Вам нужна курсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности героя романа Ремарка (по выбору) - Роберт из "Трёх товарищей"

  • 30 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 09.10.2008
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Оценки романа «Три товарища» в литературной критике прошлого и настоящего
Исторические условия, в которых создавался роман «Три товарища», и сюжет романа
Роман «Три товарища» глазами «прозападного» литературоведения
Т.С. Николаева: Ремарк как писатель-антифашист
Другие критические точки зрения на роман
«Три товарища» Ремарка
Роберт и алкоголь
Отсутствие социального фона в романе
Влияния стиля Э. Хемингуэя
«Пассивность» героев
«Общие места» в критической оценке «Трех товарищей»
Автобиографичность романа и главного героя
«Три товарища» как истинный образец ремарковского стиля
«Три товарища» как завершающая часть трилогии о первой мировой войне
Изображение Патриции Хольман
Роберт Локамп как центральный персонаж романа «Три товарища»
Тридцатилетие главного героя
Мировоззрение Роберта Локампа
Роберт и чувство товарищества
Роберт и любовь
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Мировоззрение Роберта Локампа
«Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником – когда видишь, что делает из нее большинство людей», – говорил один из героев романа, Фердинанд Грау. То же можно сказать и в отношении центрального персонажа – Роберта Локампа.
Сосед Роберта по меблированным комнатам, Хассе, которому жена каждый день устраивает сцены, завидует одиночеству Роберта. Для него Роберт все равно, что сверхчеловек, ведь «кто одинок, тот не будет покинут». Но Роберт знает, что это тоже горькая жизненная философия: «Когда торчишь целыми днями, как сыч, тоже, знаете ли, не сахар».
Проститутка Роза, одна из знакомых Робби, восхищаясь его восприимчивостью и знанием дела, говорит, что из него выйдет хороший отец: «Ты-то знаешь толк в подобных вещах, Роберт. Будешь когда-нибудь хорошим отцом». На что получает ответ: «Как же, как же». Роберт не берется заглядывать в столь далекое будущее, война отучила его строить далеко идущие планы.
Военная мерка является для него универсальным критерием оценки происходящего. Когда в доме, где он квартирует, спрашивают его мнение относительно необычности ребенка, то он отвечает: «Несчастный червячок, знал бы он, что ему предстоит. На какую войну он поспеет – вот что интересно». За такой ответ его называют «чурбаном», но современный читатель может судить о том, что дети, родившиеся в то время, могли воевать на второй мировой войне.
Роберт и чувство товарищества
Мы согласны с тем, что героев романа объединяет крепкое чувство товарищества. Они далеко не равнодушны к подлости, жестокости, всегда помнят, что есть страдание, несчастье. Социальные симпатии друзей совершенно очевидны: они сочувствуют труженику, маленькому человеку, кто бы он ни был, ненавидят мещанство, богатых, торговцев, политических демагогов. Их дружба – нечто большее, чем просто фронтовое товарищество.
Роберт и любовь
На наш взгляд, любовь – это самая действенная сила, которая способна проявить себя в любых социально-политических условиях. Развитие сюжетной линии романа – наглядное тому подтверждение.
На протяжении всего романа мы видим, как в сердце главного героя развивается и крепнет любовь. В начале романа Роберт не способен любить, он не хочет этого делать, он боится подпускать к себе кого бы то ни было на близкое расстояние («Только не принимать ничего слишком близко к сердцу… Ведь то, что принимаешь слишком близко к сердцу, хочется удержать, а удержать ничего нельзя…»). Вот что он говорит о первом впечатлении, произведенном на него Пат: «На мой вкус, она была очень хороша, однако дальше этого мои мысли не шли». Даже начало ухаживания за Патрицией выходит у Робби как-то от «нечего делать», надо было чем-то занять воскресный вечер.
Его друзья искренне удивляются такому поведению Роберта, по их мнению, он был просто обязан начать ухаживать за девушкой, отбросив в сторону все остальное. «Женщина – это вам не металлическая мебель; она – цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее», – говорит «последний романтик» Готфрид Ленц, призывая Роберта быть не таких скучным.
Но любовь постепенно развивается, все более и более захватывая души Патриции и Роберта. Однако Роберт любит не так, как любят остальные, он любит по-своему: «…я любил ее, потому что она не прислонилась ко мне и не взяла мою руку, она не только не смотрела на меня, но, казалось, даже и не думала обо мне, просто забыла. Мне всегда было противно, когда смешивали разные вещи, я ненавидел это телячье тяготение друг к другу, когда вокруг властно утверждалась красота и мощь великого произведения искусства, я ненавидел маслянистые расплывчатые взгляды влюбленных, эти туповато-блаженные прижимания, это непристойное баранье счастье, которое никогда не может выйти за собственные пределы, я ненавидел эту болтовню о слиянии воедино влюбленных душ, ибо считал, что в любви нельзя до конца слиться друг с другом и надо возможно чаще разлучаться, чтобы ценить новые встречи».
Он отвык от нежностей на войне, поэтому не может терпеть их и в мирной жизни. Слова не главное для него, смысл заключается совсем в другом: «Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов».
Хрупкая и страдающая неизлечимой болезнью Патриция, оказалась окружена заботой, теплом и нежностью. Искренняя и естественная, лишенная всякой игры любовь, выводит Роберта и Пат из состояния душевного оцепенения. Им приходиться противостоять не только смертельному заболеванию, но суете и безысходности окружающего мира. «Ты подумай, ведь умереть я все равно должна была бы. А теперь я благодарна, что у меня был ты. Ведь я могла быть и одинокой и несчастной. Тогда я умирала бы охотно. Теперь мне труднее. Но зато я полна любовью, как пчела медом, когда она вечером возвращается в улей», – говорит ему перед смертью Пат.
* * *
Итак, мы рассмотрели мировоззрение главного героя в начале романа и его существенное преображение любовью к концу романа. Однако смерть возлюбленной Роберта свидетельствует о недостижимости идеала и о крахе призрачных иллюзий светлого будущего.
Заключение
Самобытный художник-реалист Э.М. Ремарк в своем раннем творчестве был привержен к постоянному кругу проблем, тем и конфликтов, более или менее постоянному типу героя. Важнейшим художественным объектом изображения явился человек в античеловеческих условиях мировых войн и германского фашизма.
Герой романов духовно мужал вместе с автором. В первых трех широко известных романах «На Западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища» витает дух людей «потерянного поколения». Ремарк создает образ маленького простого человека, юного солдата или уже бывшего участника первой мировой войны, честного и мужественного, постигшего на передовой все ужасы военного времени и неспособному вернуться в мирную жизнь.
Такому типу героя сопутствуют, как правило, одиночество и отчаяние, ему свойственны неумение присоединиться к мировым общественным силам, неспособность понять и оценить их значение.
Герои романа Ремарка «Три товарища» – довольно четко очерченные характеры, наделенные индивидуальностью в степени гораздо большей, чем персонажи прежних книг Ремарка. В этом смысле «Три товарища» – часть цикла, цикла о современнике Ремарка, простом немце двадцатого столетия, который в одиночку шатается утвердиться в трещащем по всем швам западном мире.
Именно к такому типу героя принадлежит центральный персонаж романа «Три товарища» – Роберт Локамп. Пройдя огонь, воду и медные трубы, он не способен приспособиться к мирной жизни, не способен принять ее правила, не способен строит перспективы на будущее.
Все перечисленное выше сообщает книгам и героям художника черты известного сходства: в карандаше они набросаны по единой схеме, хотя по-разному выполнены в красках. Они одновременно и крайне субъективная исповедь и объективная летопись.
С одной стороны, Ремарк несет в свои романы бесконечно много от самого себя: его главный герой, в том числе и Роберт Локамп, одного с автором возраста, факты их биографии порой совпадают полностью; «автобиографичность сказывается даже в композиции, ибо повествование ведется в форме дневника, распадается на отдельные, хронологически следующие друг за другом эпизоды.
С другой стороны Ремарк целиком скрывается за своими героями, выступающими в первую очередь не как индивиды, а как представители поколения, обрисовывая их лишь в общих чертах и выставляя напоказ лишь их аморфную оболочку, в которую может поместить себя читатель.
В этом сила и слабость ремарковского творчества тех лет. Ему присуща лирическая взволнованность и суровая, скупая искренность свидетельских показаний, высокая сюжетная напряженность, но оно вроде бы упорно не желает подняться над кругозором своего героя-одиночки во многом из-за того, что у главного героя его романа сломлен внутренний стержень, побуждающий его действовать и развиваться.
В то же время, общегуманистическая позиция Ремарка обуславливает устойчивое специфическое качество его центральных героев: при всем их мужественном благородстве и желании действовать во имя добра они остаются одинокими. Не только в образе Роберта Локампа, но и в образе Готфрида Ленца, «последнего романтика», писатель не поднимается до уровня общественной борьбы, его гуманистическое товарищество трех людей в конечном счете распадается под натиском внешних обстоятельств.
* * *
Таким образом, роман «Три товарища» через образы главных героев был еще тесно связан с переживаниями событий 1914-1918 годов, передавал настроения участников этих событий.
Однако уже чувствовалось стремление художника выйти за пределы основной темы ранних произведений, расширить круг изображаемых явлений, дать более адекватное изображение современного ему общественного строя и вывести на арену новый тип главного героя.
Список литературы
Rudolf H. Helden in der Krise Zu Erich Maria Remarques Emigrationsromanen. / Arbeiten zur deutschen Philologie. Debrecen, 1966, № 2, S. 85.
Weißkopf F.C. Literarische Streifzüge. Berlin. 1956, S. 57.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989.
Затонский Д. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев, 1961.
Зверев А. Духовная биография века // Вопросы литературы, 1976, № 12
История немецкой литературы. Т.5. М., 1979.
История немецкой литературы: Учеб пособие. М., 2007.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов, 1983.
Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Возвращение. М., 1988.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989.
Сучков Б. Антифашистская сатира Ремарка («Черный обелиск») // В кн.: Сучков Б. Лики времени. М., 1976, Т. 2;
Сучков Б. Предисловие. В кн.: Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. М., 1959;
Фрадкин И.Э. Ремарк и споры о нем // Вопросы литературы, 1963, № 1.
Фрадкин И.Э. М. Ремарк и его посмертный роман. // Ремарк Э. М. Тени в раю. М., 1972.
См.: Сучков Б. Книга, которая судит («Время жить и время умирать»); Он же. Антифашистская сатира Ремарка («Черный обелиск»). – В кн.: Сучков Б. Лики времени. М., 1976, Т. 2; Он же. Предисловие. – В кн.: Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. М., 1959; Фрадкин И. Э. М. Ремарк и его посмертный роман. – В кн.: Ремарк Э. М. Тени в раю. М., 1972; Он же. Ремарк и споры о нем // Вопр лит-ры, 1963, №1; 3атонский Д. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев, 1961.
Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Возвращение. М., 1988. С. 220.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 13.
История немецкой литературы: Учеб пособие. М., 2007. С. 304.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 3.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 3.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 4.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 5.
Там же.
Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 6.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов, 1983. С. 22.
Зверев А. Духовная биография века // Вопросы литературы, 1976, № 12, С. 172.
Weißkopf F.C. Literarische Streifzüge. Berlin. 1956, S. 57.
Dneprow W. Vomkritischen Gegenwartsrealismus., S. 154-155.
Weißkopf F.C. Literarische Streifzüge. Berlin. 1956, S. 57.
Затонский Д. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев, 1961. С 36-60.
Rudolf H. Helden in der Krise Zu Erich Maria Remarques Emigrationsromanen. / Arbeiten zur deutschen Philologie. Debrecen, 1966, № 2, S. 85.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 13.
История немецкой литературы. Т.5. М., 1979. С. 203.
История немецкой литературы. Т.5. М., 1979. С. 203.
История немецкой литературы: Учеб пособие. М., 2007. С. 305.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 38
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 13.
Там же. С. 14.
Там же.. С. 167.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 53.
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 25
Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989. С. 21.












2

1.Rudolf H. Helden in der Krise Zu Erich Maria Remarques Emigrationsromanen. / Arbeiten zur deutschen Philologie. Debrecen, 1966, № 2, S. 85.
2.Wei?kopf F.C. Literarische Streifzuge. Berlin. 1956, S. 57.
3.Битов А. Как читали Ремарка тридцать лет назад // Предисловие в кн.: Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989.
4.Затонский Д. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе. Киев, 1961.
5.Зверев А. Духовная биография века // Вопросы литературы, 1976, № 12
6.История немецкой литературы. Т.5. М., 1979.
7.История немецкой литературы: Учеб пособие. М., 2007.
8.Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов, 1983.
9.Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Возвращение. М., 1988.
10.Ремарк Э.-М. Три товарища. М., 1989.
11.Сучков Б. Антифашистская сатира Ремарка («Черный обелиск») // В кн.: Сучков Б. Лики времени. М., 1976, Т. 2;
12.Сучков Б. Предисловие. В кн.: Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. М., 1959;
13.Фрадкин И.Э. Ремарк и споры о нем // Вопросы литературы, 1963, № 1.
14.Фрадкин И.Э. М. Ремарк и его посмертный роман. // Ремарк Э. М. Тени в раю. М., 1972.

Узнать стоимость работы