражения мнения, цензура, непрозрачность владельческой структуры СМИ. Также существует проблема доступности и качества информации для населения, особенно в отдаленных регионах страны.

Какие юридические новации можно встретить в средствах массовой информации?

В средствах массовой информации можно встретить различные юридические новации, такие как расширение права на получение информации, усиление защиты личных данных, появление онлайн-консультаций и электронных форм обращений в государственные органы. Также существуют новые формы юридического информирования, такие как видео-блоги и подкасты.

Как информируется население о деятельности органов власти в Невском районе города Санкт-Петербурга?

В Невском районе города Санкт-Петербурга население информируется о деятельности органов власти через различные каналы, такие как районное кабельное телевидение, районную газету, информационные стенды и проведение встреч с населением. Это позволяет гражданам быть в курсе текущих событий и получать актуальную информацию о работе органов власти в районе.

Какая современная культура юридического информирования населения существует в России?

В России существует определенная система информирования населения, включающая такие формы как районное кабельное телевидение, районную газету, информационные стенды и встречи с населением.

Какие проблемы возникают при массовом информировании в России?

Возникают различные проблемы при массовом информировании в России, такие как ограничение доступа к некоторым информационным ресурсам, цензура и ограничение свободы слова, а также недостаточная информированность населения о юридической сфере.

Какова законодательная база в области юридического информирования в России?

Законодательная база в области юридического информирования в России состоит из различных законов и нормативных актов, регулирующих свободу информации, доступ к информации, защиту прав потребителей и т. д.

Какие юридические новации можно наблюдать в СМИ?

В СМИ можно наблюдать различные юридические новации, такие как внедрение цифровых технологий для повышения доступности информации, усиление защиты прав авторов и противодействие фейковым новостям.

Каким образом население информируется о деятельности органов власти в Невском районе города Санкт-Петербурга?

В Невском районе города Санкт-Петербурга население информируется о деятельности органов власти через районное кабельное телевидение, районную газету, информационные стенды и проведение встреч с населением.

Какова современная культура юридического информирования населения в России?

Современная культура юридического информирования населения в России все еще имеет свои проблемы. Несмотря на наличие разнообразных средств массовой информации, большая часть населения не имеет должного доступа к юридической информации. Это может быть связано с недостаточной доступностью и понятностью юридического контента, а также с отсутствием обучения и информационной грамотности среди населения. Чтобы улучшить культуру юридического информирования, необходимо разрабатывать и распространять доступные и понятные материалы о правовых вопросах, проводить образовательные программы и повышать информационную грамотность населения.

Какие проблемы существуют в массовом информировании в России?

Массовое информирование в России сталкивается с рядом проблем. Одной из главных проблем является ограничение свободы выражения мнения и цензура со стороны государственных органов. Это приводит к тому, что информация, которая может быть важной для населения, может быть подавлена или искажена. Кроме того, часто существует проблема недостатка независимых и качественных источников информации, особенно в регионах. Это создает проблему недостоверности и неинформативности доставляемой информации. Для решения этих проблем необходимо совершенствовать законодательную базу и поддерживать независимую прессу, а также развивать альтернативные источники информации, например, интернет и социальные сети.

Как органы власти осуществляют информирование населения на примере Невского района г. Санкт-Петербурга?

Органы власти Невского района г. Санкт-Петербурга осуществляют информирование населения через несколько основных каналов. Во-первых, в районе функционирует районная газета, которая публикует новости о деятельности органов власти и другие важные сведения для населения. Во-вторых, на улицах района установлены информационные стенды, на которых размещаются объявления и сообщения от органов власти. Кроме того, проводятся встречи с населением, на которых представители органов власти информируют жителей о различных вопросах, касающихся района. Все эти меры помогают обеспечить информирование населения о деятельности органов власти и поддерживать прозрачность и открытость власти.