Адаптация первоклассников к процессу обучения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 3030 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 18.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение

1. База исследования
2. Диагностика интеллектуального развития младших школьников
3. Диагностика тревожности младших школьников
4. Диагностика самооценки и отношения детей к школе

Заключение
Список литературы
Приложение 1 . Бланк методики "Корректурная проба"
Приложение 2. Стимульный материал к тесту Э. Ф. Замбауявичене
Приложение 3. Стимульный материал к методике «Лесенка»

Фрагмент для ознакомления

В сочетаниях, где 4-й эталон оказывается на одной из последних позиций, этот признак является предвестником дезадаптации.
Смешанные и ахроматические цветовые эталоны, выбираемые на первые позиции, определяют степень и стиль дезадаптации.
5-й эталон на первой позиции характерен для лиц с затрудненной адаптацией в силу подчеркнутого индивидуализма,статистически чаще встречается у детей и подростков в силу их эмоциональной незрелости, полоролевой недифференцированности социальной позиции. Так же он отражает богатую фантазию, творческий, не шаблонный подход к решению заданий, своеобразие интересов, высказываний и поступков.
Предпочитаемый 6-й эталон отражает проблему тревожности с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности; при выборе 6-го с 3-м - напряженность физиологических потребностей, в ряде случаев ипохондрическую фиксированность, дискомфорт общесоматического плана или неудовлетворенность гедонической личности; 6-й цвет на третьей и четвертой позиции часто означает ситуативно обусловленный дискомфорт, отражая, тем самым, адаптивную реакцию на изменение привычного стереотипа.
7-й эталон на первой позиции выявляет не только протест против сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность, активное противодействие среде. Агрессивность увеличивается и принимает компульсивный (неуправляемый) характер при сочетании 7-го эталона с 3-м на первых позициях и проявляется как затаенная агрессия, контролируемая (хотя и с трудом), если это сочетание находится на последних позициях. Сочетание 7-го цвета с 4-м характерно для состояний, связанных с переживанием навязчивых страхов, а с 5-м выявляет наиболее иррациональную, субъективную позицию ребенка-индивидуалиста.
0-й эталон в качестве предпочитаемого может означать: а) временную усталость; б) ситуативные трудности в межличностных контактах и в) интровертированность как константное свойство личности, если такого рода выбор постоянно повторяется. Выбор 6 0 7 выявляет состояние выраженного стресса независимо от того, чем и у кого этот стресс вызван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности.
Результаты диагностики по цветовому тесту приведены в таблице 7.
Таблица 7. Результаты диагностики по методике Люшера, Собчик Л.Н.
№ п/п Результаты цветовых выборов стенический тип реагирования, напряженность потребности в активности, нарциссический вариант личности ситуативные трудности в межличностных контактах сензитивно-интровертный тип личности. Черты пассивности сочетаются с повышенной тревожностью, склонность к пессимистичности. состояние выраженного стресса тревожность с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности Затрудненная адаптация в силу подчеркнутого индивидуализма, эмоциональная незрелость,
полоролевая недифференцированность социальной позиции демонстративность, признаки избыточной эмотивности, сниженный самоконтроль фрустрированная потребность в социальном самоутверждении, ущемленное самолюбие, нереализованные притязания протест против сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, агрессивность, чувство обособленности и непокорность, активное противодействие среде. состояние выраженного стресса демонстративность, признаки избыточной эмотивности, сниженный самоконтроль стенический тип реагирования, напряженность потребности в активности Эмотивный тип сильный, стенический тип реагирования, напряженность потребности в активности, направленной на достижение цели тревожность с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности; напряженность физиологических потребностей сильный, стенический тип реагирования, напряженность потребности в активности, направленной на достижение цели фрустрированная потребность в социальном самоутверждении, ущемленное самолюбие, нереализованные притязания демонстративность, признаки избыточной эмотивности, сниженный самоконтроль стенический тип реагирования, напряженность потребности в активности Затрудненная адаптация в силу подчеркнутого индивидуализма, эмоциональная незрелость,
полоролевая недифференцированность социальной позиции.

В результате исследования можно сделать вывод о том, что большинство детей испытывают трудности адаптации, многие характеризуются эмоциональной незрелостью, полоролевой недиференцированностью социальной позиции, повышенной тревожностью, склонностью к пессимистичности (у 8 детей из 20). Двое учеников (мальчики) находятся в состоянии выраженного стресса. У некоторых выявлены демонстративность, признаки избыточной эмотивности, сниженный самоконтроль, ущемленное самолюбие. Данные характеристики также усложняют адаптационный период.






















Заключение
Данная работа была посвящена изучению особенностей адаптации первоклассников к процессу обучения. Исследование проведено на эмпирическом уровне. В исследовании приняли участие 20 первоклассников.
Для диагностики интеллектуального развития детей использовались методики: "Корректурная проба" (буквенный вариант); методика "Долговременная память"; методика изучения развития логических операций. По результатам исследования внимания сделан вывод о том, что у всех детей свойства внимания развиты в пределах нормы. Выявлены некоторые половые различия относительно концентрации внимания: у девочек данное свойство внимания развито в среднем больше чем у мальчиков. Существенных различий относительно объема внимания не выявлено. Результаты исследования долговременной памяти показали, что из 20 детей высокий уровень развития памяти выявлен у 6 детей, средний – у 9, низкий - у 5. Выявлены небольшие различия в уровне развития долговременной памяти у мальчиков и девочек (у девочек выше). Из 20 детей выявлен уровень развития словесно-логического мышления – ниже среднего у 3 учеников, средний уровень- у 7 учеников, выше среднего- у 4 учеников, высокий уровень- у 6 человек. Все логические операции развиты примерно одинаково у мальчиков и девочек. Значимых различий между ними не выявлено.
Для диагностики тревожности использовался тест Тэммл, Дорки, Амена. Из 20 детей низкий уровень тревожности выявлен у 3 учеников, средний уровень тревожности у 9 учеников, высокий уровень тревожности– у 8 учеников. Уровень тревожности среди мальчиков гораздо выше чем у девочек.
С помощью методики «Лесенка», направленной на исследование самооценки, выявлено, что у большинства детей самооценка неадекватна: у 8 учеников- завышенная, у 6 – заниженная, у 6- адекватная. Среди мальчиков отмечается более заниженная самооценка по сравнению с девочками.
В результате исследования по методике Люшера, Собчик сделан вывод о том, что большинство детей испытывают трудности адаптации, многие характеризуются эмоциональной незрелостью, полоролевой недиференцированностью социальной позиции, повышенной тревожностью, склонностью к пессимистичности (у 8 детей из 20). Двое учеников (мальчики) находятся в состоянии выраженного стресса. У некоторых выявлены демонстративность, признаки избыточной эмотивности, сниженный самоконтроль, ущемленное самолюбие. Данные характеристики также усложняют адаптационный период.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации периода адаптации первоклассников к школе с учетом выявленных в ходе диагностики индивидуальных особенностей.
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Гипотеза исследования о том, что адаптация первоклассников к школе может сопровождаться негативными личностными изменениями, доказана. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа различных диагностических программ и методов психокоррекционной и развивающей работы.













Список литературы
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. с.19-28.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 1998.
Романова Е.С. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
Симановский А. Н. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. СПб.:Речь,2007.-128 с.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Владос, 1998.


















Приложение 1 . Бланк методики "Корректурная проба"













Приложение 2. Стимульный материал к тесту Э. Ф. Замбауявичене
Бланк заданий
Фамилия:________
А. Осведомленность
1. У сапога всегда есть…
шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В теплых краях живет.
медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году.
24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.
4. Месяц зимы.
сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5. В нашей стране не живет.
соловей, страус, аист, синица, скворец.
6. Отец старше своего сына.
часто, всегда, никогда, редко, иногда.
7. Время суток.
год, месяц, неделя, день, понедельник.
8. У деревьев всегда есть.
листья, цветы, плоды, корень, тень.
9. Время года.
август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.
комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.
Б. Исключение понятий
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
В. Обобщение
1. Окунь, карась… 2. Метла, лопата. 3. Лето, зима. 4. Огурец, помидор. 5. Сирень, орешник. 6. Шкаф, диван… 7. Июнь, июль. 8. День, ночь. 9. Слон, муравей. 10. Дерево, цветок.
Г. Аналогии






Приложение 3. Стимульный материал к методике «Лесенка»




















2

Список литературы
1.Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. с.19-28.
2.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 1998.
3.Романова Е.С. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
4.Симановский А. Н. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
5.Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. СПб.:Речь,2007.-128 с.
6.Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Владос, 1998.

Вопрос-ответ:

Какие методики используются для диагностики интеллектуального развития младших школьников?

Для диагностики интеллектуального развития младших школьников используются различные методики, такие как методика Корректурной пробы и методика Лесенка.

Как проходит диагностика тревожности у младших школьников?

Диагностика тревожности младших школьников проводится с помощью различных методик, которые позволяют выявить уровень тревожности у детей. Одна из таких методик - это методика Лесенка.

Каким образом определяется самооценка и отношение детей к школе?

Для определения самооценки и отношения детей к школе используются различные методики и тесты. Эти методики позволяют выявить, как дети оценивают себя и свое отношение к школе.

Какие материалы используются в методике Корректурной пробы?

Методика Корректурной пробы включает стимульный материал, который предоставляется детям. Такие материалы позволяют провести диагностику интеллектуального развития младших школьников.

Какой признак является одной из последних позиций в сочетаниях в методике Лесенка?

В методике Лесенка один из признаков может оказаться на одной из последних позиций в сочетаниях. Это зависит от тестовой ситуации и оценки, которую ставит ребенок в своих ответах.

Какие методики используются для диагностики интеллектуального развития младших школьников?

Для диагностики интеллектуального развития младших школьников используются различные методики, такие как Корректурная проба, методика Замбауявичене, методика Лесенка и другие.

Чем может помочь диагностика тревожности младших школьников?

Диагностика тревожности младших школьников может помочь выявить наличие тревожных состояний у детей, что в свою очередь позволит обратить на них внимание и предпринять меры для улучшения их психологического благополучия.

Каким образом проводится диагностика самооценки и отношения детей к школе?

Диагностика самооценки и отношения детей к школе может осуществляться с помощью различных методик, например, с использованием стимульного материала и анкетирования. Детям предлагается оценить себя по определенным критериям и высказать свое отношение к школе.

Какие данные могут быть получены с помощью методики Корректурная проба?

С помощью методики Корректурная проба можно получить данные о развитии памяти, мышления и внимания у младших школьников. Эта методика позволяет выявить уровень развития этих психологических функций у детей.

Какие проблемы адаптации могут возникнуть у первоклассников?

У первоклассников могут возникать различные проблемы адаптации, например, тревожность, затруднения в общении с учителями и одноклассниками, трудности в освоении нового учебного материала. Эти проблемы могут влиять на успеваемость и психологическое состояние ребенка.