Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Муниципальное право
  • 2828 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Конституционно – правовая природа местного самоуправления
1.2 Общая характеристика местного самоуправления на основе Конституции РФ
2. КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Местное самоуправление как основа конституционного строя
2.2 Конституционные положения об основах местного самоуправления
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Гарантии местного самоуправления
3.2 Тенденции развития местного самоуправления в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

С этим мнением сложно согласиться. «Процессы развития самоуправления в России всегда … зависели от политической системы, ее воздействия и контроля». Несмотря на все указанные проблемы, в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Далее в Конституции выделено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Система органов государственной власти основана на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье 13 Конституции Российской Федерации закрепляется идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все указанные положения Конституции Российской Федерации имеют прямое действие и применяются на всей территории России. Вместе с тем, это не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил, общественных объединений со своей идеологией. Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий, не должно отражаться на учебных программах, на государственных и муниципальных средствах массовой информации, на подборе и расстановке государственных и муниципальных служащих. [7, c. 19]
Другие авторы выделяют среди общих гарантий местного самоуправления не политические, а организационно - политические гарантии. Под ними они понимают «демократический характер политического режима в стране, который обуславливает не только предоставление населению права на местное самоуправление, но и его всемерную поддержку и защиту государством». Организационный аспект гарантий особенно важен в условиях становления местного самоуправления. В Российской Федерации большое значение имело проведение съездов, совещаний, конференций и других мероприятий, где происходила разработка концепций новых законопроектов по вопросам местного самоуправления.
Организационной гарантией осуществления местного самоуправления стало и объединение муниципальных образований. Под духовными гарантиями понимается существующий в обществе уровень развития культуры, правосознания, духовных ценностей. Построение системы местного самоуправления должно базироваться на основе учета существующих традиций и обычаев. Насаждение чуждых той или иной культуре институтов обречено на провал. Характеризуя современное состояние духовных гарантий, следует отметить, что правовая культура нашего населения пока еще низка. Более того, нецеленаправленное и хаотичное развитие общественных процессов породили правовой нигилизм. А если в правовой культуре общества есть изъяны, существенные недостатки, то и исполнение законов затрудняется, законы порой наталкиваются на «неприятие» их людьми. В связи с этим очень часто можно наблюдать безразличие людей к решению вопросов местного значения, проведению выборов в различные органы власти.
Особое место в системе гарантий местного самоуправления занимают специальные (юридические) гарантии. Они представляют собой «правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления».
В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:
1) гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления;
2) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;
3) судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
Юридические гарантии можно разделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся конституционные гарантии, гарантии, закрепленные в федеральном законодательстве, и гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов Российской Федерации. Специальные же гарантии - это дополнительные меры, устанавливаемые с целью обеспечения осуществления местного самоуправления с учетом специфики той или иной сферы общественных отношений. В свою очередь специальные гарантии могут быть закреплены как в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации.


3.2 Тенденции развития местного самоуправления в России
Современное развитие административных реформ в Российской Федерации свидетельствует о том, что целевые установки, предполагающие создание эффективного, основанного на общепризнанных демократических принципах местного самоуправления на благо населения и в его интересах при отсутствии научно обоснованных программ преобразования, сталкиваются с необходимостью частых, противоречивых корректировок курса государственной политики развития местного самоуправления.
В общественном сознании формируется мысль о необходимости ревизии конституционной модели местного самоуправления в РФ, в том числе за счет «огосударствления местного самоуправления». В условиях перманентного реформирования местного самоуправления актуальной становится необходимость обоснования как самого существования местного самоуправления, так и выделение оценочных понятий, категорий, как логических положений, закладывающихся в основы и содержание реформ. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» чрезвычайно актуализировало разработку новых научных идей, обладающих научной и практической значимостью, непосредственно связанных с сущностной характеристикой местного самоуправления и его местом в российской государственности. [15, c. 7]
Отсутствие преемственности, закрепление новых взглядов на задачи и организацию местного самоуправления ставят актуальной задачей правовой теории муниципального права необходимость переосмысления развития уточнения концепции, отказа от не оправдавших себя подходов и определения путей дальнейшего развития местного самоуправления.
При этом особую актуальность приобретает оценка муниципального опыта России, выделение объединительных черт, традиционно свойственных для России, раскрытие механизма взаимодействия публично-властных и общественных институтов современной России.
Усилия по развитию местного самоуправления в России сегодня должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях (это своего рода ключевые векторы дальнейших преобразований):
1. Адаптация муниципальной системы – речь идет не только и не столько об адаптации муниципалитетов к законодательно определенной модели (это уже произошло – в той мере, в которой было возможно), сколько об адаптации самой модели к российским реалиям – экономическим, политическим, ментальным. В этом контексте можно вести речь:
- о введении факультативности районного уровня местного самоуправления и возможности перехода к конструкции «районная администрация – территориальный орган государственной власти субъекта РФ»;
- о закреплении правых форм сотрудничества муниципальных образований в рамках городских агломераций (что фиксирует современные тенденции в развитии системы расселения людей);
- об усилении вариативности организации местного самоуправления (в частности, по вопросам разграничения полномочий и финансового обеспечения);
- об институционализации и правовой регламентации процедур государственного контроля в сфере местного самоуправления (которые сейчас отданы на откуп региональным властям и территориальным подразделениям федеральных служб).
2. Усиление автономии муниципалитетов – повышение их самостоятельности в масштабах, безопасных для слаженного функционирования системы государственных органов и обеспечивающих эффективность системы публичного управления. Муниципалитеты должны превратиться в определенный противовес, сдерживающий напор региональных властей и гарантирующий качество управленческих решений на местном уровне и оперативность их исполнения).
Направления действий в этой части:
- укрепление политических инструментов представительства и поддержки муниципалитетов на федеральном уровне;
- расширение фискальной автономии муниципалитетов; уход от искусственной дотационности бюджетов территорий с уровнем экономического развития выше среднего;
- более четкое определение компетенции органов местного самоуправления, исключающее избыточное вмешательство в их деятельность других уровней публичной власти;
- усиление гарантий правовой защиты интересов муниципальных образований.
3. Стимулирование развития территорий. Это направление отчасти завязано на повышение самостоятельности муниципалитетов, но не сводится к ней. Для решения данных задач необходимы:
- повышение гибкости правового регулирования, позволяющего отказываться от отживших правовых форм и, напротив, внедрять передовые муниципальные практики;
- закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников, стимулирующих муниципалитеты работать над своей налогооблагаемой базой;
- создание механизмов поощрения (и продвижения) представителей «муниципального класса», достигших высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, по итогам третьей главы можно сделать следующие выводы. Конституция РФ содержит набор гарантий местного самоуправления, позволяющий эффективно обеспечивать соблюдение интересов муниципальных образований. Очень важным является усиление законодательных гарантий местного самоуправления: в отличие от Федерального закона № 154-ФЗ новый Федеральный закон № 131-ФЗ не включил специального блока и четкого перечня правовых средств, которые обеспечивают муниципальную автономию и защиту местного самоуправления от различных нарушений. Соответствующими правовыми нормами, как представляется, Закон должен быть обязательно «пополнен».
Однако недостатки практики защиты местного самоуправления кроются не только в дефектах самого законодательства и административной зависимости судов, но и в порой недостаточной квалификации судейских кадров в вопросах муниципального права. Поэтому возможными мерами противодействия здесь могут быть и централизованные меры обучению и подготовке методических рекомендаций для самих судов, а также принятие Постановления Пленума Верховного суда РФ, посвященного муниципальной проблематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция Российской Федерации установила в качестве одной из основ конституционного строя, что Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, Конституция «спроецировала» демократические принципы на местный уровень, закрепила ключевые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции не прописаны детальные характеристики российской модели местного самоуправления. В этом смысле она подала пример гибкого регулирования, дающего определенный простор для адаптации такой модели к жизненным реалиям.
Споры о том, является ли местное самоуправление институтом гражданского общества или частью публично-властного механизма не являются принципиальными. Как форма самоорганизации граждан, местное самоуправление является институтом гражданского общества, а как форма управления публичными делами – уровнем публичной власти в России. Последнее соответствует распространенному в мировой практике пониманию муниципальной автономии, при которой органы местного самоуправления мыслятся как самостоятельный элемент государственной (публично-властной) системы, имеющий четко определенную в законе сферу компетенции, а также ясно зафиксированные права, обязанности и ответственность.
Такой подход вполне укладывается в конституционные принципы. В ст.12 Конституции России слова «не входят» применены для соотношения органов местного самоуправления с системой органов государственной власти, а не системой публичной власти вообще. Поскольку системой органов государственной власти является система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, очевидно, в эту систему органы местного самоуправления не могут входить по определению. Они, согласно ст.12 и 130 Конституции РФ, не являются органами Российской Федерации или органами ее субъектов и наделены собственной компетенцией как третий, местный уровень публичной власти. Разделение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в Конституции РФ является функциональным. Из него вытекают:
1. необходимость четкого определения компетенций каждого уровня публичной власти;
2. необходимость закрепления и государственной защиты (гарантий) муниципальной автономии в соответствии с правилами главы 8 Конституции РФ.
Весьма важно, что сфера местного самоуправления в таком понимании не отчуждается от политики. Принадлежность к системе, в которой распределяются власть и влияние, интегрирует местное самоуправление, а с ним и местные сообщества, в публично-политическую систему.
Роль местного самоуправления трудно переоценить: местное самоуправление должно быть частью общегосударственной системы публичной власти, но обладающей самостоятельностью и правом автономного решения локальных вопросов (обеспечение жизнедеятельности населения). Эксперты нередко определяют его как буфер между властью и населением, подразумевая под «властью» региональные и федеральные государственные органы.
Что же касается собственно выбора модели местного самоуправления, то здесь Конституция России устанавливает только самые общие рамки. По сути, из нее следует последовательное организационное обособление государственной и муниципальной сфер, исключение возможности формирования совместных «государственно-муниципальных» органов и предметов ведения, что не характерно для многих зарубежных стран. Однако выбор конкретных характеристик муниципальной организации, позволяющих говорить о формировании той или иной модели, Конституция России оставила законодателю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Европейская Хартия местного самоуправления. Страсбург.15.10.85, ратиф. ФЗ от 11.04.98 № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998, № 15,ст.1695.
Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. // СПС Гарант
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СПС Гарант
Азнагулов В.Г. Сберечь непреходящие ценности федерализма// Социально-гуманитарные знания. 2007. №1.
Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Юнити-Дана, 2008.- 303с.
Баргандмсия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 2007. № 4.
Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 303с.
Городников С. Историческое предназначение Конституции РФ // Правоведение, 2006. № 9.
Зотов В. Б. Муниципальное управление: Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра, 2007. – 450с.
Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. - М.: Юридическая литература, 2006. – 400с.
Леонов В.И. Конституционализм и местное самоуправление // Законодательство и экономика. 2006. №11.
Мишин А. А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2008.- 400с.
Шукшин Г.А. Конституционные основы местного самоуправления // Экономика и право. 2007. №4.
Яковлев С.А. История и перспективы развития местного самоуправления в России // Законодательство и экономика. 2007. №3.





2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Европейская Хартия местного самоуправления. Страсбург.15.10.85, ратиф. ФЗ от 11.04.98 № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998, № 15,ст.1695.
2.Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. // СПС Гарант
3.Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант
4.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СПС Гарант
5.Азнагулов В.Г. Сберечь непреходящие ценности федерализма// Соци¬ально-гуманитарные знания. 2007. №1.
6.Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Юнити-Дана, 2008.- 303с.
7.Баргандмсия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 2007. № 4.
8.Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 303с.
9.Городников С. Историческое предназначение Конституции РФ // Правоведение, 2006. № 9.
10.Зотов В. Б. Муниципальное управление: Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра, 2007. – 450с.
11.Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. - М.: Юридическая литература, 2006. – 400с.
12.Леонов В.И. Конституционализм и местное самоуправление // Законодательство и экономика. 2006. №11.
13.Мишин А. А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2008.- 400с.
14.Шукшин Г.А. Конституционные основы местного самоуправления // Экономика и право. 2007. №4.
15.Яковлев С.А. История и перспективы развития местного самоуправления в России // Законодательство и экономика. 2007. №3.


Вопрос-ответ:

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление - это система управления территориальными единицами (муниципалитетами) на основе принципов демократии, при которой жители имеют право выбирать своих представителей и принимать решения, касающиеся важных вопросов развития территории.

Какая природа у местного самоуправления?

Местное самоуправление является конституционной категорией и имеет важное положение в системе государственной власти в Российской Федерации. Оно основано на принципах демократии, самоуправления и законности.

Какие основные конституционные положения относятся к местному самоуправлению?

Основные конституционные положения о местном самоуправлении содержатся в статье 12 Конституции Российской Федерации. Она устанавливает, что местное самоуправление основано на принципах всеобщего избирательного права, самостоятельности и компетенции местных органов власти.

Какое регулирование осуществляется в области местного самоуправления?

Конституционное правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральные и региональные законы определяют основные принципы и нормы, регулирующие деятельность местных органов самоуправления.

Какую роль играет местное самоуправление в конституционном строе России?

Местное самоуправление играет важную роль в конституционном строе России. Оно способствует укреплению демократии, развитию гражданского общества и реализации прав и свобод граждан на местном уровне. Местные органы самоуправления обеспечивают близость к власти и возможность принимать решения, отражающие интересы жителей конкретной территории.

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление - это форма управления, при которой жители определенной территории могут принимать решения по важным вопросам своей жизни и развития.

Какие основные положения о местном самоуправлении содержатся в Конституции РФ?

В Конституции РФ содержится ряд основных положений о местном самоуправлении, включая принципы территориальной организации государства, гарантии самостоятельности органов местного самоуправления и прав жителей на участие в управлении делами местного значения.

Что означает местное самоуправление как основа конституционного строя?

Местное самоуправление является основой конституционного строя в Российской Федерации, то есть оно является одним из основополагающих принципов организации государства и реализации власти.

Какие права и обязанности имеют органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления имеют право на управление населением на своей территории, принятие решений по вопросам местного значения, а также обязанности по обеспечению благополучия и развития своей территории.

Какие права имеют жители при осуществлении местного самоуправления?

Жители имеют право на участие в управлении делами местного значения, на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также на обжалование незаконных решений и действий этих органов.

Что является основой местного самоуправления в Российской Федерации?

Основой местного самоуправления в Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет принципы, цели и задачи местного самоуправления, а также права и обязанности муниципальных образований.