Вам нужна курсовая работа?
Интересует Антикризисное управление?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственная поддержка депрессивных территорий в условиях кризиса.

  • 40 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 11.01.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1Понятие депрессивных регионов
1.2Законодательная поддержка депрессивных территорий
1.3Типология депрессивных территорий
2.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
2.1 Пути рационализации развития депрессивных регионов
2.2 Инвестиционная поддержка депрессивных территорий
2.3 Формы реструктуризации депрессивных регионов
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
3.1 Современное состояние экономики республики Ингушетия
3.2 Государственная поддержка Ингушетии
3.3 Проблемы, связанные с государственной поддержкой республики Ингушетия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Численность     безработных сократится в 1,28 раза, реализация мероприятий Программы позволит   создать до 18 тыс. новых рабочих мест в таких отраслях хозяйственного комплекса, как здравоохранение, образование, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и других. Обеспеченность населения жильем достигнет 18 кв. метров на человека.  Обеспеченность больничными койками увеличится в 1,13 раза и составит 45,5 койки на 10 тыс. человек. Удельный вес   учащихся, занимающихся в 1 смену, достигнет 86 процентов к общему числу учащихся. Физический износ сетей коммунальной инфраструктуры уменьшится в 4,7 раза и составит 14,9 процента. Сбор зерновых увеличится в 1,22 раза и составит 74 тыс. тонн на человека, валовой сбор овощей достигнет 6,3 тыс. тонн на 1 тыс. человек, производство скота и птицы в убойном весе вырастет в 1,25 раза и составит 7 тыс. тонн на 1 тыс. человек. Обеспеченность телефонными аппаратами сети связи общего пользования увеличится в 2 раза и составит 5,8 единицы на 100 человек.
Также в число основных направлений господдержки входят субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам; реализация федеральной целевой программы (ФЦП) "Социальное развитие села до 2012г." и ФЦП по сохранению и восстановлению плодородия почв; поддержка отраслей животноводства и растениеводства.
3.3 Проблемы, связанные с государственной поддержкой республики Ингушетия
Вместе с тем, в республике есть ряд серьезных проблем, не включенных в Программу, в силу ограниченности выделяемых республике средств. Ингушетия не в состоянии самостоятельно справиться с такой задачей, как завершение строительства столицы - города Магас, без которого развитие Ингушетии, как полноценного субъекта Российской Федерации, не представляется возможным.
Строительство города Магаса было начато на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, предусматривающих осуществление финансирования за счет средств федерального бюджета. Для активизации хода строительства столицы руководством республики прилагаются усилия по привлечению внебюджетных инвестиций.
План развития города Магас, подготовленный в соответствии с поручением правительства РФ, представлен в Минрегион России. Но механизм его исполнения не определен, и вопрос по-прежнему остается открытым.
Ключевой задачей для Ингушетии является восстановление природного ландшафта, нарушенного в результате длительной и бессистемной нефтедобычи на территории Малгобекского района. Теперь в регионе регулярно происходят оползни, разрушающие жилые дома и иные сооружения. Из-за оползней сегодня 2293 семьи в Ингушетии нуждаются в безотлагательном отселении из опасной зоны.
Руководство республики предпринимает все возможные меры. В рамках реализации мероприятий ФЦП "Жилище" разработана и утверждена республиканская целевая программа по переселению и обустройству жителей, проживающих в оползневой зоне. За счет средств выделенных по программе в текущем году построено жилье для 632 семей: 500 индивидуальных жилых домов и 4 многоэтажных дома на 132 квартиры. До конца года в республику должны поступить средства федерального бюджета на строительство еще 58 жилых домов. Остается проблема переселения 1603 семей, проживающих в аварийном жилье, для решения которой республике необходимо 6,3 млрд. руб.
Системным фактором, массово воспроизводящим бедность в республике является низкий уровень образования и здравоохранения. Несмотря на все принимаемые руководством республики меры, Ингушетия испытывает нехватку ученических мест - дефицит составляет около 20 тысяч мест. На ближайшие пять лет запланировано строительство 12 школ, а надо еще 28 школ. В условиях высокой дотационности республики решить данную задачу самостоятельно не представляется возможным.
Рассмотрим перечень перспективных инвестиционных проектов в регионе.
Перечень перспективных инвестиционных проектов Республики Ингушетия:
-Строительство завода по производству изделий на основе сборно-монолитного бетона мощностью 50 тыс. куб. м. в год (510,0 млн. руб.);
-Строительство молочного комплекса на 1200 голов дойного стада (711,0 млн. руб.);
-Строительство птицефабрики с замкнутым циклом производства мощностью 200 тыс. голов единовременного содержания кур несушек и 500 тыс. голов цыплят-бройлеров (593,4 млн. руб.);
-Строительство тепличного комплекса мощностью 2000 тонн овощей в год (720,0 млн. руб.);
-Создание кластера инновационных энергоэффективных строительных материалов (5780 млн. руб. );
-Создание кластера промышленно-производственного кластера ООО «Артис» (7184,450 млн. руб.);
-Строительство предприятия по производству швейных изделий на промышленной площадке «Али-Юртовская» (612,0 млн. руб.);
-Строительство завода по производству стеклянной тары в Республике Ингушетия (3169,9 млн. руб.).
- Строительство санатория на базе Ачалукских геотермальных источников на 200 номеров (775,0 млн. руб.).
-Создание вертикально интегрированного холдинга по глубокой переработке ценных пород древесины (1020,0 млн. руб.).
-Строительство многофункционального спорткомплекса в г. Назрань (1985,0 млн. руб.).
Отсутствие инвесторов и есть одна из основных проблем Ингушетии. По данным Минрегиона, в первом квартале этого года в Ингушетии объем инвестиций в основной капитал на душу населения составил 0,8 тыс. руб., что 11,8 раза меньше среднероссийских показателей, а уровень безработицы достиг 20,1% (в среднем по России-1,9%). Согласно разработанному Минрегионразвития проекту госпрограммы по развитию Северного Кавказа до 2020 года, на финансирование Ингушетии предусмотрено 365,44 млрд. руб. из федерального бюджета, но в отличие от других регионов СКФО в Ингушетии частные инвестиции проектом пока не предусмотрены.
Ингушетия является менее привлекательным в инвестиционном плане регионом по сравнению, например, со Ставропольским краем, и чтобы привлечь крупные компании, региону требуется господдержка.
Таким образом, недостатками государственной поддержки в Ингушетии является отсутствие инвестиционной политики, четко прописанных льгот для инвесторов. Государство не в состоянии обеспечить необходимый уровень дотаций на долгий период, сейчас регион дотационен на 90%.
Оценка инвестором инвестиционного климата региона как совокупности инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, сформированных под воздействием инвестиционной политики, определяет инвестиционную привлекательность региона для осуществления инвестирования. От степени инвестиционной привлекательности региональной хозяйственной системы зависит инвестиционная активность, которая выражается в виде объёма поступивших в регион инвестиций. В нашем случае, республика имеет высокий инвестиционный риск и низкий потенциал.
Результативность осуществления инвестиционного процесса формирует эффективность инвестиций, которая определяется как соотношение эффекта (результата) к затраченным инвестиционным ресурсам. Схема инвестиционной среды региона показана на рис.4.


Рисунок 4 – Инвестиционная среда региона

На рисунке 3, инвестиционная привлекательность представлена как результат воздействия инвестиционной политики на инвестиционный климат региона. То есть понятие инвестиционной привлекательности в данном случае будет шире. Схема показывает влияние инвестиционной политики на экономический рост региона и доходы инвестора. В республике Ингушетия инвесторам не выгодно вкладывать средства из-за отсутствия прозрачной инвестиционной политики при неблагоприятных внешних факторах.
Разработка инвестиционной политики на основе оценки потенциала инвестиционной привлекательности представлена на рисунке 5.












Рисунок 5 – Блок-схема формирования инвестиционной политики на основе оценки потенциала инвестиционной привлекательности региона
Данный процесс можно разделить на три основных этапа.
Первый – подготовительный, включает в себя оценку результатов инвестиционной политики за предыдущие периоды. На данном этапе проводится оценка инвестиционного климата региона, формируемого как взаимодействие инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков; объёма и источников инвестиций, а также эффективности инвестиций.
Второй этап – начинается с оценки потенциала инвестиционной привлекательности, изучения его структуры и группировки приоритетных видов экономической деятельности по привлекательности, определяемой с помощью уровня рентабельности проданных товаров. На основе оценки потенциала инвестиционной привлекательности делается вывод о структуре и привлекательности инвестиционного потенциала региона и формируется механизм региональной инвестиционной политики. Применение правовых, прямых, косвенных методов и мер организационного содействия инвестиционной деятельности определяется на основании привлекательности группы, в которую входят виды экономической деятельности.
Третий этап осуществляется с учётом результатов, полученных на двух предыдущих. На данной стадии осуществляется выбор инвестиционной стратегии региона, которая определяет разработку целей, задач и принципов инвестиционной политики. Устанавливается перечень инструментов инвестиционной политики, образующих содержание правовых, прямых, косвенных методов и мер организационного содействия инвестиционной деятельности.
Таким образом, в Ингушетии необходимо создавать возможности для привлечения частного капитала, для этого нужны преференции для инвесторов.
Эти преференции необходимо предоставлять на уровне региона, но с государственной гарантией. Для законодательного их закрепления необходимо принять закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности республики Ингушетия.
Закон должен предусматривать налоговые льготы, налоговые кредиты, субсидии, гарантии. Вид поддержки необходимо увязать с деятельностью по вложению средств. Чем важнее для республики инвестиционный объект, тем больше должно быть льгот.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К депрессивным регионам относятся экономически слаборазвитые субъекты РФ, характерной чертой которых является значительное и устойчивое отставание от других регионов и среднероссийского уровня по основным макроэкономическим показателям: производство валового регионального продукта на душу населения, уровень безработицы, бедности населения, дотационности бюджета.
Региональная политика в федеративном государстве должна быть нацелена на сокращение степени расхождения регионов по уровню социально-экономического развития путём преодоления отставания отдельных субъектов РФ. Это предполагает активное участие и тесное взаимодействие федерального центра с территориальным образованием при разработке и реализации Концепции и Программы преодоления социально-экономической отсталости конкретного субъекта федерации. Концепция должна базироваться на чётких представлениях о причинах депрессивного состояния региона, на оценках собственных возможностей и привлекаемых средств, приоритетах, целях и механизмах их достижения.
Основными формами государственной поддержки регионов являются:
-трансферты, направленные в местные бюджеты из государственного бюджета с целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;
-дополнительные финансовые поддержки депрессивных регионов;
-субсидии (могут быть предоставлены отдельным регионам: для переселения граждан из закрывающихся городов, поселков; для строительства жилья переселенцев.);
-содействие развитию социальной сферы региона.
Республика Ингушетия является дотационным регионом и ее развитие в настоящее время целиком зависит от политики федерального центра. Для восстановления и обеспечения развития данного депрессивного региона предусмотрена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
Программа рассчитана на государственную поддержку территории.
Регион характеризуется низким уровнем промышленного развития, экстремальным инвестиционным риском и низким инвестиционным потенциалом. Это не привлекает потенциальных инвесторов.
Недостатками государственной поддержки в Ингушетии является отсутствие инвестиционной политики, четко прописанных льгот для инвесторов.
В республике есть ряд привлекательных инвестиционных проектов, но при отсутствии инвестиционной политики нечем привлекать инвесторов.
Следовательно, республике нужна инвестиционная политика, которую необходимо разработать.
В Ингушетии необходимо создавать возможности для привлечения частного капитала, для этого нужны преференции для инвесторов.
Эти преференции необходимо предоставлять на уровне региона, но с государственной гарантией. Для законодательного их закрепления необходимо принять закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности республики Ингушетия.
Закон должен предусматривать налоговые льготы, налоговые кредиты, субсидии, гарантии. Вид поддержки необходимо увязать с деятельностью по вложению средств. Чем важнее для республики инвестиционный объект, тем больше должно быть льгот.
В целом, для развития региона необходимо разработать и принять инвестиционную политику и закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
Алалыкина И.Ю.Внешнеэкономические связи депрессивных регионов.Автореферат.-Псков:ПГУ,2010.
Горлов А.В. Методические подходы к оценке потенциала инвестиционной привлекательности региона. Автореферат. - Благовещенск/ БГУ,2009.
Ермошина, Г.П.Региональная экономика: Учебное пособие. - М.:Инфра-М,2009.-576 с.
Клименко М.С.Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности региона// Современные проблемы науки и образования,2008 №1.
Мальсагов А.Х. Финансовое развитие депрессивных регионов.-Краснодар:КубГУ,2010.
Региональная экономика под. ред. В.И.Видяпина. - М.:Инфра-М,2007.-666 с.
Региональная экономика под. ред. Т.Г.Морозовой. - М.:Юнити,2009.-526 с.
Хромушин Е.А.Управление инвестиционной активностью в регионе. Автореферат.- М.: ГОУ ДПО ГАСИС,2008.
Чемезова Е.Ю.Типология групп в решении прикладных задач развития территории.-Новосибирск:НГУ,2011.
ТПП Ингушетии- http://tppri.ru/predprinimatelyam/
6 регион- http://06region.ru/glavnaya/ekonomika/4527?task=view
Раэксперт- http://www.raexpert.ru/database/regions/ingush/
Минрегион- http://www.minregion.ru/state_programs/61.html
Росстат- http://www.gks.ru
Консультант Плюс-www.consultant.ru
Обоснование путей рационализации системы государственного регулирования регионального развития и решения проблем территориальных отставаний-http://www.monographies.ru/58-2368
Брендинг территорий как путь к спасению депрессивных регионов-http://www.kapital-rus.ru/articles/article/143220


Алалыкина И.Ю.Внешнеэкономические связи депрессивных регионов.Автореферат.-Псков:ПГУ,2010.С.17
Алалыкина И.Ю.Внешнеэкономические связи депрессивных регионов.Автореферат.-Псков:ПГУ,2010.С.17
Консультант Плюс-www.consultant.ru

Чемезова Е.Ю.Типология групп в решении прикладных задач развития территории.-Новосибирск:НГУ,2011.С.14

Чемезова Е.Ю.Типология групп в решении прикладных задач развития территории.-Новосибирск:НГУ,2011.С.17

http://www.monographies.ru/58-2368
http://www.kapital-rus.ru/articles/article/143220


Хромушин Е.А.Управление инвестиционной активностью в регионе. Автореферат.- М.: ГОУ ДПО ГАСИС,2008.С.12
Региональная экономика под. ред. В.И.Видяпина. - М.:Инфра-М,2007.С.258
Региональная экономика под. ред. В.И.Видяпина. - М.:Инфра-М,2007.С.258
Клименко М.С.Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности региона// Современные проблемы науки и образования,2008 №1
Клименко М.С.Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности региона// Современные проблемы науки и образования,2008 №1
Клименко М.С.Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности региона// Современные проблемы науки и образования,2008 №1
Мальсагов А.Х. Финансовое развитие депрессивных регионов.-Краснодар:КубГУ,2010.С.10
Мальсагов А.Х. Финансовое развитие депрессивных регионов.-Краснодар:КубГУ,2010.С.11
Раэксперт- http://www.raexpert.ru/database/regions/ingush
Минрегион- http://www.minregion.ru/state_programs/61.html
Минрегион- http://www.minregion.ru/state_programs/61.html
6 регион- http://06region.ru/glavnaya/ekonomika/4527?task=view
6 регион- http://06region.ru/glavnaya/ekonomika/4527?task=view

ТПП Ингушетии- http://tppri.ru/predprinimatelyam/

Горлов А.В. Методические подходы к оценке потенциала инвестиционной привлекательности региона. Автореферат. - Благовещенск/ БГУ,2009.С.19
Горлов А.В. Методические подходы к оценке потенциала инвестиционной привлекательности региона. Автореферат. - Благовещенск/ БГУ,2009.С.20
Горлов А.В. Методические подходы к оценке потенциала инвестиционной привлекательности региона. Автореферат. - Благовещенск/ БГУ,2009.С.21









2



Проблемные

Лидеры-локомотивы

Инерционные

Депрессивные

1 этап. Оценка инвестиционной политики

Оценка инвестиционного климата

Оценка инвестиционного потенциала

Оценка инвестиционных рисков

Объём и источники инвестиций


Эффективность инвестиций

Разработка инвестиционной политики региона

2 этап. Оценка потенциала инвестиционной привлекательности

Разработка форм и методов осуществления инвестиционной политики

Разработка целей, задач и принципов инвестиционной политики

Выбор инвестицион-ной стратегии

Формирование механизма региональной инвестиционной политики

Определение структуры и привлекательности

3 этап

Обоснование стратегических целей повышения
инвестиционной активности

Разработка основных направлений программы
повышения инвестиционной активности

Конкретизация инвестиционных задач
по периодам их решения

Отбор наиболее эффективных инвестиционных
проектов для осуществления в регионе

Разработка мероприятий по формированию
инвестиционных ресурсов

Разработка программы развития в регионе
материально-технической базы строительства
и других элементов инвестиционной инфраструктуры

Прогнозная оценка повышения инвестиционной
активности и её социально-экономической
эффективности

Государственная поддержка депрессивных регионов

Формирование программы на федеральном уровне

Формирование программы на региональном уровне

Согласование программ

Формирование мер инвестиционной поддержки

Формирование мер инвестиционной поддержки

Формирование единой Программы или Стратегии

Согласование программ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2.Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
3.Алалыкина И.Ю.Внешнеэкономические связи депрессивных регионов.Автореферат.-Псков:ПГУ,2010.
4.Горлов А.В. Методические подходы к оценке потенциала инвестиционной привлекательности региона. Автореферат. - Благовещенск/ БГУ,2009.
5.Ермошина, Г.П.Региональная экономика: Учебное пособие. - М.:Инфра-М,2009.-576 с.
6.Клименко М.С.Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности региона// Современные проблемы науки и образования,2008 №1.
7.Мальсагов А.Х. Финансовое развитие депрессивных регионов.-Краснодар:КубГУ,2010.
8.Региональная экономика под. ред. В.И.Видяпина. - М.:Инфра-М,2007.-666 с.
9.Региональная экономика под. ред. Т.Г.Морозовой. - М.:Юнити,2009.-526 с.
10.Хромушин Е.А.Управление инвестиционной активностью в регионе. Автореферат.- М.: ГОУ ДПО ГАСИС,2008.
11.Чемезова Е.Ю.Типология групп в решении прикладных задач развития территории.-Новосибирск:НГУ,2011.
12.ТПП Ингушетии- http://tppri.ru/predprinimatelyam/
13. регион- http://06region.ru/glavnaya/ekonomika/4527?task=view
14.Раэксперт- http://www.raexpert.ru/database/regions/ingush/
15.Минрегион- http://www.minregion.ru/state_programs/61.html
16.Росстат- http://www.gks.ru
17.Консультант Плюс-www.consultant.ru
18.Обоснование путей рационализации системы государственного регулирования регионального развития и решения проблем территориальных отставаний-http://www.monographies.ru/58-2368
19.Брендинг территорий как путь к спасению депрессивных регионов-http://www.kapital-rus.ru/articles/article/143220


У нас вы можете заказать