Эмоционально-мотивационная сфера дошкольника

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 2121 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.10.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Характеристика эмоциональной сферы дошкольника
Глава 2. Условия развития эмоций и чувств дошкольника
Глава 3. Соподчиненность мотивов - важное новообразование в развитии личности дошкольника
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это объясняется тем, что внешняя среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определяет его поведение.
В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся переживания выбора, когда он поймет, что на указания родителей можно ответить не только «да», но также и «нет». Однако выбор предметов желаний еще затруднен в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение их отсутствует.
Таким образом, развитие детского самосознания до 3-летнего возраста связано с выделением побуждений к выполняемым действиям (желаний), с формулированием ребенком цели своего действия, поступка, c отнесением желаний к самому себе. Наличие же представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Правда, первые формы мотивации еще несовершенны, подвержены импульсивности: потребности неустойчивы, ребенок не может их контролировать, сдерживать.
Структура мотивационной сферы ребенка 2–3-летнего возраста характеризуется значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей, а, следовательно, и мотивов. У него имеется рядоположный набор знаемых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы (необоснованные желания) часто имеют для него одинаковую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно- волевому контролю.
Еще одним свойством мотивов детей 2–3-летнего возраста является эмоциональная насыщенность их желаний. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, что означает отсутствие второго этапа в процессе формирования мотива и значительное редуцирование третьего, последнего этапа, т. е. обдумывания. Поэтому поведение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действительностью, с сиюминутностью.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которой он оказывается, но и отношениями с другими людьми. При этом в общении со взрослыми у него преобладают мотивы сотрудничества.
В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобретают разную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних — престижные, у других, наоборот, — альтруистические, у третьих — на достижение успеха.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании. Однако осознаваемость мотива остается еще слабой.
Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание. Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.
Заключение
Итак, в заключение исследования отметим, что эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.
Исследования эмоционально-мотивационной сферы детей дошкольного возраста актуальны и в настоящее время, так как от развития данной сферы зависит успешность формирования личности ребенка в целом, а также готовность к обучению в школе.
Итак, мы выполнили поставленную цель исследования - раскрыли особенности развития эмоционально-мотивационной сферы детей дошкольного возраста.
И решили все задачи исследования:
Дали характеристику эмоциональной сферы дошкольника.
Проанализировали условия развития эмоций и чувств дошкольника.
Показали соподчиненность мотивов как важное новообразование в развитии личности дошкольника.
Список литературы
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 1985. – 213 с.
Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. – 180 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004. – 310 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002. – 410 с.
Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. -639 с.
Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий 2003, 2006, 88 c.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. СПб, 2004. – 210 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб., изд. «Питер» 2002. – 320 с.
Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003г. – 189 с.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4—15.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., 1999. – 240 с.
Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. – М., 1998. – 384 с.
Психология и педагогика игры / Под ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М., "Просвещение", 1966. – 232 с.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов. М., 2003.- 256 с.
Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие - изд. «Академия» М., 2003. – 195 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995. – 416 с.

Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 1985. – с. 93

Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие - изд. «Академия» 2003. – с.23

Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий 2003, 2006. – с. 32

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – с. 49
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002. – с. 215

Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. – М., 1998. – с. 187

Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004. – с. 210

Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004. – с. 213

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. – с. 195

Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие - изд. «Академия» 2003 г. – с.40

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. – с. 196


Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995. – с. 214

Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. – с. 87

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. СПб, 2004. – с. 105













3

1.Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 1985. – 213 с.
2.Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. – 180 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
4.Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004. – 310 с.
5.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002. – 410 с.
6.Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. -639 с.
7.Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий 2003, 2006, 88 c.
8.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. СПб, 2004. – 210 с.
9.Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб., изд. «Питер» 2002. – 320 с.
10.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003г. – 189 с.
11.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4—15.
12.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., 1999. – 240 с.
13.Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. – М., 1998. – 384 с.
14.Психология и педагогика игры / Под ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М., "Просвещение", 1966. – 232 с.
15.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
16.Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов. М., 2003.- 256 с.
17.Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
19.Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие - изд. «Академия» М., 2003. – 195 с.
20.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж, 1995. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие характеристики имеет эмоциональная сфера дошкольника?

Эмоциональная сфера дошкольника характеризуется развитыми эмоциями, умением проявлять чувства, эмпатией, способностью контролировать свои эмоции и приспосабливаться к новым ситуациям.

Какие условия способствуют развитию эмоций и чувств дошкольника?

Развитию эмоций и чувств дошкольника способствуют положительная эмоциональная обстановка в семье, пример взрослых, возможность игры и самовыражения, познавательные и коммуникативные задачи.

Что понимается под соподчиненностью мотивов в развитии личности дошкольника?

Соподчиненность мотивов означает то, что у дошкольника в данном периоде развития формируется способность переключаться между разными мотивами и выбирать наиболее подходящий для решения задачи.

Как внешняя среда влияет на эмоциональную сферу дошкольника?

Внешняя среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определяет его поведение. Для развития эмоциональной сферы важны положительное взаимодействие с взрослыми, комфортная атмосфера дома и в детском саду.

Какие новые возможности появляются у ребенка в возрасте около двух лет?

В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся переживания выбора, когда он начинает осознавать свои предпочтения и делает выборы на основе собственных предпочтений.

Что представляет собой эмоционально мотивационная сфера дошкольника?

Эмоционально мотивационная сфера дошкольника включает в себя все эмоции, чувства и мотивы, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Какие условия способствуют развитию эмоций и чувств дошкольника?

Для развития эмоций и чувств дошкольника необходимы благоприятные условия, такие как позитивная эмоциональная обстановка в семье, социальная поддержка, возможность самовыражения и общения с другими детьми.

В чем состоит важность соподчиненности мотивов в развитии личности дошкольника?

Соподчиненность мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Она означает, что ребенок начинает понимать, что одно действие может быть мотивировано несколькими различными мотивами, и научившись соподчинять эти мотивы, он сможет более гибко и эффективно реагировать на окружающую среду.

Как внешняя среда влияет на развитие эмоциональной сферы дошкольника?

Внешняя среда может значительно влиять на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Например, позитивная эмоциональная обстановка в семье, любовь и забота родителей могут способствовать развитию положительных эмоций у ребенка, а негативные условия и стрессы - наоборот, могут вызывать отрицательные эмоции.

Когда становятся важными переживания выбора у ребенка?

Переживания выбора становятся важными для ребенка примерно в двухлетнем возрасте. В этот период ребенок начинает осознавать свою самостоятельность и становится способным делать выборы, что влияет на его эмоциональную сферу и характер его поведения.

Что такое эмоционально мотивационная сфера дошкольника?

Эмоционально мотивационная сфера дошкольника - это совокупность эмоциональных состояний и мотиваций, которые определяют его поведение и отношение к окружающему миру.