Особенности пространства безопасности северной части России, влияющих на безопасность Региона.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 3535 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 01.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
Глава 1. Экономические аспекты безопасности северной части России
1.1 Особенности северной части России
1.2 Российско-норвежские споры
1.3 Российско-финские отношения и их влияние на экономическую безопасность России
Глава 2. Военно-политические аспекты безопасности северной части России
2.1 Безопасность северной части России и роль НАТО
2.2 Перспективы обеспечения национальной безопасности России в северных регионах
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

По мнению бывшего начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака, ныне первого заместителя полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, «Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во что бы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике».
Однако норвежцы утверждают, что эта станция построена для исследования атмосферных явлений аномального характера.
В целом многие средства массовой информации склонны преувеличивать соперничество России и НАТО, несмотря на то, что взаимоотношения данной организации и нашей страны все более активизируется и улучшается. Поэтому видится не очень правильным поддерживать негативные и зачастую «агрессивные» позиции СМИ и некоторых официальных лиц относительно треугольника Россия – Норвегия – НАТО.

2.2 Перспективы обеспечения национальной безопасности России в северных регионах

Обеспечение национальной безопасности является одной из основополагающих задач государственной власти. В России данное положение закреплено в Концепции национальной безопасности РФ.
«Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями».
Относительно военных аспектов безопасности России, в Концепции также говорится:
«Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону».
«В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации».
Северные регионы в силу их высокого потенциала, что было отмечено в первой главе, являются одним из объектов обеспечения национальной безопасности России.
Районы Севера очень важны для обеспечения обороноспособности российского государства, в том числе это касается морского, воздушного и космического пространств.
В северной части России сконцентрирована значительная часть вооруженных сил страны, в том числе Северный флот и значительная часть Тихоокеанского флота. Защита северных границ осуществляется также и органами Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В северных районах России находятся специализированные оборонные объекты, пограничные заставы, полярные гидрометеорологические службы и посты, научные станции и экспедиции.
Еще одним фактором оборонного значения Севера для России является полный доступ через арктические моря в Мировой океан, что важно в том числе и с точки зрения возможностей подводных сил страны.
Таким образом, Россия исходит из необходимости защиты своих северных государственных границ. Проблемой здесь остается неурегулированность вопросов разделения арктического шельфа.
Большую озабоченность у российских властей вызывает повышенный интерес со стороны «третьих» стран, а именно государств, которые не имеют выход в Северный Ледовитый океан, но заинтересованы в участии его разработки. Поэтому в средствах массовой информации можно встретить сообщения о научно-исследовательских работах, проводимых этими так называемыми «третьими» странами. Среди них – Германия, Япония, Великобритания и др.
Иностранные исследовательские центры распределили между собой по зонам интересов ряд российских территорий. Например, изучением Баренцева и Карского морей занимается Норвежский полярный институт, моря Лаптевых и Республики Саха (Якутия) – институт морской геологии и Институт им. А. Вегенера (Германия), Северного Ледовитого океана – Полярный институт им. Скотта (Великобритания), Дальнего Востока – Полярный научный центр Вашингтонского университета (США) и Судовой фонд (Япония). Зачастую в некоторых исследованиях данных организаций можно найти упоминания о возможностях ослабления позиций России на Севере (в частности, объявление некоторых регионов заповедными и запрет на их территории осуществлять любую промышленную и хозяйственную деятельность). Несомненно, это является вызовом российской национальной безопасности.
Для России важно в целях обеспечения своей национальной безопасности поддерживать статус Северного морского пути (СМП), который представляет собой наиболее короткий путь между Дальним Востоком и Европейской частью России по морям Северного Ледовитого океана - Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово (5600 км). СМП обеспечивает порты Арктики и реки Сибири.
Со стороны Норвегии были выдвинуты предложения о придании СМП международного статуса.
Сегодня перевозки по Северному морскому пути сократились более чем в четыре раза, однако это не ослабляет его значение для России. Поэтому правительству страны необходимо уделить более пристальное внимание его развитию, в том числе за счет модернизации флота и портов.
Для отстаивания интересов своих северных регионов России необходимо более активно участвовать в работе международных структур и отстаивать свои права, опираясь на акты международного права.
В целом, несмотря на целый ряд проблем в сфере безопасности в северных районах России, данная территория не несет угрозы безопасности всему арктическому региону. В отличие от других регионов мира, Арктика является наиболее благополучной территорией. Наибольшее значение здесь играет поиск путей решения разногласий в национальных интересах государств региона – России, США, Норвегии, Дании и Канады.

Заключение

Особенности пространства безопасности арктического региона сосредоточены в настоящее время в двух направлениях – экономическом и военно-политическом. Оба эти аспекта являются актуальными для России на современном этапе, что таковым останется и в долгосрочной перспективе.
Арктика представляет большой интерес с точки зрения своих запасов природных ресурсов (особенно нефти и природного газа) не только для России, но и для еще четырех государств – США, Норвегии, Дании и Канады. Наиболее крупные разногласия касаются разделения юрисдикции на континентальный шельф Северного Ледовитого океана.
Особенно сильны споры России с Норвегией. Так, для российско-норвежских отношений наиболее сложным является вопрос вокруг островов Шпицберген, в частности рыболовные зоны и совместное использование природных ресурсов (особенно нефтяных и газовых месторождений).
Споры относительно зон рыболовства вокруг Шпицбергена связаны, прежде всего, с делимитацией морской границы. Все это привело к появлению спорной зоны, где на данный момент введен мораторий на разведку и добычу минеральных и не только ресурсов. Как уже отмечалось, Россия придерживается секторного принципа раздела акватории, она настаивает, чтобы граница проходила по линии долготы от сухопутной границы до Северного полюса.
Позиция Норвегии отличается от российской. С ее точки зрения, делимитация морской границы должна проходить по линии, которая проходит на равном расстоянии от восточных островов архипелага Шпицберген и островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, находящихся во владении России.
Сложности также усугубляются разным толкованием России и Норвегии Парижского договора 1920 года, который предусматривает равные права для всех государств-участников договора на ведение хозяйственной деятельности на островах архипелага и в территориальных водах. Однако Норвегия настаивает, что территориальные воды находятся под ее суверенитетом, поэтому она может вводить мораторий.
США, Дания и Канада имеют также свой интерес, однако они не поддерживают секторальный подход, так как США, в частности, в данном случае могут рассчитывать не более чем на 10%. Дания и Канада настаивают на методе «средней линии».
Для России наиболее приемлемым является именно секторальный метод, так как в этом случае она может максимально рассчитывать на защиту своих стратегических интересов безопасности.
В случае с Финляндией для России возникает опасность ее экономической безопасности и связана она с истощением российских природных ресурсов, а именно леса. Финны ежегодно экспортируют большие объемы лесоматериалов и продуктов из них.
В военно-политическом плане на первое место выходят разногласия с США и НАТО, которые стремятся максимально контролировать столь перспективный регион, что, без сомнения, вызывает озабоченность российских властей.
Список использованных источников и литературы

Баренцево море снова пытаются разделить // URL: http://www.murman.ru/themes/barentc-strana.shtml
Военный ледокол США выходит в Северный Ледовитый океан // URL: http://www.newsru.com/world/06aug2007/ledokol.html
Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на открытии выставки «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы» (Осло, 2 июня 2004 года) // URL: http://www.mid.ru
Гундаров В. Шпицберген в тумане // Красная звезда. 2002. 6 февраля.
Дерябина Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 45-47.
Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. №29 от 13 августа.
Кононенко Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=287677&soch=1
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.iss.niiit.ru/doktrins/doktr01.htm
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http:www.mid.ru
О переговорах председателя правительства Российской Федерации М. Фрадкова с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом // URL: http://www.mid.ru
Посольство Республики Финляндия в Российской Федерации // URL: http://www.finemb-moscow.fi/ru/
Прохоров П. Арктическая сага – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2478
Россия и Норвегия полны решимости поделить ресурсы Баренцева моря // Правда. 2006. 29 марта.
Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Обзор экономической информации по материалам финских СМИ. Бюллетень №3 (обзор за февраль 2006 г.) // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1564
Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Справка о состоянии российско-финляндской торговли в январе-декабре 2005 года // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1567
Экономика Финляндии или бизнес по-фински - 2006 // URL: http://norse.ru/society/suomi/business.html
Haga Å. Norway and Russia - a northern connection // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/bondevikI/ud/taler/032005-090009/dok-bn.ht
Petersen J. Norwegian Policy in the High North // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/ud/2005/taler/032171-090387/dok-bn.html


Кононенко Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=287677&soch=1
Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. №29 от 13 августа.
Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на открытии выставки «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы» (Осло, 2 июня 2004 года) // URL: http://www.mid.ru
Haga Å. Norway and Russia - a northern connection // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/bondevikI/ud/taler/032005-090009/dok-bn.ht
Гундаров В. Шпицберген в тумане // Красная звезда. 2002. 6 февраля.
Там же.
Прохоров П. Арктическая сага I – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2476
Там же.
Прохоров П. Арктическая сага I – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2476
Там же.

Прохоров П. Арктическая сага I – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2476
Гундаров В. Шпицберген в тумане // Красная звезда. 2002. 6 февраля.
Там же.
Прохоров П. Арктическая сага II – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2478
О переговорах председателя правительства Российской Федерации М. Фрадкова с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом // URL: http://www.mid.ru
Там же.
Россия и Норвегия полны решимости поделить ресурсы Баренцева моря // Правда. 2006. 29 марта.
Прохоров П. Арктическая сага II – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2478
Petersen J. Norwegian Policy in the High North // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/ud/2005/taler/032171-090387/dok-bn.html
Посольство Республики Финляндия в Российской Федерации // URL: http://www.finemb-moscow.fi/ru/
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http:www.mid.ru
Там же.
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http:www.mid.ru
Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Обзор экономической информации по материалам финских СМИ. Бюллетень №3 (обзор за февраль 2006 г.) // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1564
Экономика Финляндии или бизнес по-фински - 2006 // URL: http://norse.ru/society/suomi/business.html
Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Справка о состоянии российско-финляндской торговли в январе-декабре 2005 года // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1567
Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http:www.mid.ru
Военный ледокол США выходит в Северный Ледовитый океан // URL: http://www.newsru.com/world/06aug2007/ledokol.html
Дерябин Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 45.
Дерябин Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 45.
Баренцево море снова пытаются разделить // URL: http://www.murman.ru/themes/barentc-strana.shtml
Дерябина Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 47.
Дерябина Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 47.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.iss.niiit.ru/doktrins/doktr01.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.iss.niiit.ru/doktrins/doktr01.htm




2

Список использованных источников и литературы

1.Баренцево море снова пытаются разделить // URL: http://www.murman.ru/themes/barentc-strana.shtml
2.Военный ледокол США выходит в Северный Ледовитый океан // URL: http://www.newsru.com/world/06aug2007/ledokol.html
3.Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на открытии выставки «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы» (Осло, 2 июня 2004 года) // URL: http://www.mid.ru
4.Гундаров В. Шпицберген в тумане // Красная звезда. 2002. 6 февраля.
5.Дерябина Ю.С. Все ли так спокойно на Севере Европы? Современная Европа. 2003. № 4. С. 45-47.
6.Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. №29 от 13 августа.
7.Кононенко Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=287677&soch=1
8.Концепция национальной безопасности Российской Федерации // URL: http://www.iss.niiit.ru/doktrins/doktr01.htm
9.Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http:www.mid.ru
10.О переговорах председателя правительства Российской Федерации М. Фрадкова с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом // URL: http://www.mid.ru
11.Посольство Республики Финляндия в Российской Федерации // URL: http://www.finemb-moscow.fi/ru/
12.Прохоров П. Арктическая сага – «Делимитация морской границы» // URL: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2478
13.Россия и Норвегия полны решимости поделить ресурсы Баренцева моря // Правда. 2006. 29 марта.
14.Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Обзор экономической информации по материалам финских СМИ. Бюллетень №3 (обзор за февраль 2006 г.) // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1564
15.Торговое Представительство Российской Федерации в Финляндии. Справка о состоянии российско-финляндской торговли в январе-декабре 2005 года // URL: http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=1567
16.Экономика Финляндии или бизнес по-фински - 2006 // URL: http://norse.ru/society/suomi/business.html
17.Haga A. Norway and Russia - a northern connection // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/bondevikI/ud/taler/032005-090009/dok-bn.ht
18.Petersen J. Norwegian Policy in the High North // URL: http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/ud/2005/taler/032171-090387/dok-bn.html

Вопрос-ответ:

Какие экономические аспекты влияют на безопасность северной части России?

Экономическая безопасность северной части России зависит от различных факторов. Важными особенностями этого региона являются его природные ресурсы, такие как нефть, газ и рыба. Эти ресурсы играют ключевую роль в экономике региона и влияют на его безопасность. Также важными аспектами являются экономические отношения с соседними странами, такими как Норвегия и Финляндия, а также проблемы российско-норвежских споров и их влияние на безопасность.

Какие особенности северной части России влияют на ее безопасность?

Северная часть России имеет ряд особенностей, которые влияют на ее безопасность. Во-первых, это географическое положение - регион расположен в непосредственной близости от Северного Ледовитого океана, что делает его уязвимым для климатических изменений и потенциальных экологических катастроф. Во-вторых, северная часть России богата природными ресурсами, такими как нефть, газ и рыба, что делает ее объектом интереса для других стран. Также регион имеет территориальные споры с соседними странами, такими как Норвегия, что влияет на его безопасность.

Какие российско-норвежские споры влияют на безопасность северной части России?

Российско-норвежские споры о территориальном разделе в Баренцевом море влияют на безопасность северной части России. Эти споры связаны с определением морских границ и правами на добычу природных ресурсов. Несогласие по этим вопросам может привести к напряженности и конфликтам между двумя странами. Решение этих споров имеет важное значение для обеспечения безопасности региона и поддержания стабильности в отношениях между Россией и Норвегией.

Какие особенности северной части России влияют на безопасность региона?

Особенности северной части России, такие как ее географическое положение, суровый климат, отдаленность от других регионов страны, а также наличие природных ресурсов, влияют на безопасность этого региона.

Какие споры существуют между Россией и Норвегией, и как они влияют на безопасность северной части России?

Между Россией и Норвегией существуют споры относительно границы в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Эти споры могут влиять на безопасность северной части России, так как они создают напряженную обстановку и могут привести к конфликтам или военным действиям.

Какие отношения между Россией и Финляндией влияют на экономическую безопасность России?

Российско-финские отношения имеют значительное влияние на экономическую безопасность России. Финляндия является одним из основных торговых партнеров России, и любое напряжение или конфликт между этими двумя странами может негативно сказаться на экономике России и ее безопасности.

Как роль НАТО влияет на безопасность северной части России?

Роль НАТО влияет на безопасность северной части России, так как альянс проводит военные учения и демонстрации силы в близости к российским границам. Это создает напряженность и повышает риск конфликта или военного противостояния в регионе.

Какие перспективы обеспечения национальной безопасности северной части России?

Перспективы обеспечения национальной безопасности северной части России включают развитие военной и экономической инфраструктуры, укрепление обороноспособности региона, установление и поддержание политических и экономических отношений с соседними странами, а также принятие эффективных мер по защите природных и экологических ресурсов региона.

Какие особенности северной части России влияют на безопасность региона?

Особенности северной части России, такие как ее изолированность, экстремальный климат, малая численность населения и большая территория, влияют на безопасность региона. Изолированность делает ее мало привлекательной для террористических групп или военных конфликтов, однако может создавать проблемы с доставкой ресурсов и поддержкой населения. Экстремальный климат затрудняет ведение военных операций и обуславливает необходимость специфического оборудования и мер безопасности. Малая численность населения и большая территория делают контроль и обеспечение безопасности сложными задачами для правительства.

Как российско-норвежские споры влияют на безопасность северной части России?

Российско-норвежские споры, в основном связанные с разделом природных ресурсов в Баренцевом море, могут оказывать негативное влияние на безопасность северной части России. Эти споры позволяют внешним акторам получать информацию о российском военно-морском присутствии и проводить разведывательные операции. Кроме того, конфликты и напряженность в отношениях с Норвегией могут привести к усилению военной активности в регионе, что может повлечь за собой возрастание рисков и угроз безопасности.