Представления о происхождении человека в науке и философии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Антропология
  • 1818 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 19.10.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Научно – философские теории о происхождении человека
1.1.Философско – теологические воззрения на происхождение человека
1.2. Зарождение эволюционной теории и роль философии в ее развитии
2. Научные теории происхождения человека и осмысление их в философии
2.1. Эволюционная теория Ч. Дарвина
2.2. Современные научно – философские теории о происхождении человека
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Значительное влияние на этот процесс так же оказывают и специфические философские течения, основанных на мистике и вере в существования неземного разума.
Одной из распространенных теорий происхождения человека является теория, имеющая непосредственную связь с эволюционной, но в качестве влияния на процесс изменчивости представляющая не традиционный эволюционный процесс, а действие радиоактивных элементов. Сторонники данной теории предполагают, что человек – мутант, предки которого проживая непосредственно вблизи разломов радиоактивных месторождений, подверглись значительному облучению, которое привело их к состоянию человека современного вида.
Майкл Кремо - археолог из Лос-Анджелеса, автор скандального труда «Запрещенная археология», опровергает теорию Дарвина о происхождении человека от приматов и утверждает, что люди живут на Земле уже чуть ли не 500 млн. лет! По его мнению археологические данные опровергают теорию Дарвина, доказывая, что человек современного вида появился на земле уже около 6 млн. лет назад, а не 100000, как это принято считать. Сомнения у археолога породили еще изучения древних Вед (он является приверженцем индийской философии). М. Кремо считает, что человек не эволюционировал. Все существующие и существовавшие виды, включая человека современного вида, сотворил Высший Разум.
Весьма популярными считаются многочисленные теории о космическом происхождении человека, так же имеющие в своей основе философские и философско – религиозные труды.
Условно эти теории возможно подразделить на два типа: человек – потомок пришельцев и человек – результат эксперимента пришельцев.
Не желая осознавать, что человек имеет своим прямым сородичем приматов либо просто сомневаясь в обоснованности эволюционной теории часть населения планеты Земля ищет ответ на вопрос «Откуда же мы все – таки произошли?» в глубинах космоса.
Теория о том, что человек является потомком пришельцев из космоса зародилась на основе всем известного мифа об Атлантиде, описанной Платоном. Сторонники данной теории считают, что Атлантида не что иное как государство построенной на Земле космическими путешественниками, решившими колонизировать Землю, но в результате техногенной катастрофы пришедшее к упадку. Атланты в результате этой катастрофы утратили все свои высокоразвитые технологии и вынуждены были начать развитие заново.
Некоторые теории не ставят краеугольным камнем Атлантиду, предполагая, что наши далекие предки просто могли потерпеть крушение и навечно остаться на Земле.
Весьма фантастической, но так же принятой в определенных кругах, является теория о космическом эксперименте, которая предполагает, что человек – это результат генной инженерии пришельцев, которые целенаправленно заселили Землю разумными существами. Какие именно цели имели пришельцы заселяя Землю мнения расходятся, но сторонники этой теории уверены, что эксперимент все еще продолжается и человек постоянно усовершенствуется, у него появляются сверхспособности.
Таким образом, эволюционная теория Ч. Дарвина не является точкой ни в научных теориях о происхождении человека, ни в философии. На современном этапе человек делает новые научные открытия, которые ведет к переосмыслению существующих научных теорий и появлению новых философских воззрений.

Заключение

Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее актуальных и спорных в современной науке. Многие научные отрасли так или иначе затрагивали этот вопрос. Особенно тщательному изучению вопрос о происхождении человека подвергается в науках, так или иначе ставящих теорию антропоцентризма в свою основу. В первую очередь, это такие науки как антропология и философия.
Воззрения антропологов и философов, как правило весьма сходны между собой и стекают от научных форм знания. Большинство философов придерживается научной точки зрения о происхождении человека, тогда как антропология основывается в своих теориях исключительно на научных доказательствах.
Философы древности выдвигали две важнейшие идеи: единства и развития живой природы. В средние века идея об изменчивости природы была отвергнута, сменившись идеей о постоянстве.
Во второй половине XIX века большинство ученых и философов уже придерживалось воззрения о том, что человек – продукт биологической эволюции. В связи с этим философы переключились в основном на рассмотрении духовной сущности человека, хотя и раньше этот вопрос интересовал их намного больше, чем происхождение его биологической оболочки. Философия больше внимания начинает отводить вопросам, связанным с отличительными особенностями человека от мира животных.
Первую цельную гипотезу естественного происхождения человека, в общих чертах совпадающую с современными представлениями об эволюции человека, предложил Ж. Б. Ламарк в «Философии зоологии» (1809). Основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграли работы Ч. Дарвина. В книге «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859) не затрагивается вопрос о происхождении человека, однако становится очевидным, что и для человека характерны законы развития, лежащие в основе эволюции всего животного мира.
Свои взгляды на проблему происхождения человека Ч. Дарвин изложил в специальном труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), где на многочисленных фактах доказал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами и попытался научно объяснить движущие силы антропогенеза, исходя из теории отбора. Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и т.д.
Становление человека как биологического вида происходило в несколько этапов: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп). В настоящее время ученые все еще не имеют возможности, в связи с отсутствием точных данных, выстроить точную цепочку эволюции человека и выяснить, какие факторы влияли на процесс изменчивости.
В связи с ускоряющимися темпами развития современных научных знаний эволюционная теория все меньше удовлетворяет ученых, в первую очередь потому, что оставляет много невыясненных противоречий и несоответствий. Значительное влияние на этот процесс так же оказывают и специфические философские течения, основанных на мистике и вере в существования неземного разума.
Таким образом, эволюционная теория Ч. Дарвина не является точкой ни в научных теориях о происхождении человека, ни в философии. На современном этапе человек делает новые научные открытия, которые ведет к переосмыслению существующих научных теорий и появлению новых философских воззрений.

Список литературы
Барулин В.С. Социально – философская антропология. – М., 1994.
Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. – М., 2003.
Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М., 1984.
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – Спб., 1998.
Степин В.С. Философская антропология и философские науки. – М.. 1992.



Барулин В.С. Социально – философская антропология. – М., 1994. с. 56.
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологи. – Спб., 1998. с. 47.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – м.. 1992. с. 92.
Там же. С. 105.
Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. – М.. 2003. с. 147.
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологи. – Спб., 1998. с. 141.

Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М.. 1984. с. 87.
Там же. С. 134.




2

Список литературы
1.Барулин В.С. Социально – философская антропология. – М., 1994.
2.Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. – М., 2003.
3.Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М., 1984.
4.Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – Спб., 1998.
5.Степин В.С. Философская антропология и философские науки. – М.. 1992.

Вопрос-ответ:

Какие существуют научно-философские теории о происхождении человека?

Существуют различные научно-философские теории о происхождении человека, такие как философско-теологические воззрения и эволюционная теория Ч. Дарвина.

Что такое философско-теологические воззрения на происхождение человека?

Философско-теологические воззрения на происхождение человека предполагают, что человек был создан Богом или другим высшим разумным существом.

Какая роль философии в развитии эволюционной теории?

Философия играет важную роль в развитии эволюционной теории, так как помогает осмыслить и интерпретировать научные данные и рассмотреть теологические и мировоззренческие аспекты этой теории.

Какую роль в процессе осмысления научных теорий происхождения человека играют философия и наука?

Философия и наука совместно помогают осмыслить научные теории происхождения человека, подходить к этой проблеме с разных точек зрения и найти объяснение, учитывающее как физические, так и метафизические аспекты.

Какие еще современные научно-философские теории о происхождении человека известны?

В настоящее время существуют различные научно-философские теории о происхождении человека, такие как теория симбиогенеза и теория панспермии.

Какие представления существуют о происхождении человека в науке и философии?

В науке и философии существуют различные теории о происхождении человека. Научные теории включают эволюционную теорию Чарльза Дарвина и современные научно-философские теории.

Какие философско-теологические воззрения существуют на происхождение человека?

Среди философско-теологических воззрений на происхождение человека могут быть представлены созданистская и телеологическая концепции.

Какое влияние на развитие эволюционной теории оказала философия?

Философия сыграла важную роль в развитии эволюционной теории. Многие философы, такие как Жан-Батист Ламарк и Томас Гексли, внесли значительный вклад в формулировку основных принципов эволюции.

Какие научные теории происхождения человека осмыслила философия?

Философия осмыслила такие научные теории происхождения человека, как эволюционная теория Чарльза Дарвина и современные научно-философские теории, включающие молекулярно-генетический, антропологический и социокультурный подходы.

Каким образом философия влияет на процесс формирования представлений о происхождении человека?

Философия влияет на процесс формирования представлений о происхождении человека, предлагая различные философские концепции и интерпретации научных данных. Она помогает анализировать и осмысливать научные теории и их значения для понимания нашего происхождения и места в мире.